Конспект совместной деятельности родителей и воспитанников 6-8 лет. "Интеллектуальная игра Что? Где? Когда?"
методическая разработка (1 класс)

Поздеева Анна Ярославовна

Цель: Способствовать расширению представлений родителей о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального развития ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_intellektualnoy_igray.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности родителей и воспитанников 6-8 лет «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Автор:

А.Я. Поздеева,

педагог-психолог,
МБОУ лицей имени Генерал-майора Хисматулина В.И.

г.Сургут ХМАО-Югра

Пояснительная записка

Игра проводилась совместно с родителями и детьми, это способствовало сближению взрослых и детей в процессе выполнения заданий.

           Достижение поставленных задач осуществлялось в основных видах детской деятельности: познавательной, коммуникативной, двигательной, музыкально-художественной и продуктивной.

При организации совместной деятельности родителей и детей прослеживается реализация образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»). Предлагаемый конспект разработан и построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• принцип психологической комфортности

Цель: Способствовать расширению представлений родителей о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального развития ребенка.

Задачи:

1. Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.

2. Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь).

3.Способствовать сближению взрослых и детей в процессе выполнения заданий и игр.

Оборудование:

Демонстрационный материал: оформление музыкального зала; столы для участников игры, ведущих и жюри; игровой стол-круг, разделенный на 12 секторов с сектором «блиц» и «музыкальная пауза»; волчок со стрелкой; вопросы в конвертах с номерами; чёрный ящик с зеркалом; знак музыкальной паузы - скрипичный ключ; два комплекта галстуков (жёлтые и красные) участникам команд; опознавательные знаки на столы со словами «Знатоки» и «Умники»; опознавательные знаки для капитанов - эмблемы; музыкальные заставки для начала игры, для момента вращения волчка, для музыкальных пауз; песочные часы; глобус; отрывки мелодий из мультфильмов Винни-Пух, Буратино, Бременские музыканты, Львенок и черепаха, Кот Леопольд, Мойдодыр; 2 мольберта; (дикие животные средней полосы, Африки, Крайнего Севера); демонстрирующая через компьютер, как бы из интернета; 2 конверта с разрезными картинками-пазлами (мать и мачеха, ромашка лекарственная); шоколадные медали для сюрпризного момента, поощрительные открытки с названиями: «Знаток», «Лучший ответ», «Молодец», «Умник», «Эрудит» и другие.

Раздаточный материал: 2 разных комплекта «Веселых картинок» для развития памяти; карточки для заданий по математике в форме домика с цифрами на каждого игрока; 2 комплекта блоков Дьенеша, по количеству участников игры.

Для достижения цели были использованы методы и приемы:

- опрос, мотивирование детской деятельности,

- наглядный метод,

- наглядно-практический (творческие упражнения),

- проблемные ситуации,

- использование звуковых эффектов.

Это способствовало повышению познавательной активности, развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, самостоятельности как детей, так и взрослых.

Подобранный материал, техническое сопровождение позволило заинтересовать и поддерживать интерес детей и родителей к теме на протяжении всей деятельности.

Наиболее продуктивным и эмоционально насыщенном является непосредственное участие родителей в досуге. Такая форма участия позволяет показать свой речевой и интеллектуальный потенциал, активно взаимодействовать с ребенком, совместно с ним решать познавательные задачи, почувствовать поддержку друг друга и единство в достижении общих целей.

Мероприятие состоит из этапов (туров), к каждому из которых даются четкие инструкции (правила). Начинается все с организационного момента, где активизируется внимание детей: отгадывание загадки. Педагог объясняет, что каждая команда будет набирать баллы, за правильные ответы, чем больше правильных ответов, тем больше баллов, тем самым вводит интригующую проблемную ситуацию. На каждом этапе дети и родители выполняют разные задания (вопросы, загадки, узнавание героев мультфильмов по звучанию музыки, математические задачки, собирание пазл-картинок, игра «Что лишнее», физ. минутка).

В процессе совместной деятельности педагог создает условия для того, чтобы ребенок и родитель достигли результата. Всем хотелось правильно проходить испытания, чтобы пройти в следующий тур.

    На протяжении всей игры прослеживается реализация личностно-ориентированной модели.  

В ходе игры педагогу и родителям необходимо проявлять умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми и родителями.

На заключительном этапе жюри подводят итоги игры, обобщает полученные детьми знания, умения и навыки. Награждают всех участников грамотами.

            По завершению мероприятия родителям предлагается заполнить отзывы - «Опросники», цель которых в выявлении уровня их удовлетворенности в совместно проводимом мероприятии.

- Ваше мнение о мероприятии;

- Что нового Вы узнали?

- В каких формах Вы бы ещё хотели бы получить помощь от педагога?

- Ваши предложения, пожелания.

Для самодиагностики педагога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках конкретного мероприятия предлагается «Самодиагностическая карта»:

•        Способность к творчеству: имело ли место в данном мероприятии;

•        Способность убеждать: поняли ли родители значимость данного мероприятия для воспитания детей;

•        Педагогическая этика: какие мои личностные качества проявились в процессе взаимодействия;

•        Культура педагогического взаимоотношения: смогла ли организовать работу в команде: педагог – родитель - ребенок;

•        Барьеры затруднения: психологическая неготовность взаимодействовать с родителями, негативное поведение и деятельности.


Ход игры:


Ведущий:

- Добрый день, дорогие гости нашего детского сада. Добро пожаловать на интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Встречайте наших знатоков.
Ведущий:
- Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло на нашу интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».
- Давайте поприветствуем наших гостей (дети здороваются).
Затем ведущий представляет игрокам и гостям членов жюри.
- А, теперь, поприветствуйте друг друга

Команда «Эрудиты» (родители)
Команда «Умники» (дети)
Ведущий: - Спасибо командам. - А, сейчас, отгадайте загадку:
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,
С каждым ею поделись. (Улыбка)
- Покажите на своем лице эту подругу. (Все дети улыбаются.)
Ведущий:
- А, сейчас, слушаем условия нашей игры.
Перед нами стол с 12 секторами, а посередине - волчок со стрелкой. С каждой команды поочередно выходит один игрок и крутит волчок. Все выполняют задание, на которое укажет стрелка. На выполнение задания даётся от 1 до 3 минут, время фиксируется песочными часами. Итоги жюри подводит в конце игры, каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. И мы начинаем нашу игру, приглашаем знатоков занять свои места за игровыми столами.

Ведущий: 1 раунд!
(
Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание! Вопрос!
«Веселые картинки» (игра на зрительное восприятие, память) – проводится сидя за игровыми столами.
Игрокам команд показываются карточки с изображением различных предметов (карточки 10 штук) в течение 30 сек. и предлагается их воспроизвести по памяти. (
Игроки 2-х команд за столами выполняют задание.)

Ведущий: 2 раунд!
(
Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание! Задание!

Дидактическая математическая игра «Засели жильцов в домики» (примеры на сложение и вычитание)– проводится сидя за игровыми столами.
Каждой команде дается карточка-домик с заданием. Под крышей домика – ответ. В самом домике – математические примеры. Необходимо дописать в примерах недостающие цифры, чтобы добрать сумму, указанную в карточке. (
Игроки 2-х команд выполняют задание.)
Ведущий: 3 раунд!
(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание! Задание!
«Угадай мелодию» (игра на слуховое восприятие, память) – проводится сидя за игровыми столами.
Звучат мелодии: Винни-Пух, Буратино, Бременские музыканты, Львенок и черепаха, Кот –Леопольд, Мойдодыр, Летучий корабль, Крокодил Гена и Чебурашка. Знатоки поочередно отгадывают из какой сказки или мультфильма мелодия.
Ведущий: 4 раунд.
(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)

Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание! Задание!

Логическая игра «Найди лишний предмет». Каждому команде предъявляется по 5  карточек. Они должны определить лишний предмет, назвать его и объяснить, почему так решили. . (Игроки 2-х команд выполняют задание.)
Ведущий: 5 раунд.
(
Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (
игрок отвечает: конверт-загадка)

- Внимание! Задание!

  Игра «Построй многоэтажный дом» (игра на мышление и внимание, закрепление цветов и размеров)

Перед командами выкладываются ряд из 4 фигур – это «жители первого этажа». «Второй этаж» строится таким образом, чтобы каждый «житель» первого этажа отличался от своего «верхнего соседа» по цвету. Следующий «этаж» – фигуры отличаются от нижних по форме, еще один «этаж» – по размеру, и т.д.  (Игроки 2-х команд за столами выполняют задание – выкладывают из блоков Дъенеша разного цвета и формы).

Ведущий: 6 раунд.
(
Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание! Задание!
Дидактическая игра «Разрезные картинки» (учимся собирать целое из частей) – проводится сидя за игровыми столами. 

Вам необходимо сложить части картинок весенних цветов в одно целое. Командам необходимо найти и сложить вместе картинки одного цветка.
(
Игроки 2-х команд за столами выполняют задание – выкладывают части картинок в одно целое).
Ведущий: - Приглашается жюри для оценки правильности выполнения заданий.
(
Жюри оглашает результаты первой части игры.)
Ведущий: 7 раунд!
(
Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
-
Внимание! Черный ящик! (Задание проводится сидя за игровыми столами.)
(
Вносят черный ящик.)
- Угадай, что в черном ящике? (Дети и родители говорят предполагаемые ответы.)
Ведущий: - Подсказкой будет – загадка. Отгадайте её.
- Принцессу, Бабу Ягу и Колобка пригласили на королевский бал.
Зашли они в зал и увидели «это».
Баба Яга посмотрела и сказала: - Какое страшилище!
Принцесса посмотрела и улыбнулась: - Ах! Какая красавица!
А, Колобок, взглянув на «это», произнес: - Очень хочу такое же круглое. (Зеркало)
Ведущий: 8 раунд!
(
Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание! Музыкальная пауза!
(
Ставится знак музыкальной паузы)
Мини - разминка. (Дети под музыку вместе с ведущим и родителями выполняют задания.)
Ведущий: 9 раунд!
(
Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание! Задание!
Блиц - турнир «Веселые задачки» (словесная развивающая игра на развитие у дошкольников слухового внимания и логического мышления, быстроты реакции) – проводится сидя за игровыми столами.
(
Ведущий читает задачки, команды отвечают поочередно.)
1 вопрос. – Какое из животных больше, лошадь или собака? (лошадь)
2 вопрос. – Утром люди завтракают. А вечером? (ужинают)

3 вопрос. – Днем на улице светло, а ночью? (темно)

4 вопрос. – Небо голубое, а трава? (зеленая)
5вопрос. – Черешня, груши, яблоки, сливы - это что? (фрукты)
6 вопрос. – Что такое Москва, Хабаровск, Волгоград, Воронеж?  (города)
7вопрос. – Маленькая корова – это теленок, а маленькая собака – это? (щенок)
8 вопрос. – Какие ты знаешь виды транспорта? ()
9 вопрос. – Чем весна отличается от осени?  (весной все расцветает, а осенью все осыпается и трава желтеет)
10 вопрос.- Борщ на первое, котлеты …….(на второе).
11 вопрос.- Ливень из ледышек? (град)
12 вопрос.- Ёлкины иголки? (хвоя)
13 вопрос.- Сколько пальцев у перчатки? (ни одного).
14 вопрос.- Сколько в пустом стакане земляничек? (ни одной).
15 вопрос.- На столе 3 стакана с соком. Маша выпила один стакан и поставила на стол. Сколько стаканов на столе? (три)
16 вопрос. - Маленький, серенький, на слона похож? (слоненок)
17 вопрос. - Снесла уточка яйцо? Кто из него вылупится? Курочка или петушок? (утенок)
18 вопрос. - Вы слепили две снежные бабы и одну из них нарядили в шубу и шапку. Какая из них весной растает быстрее? (Быстрее растает та, которую не нарядили).
19 вопрос. - Кто ест желуди? (свинья)
20 вопрос. - Кто ест бананы? (обезьяна)
Ведущий: 10 раунд!
(
Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание! Задание!

Вопрос из интернета. (Задание проводится сидя за игровыми столами.)
(
Знатокам задаются вопросы через компьютер заведующей и методистом детского сада.)
Вопрос 1: - Почему белые медведи не едят пингвинов?
Правильный ответ: Медведи не могут охотиться на пингвинов, потому что эти животные живут далеко друг от друга. Медведи – на Северном полюсе в Арктике, а пингвины - на Южном полюсе в Антарктиде.
Ведущий: - Прошу знатоков доказать свой ответ с помощью глобуса.
(
Дети показывают на глобусе: Северный полюс и Арктику; Южный полюс и Антарктиду.)
Вопрос 2:- Почему орнаменты в русском костюме располагались по краю подола, рукавов, ворота?
(
Ведущий кладёт на столы игроков картинки с изображением русских костюмов - подсказка)
Правильный ответ: Вышивали орнамент не просто для красоты. Узор в орнаменте идет по кругу. В старину люди верили, что круг - символ солнца. А солнце даёт тепло, свет, урожай, защищает от холода, темноты, болезней, бед. Поэтому орнамент вышитый по кругу костюма был оберегом - оберегал людей от зла, сглаза.
Ведущий: 11 раунд!
(
Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Внимание! Музыкальная пауза. (
Ставится знак музыкальной паузы.)

Под песню «Шалунишки»

Детского ансамбля «Непоседы» проводится музыкальная разминка – танец.

Ведущий: -Слово жюри

(Жюри оглашают результаты второй части игры. Подводится итог)

 По окончанию интеллектуальной игры ведущий благодарит игроков за участие, зрителей и болельщиков за просмотр.

Под торжественную музыку проходит награждение победителей и участников игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы "ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ"

ЦЕЛЬ:систематизировать знания детей о зимних развлечениях.ЗАДАЧИ:​       -развивать общую моторику,координацию движений.         -закрепить признаки предметов(ф...

конспект совместной деятельности детей и взрослых по решению пноблемы и задач интегративного игрового проекта "мы ждём весну"

Злой Кощей украл Весну и спрятал её в темнице. Чтобы спасти Весну ,нужно выполнить задания Кощея. В первой части занятия выполняются задания по математике, во второй части- по ручному труду. Занятие я...

Социально-педагогический проект организации совместной деятельности родителей и детей "СО-ДРУЖес-ТВО"

Цель проекта: Создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых (учителей и родителей) через социально значимую деятельность. Создание условий рационального, творчески активного досуга ...

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы «Такие разные мальчики и девочки»

Конспект игрового занятия с использованием интерактивной доски MIMIO...