Функциональная грамотность
материал
Эффективные приёмы формирования функциональной читательской грамотности на уроках в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные приёмы формирования функциональной читательской грамотности на уроках в начальной школе
Читательская грамотность – это ключ к другим видам функциональной грамотности, без которого невозможно понимание учебных материалов, умение извлекать информацию из текста и использовать ее при решении различных задач.
Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие эффективные приёмы, чтобы обучение на уроке носило деятельностный характер.
На уроках изучения нового материала или комбинированном уроке можно использовать технологический приём «Пазл».
Приём «Пазл» ориентирован на те же правила, что и детская игра, только вместо картинок учащимися собирается текст на определенную тему, а в качестве «фрагментов-пазлов» используются карточки с отдельными пунктами готового плана – характеристики героя или отрывками из текста. Метод «Пазл» универсален.
Цель приема: понимание и усвоение новой темы, приобретение практических умений и навыков смыслового чтения; запоминание и длительное хранение в памяти учащихся необходимой учебной информации; обучение составлению алгоритма (плана) характеристики образа героя.
Например, на уроке литературного чтения в 4 классе, при изучении произведения А.П. Чехова «Мальчики» с помощью карточек – пазлов, опираясь на знание текста, дети должны составить характеристики главных героев Королёва и Чечевицына. Затем, ребята подбирают отрывок в тексте, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героев?
На уроке русского языка во 2 классе, при изучении темы «Типы текстов», даётся детям следующее задание:
1.Возьмите 1 конверт.
2.Прочитайте части текста на пазлах.
3. Составьте связанный текст.
4.Возьмите 2 конверт. В нём вы найдёте название типов текстов.
5.Подумайте, Какой вопрос можно задать к каждому типу текста.
6.Постарайтесь определить, как называется данный тип текста.
7.Где мы можем проверить правильность выполнения задания? (правило в учебнике)
На пазлах напечатан текст разных типов (названия типов текста не раздаём)
1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?
Приём “Создай паспорт”
Суть приёма «Создай паспорт» в том, что дети самостоятельно знакомятся с материалом. Осмысление прочитанного помогает в составлении обобщённой характеристики изучаемого явления по определенному плану.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Разнообразие полезных ископаемых». Работая в группах, ребята самостоятельно читают текст, выделяют главное и составляют паспорт полезного ископаемого по плану:
- Имя
- Автор (создатель)
- Прописка (где живёт)
- Внешний вид
- Личные качества (свойства)
- Использование
Данный приём может быть использован для создания характеристик:
- на литературном чтении – героев литературных произведений;
- на окружающем мире – природных зон, полезных ископаемых, систем организма…
- на математике – математических величин, геометрических фигур;
- на русском языке – частей речи, частей слова, членов предложения.
- на ОРКСЭ – тема «Долг и совесть», «Добро и зло».
Методика развития умений чтения несплошных текстов специально не разработана. Технология продуктивного чтения была создана для сплошных текстов, но она результативна и при работе с несплошными текстами. Задания на основе несплошных текстов применяются в комплексных работах и ВПР. Поэтому важно научить детей работать с таким видом текста.
При работе с несплошными текстами необходимо, отрабатывать следующие умения:
1. Умение различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста:
- научить детей определять, какой текст перед ними (является сплошным или несплошным);
- каков вид несплошного текста (схема, диаграмма, карта или таблица).
Задание: выберите из предложенных текстов таблицу. Докажите, что это таблица.
При работе с таблицами следует отметить, что она делится на строки и столбцы, в которых содержится какая-то информация. Важно отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:
- как называется таблица;
- назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;
Так как большинство учебников содержат лишь готовые таблицы для работы, можно предлагать учащимся задания на составление таблиц по имеющимся данным. Например, предложить провести опрос среди одноклассников и друзей на разнообразные темы (какие кружки или секции посещают ваши одноклассники, какие домашние животные есть у них дома и т. д.) Полученные сведения представить в виде таблицы.
2.Умение читать несплошной текст (воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её)
Одним из эффективных приёмов работы по извлечению информации из несплошного текста является «Кубик Блума», который многие из вас используют на уроках после прочтения текста.
На гранях кубика записаны слова: предложи, придумай, поделись, объясни, почему, назови. Предлагается несплошной текст (например, афиша или билет), дети бросают кубик, выпадает, например,
НАЗОВИ место, где будет проходить спектакль?
ПОЧЕМУ на билете указан номер телефона?
ОБЪЯСНИ, зачем на билете написано 16 +
ПРЕДЛОЖИ
ПРИДУМАЙ
ПОДЕЛИСЬ
Подводя итоги, можно сказать с уверенностью, что вопросу формирования функциональной читательской грамотности на уроках в начальной школе следует уделяют большое внимание. Навык смыслового чтения должен формироваться при обучении всем школьным предметам.
Рассмотренные выше приемы позволяют : определять вид и назначение информации; понимать тексты, умение различать сплошной и несплошной текст, извлечь информацию из таблицы, схемы, найти информацию , представленную в явном и неявном виде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.
laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...
Статья " Функциональная грамотность или как помочь ребенку стать информационно грамотным».
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....