Конспект урока мокшанского языка «Монь ошезе»
план-конспект урока (3 класс)

Конспект урока мокшанского языка в 3 классе " Монь ошезе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx343.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа № 17»

Конспект урока

 мокшанского языка

в 3 классе «Монь ошезе»

Автор: Сандина Е. Н.,

учитель мокшанского языка

Информационная справка к уроку мокшанского языка

Класс: 3

Раздел: «Ошса». «В городе».

Тема урока: «Монь ошезе». «Мой город».

Средство обучения: Мокшанский язык. 3 класс. Второй год обучения: учебное пособие для русскоязычных учащихся / А.И. Исайкина, М.И. Малькина - Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2018. – 144 с.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создание условий для формирования положительной мотивации к изучению мокшанского языка.

Задачи:

Образовательные: введение новой лексики по теме «Мой город», формирование навыка употребления изученных слов на практике, повторение ранее изученной лексики, формирование умения правильно отвечать на вопросы, формирование умения работать с текстом;

Развивающие: активизирование словарного запаса, развитие навыков чтения, умения логически правильно переводить предложения, совершенствование слухового внимания и восприятия;

Воспитательные: сохранение у учащихся мотивации к изучению мокшанского языка, формирование умения работать в группах, в парах, воспитание чувства взаимопомощи;

Здоровьесберегающие: создание благоприятного психологического климата на уроке, профилактика умственного напряжения учащихся путём смены видов деятельности, применение оздоровительных моментов на уроке.

Формы и методы обучения: объяснительно - иллюстративный; работа в парах, в группах.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, предметные картинки, карточки для работы в группах, в парах, раздаточный материал для рефлексии.

Список используемой литературы

  1. Мокшанский язык. 3 класс: учебное пособие для русскоязычных учащихся/ А.И. Исайкина, М.И. Малькина - Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2018-144 с.
  2. Журнал на мокшанском языке «Якстерь тяштеня»
  3. Занимательная грамматика М.А. Келин - Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2008 -63с.
  4. Уроки мокшанского, эрзянского языка Н. Б. Голенков – Саранск: Изд. Дом «Писатель», 2006. – 80с.
  5. Валда тяштенят М.А. Келин, А.М. Келина – Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2007-304с.

Тема: «Мой город»

Цель: создание условий для формирования положительной мотивации к изучению мокшанского языка.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие.

Учитель: - Шумбратада, шабат!

Дети: - Шумбратада!

Учитель: - Сегодня, дети, к нам на урок пришли гости. Давайте мы улыбнёмся и поприветствуем их на мокшанском языке.

Дети: - Шумбратада, инжихть!

Учитель: - Озада! Ушеттама минь урокть,

Дети: Ушеттама минь урокть,

           Шрать лангса сембе анокт.

           Тячи минь пяк оцю мяльса,

           Корхтатама мокшень кяльса.

- Учитель: - Ребята, покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и добрых сердец.  А теперь, улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса.

- Слышите, кто – то стучится к нам. Кто бы это мог быть? (предположения детей).

2. Речевая разминка.

(Учитель открывает дверь, на полу стоит коробка).

- Дети, как вы думаете, что там может быть? (ответы детей). Учитель открывает коробку, а там Лисичка.

- Ребята, посмотрите, это же Лисичка. Она пришла к нам в гости. Давайте с ней познакомимся (дети по очереди рассказывают о себе).

- Монь лемозе Елена Николаевна. Мон мокшень кялень тонафтысь.

- А кода тонь лемце?

- Кода тядяцень лемоц?

- Кода аляцень лемоц?

- Тон кият?

- Кодама класса тон тонафнят?

- Коса тон эрят?

- Кодама тячи шись?

- Кодама ванды шись?

- А кодама шись ульсь исяк?

- Кие тячи дежурнайсь?

- Кие тячи аш класса?

(Дети проговаривают речевые конструкции).

Учитель: Пара. Молодецт! Мольхтяма сяда тов.

3. Актуализация знаний.

Учитель: - Вот, и познакомились с нашей гостьей. Лисичка хочет провести с вами словесную игру «Я начну, а вы продолжите».  

1. - Что означает слово Родина? (Родина – это страна, в которой мы живем.)

4. Работа со словарями.

Учитель: - Дети, перед вами словари разных авторов - составителей. Давайте попробуем найти значение слова «Родина».

 (Дети читают значение слова по словарям: Ожегова, Даля).

2. - Что означает выражение «малая Родина?» (малая Родина - это место, где человек родился и вырос.)

3. - Наша Родина называется… (Россия)

4. - Жители России называются… (россияне).

5. - Как называется наша Республика? (Мордовия).

6. - Люди, какой национальности проживают в Мордовии? (основное население русские, мордва и татары).

7. На какие этнические группы делятся мордва? (мокша и эрзя).

Учитель: - Молодцы! Ребята, символом какого города, является Лиса?

 (Ответы детей).

  - Правильно, Лиса является символом столицы нашей Республики – города Саранска. А кто может ответить на вопрос: почему?

(По мнению историков, появление этого животного могло быть связано с основным промыслом местных жителей – охотой на пушного зверя. По той же причине на гербе были изображены стрелы).

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

5. Сообщение темы и целей урока.

История возникновения города

- Саранск - один из старейших городов Среднего Поволжья. Он возник в 1641 году как военная крепость на юго-восточной сторожевой черте Московского государства, основан на перекрестке больших гужевых трактов, соединявших Астрахань с Москвой, Крым с Казанью. Город строился на берегу реки Саранки, отсюда и произошло название.

Учитель: - Какие достопримечательности нашего города вы знаете? 

Презентация с достопримечательностями города

- Древнегреческий историк, Фукидид сказал, «Город   – это люди, а не стены».  

- Скажите, кто заботится о красоте нашего города?

- Как они заботятся?

- Правильно. Взрослые стараются сделать наш город красивым и уютным. Они хотят, чтобы всем людям жилось весело и интересно. Поэтому мы должны беречь то, что сделано руками взрослых.

Учитель: - Ребята, мы тоже являемся жителями нашего города. И от нас зависит, в каком городе мы живём, и будем жить в будущем.  Наша гостья – Лисичка хочет узнать, знаете ли вы о правилах поведения на улице.

Игра «Можно - нельзя»

         - Если, да, то 1 хлопок в ладоши, если нет – то 2 хлопка. Приготовились выполнять хлопки. Поставили ладошки в исходное положение.

   1. Переходить дорогу на красный свет светофора?

   2. Рвать цветы на клумбах?

   3. Любоваться цветущей клумбой?

   4. Сажать деревья и кусты?

   5. Бросать фантики от конфет?

   6. Шуметь в общественных местах?

   7. Переходить дорогу по пешеходному переходу?

   8. Уступать места старшим в общественном транспорте?  

4. Работа с учебником.
Учитель: - Панжесть книгать, мусть сизьгемоньце страницать. Какую страницу я назвала? (Дети называют).

   1. Словарная работа.

   2. Работа над упр. 6, стр. 70 – 71 - читают про себя, вслух. Дети пробуют себя в переводе текста.

6. Физминутка.

  Ошева минь мольхтяма (шагают на месте)

  Мезе няйхтяма, астама (шагают на месте)

  Светофорхт и машинат, (пов. головы налево)

  Ярмаркат и лавкат (повороты головы налево)

  Скверхт, ульцят и седьнят, (пов. головы направо)

  Ляйнянь ару ведьнят (повороты головы направо).

  7. Работа в парах.

Составление слов, отвечающих на вопрос: кодама?:

Ма, о, панч, сянгя, па, кель, фу, лям, современ, зы,  най, ра,  вал, бе,  гома, гостеприим, цю, да, уют, най, фкя, сеть, ря,  ня, ме, культур, най.

Учитель: - Правильно, ребята, город Саранск – наша малая родина, любите его, берегите его. А теперь поиграем в игру «Волшебный мешочек». В наш волшебный мешочек мы сложим все определения нашего города. Называйте слова, определяющие какой наш город?

(Красивый, зеленый, уютный, приветливый, родной, любимый, ласковый, большой, культурный и спортивный, тёплый т.д.). Дети говорят на русском языке и переводят на мордовский.

8. Групповая работа. Проектная деятельность.

- Дети, наша школа находится в замечательном месте. Вокруг неё построены красивые, современные дома. Но исполняющий обязанности главы Республики Мордовия - Артём Алексеевич Здунов, предложил продолжить застройку микрорайона. То есть, наш микрорайон благоустроится ещё больше. Здесь появятся новые жилые дома, бульвар, социальные учреждения. А так как, вы – наше будущее, я предлагают принять участие в этом благом деле.  

- Как называют людей, которые занимаются строительством?

- Как называются люди, которые составляют проекты этих домов?

Учитель: - Давайте же побудем ненадолго строителями и архитекторами и построим, каким вы видите наш город в будущем.

- Сейчас я раздам вам разные варианты домов, вы их вырежете, и приклеите на заранее приготовленные листы бумаги. Старайтесь благоустроить район таким образом, чтобы было красиво и уютно. Недостающие детали дорисуйте цветными карандашами.

(Детям предлагаются разные варианты домов).

9. Итог урока.

Учитель: - Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

-  Все мы хотим, чтобы наша родина стала лучше и красивее. Для этого нужно, чтобы дети хорошо учились, а взрослые трудились, чтобы каждый житель вносил посильный вклад в общее дело – поддерживал порядок и благоустраивал родной край. Любить свою родину, хранить прошлое, настоящее и будущее родного края должны все.

 10. Рефлексия.

Учитель: - Чему мы с вами научились сегодня? Что нового узнали? Что на уроке вам особенно понравилось? Как вы думаете, мы решили поставленные в начале урока задачи?

Учитель: Время быстро пролетело

Подводить пора итог.

Вот Лисичка перед вами,

Все ли поняли урок?

-   Давайте попробуем оценить наш урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Презентация к уроку Мокшанского языка по теме "В классе"

В презентации даются задания для повторения пройденного материала, введение новых слов и грамматических основ. Дети учатся правильно отвечать на вопросы мокшанского языка, употреблять нужные окончания...

Презентация к уроку Мокшанского языка по теме "Школьные принадлежности"

В презентации даются задания для повторения пройденного материала, слов. Как правильно отвечать на вопросы единственного и множественного числа имени существительного,введение новых слов и грамматичес...

Урок мокшанского языка в 4 классе "Сочинениянь сермадомати анокламась "Монь шачема масторозе - Жуку велесь"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны, изучения прошлого и настоящего своей “ма...

Доклад "Этнокультурные традиции в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках мокшанского языка"

В докладе говорится о том ,что на уроках мокшанскогоязыка должны воспитывать любовь к родине,культуре,традициям. Использовать в работе разнообразные доступные и интересные детям формы и методы работы...

Презентация к уроку мокшанского языка

Изложения "Иттне аралафт" 4-це классь...

Урок мокшанского языка

Презентация к уроку мокшанского языка "Монь ошезе"...