Классный час
классный час (4 класс)
Предварительный просмотр:
«Насколько мы добры и вежливы»
«Добро не наука, оно действие» (Р. Роллан),
«Все хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от человека».
М. Пришвин.
Цели:
- Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость.
- Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
- Работать над выработкой положительных черт характера.
- Способствовать формированию этической привлекательности собственных жестов, манеры поведения, адекватной оценке своих жестов.
Ход занятия:
Учитель:
- Сегодняшняя наша беседа посвящен теме доброты, вежливости, уважения, проявлению добрых чувств, поступков, дел и отношений.
Хочу начать эту беседу с прекрасных эпиграфов знаменитых людей Ромэна Роллана и Михаила Пришвина.
Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству.
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта.
Как солнце доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.
Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. А вы знаете волшебные слова?
Называют вежливые слова.
А сейчас ребята прочитают стихи о доброте.
Дети читают стихи:
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта – не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Ребята, а давайте пофантазируем: Вы будете «Фантазёрами». Разделитесь, пожалуйста, на группы по 4 человека. Пофантазируйте и изобразите доброту на бумаге.
- Как вы её представляете, в виде чего? И прикрепим на доске ваши зарисовки, таким образом, у нас получится поляна доброты.(для работы 3 мин)
Спасибо всем большое. Получилось очень красиво.
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Самые важные правила поведения выделим в памятку воспитанного человека. ("Свод правил воспитанного человека", в которой будут записаны главные выводы.
- Если совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. И гостей принимали, и подарки вашим друзьям подбирали, и одевали вас по своему усмотрению. То сейчас вы изменились, повзрослели - изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Теперь уже никого не радует, например, через чур веселый, а точнее, через чур громкий смех в коридоре школы, на улице, в транспорте. Что прощалось малышу - уже не прощается таким, как вы.
Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеется, обиженно сказала: "Мое поведение - мое личное дело!" Что ж, это правильно. Но только в одном-единственном случае: когда человек как Робинзон, живет на необитаемом острове. Мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим.
Есть забавная история о происхождении хороших манер.
Я предлагаю разыграть эту сценку. Приглашаю сюда 5 человек, они будут ежами.
Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу - так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину - то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, все как у людей. Потом все же договорились. Погрелся в середине - иди на край. И снова жди своей очереди.
Так какое же золотое правило поведения мы запишем в нашу памятку воспитанного человека?
(Уступайте друг другу) . Молодцы, спасибо, можете присаживаться.
Учитель:
- Человек умеет выражать свои качества, чувства по-разному: словами, жестами, мимикой. Мы постараемся сейчас все это увидеть, услышать, продемонстрировать.
Практикум «Доброта» - мимика.
- Изобразите на лице огорчение, страх, гнев, удивление и покажите своему товарищу по парте. А теперь рукой “раз” и согнали грустное настроение и показали радость.
- Скажите друг другу вежливые слова.
- – Какие взрослые вам больше нравятся?
- – Какими чаще всего бываете вы?
Немаловажную роль играет интонация, т. е. голос.
Послушаем две сценки:
Девочка: Здравствуй!
Мальчик: (бурчит себе под нос) Здрасте!
Девочка: Что ты такой невесёлый?
Мальчик: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?
Девочка: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Мальчик: А что я тебе такого сказал?
Девочка: Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Мальчик: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
Девочка: …, что у тебя за тон?
Мальчик: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.
Девочка: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только со мной, но и с другими людьми.
Мальчик: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: … поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?” А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал?
Девочка: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните …, почему обиделся … Почему ему неприятна такая “шутка” …?
(дети рассуждают)
Мальчик: А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. А давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?
Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.
Учитель:
- Слова приветствия очень важны в жизни каждого человека.
"Здоров ли ваш скот?" Эту фразу произносят монголы.
Представители африканского племени зулусов говорят: "Я тебя вижу".
В Китае спрашивают: "Ели вы сегодня?"
И все это означает одно и то же. Это слова приветствия.
А как звучит это по-русски?
Мы говорим: "Здравствуйте", т.е. желаем нашему знакомому здоровья.
Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь!
Следующее правило: Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.
Учитель: А сейчас давайте поиграем.
Игра “Не ошибись, пожалуйста”
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Я сказала, руки вперед!
Садитесь, пожалуйста!
Поработаем в группах
Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.
- Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.
- Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.
Молодцы!
Конкурс знатоков этикета. Будьте внимательны!
- Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший)
- Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)
- Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть)
- С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да)
- А кстати, кто подает первым руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Руку первым протягивает старший младшему и первой подает руку девушка, женщина, начальник - подчиненному)
Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним кажется, что лучше поступить так, а другим иначе. Французы говорят: "Первым здоровается тот, кто вежливее". Будете следовать этому простому правилу - никогда не ошибетесь. И я предлагаю записать это в нашу памятку.
Продолжим памятку вежливости:
Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.
Не отвечай на грубость грубостью.
Приучи себя постоянно помнить об окружающих.
Учитель:
– Какие языки вы изучаете? (Русский, английский, на уроках информатики – язык программирования.)
– Есть ещё один язык международный, доступный и понятный всем, – это язык мимики, жестов, телодвижений человека. На этом языке говорят все люди мира, даже сами того не зная.
Жест – движение рукой или телом, что-то обозначающее или сопровождающее речь.
Покажите мне с помощью рук, что ваши дела идут хорошо и нет проблем.
– Умение читать жесты помогает понять настроение друг друга, сказать нужные слова, помочь. Самый добрый жест – это приветствие. Как люди приветствуют друг друга?
Дети: словами «здравствуйте», «привет», кивком, рукопожатием, поцелуем.
– Пожмите руки друг другу. Если вы рады встрече – рукопожатие должно быть твёрдым. При этом надо знать, кто первым должен подавать руку. Мы об этом уже сегодня говорили: со взрослыми, одноклассниками, с девочками, бабушкой и т.д.
Физкультминутка.
– Я буду называть известные жесты, если они приятные, хорошие – хлопаем в ладоши, если нет – стучим по парте.
Гладить по головке,
высовывать язык,
рукопожатие,
поклон,
сопение носом,
хрустеть пальцами,
подать руку женщине или девочке,
фыркать,
теребить волосы,
отдавать честь,
крутить пальцем у виска.
–А какой из жестов не очень хороший выполняли сейчас вы? (стучали по столу)?
Инсценировка стихотворениями ситуаций. Послушаем ситуации
Ситуация 1:
Вот что случилось в одном дворе.
Попал я в дедушку мячом
И закричал: — А я причём!
Но, досчитав до тридцати, сказал:
— Ну, дедушка, прости.
Вопросы учащимся:
— Как вы думаете, вежливо ли мальчик попросил прощения у дедушки?
— А как бы вы извинились?
Ситуация 2:
Пошёл я гулять и в саду по привычке
Я дёрнул девчонку за обе косички.
На крик прибежала девчонкина мать,
Меня изловчилась за ухо поймать…
Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
"Простите меня", — я шепнул виновато.
— Ступай, —улыбнулась.
— Прощаю пока, —
И ухо моё отпустила рука.
"Простите"…
Ура! Убедился я снова,
Какое оно интересное слово.
Вопросы учащимся:
— Как можно оценить поступок мальчика?
— Можно ли его извинение считать искренним?
Проблемные ситуации (ребята делятся на две группы):
- Вы пришли в магазин. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб.
- Вы едете в полном автобусе. Попросите кого-либо из пассажиров передать деньги за проезд.
Средь тысячи тысяч на шаре Земном
Без помощи, лишней опеки
Попробуй в людском состязаньи шальном
Себя заявить Человеком.
Ты молод, удачлив, любим и богат,
Не знаешь дороги к аптекам,
А рядом глаза несчастливцев горят,
Средь них окажись Человеком.
Бывают минуты, что горя черней,
Крутых разногласий с веком,
И даже в последнем, смертельном рывке
Остаться сумей Человеком.
И с кем бы судьба ни столкнула в пути –
С Владыкой иль бедным калекой –
Ты помни: все люди – дети Земли
И будь среди них Человеком.
"Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости" - так писал наш великий поэт А.С.Пушкин. Ясно, что это утверждение в равной мере относится и к внешней культуре человека.
Ну что ж. Посмотрим на те правила, которые мы с вами сегодня вывели. (записи на доске)
Я приготовила один лист с этими правилами вежливости законами дружбы, можете поместить в свой классный уголок.
- Человек может обойтись без многого - но не без человека! Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И эта смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся. Именно поэтому человек так ценит друга. Но тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить! А значит, не конфликтовать по мелочам.
Много славных дел ждёт вас в будущем, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта делают их стойкими и весёлыми.
– Желаю вам стать образцовыми учащимися, людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться. А теперь с помощью жеста покажите, понравилась ли вам тема, которую мы затронули.
Дети все показывают жест «большой палец вверх».
Ребята, я очень рада , что мне предоставилась такая возможность побывать у вас, поработать с вами, вы очень хорошо поработали, подарили мне частичку своей доброты, а я хочу подарить вам частичку сердца. Всем в подарок сердечки – липучки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...