Нейропсихология в начальной школе
консультация
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №42
Им Ф.С. Шабашева
учитель начальных классов
Цыганкова Е.Е.
Тема: «Нейропсихологический подход в начальной школе»
(Просмотр отрывка мультфильма «Осторожно обезьянки»)
(Слайд 1)
- Добрый день! Знакомая ситуация? (пауза) Каждый из нас когда-то был маленьким, озорным, любознательным ребенком. А я о таких обезьянках знаю не понаслышке. Меня зовут Цыганкова Елена Евгеньевна, я работаю учителем начальных классов 18 лет.
Каждый день мы замечаем, что общество сегодня качественно изменилось; изменился и современный ребенок. При этом он не хуже или лучше своего сверстника,- он просто стал другим.
В связи с этим, возникают вопросы: (Слайд 2)
"Что мы знаем о детях?
Почему некоторые из них становятся "трудными"?
И, конечно же, как это исправить?
(Слайд 3)
Нет детей, которые не хотели бы учиться хорошо. Но есть дети, у которых это не получается.
Одна двойка, другая, третья…! А если еще и очередная!!! Начинаешь объяснять неусвоенную тему снова и снова. А результата нет! Мы же испробовали все методы, а результата нет! Ну что же не так?
Представьте, что вы- водитель, который движется по скоростному шоссе на низкой скорости. Комфортно ли вам будет двигаться с такой скоростью? (жду ответ) Видеть, как другие мчатся мимо вас! (Слайд 4)
По правилам дорожного движения вы создаете помехи другим водителям, поэтому ехать по скоростной трассе на низкой скорости запрещено.
Так и в школе, некоторые дети практически на каждом уроке движутся «на пониженной передаче». Математика, русский, чтение требуют от ребенка максимальной концентрации внимания и усилий.
Порой, оказывается, причина неусидчивости и плохих отметок кроется именно в нарушении работы полушарий головного мозга. (Слайд 5)
Нейронные связи головного мозга можно сравнить с новогодней гирляндой. Мы достаем ее из коробки, и оказывается, что некоторые лампочки не горят. Их приходится подкручивать, чинить, менять, чтобы гирлянда заработала. Оказывается, помочь «зажечь лампочки» в голове могут движения рук и разные комбинации пальцев.
Нужно помочь ребенку запустить мыслительные процессы. А для этого мне помогают нейропсихологические упражнения, некоторые из них довольно просты и под силу каждому. Я использую их на уроках, потратив на это не больше минуты.
Вот некоторые из них. Внимание на экран.
( Видеоролик фрагмент урока с нейропсихологическими упражнениями)
(Слайд 8)
Очень активизирует работу головного мозга МЕЖПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ. Что это такое? Если полушария работают не слаженно, то дети часто испытывают трудности в обучении, так как тормозят процессы восприятия. Межполушарное рисование позволяет улучшить эти связи. Я предлагаю ребёнку нарисовать одноврЕменно двумя руками какую-либо фигуру, можно записать словарное слово.
Бодрят, тонизируют, буквально заставляют « мозг напрячься» кинезиологические упражнения. СЛАЙД 9 Выполнять их можно вместе с детьми, потому что лишние нейронные связи взрослым тоже не помешают. Чтобы убедиться, что это не сложно, предлагаю испытать на себе, а заодно и восстановить пару нейронных связей.
Упражнение на содружество двух рук и внимания. Ладошки на столе, одна ладонь «закрыта», другая «открыта». (ТЫЛЬНАЯ И ОБРАТНАЯ сторона ладошки) На счет меняем их положение, со временем ускоряем темп, затем подключаем хлопок.
Очень нравится ребятам упражнение «Алфавит» на развитие стрессоустойчивости. Каждому ребенку выдается лист бумаги, на котором 2 ряда букв. В 1 ряду это буквы алфавита (самый простой вариант - буквы расположены в алфавитном порядке, сложнее вариант- буквы в разброс), во 2 ряду, под каждой буквой указываются П(правая рука), Л (левая рука), В ( обе руки). Самый простой вариант - ребенок называет вслух букву, расположенную сверху и, одновременно с этим поднимает вверх руку ту, первая буква которой расположена внизу. Т.е., если внизу П, то поднимешь правую руку, если Л- левую, если В- то вместе, обе руки.
Благодаря этим упражнениям вы получите высокие результаты в обучении, даже не сомневайтесь! Рекомендую! Спасибо за внимание.
МБОУ СОШ №42
Им Ф.С. Шабашева
учитель начальных классов
Цыганкова Е.Е.
Тема: «Нейропсихологический подход в начальной школе»
Каждый день мы замечаем, что общество сегодня качественно изменилось; изменился и современный ребенок. При этом он не хуже или лучше своего сверстника,- он просто стал другим.
В связи с этим, возникают вопросы:
"Что мы знаем о детях?
Почему некоторые из них становятся "трудными"?
И, конечно же, как это исправить?
Нет детей, которые не хотели бы учиться хорошо. Но есть дети, у которых это не получается.
Одна двойка, другая, третья…! А если еще и очередная!!! Начинаешь объяснять неусвоенную тему снова и снова. А результата нет! Мы же испробовали все методы, а результата нет! Ну что же не так?
Представьте, что вы- водитель, который движется по скоростному шоссе на низкой скорости. Комфортно ли вам будет двигаться с такой скоростью? (жду ответ) Видеть, как другие мчатся мимо вас!
По правилам дорожного движения вы создаете помехи другим водителям, поэтому ехать по скоростной трассе на низкой скорости запрещено.
Так и в школе, некоторые дети практически на каждом уроке движутся «на пониженной передаче». Математика, русский, чтение требуют от ребенка максимальной концентрации внимания и усилий.
Порой, оказывается, причина неусидчивости и плохих отметок кроется именно в нарушении работы полушарий головного мозга.
Нейронные связи головного мозга можно сравнить с новогодней гирляндой. Мы достаем ее из коробки, и оказывается, что некоторые лампочки не горят. Их приходится подкручивать, чинить, менять, чтобы гирлянда заработала. Оказывается, помочь «зажечь лампочки» в голове могут движения рук и разные комбинации пальцев.
Нужно помочь ребенку запустить мыслительные процессы. А для этого мне помогают нейропсихологические упражнения, некоторые из них довольно просты и под силу каждому. Я использую их на уроках, потратив на это не больше минуты.
Вот некоторые из них.
Очень активизирует работу головного мозга МЕЖПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ. Что это такое? Если полушария работают не слаженно, то дети часто испытывают трудности в обучении, так как тормозят процессы восприятия. Межполушарное рисование позволяет улучшить эти связи. Я предлагаю ребёнку нарисовать одноврЕменно двумя руками какую-либо фигуру, можно записать словарное слово.
Бодрят, тонизируют, буквально заставляют « мозг напрячься» кинезиологические упражнения. Выполнять их можно вместе с детьми, потому что лишние нейронные связи взрослым тоже не помешают. Чтобы убедиться, что это не сложно, предлагаю испытать на себе, а заодно и восстановить пару нейронных связей.
Упражнение на содружество двух рук и внимания. Ладошки на столе, одна ладонь «закрыта», другая «открыта». (ТЫЛЬНАЯ И ОБРАТНАЯ сторона ладошки) На счет меняем их положение, со временем ускоряем темп, затем подключаем хлопок.
Очень нравится ребятам упражнение «Алфавит» на развитие стрессоустойчивости. Каждому ребенку выдается лист бумаги, на котором 2 ряда букв. В 1 ряду это буквы алфавита (самый простой вариант - буквы расположены в алфавитном порядке, сложнее вариант- буквы в разброс), во 2 ряду, под каждой буквой указываются П(правая рука), Л (левая рука), В ( обе руки). Самый простой вариант - ребенок называет вслух букву, расположенную сверху и, одновременно с этим поднимает вверх руку ту, первая буква которой расположена внизу. Т.е., если внизу П, то поднимешь правую руку, если Л- левую, если В- то вместе, обе руки.
Конечно, далеко не с каждой проблемой позволит справиться простая игра. В некоторых случаях нужно обратиться к специалисту-нейропсихологу. Всегда важна поддержка родителей, понимание ими проблемы. И нужно находить на уроках повод для похвалы — это окрыляет детей.
Использованная литература:
1.Источник: https://rosuchebnik.ru/material/neyropsikhologicheskie-priemy-v-pomosch-uchitelyu/
2.Ахутина Т.В. «Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе», к I Межд. Конф. памяти А.Р. Лурия. М., 1998 г., 208 с.
3.«Большой психологический словарь» Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003г., 672 с.
4. «Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушений развития у детей», А.В. Семенович, С.О. Умрихин, А.А. Цыганок, опубликовано в «Журнале высшей нервной деятельности им. Павлова И.П.», М., 1992г., Т. 42., Вып. 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»
В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...
Нейропсихология на урока в начальной школе Упражнения для синхронизации полушарий головного мозга
Полученные знания в области нейропсихологии детского возраста помогли найти разумные объяснения истоков трудностей и проблем, лежащих в основе неуспеваемости детей современной начальной школы и опреде...
Актуальность изучения основ нейропсихологии в начальной школе.
Социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники приводят к более высоким требованиям в школьном образовании, повышается уровень тревожности, и как следствие снижение памяти, внимания и уро...