Адаптированные рабочие программы 7.2
рабочая программа (1 класс)
Адаптированные программы вариант 7.2. 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannye_programmy_7._2_1_a_klass_1.zip | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.» Протокол № 1 от «29» августа 2022г. | «СОГЛАСОВАНО» на заседания МС Протокол № 1 от «30» августа 2022 г. Председатель МС: Васильева Л.И. ___________________ | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.» _______________ С.О. Москвина Приказ № 706 -ОД от «31» августа 2022 г. |
«Согласовано»
______________________Ф.И.О.
Родитель несовершеннолетнего
(законный представитель)
______________________ подпись
АДАПТИРОВАНННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Мецлер Алексея Давыдовича
обучающегося 1 «А» класса,
Изобразительному искусству |
по
(инклюзивное образование)
Ф.И.О. учителя: Рослова Анастасия Владимировна
количество часов в неделю:1
количество часов в год: 33
г. Ханты-Мансийск, 2022 год
Содержание
- Пояснительная записка АРП …………………………………………...….3
- Общая характеристика учебного предмета………………………………..3
- Описание места учебного предмета, в учебном плане ……………...……5
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета………………………………………………………….…….……5
- Содержание коррекционной работы по предмету………………………...9
- Содержание учебного предмета, курса…………………………………….10
- Тематическое планирование……………………………………………….10
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса ……………………………………………….11
- Система контрольно-измерительных материалов АРП………………….11
- Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа для обучающегося 1 А класса Мецлер Алексея Давыдовича разработана на основании заключения ТПМПК от г. № 2112 , приказа МБОУ «СОШ № 6 им. Сирина Н.И.» Предназначена для изучения курса «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта образовательных потребностей, учащихся раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании. Программа предполагает использование учебников Изобразительное искусство. — М.: Просвещение, 2009 г. Авторской программы Л.А. Неменской.
Данная коррекционная программа ориентирована на коррекцию познавательных процессов детей с проблемами в развитии с учетом индивидуальных особенностей детей. Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу. У таких детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательный материал для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Внимание неустойчивое. Но при этом не наблюдается инертности психических процессов, как, например, при умственной отсталости, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки в другие ситуации Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешного обучения в общеобразовательной школе.
У обучающегося 1 А Мецлер Алексея Давыдовича проводится коррекционная работа на уроках, которая обеспечивает:
-выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
-осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей;
-оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП ООО;
-возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП ООО в целом.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебно-методический комплект:
Учебник. — В 1-ой части « Изобразительное искусство» 1 класс. Авторы: Л.А. Неменская — M.: Просвещение, 2020г.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» составляет неотъемлемую частью образования младших школьников с ЗПР, так как является основным для формирования сферы жизненной компетенции и имеет коррекционное значение. Он реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет не только формировать необходимые компетенции, но и успешно корригировать типичные для школьников с ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки и пр.).
Предмет «Изобразительное искусство» тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств, для реализациидеятельностного подхода в образовании.
Предметнеобходим для улучшения всех сторон познавательной деятельности: он обогащает содержание умственного развития, формирует операциональный состав различных практических действий, способствуя их переходу во внутренний план, создает условия для активизации связного высказывания, уменьшая трудности оречевления действий, а также вербального обоснования оценки качества сделанной работы.
Предмет «Изобразительное искусство» способствует становлению сферы жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности и позволяющей адаптироваться в социуме, развивает необходимые для социализации качества личности. Он помогает преодолеть ряд нежелательных особенностей обучающихся с ЗПР (ручную неумелость, леность, неусидчивость, поспешность и непродуманность действий, безразличие к результату и пр.), а потому имеет большое воспитательное значение.
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес к художественному творчеству.
Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача – познакомить учащихся с компьютером как средством, не заменяющим, а дополняющим другие средства.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Дополнительные основные задачи реализации содержания ФГОС для обучающихся с ЗПР:
- накопление первоначальных впечатлений о разных видах искусств и получение доступного опыта художественного творчества;
- освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов;
- развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства;
- формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
- развитие опыта самовыражения в разных видах искусства.
#1054;писание места учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане предмет «Изобразительное искусство» является составляющей обязательной части. Предмет изучается все 5 лет обучения. На его реализацию первые два года отводится по 1 часу в неделю при 33 учебных неделях, а последующие три года по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях. Таким образом, в 2-4 классе календарно-тематическое планирование рассчитано на 34 часа.
Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» может корректироваться в рамках предметной области «Изобразительное искусство» с учётом психофизических особенностей обучающихся.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» является следующие качества:
•формирование к учебно-познавательному интересу к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
•формирование ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
•способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
•умение связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения; работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
•желание развивать свои творческие способности в разных областях изобразительного искусства, умение передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер, изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
•желание вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве для формирования своего мнения о рассматриваемых произведениях;
•сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
•сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития изобразительного искусства в общественной практике;
•сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
•креативность мышления, инициатива, находчивость, активность, умение контролировать процесс и результат своей творческой деятельности.
Средством достижения этих результатов является:
•система заданий учебников;
•представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
•использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология индивидуальной и совместной практической деятельности, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
- выдвигать творческие способы и решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, разные техники выполнения, компьютер);
- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные художественные средства и материалы (в том числе и Интернет);
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- давать оценку своим личным качествам и чертам характера («каков я»), определять напрвления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»)
Средством формирования регулятивных УУД служат технология системно-деятельностного подхода на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-создавать свою технику выполнения задания;
-самостоятельно выбирать материал выполнения творческой работы
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
Предметные результаты:
- умение различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- умение различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- понимать эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- распознавать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- умение передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- умение составлять композиции с учётом замысла;
- умение конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- умение конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- умение конструировать из природных материалов;
- умение пользоваться простейшими приёмами лепки.
По окончании изучения предмета «Изобразительное искусство» обучающийся научится:
усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Итоговый контроль:
Организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить самореализацию своего творчества радость успеха через защиту проектов.
Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
5. Содержание коррекционной работы по предмету:
Общая система коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими ЗПР, конкретизируется в каждой образовательной организации в зависимости от материально-технической базы и кадрового потенциала, однако требует согласованных усилий участников сопровождения, обсуждения результатов на психолого-медико-педагогических консилиумах и педагогических советах (если образование реализуется в отдельных организациях). Объектами коррекционно-развивающей и психо-коррекционной работы становятся недостатки познавательной деятельности, отклонения в эмоционально-волевой сфере личности, трудности межличностного взаимодействия, различные неспецифические дисфункции. Соответственно, участники сопровождения рефлексируют коррекционно-развивающий потенциал каждого учебного предмета, и простраивают мониторинг образовательных результатов в соответствии с ним.
Предмет «Изобразительное искусство» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим пунктам:
- расширение представлений о трудовой деятельности людей;
- развитие возможностей знаково-символического опосредствования деятельности (в качестве средств выступают схемы изделий, технологические карты);
- совершенствование пространственных представлений;
- улучшение ручной моторики;
- развитие действий контроля;
- совершенствование планирования (в том числе умения следовать плану);
- вербализация плана деятельности;
- умение работать в парах и группах сменного состава;
- совершенствование диалогических умений;
- формирование социально одобряемых качеств личности (аккуратность, тщательность, инициативность и т.п.).
Психокоррекционная направленность заключается также в расширении и уточнении представлений об окружающей предметной и социальной действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего школьника с ЗПР к себе и к миру. Требования речевых отчетов и речевого планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы, способствуют появлению и совершенствованию рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из важнейших психологических новообразований младшего школьника.
С целью создания условий, способствующих эффективному усвоению учебного материала, в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства используется следующий методический инструментарий коррекционно-развивающего обучения:
- задания по степени нарастающей трудности;
- разнообразные типы структур урока, обеспечивающие смену видов деятельности детей;
- задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;
- дозированная, поэтапная направляющая помощь учителя;
- использование коротких, чётких, поэтапных инструкций выполнения заданий;
- включение в урок материалов современной жизни;
- развёрнутая словесная оценка;
- использование наводящих вопросов при повторении пройденного и изучении нового материала;
- использование индивидуальных заданий.
Формы обучения:
- интегрированное обучение;
- игровая деятельность;
- интерактивные технологии;
- дифференцированный подход;
- индивидуально – групповое занятие;
- беседа;
Методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- частично- поисковый;
- использование технических средств;
- объяснительный;
- иллюстративный;
- проблемный;
- творческий;
Используемые технологии:
1. Системно-деятельностный подход.
2. Личностно-ориентированное обучение.
3. ИКТ.
4. Проектная технология;
5. Технология оценивания образовательных достижений учащихся.
6. Содержание учебного предмета, курса.
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения - 9 часов
Все дети любят рисовать. Изображения всюду вокруг нас. Материалы для уроков изобразительного искусства. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения - 7 часов
Мир полон украшений. Красоту нужно уметь замечать. Цветы. Узоры на крыльях. Красивые рыбы. Украшения птиц. Узоры, которые создали люди. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки - 9 часов
Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу - 7 часов
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник птиц. Разноцветные жуки. Сказочная страна. Времена года. Здравствуй, лето! (обобщение темы).
7. Календарно – тематическое планирование
8. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Учебные и методические пособия
Неменская Л. А. Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь, строишь: учебник для 1 класса / под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2019.
Неменский Б. М., Неменская Л. А. Рабочие программы: пособие для учителей Общеобразоват. учреждений для 1 класса - М.: Просвещение, 2011
Неменский Б. М., Неменская Л. А. Уроки изобразительного искусства: Поурочные разработки для 1-4 классов - М.: Просвещение, 2020г
Технические средства
Ноутбук, проектор, экран, колонки.
Цифровые образовательные ресурсы.
Таблицы, электронные презентации по изобразительному искусству, ресурсы Интернета.
Учебно-практическое оборудование: краски (гуашь, акварель), восковые мелки, цветные карандаши, стакан для воды, набор кисточек, альбом для рисования.
9. Система контрольно-измерительных материалов АРП
В 1 классах школы система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметок. Содержательный контроль и оценка должны отражать прежде всего качественный результат процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения учеником знаний по предметам, но и уровнем его развития, динамикой индивидуальных достижений учащихся. Во 2-4 классах школы оценивание осуществляется по 5-ти балльной шкале.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Оцениваются: качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом; степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя); уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке его личным творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации. Развитие творческих способностей обеспечивается деятельностным подходом к обучению, стимулирующим поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систему вопросов, советов и задач, активизирующих познавательную поисковую, в том числе проектную, деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Русский язык (вариант 6.2)
Структурные элементы рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане5. Описание цен...
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (СКК VII) вида по программе "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса предназначена для специальных коррекционных классов VII вида, создаваемых на базе общеобразовательных школ для детей с задержкой психическог...
Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)
Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....
Адаптированные рабочие программы 2 класс(программа "Школа России") (июнь 2018г.)
Содержат внутрипредметные образовательные модули....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, по родному языку для детей программа 7.2 и 6.2
Адаптированные программы 1 дополнительный класс ( второго года обучения) 7.2 ( задержка психического развития) и 6.2 ( НОДА)....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( с 1 подготовительного по 4 класс)
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( с 1 подготовительно...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...