игры на уроках русскго языка
статья
Предварительный просмотр:
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за переполнения современного мира информацией. Большой объем информации учащиеся получают из вычислительных сетей , телевидения , видео. Одна из задач современной школы – научить детей самостоятельно оценивать и отбирать полученную информацию. Одна из форм обучения- это дидактическая игра. Они помогают практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Учащимся младшего школьного возраста очень нравятся развивающие дидактические игры, которые заставляют думать и предоставляют возможность проверить и развить их способности.
Конечно, при использовании игровых технологий на уроках должны соблюдаться правила , которые обеспечивают привлекательность игр:
- Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
- Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
- Для каждого ученика должна быть предоставлена во зможность действовать
- Результат игры отличается в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
- Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
- Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели
- Соответствие возрастным особенностям ребенка.
Результатами применения игр на уроках я считаю следующее:
- активизация познавательной деятельности обучающихся;
- тренировка памяти, помогающая выработать речевые умения и навыки;
- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
- способствует преодолению пассивности учеников;
- способствует усилению работоспособности учащихся.
Игры достаточно разнообразны по дидактическим целям, организационной структуре, возрастным возможностям их использования, специфике содержания.
По характеру педагогического процесса игры бывают: обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;¬ познавательные, воспитательные, развивающие;¬ репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные.¬ По характеру игровой методики игры делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации, интеллектуальные игры. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игр.
Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
На уроках математики используется широкий спектр игровых ситуаций, направленных на обучение и повышение мотивации учащихся:
- Задачи в стихах.
- Занимательный квадрат.
- Задачи – шутки.
- Математический фокус.
- Математическая эстафета.
- Головоломки.
- Ребусы.
- Задачи на смекалку .
Игровое упражнение «Зайки на лужайке»
Крошки – зайки на лужайке
Тёплым солнечным деньком
Собирали землянику
И несли корзины в дом.
Но зайчишки-шалунишки
Не подумали о том,
Что корзиночки у мамы
Все с каким то номерком.
Что же делать? А всё просто!
Номерок – помощник вам:
Столько ягодок положим,
Сколько он покажет вам!
Игровые задания на уроках русского языка помогают усваивать трудные грамматические правила:
- Правила в стихах.
- Рифмованные упражнения.
- Грамматические сказки.
- Морфологические шарады.
- Собери слово.
- Грамматическая арифметика.
- Загадки- шутки.
- Ребусы.
- Кроссворды.
На уроках литературного чтения, окружающего мира использование различных игровых ситуаций (включая разгадывание загадок, кроссвордов, рифмовок, инсценирование песен, стихов, сказок, анаграммы, обеспечивает постоянный интерес детей к речевой деятельности на уроках.
Таким образом, введение новых технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для развития индивидуальных качеств.
«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»
А.С.Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе. Игры на уроках английского языка во 2 -5 классах.
Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и п...
Применение игровых технологий на уроках в начальной школе. (Умная игра на уроке)
Игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности, усиливают интерес к изучаемым предметам, побуждают к решению учебных...
Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка. Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка.
Обучающие игры на уроках иностранного языка....
Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».
Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...
Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры».Тема урока: «Матовые комбинации. Тема блокировки» (второй год обучения)
На уроке рассмотривается новый тактический приём – блокировка, раскрывается содержание приёма, который позволяет ставить мат, формируется способность действовать в уме, развивается память, внима...
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ: ИГРЫ НА УРОКАХ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ.
Дидактическими играми являются игры с правилами, специально созданные в целях обучения и воспитания. Такие игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития творческого интер...