выступление на семинаре
статья

Хураськина Ирина Борисовна

 

 

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.

В настоящее время перед  школьным образованием стоит вопрос о формировании и развитии успешной личности, уверенно-адаптирующейся к изменениям окружающего мира, а также готовой к труду и дальнейшему самообразованию. Для жизни человеку нужен не только имеющийся у него огромный багаж знаний, а способность верно оценивать изменения окружающего мира и возможность грамотного применения  своих умений и знаний на практике.

Одним из возможных вариантов решения данного вопроса является использование практико-ориентированного подхода в обучении учащихся. Практико-ориентированное обучение соединяет науку и ученика, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними.

Основная цель такого обучения -  развитие познавательных потребностей, формирование у учащихся умений, необходимых в разнообразных сферах жизни, и осознания того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на практике.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление28.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПМЦПКиППРО
Семинар «Инновационные подходы в организации образовательного процесса»

Хураськина  Ирина Борисовна, учитель  начальных классов

высшей квалификационной категории МБОУ «Табар-Черкийская СОШ»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан 

«Реализация практико-ориентированного подхода в обучении младших школьников на уроках окружающего мира»

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.

В настоящее время перед  школьным образованием стоит вопрос о формировании и развитии успешной личности, уверенно-адаптирующейся к изменениям окружающего мира, а также готовой к труду и дальнейшему самообразованию. Для жизни человеку нужен не только имеющийся у него огромный багаж знаний, а способность верно оценивать изменения окружающего мира и возможность грамотного применения  своих умений и знаний на практике.

Одним из возможных вариантов решения данного вопроса является использование практико-ориентированного подхода в обучении учащихся. Практико-ориентированное обучение соединяет науку и ученика, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними.

Основная цель такого обучения -  развитие познавательных потребностей, формирование у учащихся умений, необходимых в разнообразных сферах жизни, и осознания того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на практике.

         «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать – и я научусь.»  Эти слова мудрого Конфуция актуальны по сей день. Бесспорно, быстрее и легче самому показать, объяснить и рассказать новую тему, чем позволить  ученикам открывать новые  знания и способы действия.

Приведу результаты различных исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия  в процессе обучения. Наша задача состоит в том, чтобы научить  младшего школьника лучше понимать, что происходит вокруг него в природе, жизни и применять полученные знания на практике.

Применение в  современном учебном процессе эффективных технологий, сочетание личностно-деятельного подхода с различными методами и приемами,  создает возможности для развития личности ребенка, практического осмысления полученных знаний и умений в практико-ориентированном образовательном пространстве.

      Это решение задач из  окружающей действительности, связанные  с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Создание практико-ориентированной  образовательной среды учебного процесса, изучение ее влияния на становление,  раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой системы образования.

Что же такое практико-ориентированный подход в обучении?

 – это процесс освоения школьниками образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими реальных практических задач.

(При практико-ориентированном подходе традиционная модель дополняется новой дидактической единицей: знания- умения-навыки- опыт деятельности)

Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:

- мотивационное обеспечение учебного процесса;

- связь обучения с практикой;

- сознательность и активность учащихся  в обучении.

-  системно- деятельностный  подход. 

Методы практико-ориентированного подхода в обучении:

- Практико-ориентированные задачи;

- проблемно-поисковые методы;

- исследовательская деятельность;

- уроки-практикумы;

- метод проектов;

- игровые методы;

- творческие задания;

-решение экологических задач;

- экскурсии и др.;

         На уроках курса «Окружающий мир»  в начальной школе  у нас есть возможность развивать  естественнонаучную грамотность. (сформированность  этой  компетентности  у учащихся изучает международное исследование TIMSS)

  В рамках практико-ориентированного обучения,  начиная с 1 класса  стараюсь организовать деятельность учащихся,  направленную на формирование у учащихся данной компетенции   через:

  1. Практико-ориентированные задачи, которые помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. (Под практико-ориентированными задачами понимают задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, истории, географии)

Темы уроков: Смена дня и ночи, Смена времен года, Сезонные явления  и мн. др.

  1. Задания,  направленные на  применение знаний в опыте деятельности
  • Сравнивать, противопоставлять, классифицировать
  • Использовать модели
  • Связывать, соотносить
  • Интерпретировать информацию
  • Находить решения
  • Объяснять

Например,  тема урока «Ориентирование на  местности по местным признакам», «Ориентирование по Солнцу», «Карта и глобус», «Компас.»

   3. Задания, позволяющие  сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных  ситуаций.

 «Откуда  к нам приходит электричество» , «Как путешествует письмо», «Откуда в дом приходит вода», «Практические опыты. Очистка воды. Фильтрация, очистные сооружения», «Почва».

При изучении тем  «Воздух», «Вода», «Почва» и  их свойства мы отправляемся в лабораторию кабинета химии и совместно с учителем проводим  опыты.

Проблемный вопрос : Огонь- друг или враг

Изучение тем с опорой на имеющийся опыт: «Твоя безопасность дома.»  «Классификация растений».

Урок – исследование «Грибы»

        Использование практико-ориентированных задач  позволяет  применять знания учащихся  в ситуациях повседневной жизни, при решении практических и нестандартных задач. Но таких задач в учебниках по окружающему миру  очень мало, поэтому стараюсь  самостоятельно подбирать, составлять и активно внедрять их  в учебный процесс.

               Урок, включающий практико-ориентированные задания, позволяет  учащемуся стать полноправным участником  процесса  обучения, где оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в  обучении.

Практико-ориентированный результат урока, темы, раздела – это не только знания по данному предмету, но и умения применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.

Опираясь на практико-ориентированный подход в обучении:
- мотивирую  младших школьников к познанию;
- учу применять полученные знания на практике;
-развиваю ключевые, жизненные, предметные компетенции учащихся.

Применение практико-ориентированных технологий способствует повышению мотивации ученика, лучшему усвоению учебного материала и формированию основных учебных компетенций.

Реализуя  практико-ориентированный подход в  обучении,  стараюсь применять  активные и интерактивные методы на уроках, веду работу в парах, индивидуально, коллективно, использую раздаточный материал и электронные носители. Обязательно демонстрирую иллюстрации, таблицы, рисунки с помощью интерактивной средств обучения. Большинство практических уроков проводим в лаборатории кабинетов химии или физики.  Это делает обучение более результативным, позволяет достигать поставленные цели в формировании универсальных учебных действий, развивает у учащихся интерес к  окружающему миру как к предмету, имеющему большое применение на практике в жизни.

                Практико-ориентированный подход  в  обучении  позволяет выстроить обучение более результативно, достигать поставленных целей в формировании универсальных учебных действий, развивает у учащихся интерес к  окружающему миру как к предмету, имеющему большое применение на практике в жизни.

        Реализация  практико-ориентированного подхода  в  обучении  позволяет  выстроить учебный процесс таким образом, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса  школьника, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений. 

      Заключение:   Реализация       практико-ориентированного подхода на уроках курса «Окружающий мир»  позволяет сделать    данный учебный    предмет «не сухим», а волшебным  инструментом,    с помощью которого ученик может объяснить многое , что происходит вокруг него в природе, жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем «мир вокруг нас».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре ГМО

Тема "Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности учащихся "...

Выступление на семинаре. Тема "Формирование УУД на этапе создания проблемной ситуации"

О том, какие УУД формируются на этапе создания проблемной ситуации....

Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"

Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о  и др.)2. Работа с текстом ...

Выступление на семинаре завучей.

Публикация по теме: "Ко мне пришел мой новый класс"....

"Современный урок по ФГОС" выступление на семинаре

выступление на семинаре по теме "Современный урок  в начальной школе"...

Выступление на семинаре "Отличительные особенности учебников Образовательной программы "Школа 2100"

В данном выступлении проведен сравнительный анализ учебников образовательной программы "Школа 2100" для 1 класса....

выступление на семинаре по ФГОС

Выступление по стандартам второго поколения...