Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование творческих способностей младших школьников через выполнение письменных работ».
материал

"Отчёт по самообразованию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_1.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

 «Отчет по самообразованию».

Тема: « Формирование творческих способностей младших школьников через выполнение письменных работ».  

Цель: выявление идей и способов развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.

Задачи: 

1. Изучить научно-методическую литературу по формированию творческих способностей;

2.  Стремиться помогать, каждому ребенку, понять самого себя

3. Составить систему упражнений, способствующих развитию творческих способностей младших школьников;

      На современном этапе развития школьного образования проблема

развития творческих способностей учащихся приобретает особое значение в связи си высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в образованных людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Ученик должен уметь строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, перерабатывать текст.

       Главной задачей школы является разностороннее и гармоничное формирование личности школьника, раскрытие его творческих способностей.  В связи с этим вопросы развития самостоятельной письменной речи учащихся приобретают особое значение.

    Внутри учебной деятельности самостоятельной письменной речи отводится особое структурное место и функциональное значение. Развитие самостоятельной письменной речи совершенствует мыслительную деятельность, устную речь, память, внимание, воображение, эмоциональную сферу ребенка. Также самостоятельная письменная речь позволяет младшему школьнику обратиться к своему внутреннему миру, который отражается в его письменных работах. У учащихся  формируется способность выражать свои переживания, мысли и чувства.

     Высшим уровнем развития письменной речи учащихся является творческая работа. Письменные творческие задания способствуют повышению степени познавательной активности младших школьников и их самостоятельности. Целью творческих работ является создание своего, нового, оригинального, на основе предложенного учителем или подобранного учащимися материала.

      На уроках русского языка можно предложить учащимся творческие задания на этапе актуализации знаний. Это могут быть такие задания как  составление словарей, придумывание загадок, кроссвордов, сочинение пословиц, сказок.

        Также целесообразно проводить творческую работу на этапе первичного закрепления. Можно предложить учащимся списать текст, изменив его начало и конец. Каждый ребенок придумает и напишет свой вариант начала и конца текста. Такие виды работ способствуют развитию речи, воображения и творческих способностей младших школьников.

          Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых умений. Большое количество коммуникативно-лингвистических игр со словами и игровые задания носят одновременно обучающую, развивающую и развлекательную направленность. Цель игр со словом - превращает урок в увлекательное приключение, развитие у детей эмоциональной сферы, образно-чувственного мышления; развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие; формирование чувства слова, языковой интуиции, обогащение словаря. Занимательный игровой материал применяю в ходе изучения ведущих разделов школьного языкознание: “Фонетики”, “Морфологии”, “Лексикологии”, “Синтаксиса”.

          Для работы выбрала следующие творческие задания на уроках русского языка:

         Анаграммы”. Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: адрес (среда), салат (атлас); расшифруй слово и запиши его.

        “Неполные слова”. На доске записывается столбик букв, с точками на месте согласных. Дети отгадывают слова только по данным гласным.

.о.. а.. а ..о.. а. .е. е.  и. о. (комната, вокзал, телевизор).

         “Ступеньки”. На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего.

«Эстафета-рассказ»

           Кто удачнее напишет коллективный рассказ за определённое время (работа в группах),  каждый участник имеет право добавить только одно-два предложения к уже записанному.

Тему рассказа определяет учитель.

Цель игры: активизировать спонтанную речь детей. «Игровое задание «Кто-то начал, ты продолжи…»

         Даётся, начало строки, известной или не очень. Учащиеся должны самостоятельно закончить, развернуть сюжет.

          В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.

          Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

       Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода, как ученика, так и учителя.

Использованные источники:

1. https://infourok.ru/vidy-tvorcheskih-pismennyh-rabot-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnoj-shkole-5373842.html

2.https://multiurok.ru/index.php/files/vidy-formy-i-sposoby-primeneniia-tvorcheskikh-rabo.html

3.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/01/04/vidy-tvorcheskih-pismennyh-rabot-na-urokah-russkogo-yazyka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Педагогический проект  «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...

Формирование творческих способностей младших школьников через организацию исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время

Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы.Такой подход позволяет перевести ...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (из опыта работы)

Как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе? Я стремлюсь организовать учебный процесс так, чтобы пробудить заложенное в каждом ребён...

Авторская работа по самообразованию на тему " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"

В авторской работе размещены методические рекомендации по формированию читательской самостоятельности младших школьников....

Личностно ориентированная направленность в формировании творческих способностей младших школьников на уроках русского языка. (из опыта работы)

В данной статье говорится о роли учителя начальных классов в развитии творческих способностей учащихся, о том, как пробудить в ребёнке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выраз...

Развитие творческих способностей младших школьников через приемы работы с бумагой на уроках и внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей младших школьников через приемы работы с бумагой на уроках и внеурочной деятельности...