выступление на семинаре
статья
Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
В настоящее время перед школьным образованием стоит вопрос о формировании и развитии успешной личности, уверенно-адаптирующейся к изменениям окружающего мира, а также готовой к труду и дальнейшему самообразованию. Для жизни человеку нужен не только имеющийся у него огромный багаж знаний, а способность верно оценивать изменения окружающего мира и возможность грамотного применения своих умений и знаний на практике.
Одним из возможных вариантов решения данного вопроса является использование практико-ориентированного подхода в обучении учащихся. Практико-ориентированное обучение соединяет науку и ученика, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними.
Основная цель такого обучения - развитие познавательных потребностей, формирование у учащихся умений, необходимых в разнообразных сферах жизни, и осознания того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ПМЦПКиППРО
Семинар «Инновационные подходы в организации образовательного процесса»
Хураськина Ирина Борисовна, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории МБОУ «Табар-Черкийская СОШ»
Апастовского муниципального района Республики Татарстан
«Реализация практико-ориентированного подхода в обучении младших школьников на уроках окружающего мира»
Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
В настоящее время перед школьным образованием стоит вопрос о формировании и развитии успешной личности, уверенно-адаптирующейся к изменениям окружающего мира, а также готовой к труду и дальнейшему самообразованию. Для жизни человеку нужен не только имеющийся у него огромный багаж знаний, а способность верно оценивать изменения окружающего мира и возможность грамотного применения своих умений и знаний на практике.
Одним из возможных вариантов решения данного вопроса является использование практико-ориентированного подхода в обучении учащихся. Практико-ориентированное обучение соединяет науку и ученика, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними.
Основная цель такого обучения - развитие познавательных потребностей, формирование у учащихся умений, необходимых в разнообразных сферах жизни, и осознания того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на практике.
«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать – и я научусь.» Эти слова мудрого Конфуция актуальны по сей день. Бесспорно, быстрее и легче самому показать, объяснить и рассказать новую тему, чем позволить ученикам открывать новые знания и способы действия.
Приведу результаты различных исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Наша задача состоит в том, чтобы научить младшего школьника лучше понимать, что происходит вокруг него в природе, жизни и применять полученные знания на практике.
Применение в современном учебном процессе эффективных технологий, сочетание личностно-деятельного подхода с различными методами и приемами, создает возможности для развития личности ребенка, практического осмысления полученных знаний и умений в практико-ориентированном образовательном пространстве.
Это решение задач из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного процесса, изучение ее влияния на становление, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой системы образования.
Что же такое практико-ориентированный подход в обучении?
– это процесс освоения школьниками образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими реальных практических задач.
(При практико-ориентированном подходе традиционная модель дополняется новой дидактической единицей: знания- умения-навыки- опыт деятельности)
Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:
- мотивационное обеспечение учебного процесса;
- связь обучения с практикой;
- сознательность и активность учащихся в обучении.
- системно- деятельностный подход.
Методы практико-ориентированного подхода в обучении:
- Практико-ориентированные задачи;
- проблемно-поисковые методы;
- исследовательская деятельность;
- уроки-практикумы;
- метод проектов;
- игровые методы;
- творческие задания;
-решение экологических задач;
- экскурсии и др.;
На уроках курса «Окружающий мир» в начальной школе у нас есть возможность развивать естественнонаучную грамотность. (сформированность этой компетентности у учащихся изучает международное исследование TIMSS)
В рамках практико-ориентированного обучения, начиная с 1 класса стараюсь организовать деятельность учащихся, направленную на формирование у учащихся данной компетенции через:
- Практико-ориентированные задачи, которые помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. (Под практико-ориентированными задачами понимают задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, истории, географии)
Темы уроков: Смена дня и ночи, Смена времен года, Сезонные явления и мн. др.
- Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности
- Сравнивать, противопоставлять, классифицировать
- Использовать модели
- Связывать, соотносить
- Интерпретировать информацию
- Находить решения
- Объяснять
Например, тема урока «Ориентирование на местности по местным признакам», «Ориентирование по Солнцу», «Карта и глобус», «Компас.»
3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
«Откуда к нам приходит электричество» , «Как путешествует письмо», «Откуда в дом приходит вода», «Практические опыты. Очистка воды. Фильтрация, очистные сооружения», «Почва».
При изучении тем «Воздух», «Вода», «Почва» и их свойства мы отправляемся в лабораторию кабинета химии и совместно с учителем проводим опыты.
Проблемный вопрос : Огонь- друг или враг
Изучение тем с опорой на имеющийся опыт: «Твоя безопасность дома.» «Классификация растений».
Урок – исследование «Грибы»
Использование практико-ориентированных задач позволяет применять знания учащихся в ситуациях повседневной жизни, при решении практических и нестандартных задач. Но таких задач в учебниках по окружающему миру очень мало, поэтому стараюсь самостоятельно подбирать, составлять и активно внедрять их в учебный процесс.
Урок, включающий практико-ориентированные задания, позволяет учащемуся стать полноправным участником процесса обучения, где оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении.
Практико-ориентированный результат урока, темы, раздела – это не только знания по данному предмету, но и умения применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
Опираясь на практико-ориентированный подход в обучении:
- мотивирую младших школьников к познанию;
- учу применять полученные знания на практике;
-развиваю ключевые, жизненные, предметные компетенции учащихся.
Применение практико-ориентированных технологий способствует повышению мотивации ученика, лучшему усвоению учебного материала и формированию основных учебных компетенций.
Реализуя практико-ориентированный подход в обучении, стараюсь применять активные и интерактивные методы на уроках, веду работу в парах, индивидуально, коллективно, использую раздаточный материал и электронные носители. Обязательно демонстрирую иллюстрации, таблицы, рисунки с помощью интерактивной средств обучения. Большинство практических уроков проводим в лаборатории кабинетов химии или физики. Это делает обучение более результативным, позволяет достигать поставленные цели в формировании универсальных учебных действий, развивает у учащихся интерес к окружающему миру как к предмету, имеющему большое применение на практике в жизни.
Практико-ориентированный подход в обучении позволяет выстроить обучение более результативно, достигать поставленных целей в формировании универсальных учебных действий, развивает у учащихся интерес к окружающему миру как к предмету, имеющему большое применение на практике в жизни.
Реализация практико-ориентированного подхода в обучении позволяет выстроить учебный процесс таким образом, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса школьника, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений.
Заключение: Реализация практико-ориентированного подхода на уроках курса «Окружающий мир» позволяет сделать данный учебный предмет «не сухим», а волшебным инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое , что происходит вокруг него в природе, жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем «мир вокруг нас».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре ГМО
Тема "Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности учащихся "...
Выступление на семинаре. Тема "Формирование УУД на этапе создания проблемной ситуации"
О том, какие УУД формируются на этапе создания проблемной ситуации....
Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"
Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о и др.)2. Работа с текстом ...
Выступление на семинаре завучей.
Публикация по теме: "Ко мне пришел мой новый класс"....
"Современный урок по ФГОС" выступление на семинаре
выступление на семинаре по теме "Современный урок в начальной школе"...
Выступление на семинаре "Отличительные особенности учебников Образовательной программы "Школа 2100"
В данном выступлении проведен сравнительный анализ учебников образовательной программы "Школа 2100" для 1 класса....
выступление на семинаре по ФГОС
Выступление по стандартам второго поколения...