Как повернуть ошибку в ответе ученика в пользу отвечающего?
статья

Ташкевич София Владиславовна

В процессе обучения ученики из-за недостаточного уровня знаний, порой спешки и невнимательности допускаю ошибки. Перед учителем стоит ответственная задача, исправить допущенные ошибки таким образом, чтобы не отбить у обучающихся желание учиться и не нарушить взаимоотношения с ними. В данном сообщении вы сможете ознакомиться с принципами обратной связи, которые помогут учителю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как повернуть ошибку в ответе ученика в пользу отвечающего?

Ташкевич София Владиславовна

ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»

Учитель начальных классов

Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку.

Элберт Хаббард

Введение

Среднестатистический ребёнок регулярно сталкивается с тем, что ему постоянно указывают на ошибки: в школе Марья Ивановна, вооружившись тревожно-красной ручкой, черкает контрольную работу, дома — семейство в полном составе учит «как надо». А тем временем человек может получать удовольствие от процесса только в том случае, когда есть ощущение успеха. А откуда взяться этому ощущению, если тебе постоянно говорят, что ты недостаточно хорош?

Зачем нужна обратная связь?

Обратная связь от учителя к ученику — необходимый инструмент образовательного процесса. Но слишком резкие замечания могут и вовсе отбить у ученика последнюю надежду на успешное обучение. 

Учителю — для оценки успешности образовательного процесса, корректировки программы обучения, возможной смены методов преподавания.

Ученику — для получения результатов своей учебной деятельности, обнаружения слабых и сильных мест, изменения подхода к обучению.

5 принципов обратной связи

1) Определите принципы выставления оценок

Чтобы оценивание было справедливым, ученикам нужно в самом начале объяснить, из чего будет складываться их оценка, а также что нужно сделать для получения максимального и минимального балла. Если ученики изначально будут понимать правила игры, то потом им будет легче работать над своими ошибками и воспринимать критику.

Важно: не забывайте сами следовать этим принципам и не меняйте систему оценивания уже в процессе обучения или проверки работ.

2) Будьте конкретными

«Плохо», «ты молодец», «мне понравилась твоя работа» — всё это комментарии, не имеющие никакой пользы для учеников. По ним сложно сделать какие-либо выводы и определить действия по исправлению ошибок. Поэтому всегда говорите о конкретных ошибках в конкретной работе и о том, как именно их можно исправить в следующий раз.

3) Задавайте ученику вопросы

Во время обсуждения ошибок ученик не должен молчать. Важно не просто высказаться об ошибках ученика, но удостовериться, что он осознал их. Для этого необходимо выстроить диалог с учеником. Возможно, сначала даже стоит попросить его самостоятельно оценить работу и подумать над возможными ошибками. 

Важно: не запрещайте ученикам защищать свою позицию, если вдруг они не согласны с мнением учителя! Это поможет и выстраиванию доверительного диалога и вовлечённости ученика.

4) Принимайте во внимание личность ученика

Из-за особенностей характера одна и та же фраза может по-разному может влиять на разных учеников. Поэтому подумайте, кого больше замотивирует критика, а кого — похвала.

Также, давая ученику обратную связь, ориентируйтесь исключительно на его результаты и прогресс. Сравнивайте ученика только с ним же в прошлом, а не с классом.

5) Не забывайте хвалить

Обратная связь — это не только про ошибки. Моменты успеха тоже нужно фиксировать, притом не только ради выстраивания диалога с учеником, но и для лучшего запоминания удачных алгоритмов работы.

Как повернуть ошибку в пользу ученика?

Повернуть ошибку в пользу ученика возможно лишь при тактичном подходе, когда учитель направляет ребенка в правильное русло и помогает ему развивать мысль дальше.

Первое, это внушить детям, что ничего страшного в ошибке нет.

Ошибка – это способ научиться чему-то новому, именно это должны помнить ученики на уроке

Второе проанализируйте вместе с учеником эту ошибку

Это поспособствует более глубокому изучению материала и его анализа.

Упорство со стороны учащихся также может сыграть на руку, когда у кого-то, что-то не получается это может подстегнуть человека «докопаться до истины»

Третье исправьте её и повторите правильный вариант, это также поспособствует лишнему повторению материала

Напоследок…

Цель правильного исправления ошибок учеников – способствовать повышению уровня знаний ученика и формированию обстановки доверия между преподавателем и его аудиторией. Знание и применение современных креативных методик исправления ошибок, включая невербальные, значительно упрощает эту задачу.

          Использованные источники:

  1. Как указать на ошибку ученика, не отбив у него желание учиться? Режим доступа: https://repit.online/blog/post/kak-ukazat-na-oshibku-uchenika-ne-otbiv-u-nego-zhelanie-uchitsya.html 

  2. Как исправлять ошибки? Режим доступа: https://oshibkaw.ru/kak-ispravit-oshibki-v-shkole/ 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы над ответом ученика.

Работа над ответом ученика – один из решающих факторов формирования знаний....

Как повернуть ошибку в ответе ученика в пользу отвечающего?

Работа с ошибками и их исправление одна из важнейших частей работы учителя, то, как учитель реагирует на них может очень сильно повлиять не только на успеваемость ребёнка, но и на отношения между преп...

Как повернуть ошибку в ответе ученика в пользу отвечающего?

На первый взгляд, исправить ошибку, которую учащийся допускает на уроке, элементарно. Однако замечание ученику должно быть сделано с умом – в уместный момент и в надлежащей форме. Для разных тип...

допущена грубая ошибка в ответах на олимпиаду

Всех приветствую. Моя цель регистрации на сайте - указывать на ошибки, которые недопустимы в плане образования детей, например, в публикации от 20.10.20 Рамазановой Нафисы Моснавиевны "Олимпиадны...

Выступление на тему " Как повернуть ошибку в ответ ученика в пользу отвечающего"

Выступление на тему:  " Как повернуть ошибку в ответ ученика в пользу отвечающего"....

Текст выступления "Как повернуть ошибку в ответе ученика в пользу отвечающего?"

В данном выступлении рассматривается важность ошибок, как неотъемлемой части образовательного процесса. Ошибки учеников воспринимают, ка негативный опыт, однако они могут служить мощным инструментов д...