СДО логическая схема мастер-класс
материал
СДО логическая схема
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorbunova_nn_logicheskaya_shema_esosh_no2_-_kopiya.pptx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность По программе ФГОС ученику предстоит освоить (научиться) создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
Проблема Школьники затрудняются в установлении связей между компонентами схем. Школьники не могут самостоятельно построить схему по содержанию учебного текста, задачи, таблицы и т.д. Информацию, заложенную в схеме, ученики не переводят в связный текст. Причины: На уроках редко используются схемы. Схемы, если используются, то даются учителем в готовом виде (учитель не использует задания на построение учениками схем). Учителя не используют (редко ) задания, выполняя которые, ученики устанавливают связи между компонентами схем, формулируют вопросы, обобщают или ограничивают понятия и т.д.
Сборник понятий – современный дидак-тический инструментарий познания, который имеет структуру , отражающую единство противоположностей: содержание понятия и его объем , т.е. качество и количество, и позволяет раскрыть систему понятий (знаний) по определенной теме. Структура сборника понятий № Понятие Содержание понятия Объем понятия (виды понятия) Подбирается разнообразная литература о данном понятии (учебная, справочная, сайты интернета и т.д.) Критерии, виды понятия , единичные примеры.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ По цели высказывания По эмоциональной окраске Повествовательное предл Настала осень. Вопросительное предл . Скоро каникулы? Побудительное предл . Люди, берегите природу! Восклицательное предл . Мне подарили щенка! Невосклицательное предл . Пошел дождь, мы бросились к сараю. По количеству грамматических основ Сложное предл . С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь. Простое предл . Солнце светит. По наличию второст . чл. предл . . Солнце светит. Распр. предл . Пришла долгожданная зима. Нераспр . предл . Пришла весна.
* Предметные умения – дети усваивают систему предметных понятий (умение приводить критерии каждого вида) * Метапредметные умения - дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, доказывать, делать выводы, умозаключения, учатся задавать вопросы по карточкам, находить ответы на вопросы в логической схеме и т.д. Планируемые результаты
Т Е К С Т Простой текст Я живу в селе Ермаковское. Сложный текст По количеству высказываний Текст - описание Кедр- красавец сибирских лесов, могучее дерево с темной хвоей. Хвоинки кедра длинные, мягкие, отходящие от стебля пучком в пять хвоинок. Текст - повествование Весной река вышла из берегов. Вода залила весь луг. По реке поплыли большие льдины. По наличию логических связей между высказываниями Текст –рассуждение Доказательство теоремы Пифагора Бессвязный текст Отец Ф.Достоевского был лекарем. Многие лекари учились в Петербурге, а Петербург был основан в 1703 году. Связный текст . Текст-констатация . По характеру логической связи По временной соотнесенности
Имена прилагательные Качественные им. прил. Относительные им.прил. Притяжательные им. прил. По значению Простые им. пр. Сложные им. пр. По структуре Пример: Зеленый, зимний Пример: волчьи, мамин Пример: синий, тупой Полное им.пр. Краткие им. пр. По форме окончания Пример: низкий, низкое, низкая, низкие Пример: низок, низко, Низка, низки Сложные им.пр. с соединит. гласной Сложные им.пр. без соединит. гласной Сложные ти.пр ., которые пишутся слитно Сложные им.пр., которые пишутся через дефис По способу соединения основ По правописанию Пример: паровоз, вездеход Пример: большой- пребольшой, пятиэтажный Пример: двухэтажный, пешеходный Пример: кисло-сладкий, юго-запад
Г Л А Г О Л Глагол совершенного в. спеть Глагол несовершен-ного в. петь Спрягаемые глаголы Неспрягаемые глаголы По значению завершенности действия По способности спрягаться Гл. I спряж . вечереет Гл. II спряж . строится По совокупности личных окончаний Гл. пр. времени Гл. наст. времени говорю, Гл. буд. времени напишу буду писать По отношению времени действия к моменту речи Гл. жен. р. писала Гл. ср.р. писало Гл. муж. р. писал Личные гл. Безличные гл. По грамматическому значению рода По наличию указания на лицо, производящее действие Гл. I лица читаю, прочитаешь , буду читать Гл. II лица читаешь, прочитаешь, будешь читать Гл. III лица читает, прочитает, будет читать По взаимосвязи глаголов с личными местоимениями Гл. ед.числа строю Гл. мн.числа строят По грамматическому значению количества действующих лиц Разноспряг . гл. бежать
СЛОВО Основа слова Окончание Приставка Корень Суффикс Структурная схема « Строение слова »
Структурная схема « Строение слова » 1 кл .
Структурная схема « Строение слова и предложения »
Структурная схема « Строение предложения» Вот Вова и Алик . Наступила холодная зима.
Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Имя существительное. ( повторение и обобщение знаний) - Сформулируйте цель урока. - Используя карточку №1 сформулируйте вопрос-понятия к теме урока и ответьте на него в виде суждения.
Заявка на оценку: «5» – 20 баллов и больше «4» – 16 - 19 баллов «3» – 12 - 15 баллов Дополнительные баллы : 1. Дополнение – 1 б. 2. Скорость выполнения -1б. 3. За возражение-1 б. 4. Активность-1 б.
Индивидуальный труд (самостоятельная работа) Задание 1. Восстановите фрагмент логической схемы, которой принадлежат понятия по теме « И мя существительное » (1 б) . Задание 2. В логической схеме найдите место единичным примерам (1 б) .
Имя существительное И.С. одушевленные И. С. нарицательные И.С. не имеющие рода И.С . , не изменяемые по числам И.С. склоняемые По грамматич . употреблённости По способности называть единичные предметы По способности иметь грам.знач. рода По возможности изменяться по падежам По способности изменяться по числам И.С. конкретного. рода И.С. муж.р . И.С. ср.р. И.С., скл.по стандарту И.С.1скл . И.С.2скл . И.С.3скл . И.С. только мн.ч. По спос-ти иметь одинак. набор падеж. ок. . Пример: _______ Пример: _______ Пример: ______ Пример: ______ Пример: _______ Пример: _______ Пример: ________ Пример: _______ Пример: _______ Пример: _______ Пример: _______ Пример: _______ Пример: _______ Пример: _______ Пример: ________ Пример: _______
Варианты проверки задания I вариант: Фронтальная проверка Самооценка
II вариант: Простая кооперация (работа в группах) ( обсудите в группе результат индивидуального труда и подготовьте выступление): 1гр. – по грамматической употреблённости 2 гр. – по способности называть единичные или однородные предметы 3гр.– по способности иметь грамматическое значение рода 4 гр. – по возможности изменяться по падежам 5 гр. – по способности изменяться по числам 6 гр. – по способности иметь одинаковый набор падежных окончаний Сложная кооперация ( выступление одного представителя от группы ).
Имя существительное И.С. одушевленные И.С. неодушевленные И.С. собственные И. С. нарицательные И.С. не имеющие рода И.С. ,не изменяемые по числам И.С. склоняемые По грамматич . употребленности По способности называть единичн . предметы По способности иметь грамматич . значение рода По возможности изменяться по падежам По способности изменяться по числам И.С. конкрет. род И.С. общ. род И.С. муж.р . И.С. ср.р. И.С., скл.по стандарту И.С.1скл . И.С.2скл . И.С.3скл . И.С. только мн.ч. По спос-ти иметь одинак. набор падеж. ок. И.С. имеющие род И.С. несклоняемые И.С. изменяемые по числам И.С. жен.р . И.С., разноскл. И.С. только в ед. ч. Пример: ______ Пример: _______ Пример: _______ Пример : _______ Пример: _______ Пример: _______ Пример: _______ Пример: _______ Пример: _______ Пример: _______ Пример: _______ Пример: _______ Пример: _______ Пример: _______ Пример: _______ Пример: _______
Задание 3. Сформулируйте вопросы-понятия к схеме «Имя существительное» (по 1б.за вопрос, по 2б. за ответ) 1.Что называется …? 2.Что считается …? 3.Что понимается под …? 4.Что представляет собой …? 5.Что выражает …? 6.Что является …? 7.Что такое …?
Вопросы-понятия 1.Что называется именем существительным? 2.Что считается собственным существительным? 3.Что понимается под одушевленностью имен существительных? 4.Что представляет собой категория рода существительных? 5.Что выражает число имен существительных? 6.Что является склонением? 7.Что такое начальная форма существительного? 8.Каковы свойства и виды существительных? 9.В чем заключается сущность морфологического разбора существительных?
Задание 4. Сформулируйте вопросы-суждения к схеме «Имя существительное» (по 2 б. за вопрос, по 2б. за ответ) 1.Чем объяснить, что …? 2.Как доказать, что …? 3.В каком случае…? 4. Когда …? 5. Каким образом …? 6. Вследствие чего …? 7. Почему …?
Вопросы-суждения 1.Чем объяснить, что имена существительные делятся на собственные и нарицательные? 2.Как доказать, что слово «улица» - существительное? 3.В каком случае существительное является одушевленным (неодушевленным)? 4. Когда существительное является разносклоняемым? 5. Каким образом имена существительные множественного числа можно образовать от имен существительных единственного числа? 6. Вследствие чего имена существительные делятся на существительные женского, среднего и мужского рода? 7. Почему не все существительные изменяются по падежам и числам?
Самооценка: «5» – 20 баллов и больше «4» – 16 - 19 баллов «3» – 12 - 15 баллов Дополнительные баллы: 1. Дополнение – 1 б. 2. Скорость выполнения -1б. 3. За возражение-1 б. 4. Активность-1 б. - Достигли цели урока?
Какие достоинства логических схем?
Достоинства логических схем: Компактность – информация расположена на одном листе и структурирована по смысловым направлениям. Логичность – понятия взаимосвязаны между собой в строго логической последовательности. Информационная насыщенность – каждая структурно-логическая схема содержит большое количество информации, объём которой при обычном текстовом изложении занял бы до нескольких десятков страниц. Доходчивость – информация представлена в удобном для восприятия виде . Убедительность – логика подачи информации не даёт двусмысленной трактовки понятий . Наглядность – создаёт целостную картину изучаемого материала.
Результаты : 1. Вовлечение в работу всех обучающихся . 2. Значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала. 3. Формируется навык самостоятельной работы, работы в паре, в группе. 4. На уроке дети учатся задавать вопросы по карточкам, находить ответы на вопросы в логической схеме, делать выводы, обобщать, классифицировать и т.д. 5. Оценивают свою работу самостоятельно по критериям. 6. Использование данной технологии СДО способствует развитию речи, мышления, функциональной грамотности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс на тему:Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников
Данная тема является сферой моего методического интереса. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей. Целью опы...
Мастер-класс на тему: "Логические задачи по математике 2 класс"
Мастер-класс на тему: "Логические задачи по математике 2 класс"...
логическая схема мастер-класс
Логические схемы при систематизации знаний на уроках русского языка средствами СДО....
Схема вышивки короны для мастер-класса
Схема вышивки короны для мастер-класса...
Мастер-класс «Приемы развития логического мышления на уроках математики в начальных классах».
Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной личности. Мышление как познавательный процесс является о...