Методическая разработка по теме: «Создаём новый имидж»
план-конспект занятия (1 класс)
В качестве примера урок «Геометрический теремок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_10.docx | 800.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Гимназия 295 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка по теме: «Создаём новый имидж».
В качестве примера урок «Геометрический теремок»
Автор Соловьёва Ина Александровна
Педагог дополнительного образования
2023г.
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для организации образовательной (театрализованной) деятельности с учащимися первых классов. Для проведения интегрированных уроков математики и театра. Методическая разработка содержит рекомендации для активизации первоклассников в совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений. Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования.
Введение
Театрализованные игры как форма организации совместной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений
Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математики и проникновением ее в различные области знаний. Без таких качеств, как память, внимание, мышление, воображение, умение сопоставлять, сравнивать и анализировать, немыслимо развитие ребёнка в целом. А все эти качества наилучшим способом можно развивать с помощью интегрированных уроков театра и математики. Но традиционные занятия по формированию элементарных математических представлений, построенные по учебной модели, не у всех детей вызывают живой интерес к новым знаниям, а значит не приносят желаемых результатов. ФГОС предписывает реализовывать программу «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка». Поэтому актуальна, стала проблема поиска новых форм, организации совместной деятельности педагога с детьми по формированию элементарных математических представлений. Важной составляющей процесса познания является формируемый к нему интерес. Благодаря эмоциональным реакциям на окружающий мир, первоклассники активно познают то, что им интересно, и даже не хотят слышать о том, что им не интересно. У них сначала возникает отношение к объекту познания, а потом запускается процесс познания. Театрализованная деятельность — это один из самых интересных видов детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, потому что связана с игрой. Поэтому обучение детей в процессе театрализованных игр-занятий является очень эффективным способом, так как базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка с учетом принципа психологической комфортности.
Особенность театрализованных уроков в том, что большинство героев – это математические знаки, геометрические фигуры и цифры, которых играют дети. Поскольку действие большинства разыгрываемых этюдов происходит в царстве Математики, то декорации оформляются различными математическими формулами и знаками, незнакомые детям. Такое оформление основано на предположениях психологов о том, что чем раньше и чаще ребёнок видит новую информацию, тем лучше он запоминает и усваивает её на неосознанном уровне. При разработке сценариев театрализованных игр, непосредственно образовательной деятельности осуществляется как модификация русских народных и литературных сказок, так и специально для реализации конкретных целей создаются авторские сказки. Математическое содержание может включаться в сказки как органически необходимый момент сюжета, от которого зависит его дальнейшее развертывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать ключ, подходящий к отверстию замка; чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определенное количество шагов или мерок в ту или другую сторону. Кроме этого, математическое содержание может излагаться от лица героев, которые в увлекательной форме рассказывают о себе, например, два брата-птенца забавно ссорятся друг с другом из-за того, кто съест большую кучку зёрен (клювики птенцов наглядно изображают знаки «больше» и «меньше», открываясь в сторону большего количества).
Большое влияние на формирование интереса к математике оказывает сочинение сказок математического содержания детьми. Создание детьми математических сказок, которые развивают математическое творчество. Там, где находится место математической сказке, там всегда царит хорошее настроение. Творческий процесс, знакомый ребенку с раннего детства, и умение работать, создают условия, так необходимые для успешной учебы в школе. Даже самые маленькие достижения порождают в ученике веру в свои возможности. Ребенку хочется работать еще больше, если он получает похвалу от учителя. Ему нравится создавать, и сочинение собственных историй становится любимым занятием. Творчество становится востребованным, и это тоже рождает состояние успеха. Это позволяет привить ребенку вкус к самостоятельным рассуждениям, которые способствуют развитию математического мышления, и стимулирует мыслительный процесс.
Математическая сказка.
- «Сказка о нуле».
Мальчик Вася учился в первом классе. Однажды ему приснился удивительный сон: он попал в страну чисел.
Цифры в этой стране играли, веселились, как обыкновенные дети. Мальчик стал с ними играть. Васе было очень весело. Он заметил, что цифра ноль сидит в сторонке и скучает. Мальчик подошел к нему и спросил, почему тот не играет с другими цифрами.
И ноль рассказал, что другие цифры не хотят с ним дружить. Они говорят, что он ничего не значит. Васе стало жаль его. У мальчика в школе были одни пятерки, и он - то знал, что ноль в математике очень важен. Вася решил подружить всех с цифрой ноль.
Он подошел к цифре девять и попросил взять ноль в игру, но она только посмеялась в ответ. И так было со всеми другими цифрами. Все отказывались дружить с нулем и считали просьбу Васи странной.
Когда мальчик совсем уже, отчаялся, то подумал о единице. Она ведь тоже очень маленькое число и почти ничего не значит. Единица подумала и согласилась.
Когда все остальные цифры увидели вместе единицу и ноль, очень удивились. Получилось, что такие маленькие цифры вместе составили число десять, которое больше любой однозначной цифры, взятой в отдельности.
И теперь все захотели дружить с нулем. Цифры пообещали Васе, что никогда больше не обидят нуль.
- «Плюс и минус в цифровом городе».
Однажды одним прекрасным днем «Плюс» гулял по цифровому городу. Вдруг он встретил другой знак и странно так на него посмотрел.
- Как тебя зовет незнакомец? – спросил «Плюс».
- Меня зовут «Минус». А как тебя называть?
- Мое имя «Плюс».
Решили знаки лучше узнать друг друга и помериться силой. Они позвали на помощь цифры 2 и 5. Знаки придумали соревнование на составление примеров, чтобы в результате получилось большее число.
Свой пример составил «Плюс»: 2 + 5 = 7, а у «Минуса» получилось: 5 – 2 = 3. «Минус» остался недоволен результатом и предложил найти другие числа для примеров.
Долго ходили знаки в цифровом городе, но ничего в соревновании знаков не изменилось. У «Плюса» всегда получалось больше, а у «Минуса» - меньше. Потому что «Плюс» увеличивает, а «Минус» уменьшает.
Конечно, сочинение математических сказок не является заменой обучения. Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной речью, а также уверенное владение математическими понятиями. Сочинение математических сказок - занятие, которое увлекает детей различного возраста, однако в младших классах возрастают трудности: как лучше построить сюжетную линию, чтобы не нарушить целостности сказки и не прийти в противоречие с математическими понятиями. Придуманная сказка с применением математических понятий позволяет лучше запомнить эти понятия. Предлагая сочинить математическую сказку, ставится задача развития математического творчества, умения выражать свои мысли логично и последовательно.
Театрализованные математические игры могут быть частью, фрагментом непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений или разыгрываться детьми в самостоятельной деятельности, иметь импровизационный характер или представлять собой отдельный спектакль, к которому разучиваются роли, готовятся декорации.
2.Театрализованная игра как средство для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
Процесс творческой работы интегрированных уроков является фактором интеллектуального и физического развития школьников. Дети младшего школьного возраста особенно нуждаются в поддержке эмоционального здоровья, так как для них это период достаточно сложный – учеба в школе является ведущей деятельностью, и период адаптации проходит для многих детей непросто. Любимые занятия в часы досуга помогают школьнику 7-8 лет найти способ выхода из стресса, мелких беспокойств. Ценностью творческой деятельности в театральном коллективе являются ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты, которые помогают детям реализовать творческие способности.
Очень важно, что дети постигают все премудрости театрального искусства в игре. В игре невозможное становится возможным - это дает большой эмоциональный импульс и активность творческому мышлению школьника. Игра - свободное проявление активности. Игровое начало требует отрыва от действительности, постановки себя в условную ситуацию принятия новой роли, переживания, иного мироощущения, иных чувств. Оно вызывает в младшем школьнике творческое начало: поиск, умение перевоплощаться, быстро войти в новый образ: быть другим, оставаясь собой. Игра расширяет горизонты эмоциональной культуры личности. Игра - универсальное средство развития. Отражая и моделируя разнообразные жизненные ситуации, игра расширяет круг интересов и совершенствует способности личности, она учит, творчески относится к себе и окружающему. Игра развивает самодеятельное творчество, которое затем может легко перейти в профессиональное. Театрализованные игры как разновидность сюжетно - ролевых игр сохраняют типичные признаки, содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей 7-8 лет. Каждая тема может быть разыграна в нескольких вариантах. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному, вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.
Театрализованные игры разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей 7-8 лет динамичностью и ясной мотивацией поступков, действия четко сменяют одно другое, и дети охотно воспроизводят их. В представлениях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям. Легче усваиваются математические понятия и формулы. Важно правильно подобрать художественное произведение, чтобы оно заинтересовало младших школьников, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно - развивающийся сюжет. В нем должно быть несколько “сквозных” героев наряду с героями эпизодическими, активно участвующих в происходящих событиях. Необходимо и наличие диалогов.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность младшего школьника позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Театрализованные игры включают в себя игры - драматизации, которые основаны на соответствующих действиях исполнителя роли, который использует свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму. Игра - драматизация оказывает большое влияние на речь младшего школьника. Он усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Театрализованные игры всегда радуют, веселят детей, пользуются у них неизменной любовью.
Тематика и содержание театральных постановок имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это честность, отзывчивость, доброта, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Дети 7-8 лет отождествляют себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы театрализованной постановки оказывать влияние на детей. Самостоятельное разыгрывание роли школьниками позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на учащихся как положительных, так и отрицательных образов.
Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети 7 -8 летнего возраста в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю, за своим поведением.
Но многие темы, сюжеты, предполагают борьбу, противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и негативных персонажей. Младшие школьники, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что иногда бывает. Формированию положительных образов способствуют народные сказки, фольклор.
Народные традиции - богатая основа формирования у подрастающего поколения чувства уважения и поклонения нравственным устоям наших предков, природе, мирозданию. Немного сегодня семей, где сохранили память об обрядах, ритуалах, жизненном укладе русского народа. Принимая действенное участие в спектакле и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, младшие школьники развивают свои художественно - творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность, происходит возвращение детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни русского народа и народов других стран.
В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.
Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, элементов декораций развивает вкус.
- Основные принципы взаимодействия ребенка и педагога в пространстве театральной студии
Воспитание младших школьников осуществляют разные взрослые, и главные среди них – родители и педагоги. Именно взрослые своей реакцией на творческую деятельность детей или их эмоциональное состояние формируют индивидуальность, закладывают основы творческого потенциала. Творческая личность младшего школьника формируется под воздействием многих факторов.
Говоря о раскрытии таланта, мы встречаемся с проблемой раскрытия способностей личности («сплетении дарований»). Нет подлинного раскрытия талантов без понимания нравственной вертикальной направленности, вектор, которой обращен на другую личность– сопереживания (радости или успеху, печали или огорчению), сострадания, тогда дети, прикоснувшиеся к нему, становятся ближе друг к другу. Тогда происходит соприкосновение душ.
Творческая деятельность эмоциональна по своей природе, поэтому психологическая совместимость педагога и учащегося особенно важна при обучении. Психологический климат является существенным фактором продуктивного труда, особенно в коллективах, где люди заняты творческой деятельностью. Успех достигается в атмосфере товарищеской заинтересованности в деле обучения. Импровизационный стиль деятельности при обучении театральному искусству, привносит в процесс занятий элементы неожиданности, непосредственности, юмора. Все это приметы творческого стиля общения педагога и учащегося. Знаменитый писатель Виталий Бианки считал, что взрослому человеку надо стараться сохранить детские свойства души: непосредственность, отзывчивость, широко раскрытые на мир глаза, чистоту помыслов, способность мечтать, доверчивость, ощущение окружающего мира как сказки, восхищение первооткрывателя мира.
Театрализация, да ещё и на уроках математики это своего рода новое, для многих педагогов не совсем понятное. Как можно совместить такой серьёзный предмет, как математика с игровой, познавательной, творческой деятельностью. Воспитывая творческую личность, педагог формирует у младших школьников чувство ответственности. Чем больше душевных сил человек тратит в процессе общения, тем больше получает сам. В процессе педагогического общения формируется умение работать с детьми, понимать их, дружить и любить.
Если взглянуть на современную педагогику с позиций нравственных сил, то мы обнаружим, что в процессе интегрированных занятий творческие способности детей 7-8 лет могут раскрыться более полно и глубоко. Становление самого педагога, внутреннее высвобождение в себе резервов нравственной красоты позволяют и ребенка повести за собой в эту сферу.
Непременным условием подлинного педагогического творчества является знак ценностного отношения педагога к детям и любовь к ним.
Младший школьник открыт миру, готов к любым движениям вперед, но у него мало опыта – источника творческих идей. Бывает так, что природный дар сам заявляет о себе, его нельзя не заметить. Тогда ребенок просто жить не может без любимого дела. Как быть, если способности в младшем школьнике мало заметны, они как бы скрыты. Некоторые дети так и говорят: «Я не люблю математику» или «Я плохо понимаю математику». Но ситуация резко меняется, если такой ребенок приходит на интегрированный урок и вовлекается в игровой процесс встречая педагога, любящего свое дело. Важно для педагога, чтобы процесс обучения на уроке был и репродуктивным, и раскрывающим (развивающим) обучением. По мнению А.Гармаева: «Репродуктивное обучение преподает внешние знания, используя методики, схемы, алгоритмы. Раскрывающее обучение возбуждает, открывает и поддерживает скрытые способности в детях, и поэтому оно во многом зависит от педагога – преподает он по своим способностям или по алгоритму».
Целью театральной педагогики является воспитание младшего школьника, который бы получал радость от творческого процесса, научился импровизировать, доводить начатое до конца, преодолевать себя на этом пути. Педагог не ускоряет и не тормозит развитие ребенка. Он оберегает его, в том числе от попыток навязать ребенку свое видение мира. Именно будущая уникальная картина мира, созданная собственными усилиями младшего школьника, ляжет в основу его уже взрослой творческой активности. Целью работы учащегося и педагога на интегрированных уроках является:
- формирование образов и понятий о личностных особенностях человека. Педагогическое общение имеет, таким образом, познавательный аспект;
- в процессе общения проявляется эмоциональное отношение друг к другу. Так возникает особая атмосфера доверия, в которой ребенок может раскрыться. В противном случае могут возникнуть зажимы, и тогда способности не получат развития;
- в педагогике искусства желательно стремится к диалогу педагога и учащегося, вовлекать ребенка в атмосферу совместных поисков, где нет готовых ответов. Общение предполагает определенный поведенческий комплекс: слова, поступки, дела, стиль общения;
- принцип взаимной доброжелательности должен соотноситься с принципиальностью, ответственностью и требовательностью педагога.
Все сказанное требует от педагога постоянного расширения собственных творческих возможностей. Очень трудно преодолевать силу инерции, шаблона, формальностей, искать новые средства взаимодействий.
Творчество педагога проявляется в способности диагностировать психологическое состояние учащихся, уровень их способностей, индивидуальные особенности личности. В процессе занятий необходимо использовать те приемы, которые будут наиболее эффективны для данного ребенка 7-8лет. В этом состоит индивидуальный подход к обучению. Творчество педагога состоит из импровизаций – мгновенных и точных поведенческих реакций на ситуацию, на ту или иную неожиданность в поведении ребенка.
На занятиях младшим школьникам необходимы самые разнообразные пьесы, сказки, развивающие фантазию, ум, сообразительность, чувства, дающие повод для радости, веселья, смеха и других положительных эмоций, которые активизируют развитие творческих задатков и способностей.
Один из основных законов педагогики творчества можно сформулировать следующим образом: в условиях, когда способности не востребованы, они не развиваются. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы у младшего школьника было удовлетворяющее его творческое дело.
Задача педагога — поддержать положительное состояние ребенка (уверенность, воодушевление, радость познания, творческое вдохновение и др.) и способствовать его постепенному закреплению. Резкое слово педагога, жест, мимика, могут стать внешним стимулом, причиной смены уверенности школьника неуверенностью, радости познания — безразличием к предлагаемому заданию.
Исходным в организации педагогической поддержки является учет психического состояния младшего школьника в данный момент. Ведь именно состояние, являясь фоном, на котором протекает жизнедеятельность человека, во многом определяет характер взаимоотношений между людьми, поведение личности. Педагогическая поддержка предполагает снижение неблагоприятного состояния ребенка и закрепление благоприятного психического состояния, способствующего личностному развитию. Прийти к успеху самостоятельно талантливый ребенок не может. Педагогу, прежде всего, нужно быть профессионалом, досконально знать то, чему ты учишь. Педагог, который надеется развивать таланты в своих учениках, должен быть и психологом (чтобы заметить врожденные способности), и организовать работу (чтобы раскрыть талант), и создать атмосферу творчества и доверия (чтобы младший школьник поверил педагогу, пошел за ним, а не остановился на полпути к цели). Работа педагога сродни работе актера. Скуки на занятиях быть не должно, ведь начиная урок, он начинает свой маленький спектакль, в котором является и действующим лицом, и зрителем, и наставником. С нашей точки зрения, структура творческих способностей младшего школьника должна отражать принцип единства всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, коммуникативной, познавательной. В соответствии с этим, творческие способности детей 7-8 лет, представляя «сплетение» индивидуальных свойств личности, в котором тесно взаимосвязаны между собой сферы жизнедеятельности ребенка: мотивационная, когнитивная, эмоционально-волевая. Мотивы стимулируют личность к проявлению творческих способностей, творческой деятельности, а уровень сформированности творческих способностей напрямую связан с интеллектуальной, волевой, эмоциональной активностью.
В школьные годы, когда младший школьник формируется, складывается его характер, мировоззрение, выявляются наклонности, признание, дети 7-8лет должны получить возможность развивать свои художественные способности. В совместном творчестве взрослый может обрести новое видение, а младший школьник– личность.
Диалог личности с личностью выстраивается только в благоприятном психологическом климате – в атмосфере доверия, совместных творческих находок, восприимчивости к новым проблемам и новым способам их решения. Психологический климат является существенным фактором продуктивных занятий в театральной студии. Техника может развиваться и при минимальном запасе слов, а культура развивается при почитании одного человека другим.
В творческих формах занятий (этюды, игры, разминки и т.д.) совместной деятельности педагоги могут видеть динамику развития и широту интересов ребенка, его достижения и трудности, понимать ход его мыслей и особенности фантазии. Конечный продукт такого творчества позволят педагогу увидеть и понять особенности внутреннего мира младшего школьника.
Одной из важных задач воспитания является стимуляция высокой самооценки, вытекающей из успехов самой деятельности. Оценивать результаты нужно по индивидуальным достижениям учащегося, включая цель будущего обучения, а форма поощрения должна быть очень гибкой. В виде поощрения можно дать более трудное задание со словами: «Я знаю, ты с этим справишься». Так постепенно формируется мотив достижения, где главным является получение радости от хорошо сделанного дела. Фокус самооценки при этом переносится с себя на дело, на выполнение поставленной цели (не я «умный, талантливый, удачливый», а «я хорошо, удачно выполнил данное задание»).
«Педагогика сотворчества, совместная взаимопроникающая и взаимодополняющая деятельность педагога и воспитанника, периодически меняющихся ролями, ведет к их взаимному обогащению и развитию. Необходимо формировать уважительное отношение к партнеру по общению, вырабатывать установку на интерес к предмету общения, т.е. раскрывать познавательный, коммуникативный, эмоциональный, воспитательный характер общения. Педагогическая результативность творческой деятельности особенно велика тогда, когда творческий процесс, отдельно взятой личности, обогащается, «подпитывается» творчеством других людей, в процессе коллективной творческой деятельности. Ибо коллектив, «интегрируя» знания, умения, навыки и опыт своих членов, представляет художественно – воспитательную среду, которую, в свою очередь, оказывает действенное влияние на творческое развитие каждого члена коллектива. Еще одним условием педагогики сотворчества является формирование положительной Я – концепции. Формирование позитивной самооценки зависит от соблюдения условий, к которым относится твердая убежденность в импонировании другим людям, уверенность в способности к творческой деятельности, ощущение собственной значимости. Данные многих исследований характеризуют, что негативная Я – концепция – отрицательное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности, выражающимся высоким уровнем тревожности, сложностями в налаживании контактов со сверстниками. Практика показывает, что воспитанники наилучшим образом развиваются под руководством педагогов, которые видят у них большие потенциальные возможности и призывают их реализовывать» (Титов Б.А.) Для восприятия художественных ценностей необходимо в первую очередь иметь эмоциональную отзывчивость к прекрасному, умение видеть и чувствовать его в искусстве, в окружающей человека действительности. Чтобы развить в воспитаннике способность к «сотворчеству» с автором произведения, необходимо воспитать в нем духовные чувства.
Поэтому каждая новая встреча детей с искусством должна отличаться новизной, вызывать удивление и восторг, возбуждать желание после занятий спешить в библиотеку, стремиться в театр, концертный зал, в картинную галерею, т. е. должна развиваться художественная потребность.
Мастерство и искусство педагога состоит в том, чтобы младший школьник в детской театральной студии как можно меньше чувствовал давление и опеку, которая тяготит и сдерживает творческое развитие. В то же время контроль и внимание к каждому ребенку этого возраста должны быть максимальны.
Итак, психологический климат способствует или мешает продуктивной учебной деятельности. Он зависит от поведения педагога, от стиля руководства учебным коллективом, от совместимости членов учебной группы, от культуры педагогического общения, от того, как разрешаются возникающие конфликты. В этом случае возникает эффект, который емко определяется русской пословицей: «Где лад, там и клад».
Обобщая сказанное, мы можем сделать вывод о том, что в этом возрасте становится активным весь комплекс «психического строительного материала», необходимый для формирования, как творческих, так и математических способностей ребенка. Педагогический аспект данного раздела видится в следующем. Данный период детства характерен тем, что у его представителей система ценностей формируется. Это обусловлено природой возраста и особенностью межличностных отношений. В этот период младших школьников отличает доверчивое подчинение авторитету, вера в истинность всего, чему учат. Поэтому дети с лёгкостью принимают чужие ценностные ориентации. Огромная ответственность в формировании творческих способностей детей возложена на художественного руководителя студии, поскольку во многом зависит, как правильно на занятиях расставлены акценты и как они будут в дальнейшем способствовать более глубокому и адекватному постижению смысла театральных произведений и их эмоциональному закреплению.
Выводы:
На основании данного исследования можно сделать вывод о том, что вопрос о развитии математических способностей детей младшего школьного возраста по средствам театра очень актуален.
1. Творчество есть процесс выявления собственной индивидуальности, оно предстает как реализация личностью своей универсальности. Полученные наблюдения и исследования позволяют предположить, что художественная деятельность ребенка благотворно сказывается на развитии определенных интеллектуальных способностей.
2. Предпосылками развития творческих способностей являются задатки, на основе которых можно сформировать самые различные способности младшего школьника в зависимости от условий жизни, характера деятельности и воспитания. Недостаточно развивать умственные способности, чтобы вооружить способностями к творческим достижениям. Одновременно надо воспитывать и личность.
3. В структуре деятельности младшего школьника важное место продолжает занимать игра, потребность в которой все еще велика. Монотонность школьной жизни, недостаточность ярких событий в ней, акцент на умственном развитии вступают в конфликт со способностью младшего школьника эмоционально переживать происходящее на данном жизненном этапе. Поэтому интегрированные уроки театра, математики, литературы и других предметов, позволяют ребенку 7-8 лет творчески реализовать свои способности.
4. Исходным в организации педагогической поддержки является учет психического состояния младшего школьника в данный момент. Ведь именно состояние, являясь фоном, на котором протекает его жизнедеятельность, во многом определяет характер взаимоотношений, поведение личности. Педагогическая поддержка предполагает снижение неблагоприятного состояния ребенка и закрепление благоприятного психического состояния, способствующего личностному развитию.
5.Занимаясь на интегрированных уроках
- учащиеся 7-8 лет обогащаются знаниями и духовными ценностями - развивают коммуникабельность, интеллект, самостоятельность мышления.
− к концу первого года обучения это уже совсем другие дети, они светятся радостью творчества, они красивы и уверены в себе. Достигается это через большой совместный труд.
Интегрированный урок театра и математики по теме «Сказка о том, как подружились геометрические фигуры»
Данная образовательная деятельность организована в форме театрализованной постановки. Она может являться итоговым мероприятием по изучению темы «Геометрические фигуры». Сценарий построен на основе сюжета русской народной сказки «Теремок», но героями являются геометрические фигуры.
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах через театрализованную деятельность.
УУД
Предметные УУД
- Распознавание плоских геометрических фигур: треугольник, круг, овал прямоугольник, квадрат.
- уточнить особенности плоских фигур: «круг», «прямоугольник», «квадрат», «треугольник», тренировать способность к их различию.
Личностные УУД
-положительное отношение к уроку,
-доброжелательность, внимательность, готовность сотрудничать
Регулятивные УУД
понимать позицию другого, умение слушать других, понимать цель и смысл выполняемых заданий
Коммуникативные УУД
уважать мнение других, воспринимать другое мнение
Познавательные УУД
группировать, выполнять логические действия, синтез и анализ, ориентироваться на листе
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация.
Предварительная работа: разучивание ролей, работа над выразительностью чтения, изготовление декораций.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная
Формы работы: разучивание стихов, загадок, игра-драматизация.
Планируемый результат: ребёнок различает геометрические фигуры, отгадывает описательные и метафорические загадки; решает задачу на упорядочивание объектов по какому-либо основанию; передаёт игровой образ, используя разнообразные средства выразительности; с удовольствием выступает перед учениками и родителями.
Ход мероприятия
Рассказчица:
Где-то в сказочном лесу,
Где нет тропок и дорог,
Где с цветочков пьют росу
И пчела, и мотылёк,
Там, под старою сосной,
Домик есть небольшой…
В нём окошечки резные,
Ставни чудо - расписные!
Комнатками полон дом
Не живёт никто лишь в нём…
Овальный Шарик летел,
И на домик присел…
Шарик:
Вот так домик! Просто чудо!
Кто-кто в домике живет?
Кто-кто в маленьком живет?
Рассказчик:
Никто не отозвался. Решил Шарик поселиться в этом домике. Живет, радуется. Вот как-то прогуливался Угольник-Треугольник и увидел маленький домик, решил постучаться.
Угольник: Кто-кто в домике живет?
Кто-кто в маленьком живет?
Шарик: Я овальный шарик,
Из меня и человечек
Получиться может ловко:
Ручки, ножки и головка. А ты кто?
Угольник: На фигуру посмотри
И в альбоме начерти:
Три угла, три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник, а красивый… (ответы детей).
Пусти к себе жить.
Шарик: Что ж, заходи скорей,
Вдвоём будет веселей.
Рассказчица: Живут они вдвоём, поживают, добра наживают. И тут из леса по тропинке к домику пришёл новый гость.
Квадрат:
Кто-кто в домике живет?
Кто-кто в маленьком живет?
Шарик:
Я овальный шарик,
Из меня и человечек
Получиться может ловко:
Ручки, ножки и головка.
Угольник:
Я треугольник - три угла,
Посмотри же на меня:
Три вершины очень острых
- Треугольник – «остроносый».
А ты кто?
Квадрат:
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (ответы детей).
Пустите с вами пожить.
Шарик и Угольник вместе:
Что ж, заходи скорей,
Втроём будет веселей.
Рассказчица:
Живут они втроём, поживают, добра наживают. И тут из леса по тропинке к домику пришёл ещё один гость.
Круг:
Кто-кто в домике живет?
Кто-кто в маленьком живет?
Шарик: Я овальный шарик,
Из меня и человечек
Получиться может ловко:
Ручки, ножки и головка.
Угольник:
Я треугольник - три угла,
Посмотри же на меня:
Три вершины очень острых
- Треугольник – «остроносый».
Квадрат:
Познакомимся! Квадрат!
Я знакомству очень рад!
Во мне угла уже четыре,
Нет меня ровнее в мире: а ты кто?
Круг:
К вам прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно же я … (ответы детей).
Пустите с вами пожить.
Шарик, Угольник и Квадрат вместе:
Что ж, заходи скорей,
Вместе будет веселей.
Рассказчица:
Живут они вчетвером, поживают, добра наживают. И тут из леса по тропинке к домику пришёл ещё один гость.
Прямоугольник: Кто-кто в домике живет?
Кто-кто в маленьком живет?
Шарик: Я овальный шарик,
Из меня и человечек
Получиться может ловко:
Ручки, ножки и головка.
Угольник:
Я треугольник - три угла,
Посмотри же на меня:
Три вершины очень острых
- Треугольник – «остроносый».
Квадрат:
Познакомимся! Квадрат!
Я знакомству очень рад!
Во мне угла уже четыре,
Нет меня ровнее в мире:
Круг:
Круглый круг похож на мяч,
Я по небу солнцем вскачь.
Круглый словно диск луны,
Как у бабушки блины. А ты кто?
Прямоугольник:
Вдруг растянется квадрат
Вы представили на взгляд,
На кого я стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник –
Был квадрат, стал … (ответ детей).
Пустите с вами пожить.
Шарик, Угольник , Квадрат и Круг вместе:
Что ж заходи скорей,
Вместе будет веселей.
Рассказчица:
Живут они, поживают, добра наживают. Но тут возник у жильцов спор. Где в домике у каждого место? Ребята, поможем нашим героям.
Дети: Да! (окошки в доме имеют форму геометрических фигур, дети распределяют каждого героя в своё окошечко)
Рассказчица:
стали они жить дружно, в тесноте да не в обиде. Но тут из леса по тропинке к домику пришёл незнакомый гость.
Трапеция:
Кто-кто в домике живет?
Кто-кто в маленьком живет?
Шарик: Я овальный шарик,
Из меня и человечек
Получиться может ловко:
Ручки, ножки и головка.
Угольник:
Я треугольник - три угла,
Посмотри же на меня:
Три вершины очень острых –
Треугольник – «остроносый».
Квадрат:
Познакомимся! Квадрат!
Я знакомству очень рад!
Во мне угла уже четыре,
Нет меня ровнее в мире:
Круг:
Круглый круг похож на мяч,
Я по небу солнцем вскачь.
Круглый словно диск луны,
Как у бабушки блины.
Прямоугольник:
Я простой прямоугольник,
Аккуратный, словно школьник.
Весь похож я на тетрадку,
На большую шоколадку.
А ты кто?
Трапеция:
Треугольник подпили
И фигуру получи:
Два тупых угла внутри
И два острых – посмотри.
Познакомимся друзья,
Меня зовут трапеция.
Пустите с вами пожить.
Квадрат:
Но в нашем домике нет больше мест.
Все окошки заняты.
Рассказчица: Ребята, давайте поможем Трапеции. Где же она может поселиться? На что она похожа? (На крышу дома)
Трапеция встаёт сверху домика и образует его крышу.
Рассказчица: Всем нашлось место в нашем доме. Ребята, давайте посчитаем, сколько жителей в нём поселилось?
И стали они жить- поживать, да добра наживать.
Какой фигуры нет на картинке?
Список использованных источников
- Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у младших школьников. Учебно- методическое пособие. – СПб. Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена;
- Изд-во «Союз», 2002. 2. Соловьёва Е.В. Математика и логика для дошкольников. - М.: Просвещение, 2004 г.
- Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ (науч. рук. А.Г.Асмолов). – М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования.
- Безымянная О. Школьный театр. – М.: Рольф, 2001
- Герасимов С. Воспитание кинорежиссера. – м.: «Искусство», 1978
- Давыдова М.А., Агапова И.А. Как организовать внеклассную работу в современной школе. Школьный досуг. Школьный театр. – М.: Просвещение, 2000
- Демин В.П. Действенный анализ. – М.: Просвещение, 1995
- Карагодский З.Я. Первый год. Начало. – М.: «Советская Россия», 1975
- Карагодский З.Я. Первый год. Продолжение. – М.: «Советская Россия», 1977
- 8. Карагодский З.Я. Этюды и школа. – М.: «Советская Россия», 1978
- http://www.roditeli.ua/deti/development_poetry/geometric_shapes - стихи http://little.com.ua/arithmetic/geometricheskie-figuri.html - стихи 7. http://igri-uma.ru/forum/index.php?showtopic=3936 - загадки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сценария праздника «Встреча Нового года» для учащихся 1 класса
Методическая разработка сценария праздника «Встреча Нового года» для учащихся 1 класса...
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Методическая разработка по теме "Проектирование урока открытия нового знания с позиции требований ФГОС"
В методической разработке кратко рассматривается история исследования деятельностного подхода в отечественной педагогике, особенности технологии деятельностного метода обучения младших школьнико...
Методическая разработка к сценарию праздника "Новый Год" для младших школьников
Данная методическая разработка праздника к сценарию предназначена для детей младшего школьного возраста (1-4 классы). Воспользоваться в своей работе им могут педагоги – организаторы, учителя нач...
Методическая разработка внеклассного мероприятия " Ах, Новый год, удивительный бал!"
Внеклассное мероприятие для обучающихся 1-4 классов....
Методическая разработка для 2 класса. Новый год к нам в дверь стучится.
Расширить знания учащихся в области истории новогоднего праздника, познакомить с новогодними традициями на Руси и в других странах, учить различать Деда Мороза и Санта Клауса, показать значимость и ун...
Методическая разработка: Празднование Рождества и Нового года на уроке английского языка «Merry Christmas and Happy New Year!”
На уроке применяется страноведческий и лингвострановедческий аспект, что в значительной степени повышает интерес учащихся к иностранному языку и укрепляет познавательную мотивацию учащихся, содействуе...