Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности " Деньги разных стран"
методическая разработка

Cамолюк Ирина Владимировна

Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_samolyuk_i_v.docx72.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного занятия по теме:

«Деньги в разных странах. Какие они бывают?»

Разработчик проекта:

 Самолюк Ирина Владимировна

учитель начальных классов  МБОУ « Излучинская ОНШ»

   июнь 2020год


Актуальность

Сегодняшние учащиеся - это будущие участники финансового рынка. Вот почему обучение финансовой  грамотности целесообразно начинать с самого раннего школьного возраста.  

Современные люди живут в обществе потребления, где деньги играют огромную роль в жизни каждого человека. Совершенно очевидно, что в современном обществе только финансово грамотный человек умеет правильно распоряжаться своими деньгами. Поэтому, учащимся необходимо располагать хотя бы минимальным набором базовых знаний и умений  в области финансовой деятельности.

Деньги являются базовым понятием в курсе «Финансовая грамотность» и важнейшим атрибутом экономики страны и жизни людей. Поэтому введение в курс с финансовой грамотности нужно начинать с этой темы.

          У многих детей есть возможность путешествовать со своими  родителями по разным странам. С первым, с чем сталкиваются дети -это знакомство с  деньгами той страны, куда они приехали. Но не у всех есть такая возможность, поэтому  знакомить с деньгами разных стран можно и в процессе внеклассных занятий по финансовой грамотности. Это позволяет расширять кругозор детей, вводить в их словарь новые  слова, знакомить с особенностями и достопримечательностями разных стран.

Цель проекта: создание методической разработки внеурочного занятия по теме:

«Деньги в разных странах. Какие они бывают?»

Задачи проекта:

1.Отобрать необходимый материал из УМК по финансовой грамотности для методической разработки.

2.Подобрать технологии, методы и приемы соответствующие образовательным целям, задачам и форме занятия.

3.Спланировать и осуществить презентацию выпускного проекта.  

         

                                   Технологическая карта внеурочного занятия

                                                     Самолюк Ирины Владимировны

Образовательная организация

МБОУ « Излучинская ОНШ»

Класс

3

Учебная дисциплина

Финансовая грамотность

Тема

«Деньги в разных странах. Какие они бывают?»

Формируемые знания, умения, навыки

1.Получение знаний о названии денежных единиц стран мира.

2.Знакомство с понятием: валюта.

3.Понимание учащимися значения денег в жизни людей.

Ожидаемые результаты

предметные:

- понимание экономических терминов(купюры, валюта)

-проведение элементарных финансовых расчетов;

метапредметные:

-освоение способов решения        проблем поискового характера;

-представление информации в виде таблицы;

-умение слушать собеседника и вести диалог;

личностные:

-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Цель

познакомить с валютой как денежной единицей разных стран (йена, юань, лира, доллар, евро).

Учебные задачи

1.Расширить знания о валюте как денежной единице разных стран;

2.Дать представление о «резервной валюте», о «мировой валюте»;

3.Проводить элементарные финансовые расчеты с использованием валютного курса.

Образовательные технологии

«Мини-исследование», обучение в сотрудничестве, деятельностный подход.

Методы и приемы работы с информацией

Классификация, сравнение, анализ, обобщение

Общее время занятия

45 минут

Оснащение занятия

Карточки, ПК, интерактивная доска, презентация 

мультимедийный проектор,        документ-камера, калькуляторы.

.

                                   

                                                       

                                           Ход  внеурочного занятия

Этапы

Основное содержание (формы, приёмы, методы)

Действия учителя

Действия ученика

0.Деление класса на группы

До занятия учитель разделил учащихся класса на 6  групп (по жребию).

Учащиеся разделились на предложенные группы. Расселись соответственно своим группам.

1. Вводный этап.

 Определение темы занятия.

Настрой на предстоящую деятельность.

Приветствие учащихся, создание позитивного настроя на познавательную деятельность

-Ребята, сегодня наше занятие пройдет в необычной форме, для работы вы разделились на 5 групп.

Приветствуют учителя, настраиваются на занятие.

Проблемный вопрос.

-  Отгадайте загадку

У каждой из них достоинство есть,

И по нему воздают каждой честь

По щепотке одной, другой же — по пуду.

Но сравнивать их я, конечно, не буду:

Без маленькой самой не будет большой.

И вам приходилось встречаться с такой.

(деньги, монеты)

Как называются деньги в нашей стране? (рубль) Денежная единица нашей страны – это рубль. По-другому, рубль – это национальная  валюта России. Валюта-это денежная единица данной страны.

А в других странах тоже деньги называются рублями? (посоветуйтесь  в паре)

Отгадывают загадку о деньгах, отвечают на проблемный вопрос.

 (слайд №1), .

(слайд№2)

2. Основной этап.

3.Практическая работа

4.Рефлексивный этап.

5.Подведение итогов.

2.1.Формулирование  темы занятия совместно с детьми.

2.2.Определение цели занятия.

Если на прошлом занятии мы говорили о современных деньгах России, значит сегодня будем об иностранных говорить.

Какие иностранные деньги вам известны?

Формулируют тему занятия «Деньги в разных странах. Какие они бывают?

Определяют цель занятия. (слайд№3)

Ответы детей.

2.3 микро-исследование

Молодцы, но обо всех мы не сможем с вами поговорить, потому что на свете почти 200 стран и в каждой свои деньги. Поэтому мы

поговорим о самых известных иностранных деньгах.

Глядя на слайд, на какие вопросы хотелось бы узнать ответ?

 Чтобы ответить на эти вопросы, вы поработаете в группах.

  Мы сегодня побываем в роли исследователей валюты. Для этого разделились  на 5 групп. Получите конверт  с заданием группе. Прочитайте  задания.

(слайд №4)

Дети задают вопросы.

-В каких странах используются?

-Что изображено?

-Почему такой цвет?

-Как защищены от подделок?

-Как соотносятся с рублём?

2.4 работа в группах

Выполните задание, работая по алгоритму.

Ребята в группах изучают задание.

Отвечают, составляя алгоритм групповой работы:

1.Прочитать текст.

2.Выбрать из текста необходимые факты.

3.Заполнить таблицу

2.5. выступление групп

Выслушивает, корректирует ответы группы, по ходу выступления показывает  короткие видеофильмы о валюте данной страны.

Вписывают в таблицу информацию.

(слайд №5-9)

2.6. закрепление изученного

(индивидуальная работа в рабочей тетради задание №1 стр.21

3.1.решение задачи на стр.21 №2 (работа в паре)

4.1.Индивидуальное задание

Осмысление проделанной работы и подведение итогов.

1. Какая у кого валюта

Соедините стрелками страну и название валюты,

которой пользуются её жители.

Россия          евро

Мексика       доллар

Испания       лира

США            юань

Турция         рубль

Китай           песо

Валюта – это такой же товар, как и любой другой. Её можно купить по той цене, которая установлена на данный момент времени. Рубли можно купить за доллары США и наоборот. Курс валюты – это цена денежной единицы страны, выраженная в денежной единице другой страны. Банк России каждый рабочий день устанавливает официальные курсы иностранных валют (в то числе и доллара США) по отношению к российскому рублю. Предлагаю поработать в парах  и решить экономическую задачу.(курс на данный день)

Вспомните тему занятия.

Какие учебные задачи мы поставили в начале занятия?

Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно.

Задание «Бусы»

  1. Национальная валюта во всех странах Евросоюза – это евро. (-)
  2.  Официальная валюта Китая-это  юань (+)
  3. Официальной денежной единицей Японии является  доллар (-)
  4. Доллар является мировой валютой (+)
  5. Рубль – национальная валюта России. (+)
  6. Лирой можно расплатиться в России. (-)

(приложение3)

Ребята, подведём итоги урока.

- Кто работал дружно в группе? Соедините ваши руки.

- Кто узнал сегодня что-то новое и интересное? Похлопайте.

- Кому понравился наше занятие? Поднимите большой пальчик вверх. Все молодцы! Спасибо! Рубли, доллары, евро – это очень хорошо.   Но   ценного в жизни много:

счастье, здоровье, семья…

Все золото мира бессильно,

Чтобы это купить, друзья.

Чувства людей бесценны,

И жизнь не имеет цены,

Верим мы свято в дружбу,        

И истине этой верны!

Сверяют со слайдом, самооценка.

Работают в паре и решают экономическую задачу.(сверка по образцу)

Слайд№3

Проверяют с помощью документ-камеры.

Работа учащихся по самооценке проделанной работы

Приложение 1

Карточка № 1

ЕВРО

Евро - официальная валюта девятнадцати стран, входящих в Евросоюз, и национальная валюта еще шести европейских стран. Символ для обозначения евро - круглая буква «E» с одной или двумя линиями, пересекающими ее по горизонтали: €. История валюты евро берет свое начало с тех пор, как страны-участницы Европейского Союза начали принимать евро как национальную валюту. В начале своей истории евро использовалась только как электронная валюта, как наличная валюта евро была принята лишь 1 января 2002 года. Многие европейские валюты (немецкая марка, французский франк, итальянская лира, и другие) перестали существовать к 1 июля 2002 года. Банкноты ЕВРО, как и доллары, имеют высокую степень защиты от подделок. Здесь светящиеся 12 звёздочек, водяные знаки, меняющий цвет номинал. А бумага не простая, в ней волокна хлопка, льна и даже шёлка. Она не желтеет и по - особому хрустит!

Карточка № 2

ЮАНЬ

Китайский юань – официальная валюта Китайской Народной Республики. Название валюты - юань, используется только за рубежом. На русский язык переводится как "круглая монета" или "круг". Внутреннее название валюты – женьминьби, что переводится как «народные деньги».

Китай – это вторая по величине экономика в мире. Огромные производства различных компаний со всего мира находятся в Китае. И поэтому очень большое количество денег ходит именно в юанях. В октябре 2013 года они стали самой популярной после доллара валютой в мировой торговле.

Юань был введён в 1889 году.

             Карточка №3

ЛИРА

Турция - государство на западе Азии и частично на крайнем юго-востоке Европы. Турецкая лира – официальная валюта Турции. Исторически название «лира» происходит от латинского слова Libra, переводимого как «весы», и позднее используемого для обозначения меры веса серебра при расчетах купцов — так называемого тройского фунта.

Турецкая лира впервые стала официальной валютой в Османской империи в 1844 году.

В денежном обращении находятся купюры номиналом 5, 10, 20, 50, 100 и 200 лир. На лицевой стороне всех турецких банкнот размещается портрет Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя и первого президента Турции, под руководством которого была упразднена власть султана и провозглашена республика.

                                                      Карточка № 4

ИЕНА

  Японская иена - это официальная денежная единица Японии, одна из ведущих мировых валют, важная резервная валюта наряду с долларом США, евро и фунтом стерлингов. Одна японская иена равна ста сенам.

  Японская иена - это национальная валюта Японии. Слово "иена" образовалось от японского слова "эн", что означает "круглый". Первые бумажные деньги в Японии появились в 1600 году. Они получили название - "Ямада хагаки". Японская иена появилась в 1871 году.

  Японская иена - это японская ценовая денежная единица. По-японски пишется: (Эн). На купюрах, ценниках и на монетах используется этот символ. Это иероглиф и        символ        одновременно.

Карточка № 5

ДОЛЛАР

Доллар — денежная единица США, государственная валюта этой страны. Слово «доллар» — видоизменение от немецкого слова «талер», (tal — долина). Талер — средневековая монета ряда европейских стран. В денежной системе США доллар представлен и в виде монет и в виде банкнот. Общепринятой практикой в США является изображение на лицевой стороне доллара президентов и политических деятелей страны. Правительство США утвердило собственную валюту в 1786 году. Бумага, на которой печатаются доллары США – особая: на 25 процентов она состоит из льна и на 75 процентов из хлопка. Бумага усилена синтетическими волокнами. Средний вес одной банкноты – 1 грамм. Долларовые купюры зелёного цвета, поэтому их иногда называют зелёными, зеленью и даже капустой. А почему они именно зелёного цвета, а не какого-нибудь другого? Потому что зелёный цвет приятен для глаз, поднимает настроение и вызывает доверие.

Приложение 2

Рабочий лист по теме «Валюта»

Название валюты

В какой стране

появилась данная валюта?

Когда она

появилась?

В каких

странах данная валюта

является национальной

валютой?

Какие факты по данной валюте вас

заинтересовали?

Евро

Юань

Лира

Иена

Доллар

        

Приложение 3

                                                  Задание «Бусы»

  1. Национальная валюта во всех странах Евросоюза – это евро. (-)
  2.  Официальная валюта Китая -это  юань. (+)
  3. Официальной денежной единицей Японии является  доллар (-)
  4. Доллар является мировой валютой (+)
  5. Рубль – национальная валюта России. (+)
  6. Лирой можно расплатиться в России. (-)

     

                                           Заключение

     Методический проект  внеклассного занятия по теме: «Деньги в разных странах. Какие они бывают?» выполнен с применением современных технологий, основываясь на доступности, логичности, наглядности. Формы,  выбранные для проведения занятия, соответствуют возрастным особенностям. Данный методический проект способствует развитию у учащихся сознательного интереса к изучаемой дисциплине финансовая грамотность.

        Все этапы урока взаимосвязаны между собой, и каждый последующий этап вытекает из предыдущего. Каждое задание предполагает наличие специальных знаний и умений, каждый этап достигает своих целей (первый этап – заинтриговать, настроить на урок,  второй – через микроисследование усвоить новое; закрепить полученные знания, работая в паре и индивидуально; последний этап - рефлексия).

       В конце занятия  учитель  отмечает работу наиболее активных учащихся, ребята дают оценку своей деятельности. Ученики вместе с учителем  делают вывод о том, что цель занятия достигнута.

Список используемых источников и литературы

  1. Федин, C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях./ С. Н. Федин.  — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 8-111.
  2. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 14-32, 33-54.
  3.  Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80 с.
  4. Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/Издательство «Азъ»,1992

Интернет-ресурсы

1.Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money

2. Сайт «Экономика для школьника» - www.iloveeconomics.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Новогоднее путешествие по разным странам мира."

На протяжении всего внеклассного мероприятия дети путешествуют по разным странам мира, рассказывая , как в той или иной стране отмечают замечательный праздник Новый Год. Все активно вовлечены в конкур...

Развлекательно-познавательное мероприятие "НОВЫЙ ГОД В РАЗНЫХ СТРАНАХ".

Разработка мероприятия, посвященного знакомству с традициями празднования Нового года в разных странах....

Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности: "Как взрослые!".

Знакомство учащихся 3,4 классов с составом заработной платы взрослых, с планированием семейного бюджета....

Конспект внеклассного мероприятия «Новый год в разных странах»

Цели: ознакомление обучающихся с обычаями и традициями празднования Нового года в разных странах; расширение кругозора обучающихся; воспитание чувства уважения к  традициям и обычаям других стран...

Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности "Дружу с финансами"

Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности "Дружу с финансами"...

Конспект внеклассного мероприятия "Новый год в разных странах"

Цели: ознакомление обучающихся с обычаями и традициями празднования Нового года в разных странах; расширение кругозора обучающихся; воспитание чувства уважения к традициям и обычаям других стран.Обору...