игры на уроках русскго языка
статья

Развитие познавательного интереса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_uroke_1.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за переполнения  современного мира информацией. Большой объем информации учащиеся получают из вычислительных сетей , телевидения , видео. Одна из задач современной школы  – научить детей  самостоятельно оценивать и отбирать полученную информацию. Одна  из форм обучения- это дидактическая игра. Они помогают  практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Учащимся младшего школьного возраста очень нравятся развивающие дидактические игры, которые заставляют думать и предоставляют возможность проверить и развить их способности.

Конечно, при использовании игровых технологий на уроках должны соблюдаться правила , которые обеспечивают   привлекательность игр:

  • Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
  • Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
  • Для каждого ученика должна быть предоставлена во зможность действовать
  • Результат игры отличается в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
  • Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
  • Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели
  • Соответствие возрастным особенностям ребенка.

 Результатами применения игр на  уроках я считаю следующее:

- активизация познавательной деятельности обучающихся;

- тренировка памяти, помогающая выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

Игры достаточно разнообразны по дидактическим целям, организационной структуре, возрастным возможностям их использования, специфике содержания.

 По характеру педагогического процесса игры бывают:  обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;¬  познавательные, воспитательные, развивающие;¬  репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные.¬ По характеру игровой методики игры делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации, интеллектуальные игры. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игр.

Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

На уроках математики используется широкий спектр игровых ситуаций, направленных на обучение и повышение мотивации учащихся:

  • Задачи в стихах.
  • Занимательный квадрат.
  • Задачи – шутки.
  • Математический фокус.
  • Математическая эстафета.
  • Головоломки.
  • Ребусы.
  • Задачи на смекалку .

Игровое упражнение «Зайки на лужайке»

Крошки – зайки на лужайке

Тёплым солнечным деньком

Собирали землянику

И несли корзины в дом.

Но зайчишки-шалунишки

Не подумали о том,

Что корзиночки у мамы

Все с каким то номерком.

Что же делать? А всё просто!

Номерок – помощник вам:

Столько ягодок положим,

Сколько он покажет вам!

Игровые задания на уроках русского языка помогают усваивать трудные грамматические правила:

  • Правила в стихах.
  • Рифмованные упражнения.
  • Грамматические сказки.
  • Морфологические шарады.
  • Собери слово.
  • Грамматическая арифметика.
  • Загадки- шутки.
  • Ребусы.
  • Кроссворды.

На уроках литературного чтения, окружающего мира использование различных игровых ситуаций (включая разгадывание загадок, кроссвордов, рифмовок, инсценирование песен, стихов, сказок, анаграммы, обеспечивает постоянный интерес детей к речевой деятельности на уроках.

Таким образом, введение  новых технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для развития индивидуальных качеств.

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»

А.С.Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе. Игры на уроках английского языка во 2 -5 классах.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и п...

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе. (Умная игра на уроке)

Игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности, усиливают интерес к изучаемым предметам, побуждают к решению учебных...

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры».Тема урока: «Матовые комбинации. Тема блокировки» (второй год обучения)

На уроке рассмотривается новый тактический приём – блокировка, раскрывается содержание приёма, который позволяет ставить мат, формируется способность действовать в уме,  развивается память, внима...

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ: ИГРЫ НА УРОКАХ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ.

Дидактическими играми являются игры с правилами, специально созданные в целях обучения и воспитания. Такие игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития творческого интер...