Работа с одарёнными детьми
статья

Самойлова Алёна Николаевна

Сохранение и развитие одарённости детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi1.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми

Формы и методы работы с одарёнными детьми

      Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

       В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

-исследовательский;

-частично-поисковый;

-проблемный;

-проективный.

      Формы работы:

-классно-урочная (работа в парах, в малых группах);

-разноуровневые задания, творческие задания;

-консультирование по возникшей проблеме, дискуссия, игры.

    Очень важны:

-предметные олимпиады;

-интеллектуальные марафоны;

-различные конкурсы и викторины;

-словесные игры и забавы;

-проекты по различной тематике;

-ролевые игры;

-индивидуальные творческие задания.

      Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

      Как правило, у одаренных детей проявляются: 

-высокая продуктивность мышления;

-легкость ассоциирования;

-способность к прогнозированию;

-высокая концентрация внимания.

      Используя дифференцированный подход, я работаю над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров. Учитель должен быть:

-непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;

-профессионально грамотным;

-интеллигентным, нравственным и эрудированным;

-владеть современными педагогическими технологиями;

-психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

-иметь позитивную Я концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.

     При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

-стимулировать познавательные способности учащихся;

-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

       Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Так скажем, есть дети - вундеркинды.

        Вундеркинды - дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности. Но только у части детей, опережающих по интеллектуальному развитию своей возраст, одержимость умственными занятиями с возрастом не исчезнет и станет устойчивой особенностью. У других же детей неустанная потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится.

Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебе и в жизни напротив, таких детей ожидают немалые сложности и дома, и в школе. Важно, чтобы родители правильно относились к особенностям своего ребенка.

      Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями.

               Для развития творческого мышления и воображения учащихся я предлагаю такие  задания:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формировать противоречия;

-разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты.

             Творческие задания дифференцирую по таким параметрам, как

- сложность содержащихся в них проблемных ситуаций;

- сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

- формы представления противоречий (явные, скрытые).

           В связи с этим выделяю три уровня сложности содержания системы творческих заданий:

             Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и

предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

             Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.

             Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности.

             Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. Задания  такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на  развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения  алгоритмических и эвристических методов творчества.

           Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения.

           Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

- ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений;

- реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе;

- вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся;

- дидактические и сюжетно - ролевые игры на уроках и во внеурочное время;

- экскурсии, наблюдения;

- творческие мастерские;

- тренинги, проводимые психологом образовательного учреждения.

            Все это позволило конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий.

           Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности:

- интеллектуальные марафоны;

- школьные, районные, интернет-олимпиады;

- творческие интеллектуальные игры, конкурсы;

- день открытых дверей «Приглашаем в гости»;

- творческие конкурсы разного уровня;

- участие в кружках и секциях по интересам.

Творческие задания по математике  (3 класс)

Творческое задание «Составляем римские цифры»

Поделите детей на группы. Один человек из каждой группы должен вытащить из мешка столько палочек, сколько может захватить его рука. Нужно составить из палочек как можно больше римских цифр, а затем сложить их. Побеждает группа, получившая самую большую сумму.

Творческое задание «Задача с нулем»

Поделите детей на группы и попросите их придумать задачу, в результате решения

которой получается нуль. Например: «Мама попросила меня сделать четыре дела:

сходить в магазин, помыть посуду, вынести мусор и подмести пол. Я выполнил все ее просьбы. Сколько просьб осталось не выполнено? Решение: 4-4 = 0»

Творческое задание «Сказочные задачи»

Дети делятся на группы и получают карточки с названиями разных сказок. Каждая группа должна придумать задачу о том, как герои сказки изучали переместительный закон. Например: «Мама дала на завтрак каждому козленку пять кустиков салата из трех листиков. На следующий день козлята получили по три пучка из пяти листиков в каждом и расстроились, что мама дала им меньше салата. Но мама доказала им, что они зря расстраиваются». Представители от групп по очереди зачитывают сказочные задачи, а все остальные решают их.

Творческое задание «Пропавшие часы»

Напишите, сколько часов и минут вам необходимо в сутки: на сон, еду, учебу и все остальные дела. Сколько времени в сумме занимают все ваши дела? Посчитайте, сколько часов получится, если из двадцати четырех часов, которым равны сутки, вычесть полученное вами время. Проанализируйте, куда уходят оставшиеся часы. Сколько таких часов у вас получается в месяц и в год?

Творческое задание «Смешные имена месяцев»

Поделите детей на пары и раздайте им карточки с названиями разных месяцев. Дети должны придумать смешное объяснение названия того или иного месяца.

Творческие задания по окружающему миру (4 класс)

Задание 1.

     Расспроси взрослых об истории своего дома (например, когда и кем построен, когда в нем поселилась ваша семья, что изменилось в доме со времени постройки, как менялась территория вокруг дома). Если в семейном альбоме есть фотографии вашего дома в прошлом, рассмотри их. Сравни с тем, как дом выглядит сейчас.

    Используя полученные сведения, попробуй сочинить и записать рассказ от имени дома, как будто он сам рассказывает о себе и своих жильцах.

Задание 2.

    Рассмотри фотографии одного и того же дома в прошлом и настоящем. Сравни их. Придумай рассказ по этим фотографиям (устно).

image15

Творческие задания по русскому языку (4 класс)

Работа со словом. Задание «Ассоциативный ковёр»

ЦЕЛЬ: обогащение словарного запаса, развитие воображений, гибкости и беглости мышления, создание положительного эмоционального отношения к уроку.

СОДЕРЖАНИЕ: ученик называет и записывает на чистом листе одно существительное (например: «яблоко»). Затем он придумывает 2 слова, которые на его взгляд, имеют ассоциативную связь с данным словом (например: «зелёный-сад»). На следующем этапе он добавляет по два слова к каждому из придуманных им слов - ассоциаций (например: «зелёное»-«покрывало», «сад»- «заброшенный», «фрукты») и т.д. Упражнение проводим два раза в неделю, можно сделать его началом урока. Такие упражнения служат разминкой перед каким-либо видом работы (например, перед написанием сочинения).

Здание «Ступеньки»

На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего.

МЫ

МИР

МЫШЬ и т. д.

Задание «Телеграмма»

Берётся одно слово, и каждый придумывает телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы, второе - со второй и т.д. Например, слово «Уважаемый».

Задание «Придумай событие»

Придумай как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события

- Девочка уронила карандаш на пол....

- Учитель открыл классный журнал...

- Товарищ поехал в деревню на машине...

Кроме того, в качестве творческой работы можно предложить и группу слов, объединенных одной темой. С этими словами можно составить кроссворд, написать сочинение-миниатюру или стихотворение.

Задание «Эстафета-рассказ»

Необходимо написать коллективный рассказ за определённое время (работа в группах). Каждый участник имеет право добавить только одно-два предложения к уже записанному. Тему рассказа определяет учитель. Цель игры - активизировать спонтанную речь детей.

Задание «Кто как голос подаёт?»

Составь предложения, вставляй пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один рассказ. Озаглавьте его.

П.тух        лает

С.рока        мычит

С. бака        кукарекает

К.рова        каркает        

В.рона        чирикает

В.робей        стрекочет

Задание «Придумай мультфильм»

Детям даны два словарных слова (например, «ворона» и «молоко»). Нужно придумать цепочку слов от заданного первого слова к последнему, а затем попробовать по этим словам придумать мультфильм, сюжет которого будет разворачиваться от одного слова к другому.

   Задание «Волшебные кляксы».

Заранее изготавливается несколько различных клякс. Дети по желанию рассказывают, на что похожи кляксы. Детям предлагается сочинить сказку. Сказки обсуждаются.

image16

   Задание «Составь рассказ по картинкам»

С большим интересом дети составляют рассказы по серии сюжетных картинок. Учитель читает стихотворение и просит учащихся рассмотреть картинки. Например:

Фрагмент урока.

Вы встречали на опушке

Зайку - серенькие ушки?

Он в работе день-деньской

 В будний день и в выходной.

То посадка, то прополка-

Он давно забыл про волка.

Зайке некогда дрожать-

Надо овощи сажать. (Рассматривают серию сюжетных картинок)

Затем проводится беседа по содержанию каждой картинки и дети приступают к записи сюжетного рассказа.

 

 Задание «Творческий диктант»

Развитию креативности способствует и такой вид работы, как творческий диктант. Материал для проведения творческих диктантов усложняется постепенно. Сначала учащимся даются слова для составления отдельных предложений:

Класс, мальчики, в, входят, девочки, и, весело. Урок, языка, начинается, русского. 

Дети восстанавливают предложения и записывают их в тетрадь.

Предложения зачитываются, разбирается правильность их построения. Учащиеся самостоятельно выбирают лучшие варианты, обосновывая свой выбор. Далее предлагается составить и записать своё предложение со словарными славами. В результате получится такой текст:

Весело входят в класс девочки и мальчики. Начинается урок русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.

Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....