Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности " Деньги разных стран"
методическая разработка
Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_samolyuk_i_v.docx | 72.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеурочного занятия по теме:
«Деньги в разных странах. Какие они бывают?»
Разработчик проекта:
Самолюк Ирина Владимировна
учитель начальных классов МБОУ « Излучинская ОНШ»
июнь 2020год
Актуальность
Сегодняшние учащиеся - это будущие участники финансового рынка. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать с самого раннего школьного возраста.
Современные люди живут в обществе потребления, где деньги играют огромную роль в жизни каждого человека. Совершенно очевидно, что в современном обществе только финансово грамотный человек умеет правильно распоряжаться своими деньгами. Поэтому, учащимся необходимо располагать хотя бы минимальным набором базовых знаний и умений в области финансовой деятельности.
Деньги являются базовым понятием в курсе «Финансовая грамотность» и важнейшим атрибутом экономики страны и жизни людей. Поэтому введение в курс с финансовой грамотности нужно начинать с этой темы.
У многих детей есть возможность путешествовать со своими родителями по разным странам. С первым, с чем сталкиваются дети -это знакомство с деньгами той страны, куда они приехали. Но не у всех есть такая возможность, поэтому знакомить с деньгами разных стран можно и в процессе внеклассных занятий по финансовой грамотности. Это позволяет расширять кругозор детей, вводить в их словарь новые слова, знакомить с особенностями и достопримечательностями разных стран.
Цель проекта: создание методической разработки внеурочного занятия по теме:
«Деньги в разных странах. Какие они бывают?»
Задачи проекта:
1.Отобрать необходимый материал из УМК по финансовой грамотности для методической разработки.
2.Подобрать технологии, методы и приемы соответствующие образовательным целям, задачам и форме занятия.
3.Спланировать и осуществить презентацию выпускного проекта.
Технологическая карта внеурочного занятия
Самолюк Ирины Владимировны
Образовательная организация | МБОУ « Излучинская ОНШ» |
Класс | 3 |
Учебная дисциплина | Финансовая грамотность |
Тема | «Деньги в разных странах. Какие они бывают?» |
Формируемые знания, умения, навыки | 1.Получение знаний о названии денежных единиц стран мира. 2.Знакомство с понятием: валюта. 3.Понимание учащимися значения денег в жизни людей. |
Ожидаемые результаты | предметные: - понимание экономических терминов(купюры, валюта) -проведение элементарных финансовых расчетов; метапредметные: -освоение способов решения проблем поискового характера; -представление информации в виде таблицы; -умение слушать собеседника и вести диалог; личностные: -овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений. - применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. |
Цель | познакомить с валютой как денежной единицей разных стран (йена, юань, лира, доллар, евро). |
Учебные задачи | 1.Расширить знания о валюте как денежной единице разных стран; 2.Дать представление о «резервной валюте», о «мировой валюте»; 3.Проводить элементарные финансовые расчеты с использованием валютного курса. |
Образовательные технологии | «Мини-исследование», обучение в сотрудничестве, деятельностный подход. |
Методы и приемы работы с информацией | Классификация, сравнение, анализ, обобщение |
Общее время занятия | 45 минут |
Оснащение занятия | Карточки, ПК, интерактивная доска, презентация мультимедийный проектор, документ-камера, калькуляторы. . |
Ход внеурочного занятия
Этапы | Основное содержание (формы, приёмы, методы) | Действия учителя | Действия ученика |
0.Деление класса на группы | До занятия учитель разделил учащихся класса на 6 групп (по жребию). | Учащиеся разделились на предложенные группы. Расселись соответственно своим группам. | |
1. Вводный этап. Определение темы занятия. | Настрой на предстоящую деятельность. | Приветствие учащихся, создание позитивного настроя на познавательную деятельность -Ребята, сегодня наше занятие пройдет в необычной форме, для работы вы разделились на 5 групп. | Приветствуют учителя, настраиваются на занятие. |
Проблемный вопрос. | - Отгадайте загадку У каждой из них достоинство есть, И по нему воздают каждой честь По щепотке одной, другой же — по пуду. Но сравнивать их я, конечно, не буду: Без маленькой самой не будет большой. И вам приходилось встречаться с такой. (деньги, монеты) Как называются деньги в нашей стране? (рубль) Денежная единица нашей страны – это рубль. По-другому, рубль – это национальная валюта России. Валюта-это денежная единица данной страны. А в других странах тоже деньги называются рублями? (посоветуйтесь в паре) | Отгадывают загадку о деньгах, отвечают на проблемный вопрос. (слайд №1), . (слайд№2) | |
2. Основной этап. 3.Практическая работа 4.Рефлексивный этап. 5.Подведение итогов. | 2.1.Формулирование темы занятия совместно с детьми. 2.2.Определение цели занятия. | Если на прошлом занятии мы говорили о современных деньгах России, значит сегодня будем об иностранных говорить. Какие иностранные деньги вам известны? | Формулируют тему занятия «Деньги в разных странах. Какие они бывают? Определяют цель занятия. (слайд№3) Ответы детей. |
2.3 микро-исследование | Молодцы, но обо всех мы не сможем с вами поговорить, потому что на свете почти 200 стран и в каждой свои деньги. Поэтому мы поговорим о самых известных иностранных деньгах. Глядя на слайд, на какие вопросы хотелось бы узнать ответ? Чтобы ответить на эти вопросы, вы поработаете в группах. Мы сегодня побываем в роли исследователей валюты. Для этого разделились на 5 групп. Получите конверт с заданием группе. Прочитайте задания. | (слайд №4) Дети задают вопросы. -В каких странах используются? -Что изображено? -Почему такой цвет? -Как защищены от подделок? -Как соотносятся с рублём? | |
2.4 работа в группах | Выполните задание, работая по алгоритму. | Ребята в группах изучают задание. Отвечают, составляя алгоритм групповой работы: 1.Прочитать текст. 2.Выбрать из текста необходимые факты. 3.Заполнить таблицу | |
2.5. выступление групп | Выслушивает, корректирует ответы группы, по ходу выступления показывает короткие видеофильмы о валюте данной страны. | Вписывают в таблицу информацию. (слайд №5-9) | |
2.6. закрепление изученного (индивидуальная работа в рабочей тетради задание №1 стр.21 3.1.решение задачи на стр.21 №2 (работа в паре) 4.1.Индивидуальное задание Осмысление проделанной работы и подведение итогов. | 1. Какая у кого валюта Соедините стрелками страну и название валюты, которой пользуются её жители. Россия евро Мексика доллар Испания лира США юань Турция рубль Китай песо Валюта – это такой же товар, как и любой другой. Её можно купить по той цене, которая установлена на данный момент времени. Рубли можно купить за доллары США и наоборот. Курс валюты – это цена денежной единицы страны, выраженная в денежной единице другой страны. Банк России каждый рабочий день устанавливает официальные курсы иностранных валют (в то числе и доллара США) по отношению к российскому рублю. Предлагаю поработать в парах и решить экономическую задачу.(курс на данный день) Вспомните тему занятия. Какие учебные задачи мы поставили в начале занятия? Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно. Задание «Бусы»
(приложение3) Ребята, подведём итоги урока. - Кто работал дружно в группе? Соедините ваши руки. - Кто узнал сегодня что-то новое и интересное? Похлопайте. - Кому понравился наше занятие? Поднимите большой пальчик вверх. Все молодцы! Спасибо! Рубли, доллары, евро – это очень хорошо. Но ценного в жизни много: счастье, здоровье, семья… Все золото мира бессильно, Чтобы это купить, друзья. Чувства людей бесценны, И жизнь не имеет цены, Верим мы свято в дружбу, И истине этой верны! | Сверяют со слайдом, самооценка. Работают в паре и решают экономическую задачу.(сверка по образцу) Слайд№3 Проверяют с помощью документ-камеры. Работа учащихся по самооценке проделанной работы |
Приложение 1
Карточка № 1
ЕВРО
Евро - официальная валюта девятнадцати стран, входящих в Евросоюз, и национальная валюта еще шести европейских стран. Символ для обозначения евро - круглая буква «E» с одной или двумя линиями, пересекающими ее по горизонтали: €. История валюты евро берет свое начало с тех пор, как страны-участницы Европейского Союза начали принимать евро как национальную валюту. В начале своей истории евро использовалась только как электронная валюта, как наличная валюта евро была принята лишь 1 января 2002 года. Многие европейские валюты (немецкая марка, французский франк, итальянская лира, и другие) перестали существовать к 1 июля 2002 года. Банкноты ЕВРО, как и доллары, имеют высокую степень защиты от подделок. Здесь светящиеся 12 звёздочек, водяные знаки, меняющий цвет номинал. А бумага не простая, в ней волокна хлопка, льна и даже шёлка. Она не желтеет и по - особому хрустит!
Карточка № 2
ЮАНЬ
Китайский юань – официальная валюта Китайской Народной Республики. Название валюты - юань, используется только за рубежом. На русский язык переводится как "круглая монета" или "круг". Внутреннее название валюты – женьминьби, что переводится как «народные деньги».
Китай – это вторая по величине экономика в мире. Огромные производства различных компаний со всего мира находятся в Китае. И поэтому очень большое количество денег ходит именно в юанях. В октябре 2013 года они стали самой популярной после доллара валютой в мировой торговле.
Юань был введён в 1889 году.
Карточка №3
ЛИРА
Турция - государство на западе Азии и частично на крайнем юго-востоке Европы. Турецкая лира – официальная валюта Турции. Исторически название «лира» происходит от латинского слова Libra, переводимого как «весы», и позднее используемого для обозначения меры веса серебра при расчетах купцов — так называемого тройского фунта.
Турецкая лира впервые стала официальной валютой в Османской империи в 1844 году.
В денежном обращении находятся купюры номиналом 5, 10, 20, 50, 100 и 200 лир. На лицевой стороне всех турецких банкнот размещается портрет Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя и первого президента Турции, под руководством которого была упразднена власть султана и провозглашена республика.
Карточка № 4
ИЕНА
Японская иена - это официальная денежная единица Японии, одна из ведущих мировых валют, важная резервная валюта наряду с долларом США, евро и фунтом стерлингов. Одна японская иена равна ста сенам.
Японская иена - это национальная валюта Японии. Слово "иена" образовалось от японского слова "эн", что означает "круглый". Первые бумажные деньги в Японии появились в 1600 году. Они получили название - "Ямада хагаки". Японская иена появилась в 1871 году.
Японская иена - это японская ценовая денежная единица. По-японски пишется: 円 (Эн). На купюрах, ценниках и на монетах используется этот символ. Это иероглиф и символ одновременно.
Карточка № 5
ДОЛЛАР
Доллар — денежная единица США, государственная валюта этой страны. Слово «доллар» — видоизменение от немецкого слова «талер», (tal — долина). Талер — средневековая монета ряда европейских стран. В денежной системе США доллар представлен и в виде монет и в виде банкнот. Общепринятой практикой в США является изображение на лицевой стороне доллара президентов и политических деятелей страны. Правительство США утвердило собственную валюту в 1786 году. Бумага, на которой печатаются доллары США – особая: на 25 процентов она состоит из льна и на 75 процентов из хлопка. Бумага усилена синтетическими волокнами. Средний вес одной банкноты – 1 грамм. Долларовые купюры зелёного цвета, поэтому их иногда называют зелёными, зеленью и даже капустой. А почему они именно зелёного цвета, а не какого-нибудь другого? Потому что зелёный цвет приятен для глаз, поднимает настроение и вызывает доверие.
Приложение 2
Рабочий лист по теме «Валюта»
Название валюты | В какой стране появилась данная валюта? | Когда она появилась? | В каких странах данная валюта является национальной валютой? | Какие факты по данной валюте вас заинтересовали? |
Евро | ||||
Юань | ||||
Лира | ||||
Иена | ||||
Доллар |
Приложение 3
Задание «Бусы»
- Национальная валюта во всех странах Евросоюза – это евро. (-)
- Официальная валюта Китая -это юань. (+)
- Официальной денежной единицей Японии является доллар (-)
- Доллар является мировой валютой (+)
- Рубль – национальная валюта России. (+)
- Лирой можно расплатиться в России. (-)
Заключение
Методический проект внеклассного занятия по теме: «Деньги в разных странах. Какие они бывают?» выполнен с применением современных технологий, основываясь на доступности, логичности, наглядности. Формы, выбранные для проведения занятия, соответствуют возрастным особенностям. Данный методический проект способствует развитию у учащихся сознательного интереса к изучаемой дисциплине финансовая грамотность.
Все этапы урока взаимосвязаны между собой, и каждый последующий этап вытекает из предыдущего. Каждое задание предполагает наличие специальных знаний и умений, каждый этап достигает своих целей (первый этап – заинтриговать, настроить на урок, второй – через микроисследование усвоить новое; закрепить полученные знания, работая в паре и индивидуально; последний этап - рефлексия).
В конце занятия учитель отмечает работу наиболее активных учащихся, ребята дают оценку своей деятельности. Ученики вместе с учителем делают вывод о том, что цель занятия достигнута.
Список используемых источников и литературы
- Федин, C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях./ С. Н. Федин. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 8-111.
- Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 14-32, 33-54.
- Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80 с.
- Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/Издательство «Азъ»,1992
Интернет-ресурсы
1.Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money
2. Сайт «Экономика для школьника» - www.iloveeconomics.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Новогоднее путешествие по разным странам мира."
На протяжении всего внеклассного мероприятия дети путешествуют по разным странам мира, рассказывая , как в той или иной стране отмечают замечательный праздник Новый Год. Все активно вовлечены в конкур...
Развлекательно-познавательное мероприятие "НОВЫЙ ГОД В РАЗНЫХ СТРАНАХ".
Разработка мероприятия, посвященного знакомству с традициями празднования Нового года в разных странах....
Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности: "Как взрослые!".
Знакомство учащихся 3,4 классов с составом заработной платы взрослых, с планированием семейного бюджета....
Конспект внеклассного мероприятия «Новый год в разных странах»
Цели: ознакомление обучающихся с обычаями и традициями празднования Нового года в разных странах; расширение кругозора обучающихся; воспитание чувства уважения к традициям и обычаям других стран...
Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности "Дружу с финансами"
Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности "Дружу с финансами"...
Конспект внеклассного мероприятия "Новый год в разных странах"
Цели: ознакомление обучающихся с обычаями и традициями празднования Нового года в разных странах; расширение кругозора обучающихся; воспитание чувства уважения к традициям и обычаям других стран.Обору...