Технология проблемного обучения. Статья.
статья (3 класс)
Технологией проблемного обучения учителя пользуются давно, несмотря на это, урок проблемного обучения построить сложно. В этой статье даны конкретные рекомендации учителю по построению урока данного типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_problemnogo_obuchenya.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения.
Из опыта работы.
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. На первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирования у младшего школьника познавательных интересов и таких учебных умений, которые позволят ему успешно продолжить своё образование в основном звене. Научить мыслить, находить рациональные пути решения учебных проблем, воспитать потребность в саморазвитии - вот основные ориентиры современного школьного обучения. Проблемное обучение — это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем.
Уровни проблемного обучения:
1.Усмотрение проблемы самими учащимися.
2.Проблема создается учителем, решение – самостоятельно учеником.
3.Учитель создает проблему, учащиеся включаются в ее разрешение.
4.Учитель сам ставит проблему и решает её.
Проблема в образовательном процессе - это осознание учеником невозможности в данной ситуации разрешить противоречие (или возникшее затруднение) средствами имеющегося опыта и знаний
- Обнаружение учеником противоречивости в проблемном задании, приводит к переживанию учеником состояния интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний.
- У учащегося возникает субъективная потребность в новых знаниях
- Осознав недостаточности ранее усвоенных знаний, и пережив состояние интеллектуального затруднения. Ученик строит предварительные гипотезы разрешения проблемы.
- Проверка гипотез приводит к тому, что ситуация становится проблемой
Признаки учебной проблемы:
1.Отсутствие у ученика необходимого для решения проблемной ситуации знания.
2.Отсутствие достаточного опыта.
3.Осознание учеником противоречивости ситуации.
Учебная проблема имеет форму познавательной задачи или задания продуктивного типа, содержащей некоторое противоречие в своих условиях
а) избыточные данные;
б) недостающие данные;
в) неверные данные;
г) альтернативные данные.
Проблемная технология содержит три главных компонента:
- потребность учащегося в новом знании или способе действия
("хочу узнать..., научиться...")
- неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить по проекту педагогических целей урока
- известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы
Она включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.
- Модель организации учебного процесса «обучение через открытие» строится на реализации принципа проблемности в обучении.
- Принцип проблемности реализуется:
- — как в содержании учебного предмета;
- — так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.
Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация — состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.
Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям. «Мышление начинается с проблемной
ситуации». С. Л. Рубинштейн.
Технологические приемы организации
учебного процесса.
Как создать?
а) в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию;
б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;
в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.
Усвоение нового материала
1. Учитель должен четко представлять, что и как будет изучаться на уроке.
2. Обеспечить максимальную самостоятельность учеников.
3. Обеспечения дифференцированного подхода к обучению.
4. Оказывать помощь в решении проблемной задачи следует индивидуально.
5. В новом задании должны проявляться некоторые элементы актуализированных знаний.
Практическая работа
- 1. Задание выбирается соответственно, требованиям учебной программы.
- 2. Процесс должен включать новые способы действия.
- 3. Определить содержание и форму инструктажа.
- 4. Обеспечить сознательное выполнение каждой из операции действия.
Заключительная часть урока
1. Проблемные задания на этом этапе должны носить обобщающий характер, способствовать развитию вариативности.
2. Проверять результаты практической работы лучше вместе с учениками.
3.В конце урока преподаватель должен подвести итог.
Рефлексия
Цель этапа – осознание учащимися метода собственной познавательной деятельности
- нарисуй настроение на листочке;
- поднимись на горку;
- наполни ведро знаний;
- собери букет;
- расшифруй слово и прочитай; и т.д.
Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:
- более качественное усвоение знаний
- мощное развитие интеллекта, творческих способностей
- воспитание активной личности.
Результативность применения в учебном процессе можно оценить с помощью критериев:
- а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации
("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),
- б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере
(" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...")
- в) переживание учащимися субъективного открытия:
("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел закон..."),
- г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;
("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."),
- д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.
Бернард Шоу утверждал:
«Единственный путь, ведущий к знанию,-это деятельность. Чтобы знания становились инструментом, а не залежами ненужного старья на затворках интеллекта, ученик должен с ними работать, т. е. применять, искать условия и границы их применимости, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача учителя – создать для этого все условия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья « Педагогическая технология:проблемное обучение»
Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения . В сатье раскрывается технология проблемного обучения....
Статья "Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира"
В статье представлен теоретический материал, описывающий вопросы технологии и подготовки проблемного урока- урока "открытия" новых знаний, а также конспект урока по окружающему миру в 4 кл...
Статья по теме: «Применение технологии проблемного обучения на уроках математики»
Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития… Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития… ...
Статья на тему "Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира в 4ом классе"
Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира в 4ом классе...
Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»
Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...
Статья "Технология проблемного обучения"
В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....
Статья "Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"
Примеры практичекого ипользования элементов проблемного обучения на уроках рксского языка в начальных классах по программе "Школа России"...