Проектная деятельность по УМК "Планета знаний"
статья
В статье подробно дается характеристика метода проектной деятельности на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_po_umk_planeta_znaniy.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов (общая характеристика)
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Основные цели современной системы образования– этоинтеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.
Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Достаточно четко метод проектов оформился в 20-е годы в США. В России метод получил резонанс после издания брошюры В. Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). В основе системы лежат следующие идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых:
- с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана самим;
- деятельность строится не в русле учебного предмета, т. е. носит надпредметный характер;
- опора на сиюминутные увлечения детей;
- истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны всякие побочные сведения.
Итак, метод проектов – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Для чего нам нужен метод проектов
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Типология проектов
Признаки типологизации:
• Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная).
Проекты:
- практико-ориентированные;
- информационные;
- творческие.
• Предметно-содержательная область.
Проекты:
- моно-проект (в рамках одной области знания);
- межпредметный проект.
• Характер контактов:
- внутришкольный;
- региональный;
- международный.
• Количество участников проекта:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые.
• Продолжительность проекта:
- краткосрочные;
- долгосрочные
Алгоритм формирования проектной деятельности
Проектные умения дифференцируют по уровням сложности:
- базовый уровень;
- продвинутый уровень;
- высший уровень.
№ | Проектное умение | Уровни сложности | ||
базовый | продвинутый | высший | ||
1 | проблематизация | Формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблему | выделить и сформулировать проблему из множества проблем -рассмотреть проблему под разными углами зрения -сформулировать проблему с определенной позиции - про извести сужение проблемы путем ограничения пространства и (или) времени в ситуации, породившей проблему | -из нескольких рядоположенных проблем выбрать главную Обосновать выбор |
2 | Целеполагание | -формулировать цель деятельности по заданному результату -формулировать цель деятельности по решению проблемы | -выбирать главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь. Обосновать выбор. - провести уточнение цели с учетом имеющихся средств ее достижения - распределение общей или групповой цели между членами группы | -ранжировать цели по срокам достижения, по масштабам предполагаемых результатов, по принадлежности (личные, групповые), -сделать суждение и расширение цели |
3 | планирование | формулировать задачу, исходя из формулировки цели | - планировать поэтапное достижение цели -формулировать задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа - планировать распределение деятельности междучленами группы и ставить задачу каждому из них по получению определенных результатов | -составлять сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков, исполнителей, распределением задач и предполагаемых результатов -выполнять графическое представление этого планирования |
4 | Рефлексия и самоанализ | -анализ результата по практической важности - анализ результата по соответствию цели - рефлексия поставлен- ной задачи и личных возможностей ее решения | -анализ результата по социальной значимости - анализ результата по степени решения проблемы --рефлексия результатов решения проблемы | анализ результата по оптимальности затрат |
Содержание проекта:
В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
1 этап.Разработка проектного задания.
На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
2 этап.Разработка проекта.
На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.
3 этап.Оформление результата.
Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.
4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.
5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).
Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.
Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| ||
1.1 выбор темы проекта | Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме |
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта | Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения | |
1.2.выделение подтем в темы проекта | Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора | Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую |
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта | Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя(т.е. выбирает себе роль) | |
1.3 формирование творческих групп | Учитель проводит организационную работу по объединению школьников. Выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности | Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.4 подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов. На которые нужно ответить. Задание для команд, отбор литературы | Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу | Отдельные учащиеся принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом |
1.5 Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Учитель принимает участие в обсуждении | Учащиеся в группах , а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, Литературная гостиная и т.д. |
| Учитель консультирует, координирует работу уч-ся, стимулирует их деятельность | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
| Учитель консультирует, координирует, стимулирует их деятельность | Учащиеся вначале по группам. А потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами |
| Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и т.д.) | Докладывают о результатах своей работы |
| Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия |
Принципы организации проектной деятельности
1)Учёт интересов детей.
2) Учение через деятельность.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.
Метод проектов в УМК «Планета знаний»
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:
- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);
- интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);
-оценочно-самооценочный.
Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал УМК «Планета знаний», который полностью соответствует требованиям стандартов нового поколения.
Начав работать по этому методическому комплекту, я включилась в работу над формированием у учащихся проектного мышления через проектную деятельность.
Все учебники УМК имеют единую структуру, единую систему заданий и единую маркировку, которая облегчает работу учителя и школьника с учебниками и рабочими тетрадями комплекта.
В учебники включены специальные развороты проектной деятельности учащихся. Проектная деятельность предполагает как групповую, так и индивидуальную деятельность младших школьников. В учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность и носит исключительно добровольный характер.
В комплекте «Планета знаний» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.
УМК «Планета знаний» решает проблему корректировки тематических планов по разным предметам, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование. Все проекты по предметам представлены в учебном пособии.
Содержание проектной деятельности в УМК «Планета знаний» создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.
По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.
Я начала работать по УМК «Планета знаний» со второго класса, т.к. в 1 классе не была организованна работа над проектами, я начала с того, что во 2 классе учу выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале второклассник способен работать только индивидуально, но постепенно приучаю детей к работе по группам. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в библиотеке. Библиотекарь заранее подбирает нам книги по темам проекта. Учимся искать нужную информацию. Учу оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.
Первая проектная работа была индивидуальной по теме «Здравствуй – это я». Обучающимся предлагалось узнать тайну своего имени, спросить у родителей, почему им дали такое имя, рассказать о своих увлечениях. Итогом данной работы стало создание альбома 2 «В» класса.
Проект «Какими бывают книги» (индивидуальный 3 класс)
Результат создание книг-игрушек.
2 класс групповой проект.
По завершению изучения 1 части учебника «Русский язык» ученикам было предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Как хорошо уметь писать, свои мысли выражать». Однако для стимуляции школьников к проектной деятельности время от времени обсуждались интересные факты, добываемые учениками, а также устраивались мини-презентации индивидуальных проектов.
Источниками добываемой информации послужили: книги; фильмы; беседы со взрослыми; наблюдения.
Наша работа состояла из следующих этапов:
-определение практически значимой цели, формулировка задачи;
-обсуждение реализации поставленной цели;
-проработка идей. На этом этапе дети окончательно выбирают тему своего проекта.
-оформление материалов;
-выставка и оценка работ;
-конкурс «Знатоки русского языка»
Работа над проектом позволила учащимся:
- освоить первичные методы исследования;
- дала возможность применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов;
- развития интереса к русскому языку и процессам познания в целом.
Результаты деятельности:
Сад «Деревья с одним корнем»
Справочники по русскому языку
Письмо другу
КОНКУРС «Знатоки русского языка»
Проект «В гости к осени»
Результат Создание газеты, альбома, конкурс чтецов.
Предметное содержание и структура УМК «Планета знаний» на мой взгляд, и по утверждению авторов комплекта соответствует требованиям нового федерального государственного стандарта начального общего образования. Внедрение проектной деятельности в рамках данного УМК позволяет мне строить обучение детей с учётом их индивидуального темпа развития и построить его личную траекторию движения в образовательном пространстве. Опыт нашей школы позволяет утверждать, что данный УМК создаёт комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения. У обучающихся возрастает интерес к учению, за счёт интеграции учебной и внеурочной деятельности (создание проектов) в единый учебно-воспитательный процесс. При внедрении метода учебного проекта в классе сложился положительный психологический климат, что особенно важно для школы, где происходит разновозрастное обучение, а также обучение детей с разными образовательными потребностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность в начальной школе. УМК «Планета Знаний».
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою де...
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»
Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...
Проектная деятельность в УМК "Планета Знаний"
Проектная деятельность- это 5 П : проблема, планирование, поиск, продукт,презентация.Цели проектной деятельности:1. Успешность, альтернативная учебной.2.Общеучебные организационные умения.3.Общеучебны...
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных знаний и умений
Выступление на заседании районного методического объединения учителей начальных классов...
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в 1-2 классе по программе "Планета знаний"
В статье дается описание организации проектной деятельности в 1-2 классах по программе "планета знаний". описаны этапы работы над проектной деятельностью....
Проектная деятельность учащихся по УМК "Планета Знаний"
Доклад "Проектная деятельность учащихся по УМК "Планета Знаний"...
"Первые шаги в проектной деятельности" .УМК "Планета знаний " 1 класс.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся...