Статья "Достижение личностных результатов обучающихся начальной школы в контексте полисубъектного взаимодействия"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье акцентируется внимание на возможности реализации полисубъектного взаимодействия в условиях обучения и воспитания в начальной школе для развития личностных результатов. Рассматривается понятие «полисубъектное взаимодействие», представлены результаты диагностик личностных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИСУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ACHIEVEMENT OF PERSONAL RESULTS OF TEACHING ELEMENTARY SCHOOL IN THE CONTEXT OF POLISUBJECT INTERACTION
Ставицкая Анастасия Викторовна
Ключевые слова: полисубъектное взаимодействие, начальное общее образование, педагоги, обучающиеся, родители, личностные результаты.
Key words: polysubject interaction, primary general education, teachers, students, parents, personal results.
Аннотация: В статье акцентируется внимание на возможности реализации полисубъектного взаимодействия в условиях обучения и воспитания в начальной школе для развития личностных результатов. Рассматривается понятие «полисубъектное взаимодействие», представлены результаты диагностик личностных результатов.
В настоящее время образование становится более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что настоящим результатом образования является не только получение знаний, но и личностное, познавательное развитие учащихся в образовательном процессе [1]. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания.
К личностным результатам, согласно ФГОС НОО, относится: готовность и способность ребёнка к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию и обучению, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Рассмотрим, формирование личностных результатов в контексте полисубъектного взаимодействия. Важнейшее слово в данном словосочетании – субъект. Детям с начальной школы известны главные члены предложения: подлежащее (кто или что действует?) и сказуемое (что делает?). На латыни подлежащее звучит как «subject» [2]. То есть субъект – это тот, кто изначально является основой действия, человек, погруженный в деятельность. Деятельность может быть различной, особенно деятельность детей. В школе, куда приходят за знаниями дети не только впитывают информацию, передаваемую учителем, но и взаимодействуют друг с другом, как на уроках, так и на переменах. А с появлением smart-техники имеют возможность взаимодействовать и с родителями. Приставка «поли» обозначает большое количество, множество. Каким же образом организовать взаимную деятельность, в которой будет не один субъект, а «поли» – большое количество субъектов? И как перестроиться педагогу? Постараемся ответить на данные вопросы.
Для начала определим субъектов в современной школе: ученик, учитель (для начальной школы более важна личность классного руководителя – учителя основных предметов), родитель. Во взаимодействии всех субъектов образования нам необходимо отследить, как формируются личностные результаты.
Еще с дошкольной скамьи детям рассказывают о школе. Готовят, что будет наиболее интересно, что делать нужно, а что категорически нельзя. У ребёнка формируется интерес к новой ступени своей жизни. Родителям и педагогам дошкольного учреждения необходимо понимать важность формирования такого личностного результата, как готовность и способность к саморазвитию. Так же важно и учителям начальных классов не погубить в ребенке этот интерес к обучению. Можно ребёнка научить читать и писать, но сделать это насильно. Тогда у ребёнка появится нелюбовь к обучению. Часто родители жалуются на то, что ребёнок не хочет читать. В начальных классах это является одной из главных проблем. Решение этой задачи очень простое – необходимо показать правильный пример ребёнку: совместное чтение и обсуждение книг, сравнение книги и просмотренного мультфильма или кинофильма. Ребёнок видит во взрослых лучший пример. Часто он не слышит слова взрослых, но видит их поступки и следует их примеру.
В конце первой четверти нами были проведены диагностики: учебной мотивации детей и их способность к взаимодействию со всеми субъектами образования, а так же проведено анкетирование среди родителей класса. Результатами проведения оценки школьной мотивации учащихся начальных классов (Н.Г. Лускановой) стали: высокий уровень учебной мотивации у 4%, средний (нормальный) уровень учебной мотивации – 55%, низкий (сниженный уровень) – 33%, негативное отношение к школе – 8%.
Для диагностики способности взаимодействовать со всеми субъектами образования была выбрана методика Г. А. Цукерман «Рукавички» [3]. Детям было предложено раскрасить рукавички в паре. Им необходимо было договориться, какой будет рисунок, узор, цвет. В результате диагностики, 10 из 12 пар справились с работой, 1 пара не успела закончить работу, 1 – поругались и отказались выполнять. Диагностику детско-родительских взаимоотношений мы провели при помощи рисуночного теста «Моя семья». Результаты показали, что в основном у всех семей доверительные теплые взаимоотношения. В 3 семьях, судя по рисуночным тестам, существуют проблемы, но это необходимо будет проверить результаты в следующих диагностиках.
В анкетировании для родителей было 10 вопросов, которые раскрывают суть отношения родителя к ребенку и родителя к первому учителю своего ребенка, так же к образовательному учреждению в целом.
На первый вопрос анкеты, в котором требовалось выделить положительные качества ребенка, наиболее частотными ответами стали: общительность, чувство юмора, артистичность, смышлёность, доброта, ответственность. Гордятся родители следующими качествами и чертами характера своих детей: умение держать слово, общительность, внутреннюю дисциплину, умение найти общий язык с окружающими, умение обосновывать свою точку зрения. При этом, родители отмечают, что у детей есть и отрицательные качества. Большинство родителей отмечают следующие отрицательные качества: вспыльчивость, неусидчивость (что часто объясняется возрастом), лень, несобранность. Из перечисленного, родители обозначают: неусидчивость, обидчивость, завышенную самооценку, как качества, которые больше всего не нравятся. Все родители желают совместно с педагогами школы помочь ребенку избавиться от отрицательных качеств. В конце первого класса родители хотят видеть своих детей: уверенных в своих силах, целеустремленных, здоровыми, желающими учиться дальше, более внимательными, самостоятельными, уверенными в себе и своих силах. Отношение к коллективу школы, в основном, положительное. Педагогов своих детей родители видят: любящими свою работу, способными помочь мотивировать ребенка хорошо учиться, преодолевать стеснительность, находящими силы для индивидуального подхода в обучении ребенка. Ведущую роль в воспитании ребенка играют, по мнению родителей: мама – 48%, папа – 27%, бабушка – 10%, дедушка – 5%, вся семья – 5%, педагог – 5%
Таким образом, отметим, что родители положительно относятся к коллективу школы и отдельным педагогам. Оценка качеств детей их родителями, в целом, высокая. Они отмечают, как положительные, так и отрицательные привычки детей и готовы помогать ему исправиться совместно с педагогами школы.
В результате диагностики были поставлены задачи на формирующий этап исследования: проведение курса мероприятий, способствующих созданию классного коллектива, укреплению детско-родительских взаимоотношений, достижению личностных результатов каждого обучающегося в контексте полисубъектного взаимодействия.
Литература
1. Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 74-76. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/ (дата обращения: 31.03.2019).
2. Вачков, И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде / И. В. Вачков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 36–50.
3. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. / Г. А. Цукерман, К.Н. Поливанова – 2-е изд., испр. — Москва : Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая работа с детьми.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические методики для исследования личностных результатов выпускников начальной школы
Рассмотрим вариативные методики определения уровня развития выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики психолог (педагог) выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предп...
Достижение личностных результатов обучающихся через интеграцию дополнительного образования и воспитательной системы в начальной школе.
Достижение личностных результатов обучающихся через интеграцию дополнительного образования и воспитательной системы в начальной школе . Показано как это реализуется через уроки ритмики в начальной шко...
Диагностика метапредметных и личностных результатов в начальной школе
Диагностика метапредметных и личностных результатов в начальной школе...
Личностные результаты выпускника начальной школы
Материал содержит тесты разработанные для учащихся начальных классов коррекционной школы 8 вида....
Мониторинг предметных результатов обучающихся начальной школы
Ежегодно с помощью диагностических работ проводится мониторинг уровня сформированности предметных результатов обучения по русскому языку, математике, литературному чтению:- входной – осущес...
Статья на тему "Нравственно-этическая ориентация как одна из основных характеристик личностного развития обучающихся начальной школы".
Нравственно-этическая ориентация как одна из основных характеристик личностного развития обучающихся начальной школы....
Диагностические методики исследования личностных результатов выпускников начальной школы
вариативные методики определения уровня развития выпускника по различным критериям....