Образовательный проект "Интеграция как способ реализации метапредметного подхода в начальной школе"
проект
Образовательный проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt._lesnichenko._itog.docx | 1.6 МБ |
konspekt_uroka._lesnichenko.docx | 726.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по математике
в 3 «Г» классе МБОУ «СШ №23 с УИИЯ»
Лесниченко Полины Геннадьевны
г. Нижневартовск, 2022
Тема урока: «Старинные русские меры длины»
Цель урока (для учителя): сформировать представления учащихся о старинных мерах (единицах измерения) длины - как способа измерения объектов окружающего мира
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями старинных мер длины;
Развивающие: развить навыки наблюдательности, основы исследовательской работы при изучении отдельных видов старинных мер длины;
Воспитательные воспитывать любознательность, отзывчивость, умение работать в группах.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся приводить примеры старинных мер длины, переводить их в современные меры длины;
Метапредметные: учащиеся научаться применять на практике полученные знания: поиск старинных мер длины в литературных произведениях, сопоставление с современными мерами длины;
Личностные: учащиеся научаться, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл
поставленной задачи, проявлять инициативу, находчивость.
Тип урока: Открытие нового знания.
Межпредметные связи: литературное чтение и окружающий мир.
Методы и приемы: проблемно-диалогический, эвристическая беседа.
Понятия, формируемые на уроке: Старинные меры длины: перст, пядь, вершок, аршин, ладонь, локоть, сажень.
Оборудование урока для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.
План урока
Этапы урока | Дидактическая задача каждого этапа урока | Содержание этапа | Планируемые результаты этапа урока | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Орг. Этап 2 мин | Мотивация обучающихся на активную учебно-практическую деятельность. | -Здравствуйте! Давайте, перед началом урока, подарим свои улыбки и поднимем настроение соседям по парте, нашим гостям (членам жюри). А я сегодня дарю свою улыбку вам! Сегодняшняя наша встреча не простая. А очень даже интересная и необычная! Знаете, почему? Да потому, что нам с вами сегодня предстоит путешествие в прошлое. | Мотивация к уроку. | Учащиеся настраиваются на работу на уроке |
Актуализация знаний 4 минуты | Самоопределение учащихся | -Но перед тем, как отправится в путешествие, мы с вами вспомним о единицах длины, с которыми мы с вами уже знакомы. Решение кроссворда с помощью интерактивного ресурса wordwal.net Пример задания: | Учащиеся решают кроссворд. | Учащиеся актуализируют знания по теме «Единицы измерения длины» |
Постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации) 4 минуты | Беседа с обучающимися, Актуализация знаний по предметам: «Окружающий мир» и «Литературное чтение» Постановка учебной цели | -Ребята, посмотрите на экран и посмотрите где-же мы с вами оказались? -Как мы с вами смогли определить, что это Древняя Русь? -Правильно, мы с вами отправились в путешествие в Древнюю Русь. На уроках окружающего мира, мы знакомились с видами труда, которыми занимались наши предки. Чем они занимались? -Посмотри на слайд, давайте обратимся к уроку литературного чтения и вспомним, к какому произведению относится данная иллюстрация? Помните, как «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»? Напряли они ниток, а как измерить длину пряжи они не знают, ведь линейки у них нет. -Как вы думаете, как измеряли длину в старину? -Предположите тему нашего урока. -Какова будет цель нашего урока? | - На экране изображена жизнь Древней Руси. - На уроках окружающего мира мы изучали Древнюю Русь. Смогли определить по одежде людей, по деревянным домам. -Земледелием, охотой, сбором урожая. Еще они шили и ткали одежду. -С помощью каких-нибудь старинных мер длины. -Тема урока: «Старинные меры длины» -Познакомиться со старинными мерами длины, научиться применять полученные знания на уроке. | Через проблемную ситуацию учащиеся определяют тему урока |
Открытие нового знания 7 минут | Практическая работа в группах. Актуализация знаний по предмету «Литературное чтение». | - Вы правильно определили тему нашего урока: «Старинные меры длины». - Зачем нам знать об этих старинных мерах длины? - Ребята, посмотрите на доску, на ней написаны слова: шаг, фут, локоть, сажень, пядь, косая перст. - Что их объединяет? - Обратите внимание на слайд. -Подумайте, что можно было измерить каждой предложенной мерой. -Давайте обратимся к изученному произведению по литературному чтению и попробуем определить о какой длине в нём говорится. -Посмотрите на экран. Что это за произведение? Какие события происходили в этом рассказе? Л.Н. Толстой «Прыжок» -«От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два». Давайте определим с помощью веревки сколько это ДВА АРШИНА (учитель раздаёт ученикам верёвку) -Посмотрите на экран и попробуйте самостоятельно отмерить два аршина с помощью своих рук и веревки. Учитель вызывает несколько учеников, чтобы наглядно показать какая длина получилась у каждого из них. -Странно, вы точно пользовались одинаковой единицей измерения? Но почему длина у каждого из вас получилась разной? -Правильно. Проблема в том, что размеры у всех людей разные. Ноги, руки, пальцы у одного человека короче или длинней, чем у другого. Поэтому возникла необходимость установить стандартные единицы измерения. И вот в Средние века сообщество торговцев договорилось о единицах измерения. Позже такие стандарты стали утверждаться правительствами. -Какой вывод можем сделать? -Правильно! Молодцы. | - Они встречаются в литературных произведениях, в пословицах. — Это все старинные меры для измерения длины. - Длину комнаты, одежды (при шитье), поля и т.д. - Это рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок». -Мальчик хотел достать свою шляпу и забрался на мачту. Дети приступают к измерению. Работа в группах. -Потому что у каждого из нас разная длина рук. -Чтобы правильно измерить предметы, нужна единая система измерения длины. Длину измеряют в метрах, дециметрах, сантиметрах и т.д. | |
Физ. Минутка 2 минуты | -Жил былинный богатырь - в высоту хорош и вширь Ильей Муромцем он звался, на рассвете просыпался. Становился на крыльцо, Умывал росой лицо. Выходил во двор босой, Делал ловкий взмах косой. И уставши от работ, вытирал со лба он пот. После в Избу возвращался И за завтрак принимался. Кашу ел, да квас он пил, Набираться чтобы сил. | |||
Практическая работа 7 минут | Практическая работа в группах. Актуализация знаний по предмету «Литературное чтение» Решение задач с русскими старинными мерами длины. | -Но мы же свами сегодня отправились в путешествие в Древнюю Русь, поэтому на уроке, мы будем пользоваться только старинными мерами длины. - Чтобы понять их приблизительные значения, существует таблица перевода старинных мер длины в современные. У меня на слайде и на ваших партах карточки- подсказки (Приложение 1). Давайте ознакомимся с ней. -А сейчас, мы с вами попробуем перевести старинные меры длины в современные. У каждой группы есть карточка с заданием. Прочитайте внимательно задание и заполните таблицу, переводя старинные меры длины в сантиметры. (Приложение 2) - Со старинными мерами длины придумано множество математических задач. Давайте попробуем решить несколько из них:
| Учащиеся изучают таблицу переводы старинных мер в современные. Учащиеся выполняют работу в группах. Выполняют решение задач с записью в тетрадь. | Ученики работают по теме урока |
Итоги урока 2 мин | Подведение итогов урока | - Что вы нового узнали? - Какое задание на ваш взгляд было самым интересным? - Зачем современному человеку знать старинные меры длины? Заключительное слово: старинные русские меры неудобны, поэтому редко используются в жизни современного человека, но знать о них нужно, так как это поможет провести приблизительные измерения, если нет других инструментов. Так же, старинные меры длины часто встречаются в текстах рассказов, сказок, стихотворений, и зная, что они означают, будет проще понять смысл. Все, связанное с происходящим в давние времена, часть истории нашей страны, и нужно знать ее прошлое, чтобы создать прекрасное будущее. | Отвечают на вопросы | Подводят итоги работы |
Рефлексия. 2 мин | Самоопределение | -За окном настоящая весна, а это значит, что скоро зацветут деревья, а потом на них появятся плоды! У меня на доске тоже есть дерево, которое вот-вот зацветет! У каждого из вас есть несколько цветочков на выбор: красное- я все понял, мне было интересно, урок мне очень понравился; жёлтое- я испытывал трудности, но, в целом, урок был интересный; коричневый – мне было сложно, неинтересно, урок мне не понравился. Давайте поможем нашему дереву зацвести, каждый из вас прикрепит цветок, который подходит больше всего настроению, которое вы сейчас испытываете. | Украшаю дерево цветами. | Оценивают свою деятельность. |
Приложение 1
Приложение 2
«Перевод в современные меры длины»
1 группа.
1) Прочитать отрывок из стихотворения Николая Алексеевича Некрасова
«Дедушка Мазай и зайцы»
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам: уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
2) Насколько мал был тот островок? Каковы его максимальные размеры в современных мерах длины? Вычислите и заполните таблицу. (использовать таблицу перевода)
| Старинная мера | Перевод в современные |
Ширина острова |
|
|
Длина острова |
|
|
1)Ширина острова – 1 аршин * 71 см = 71 см
Длина острова – 1 сажень * 248 см = 248 см
2 Группа
- Прочитать отрывок из стихотворения Петра Павловича Ершова
«КОНЕК ГОРБУНОК»
Да игрушечку - конька
Ростом только в 3 вершка
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
- Вычислить рост конька, длину его ушей в современных мерах длины и заполните таблицу. (использовать таблицу перевода)
| Старинная мера | Перевод в современные |
Рост Конька |
|
|
Длина ушей Конька |
|
|
Рост Конька – 3 вершка * 4 см 5 мм = 13 см 5 мм
Длина ушей – 1 аршин * 71 см = 71 см
3 Группа
- Прочитать отрывок из былины «Три поездки Ильи Муромца»
Хорош был у Ильи конь. Хвост у Бурушки двух саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей…
- Вычислить длину хвоста и шерсти Бурушки в современных мерах длины и заполните таблицу. (использовать таблицу перевода)
| Старинная мера | Перевод в современные |
Длина хвоста Бурушки |
|
|
Длина шерсти Бурушки |
|
|
Длина хвоста – 2 сажени * 248 см = 496 см =4 м 96 см
Длина шерсти – 3 пяди * 18 см = 54 см
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный подход в начальной школе
Статья дает представление о необходимости и значении введения в начальной школе метапредметного подхода в обучении, а так же позволяет увидеть основные отличия метапредметного подхода в обучении от тр...
Метапредметный подход в начальной школе
Внедрение ФГС сегодня открывает большие возможности для реализации всех образовательных задач, стоящих перед школой. Системно–деятельностный подход, ко...
Выступление на ШМО по теме :"Метапредметный подход в начальной школе"
Метапредметный подход в обучении начальных классов...
Выступление на ШМО по теме :"Метапредметный подход в начальной школе"
Метапредметный подход в обучении в начальной школе...
«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
В статье раскрывается смысл компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе. Приводятся примеры заданий, которые позволяют формировать ключевые компетентности учащихся начальных класс...
Способы отслеживания метапредметных результатов в начальной школе.
Способы отслеживания метапредметных результатов в начальной школе. Презентация...
«Современные образовательные технологии как способ достижения метапредметных результатов в начальной школе»
Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным д...