О преподавании ОПК в начальной школе.
методическая разработка (4 класс)

Левина Наталья Юрьевна

Рекомендации учителям, решившим преподавать Основы православной культуры в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

О преподавании ОПК в начальной школе.

Спустя семь лет после введения курса ОРКСЭ в начальной школе не стихают дебаты по поводу самого распространенного выбора: основы православной культуры или светская этика? Этот выбор часто не в пользу ОПК — настороженное отношение к предмету большинства родителей, а нередко и педагогов, призванных донести до детей ценности традиционной русской православной культуры.

 Большинство родителей и учителей, далеких от Церкви, путает основы православной культуры с основами церковно-приходского образования. Речь не о том, чтобы навязывать веру, чтобы всеми правдами и неправдами затаскивать детей в Церковь, а о том, чтобы показать им, что такое православная вера, ответить на все их вопросы — и тем самым предоставить им возможность сделать осознанный духовный выбор.

Религиозное обучение предполагает молитвенную практику, пост, регулярное участие в богослужении. Духовно-нравственное образование призвано научить школьника отличать добро от зла, научить почитать родителей и старших, не обижать младших, быть благодарным, дружелюбным, ответственным, честным, трудолюбивым, милосердным, любить свою Родину, и т. д.

Поскольку родители верят, что воспитать эти нравственные качества и добродетели помогают родная православная традиция и культура, то вполне естественно, что они выбирают для своих детей «Основы православной культуры».

Но готовы ли к этому учителя?

В педагогике действуют три закона, о которых часто забывают при подготовке учителей:

1.  Учитель может дать ребенку только то, что у него есть. Да, он может быть очень хорошо настроен, мотивирован на преподавание, может быть добросовестным учителем и в целом порядочным человеком, но если он сам не сделал определенный мировоззренческий выбор, то он не сможет показать его ребенку.

2. Воспитание на положительном примере. Если учитель говорит одно, а делает другое, то ничего не получится.

3. Учитель, хочет он того или нет, всегда ведет детей в тот мир, который сам исповедует. Какой предмет обычно любят дети? Тот, который любит учитель.

Это касается и ОПК.

Каждый ли педагог может преподавать отдельный курс ОПК? Никаких законодательных препятствий на этот счет нет.  Но чтобы учить детей,  нужен определенный багаж знаний. А мы имеем багаж по математике, русскому языку, природоведению. Как здесь быть? Ведь сложно браться за предмет,  по которому просто не хватает знаний у нас, учителей. Не буду скрывать, что на первых порах, я испытывала страх, что сделаю что-то не так, не освою духовную лексику, могу исказить суть понятий. Но эта боязнь возникла не сразу, а только когда уже начинаешь преподавать.  Куда бежать за помощью?  Среди коллег найти эту помощь очень трудно, почти невозможно.

1. Необходимо определиться с программой, методическими материалами. В этом вам поможет портал «Росучебник». Там вы найдете в открытом доступе программу, методичку, сможете заказать тетради. Хотя на мой взгляд, тетрадь требует серьезной доработки. Слишком много заданий: напиши. Дети быстро теряют интерес.

2. Многое понять и объяснить детям в доступной форме поможет книга «Закон Божий» Ее можно приобрести в храме. Это необходимо в том случае, когда собственных знаний катастрофически не хватает. Многие считают, что весь материал есть в интернете. Но возникает вопрос: насколько эти данные верны с православной точки зрения. Эта книга составлена по всем канонам.

3. Помочь вам может учебник протодиакона Андрея Кураева, который можно спокойно скачать в интернете.  В нем есть материал и для подготовки к урокам, вопросы, задания. Все дано в понятной форме в виде бесед.

4. Обратитесь  к настоятелю вашего прихода. Много стало понятным после разговоров с отцом Евгением, настоятелем Храма Иверской иконы Божией Матери. Священники в  ваших храмах помогут и найти ответы на вопросы, и организовать посещение храма. Одно дело – изучать все по учебнику и картинкам, другое – показать детям, как все выглядит на самом деле. В этом учебном году мы уже дважды были в нашем храме:

  • При изучении темы «Православный храм – внутреннее строение храма»
  • «Таинства».

Я не буду долго и нудно анализировать учебник. Скажу лишь то, что он тесно связан со многими преподаваемыми предметами: окружающим миром, литературным чтением, изобразительным искусством. Хотя есть и свои определенные особенности: на данном уроке ведется постоянный диалог с детьми, существуют постоянные рубрики, диалог – спор, сквозные герои.

В связи со спецификой преподавания предмета изложение материала должно быть не только информативным, но и интересным, нестандартным, запоминающимся. Именно эту задачу помогает решить применение информационных технологий.

Когда на уроке необычно, материал подан ярко, творчески, когда ученик видит не только учителя и слышит не только его речь, отношение к предмету становится более позитивным, ребенок с удовольствием идет на занятия и активно участвует в подготовке урока.

В связи с этим, необходимо использовать:

  • художественные и анимационные фильмы (https://foma.ru/30-hristianskih-multfilmov.html) – на данном сайте можно найти мультфильмы для тем «Икона и карина», «Православный храм», Преподобный Серафим Саровский,  О жизни Сергия Радонежского и многое другое.
  • тематические презентации,
  •  музыкальное сопровождение – дайте детям возможность услышать колокола, слова молитвы, звучащие во время причастия, крещения, службы в храме,
  • репродукции картин библейских историй, икон,
  • видеофильмы с заочными экскурсиями по различным местам, посетить которые нет возможности,
  • виртуальные экскурсии по музеям и электронным библиотекам.
  • вашими помощниками станут сайты – генераторы ребусов и кроссвордов.
  • Не забывайте о мультфильмах. Ведь в них столько интересного материала – какую молитву читала Герда для того, чтобы побороть снежную Королеву. Или о каком празднике говорил Оле Лукойе.

На данном этапе все эти данные я пытаюсь свести в общую тетрадь. Сейчас после доработки, предстоит самый главный этап – согласование с настоятелем нашей церкви и специалистами ЧИПКРО. После этого будет возможность предложить ее вам для работы.

Таким образом, можно сказать, что использование новых технологий, компьютеров, ресурсов сети Интернет, дают неограниченные возможности для творчества как учителя, так и учеников, позволяют сделать преподавание основ православной культуры ярким, интересным, нестандартным, эффектным и запоминающимся.

В заключении, я хочу процитировать слова Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева: «Новая российская школа, должна стать важнейшим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника». Эту задачу мы и стараемся решать в нашей школе, осваивая вместе с детьми новое религиозно- познавательное содержание курса «Основы православной культуры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание информатики в начальной школе.

Преподавание информатики в начальной школе....

Статья "Преподавание информатики в начальной школе"

Статья "Преподавание информатики в начальной школе"...

«Здоровьесберегающие технологии как обязательный компонент преподавания базовых предметов начальной школы»

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе

С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соо...

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе

С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соответствии с новыми ФГОС ...

О необходимости преподавания ОРКСЭ в начальной школе

О необходимости преподавания ОРКСЭ в начальной школе....

О проблемах преподавания ОРКСЭ в начальной школе.

О проблемах преподавания ОРКСЭ в начальной школе....