Подготовительный этап | -Здравствуйте ребята, меня зовут Диана Андреевна, сегодня классный час у вас проведу я. -Ребята сегодня у нас очень важный для каждого из нас классный час, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательными активными, и что бы каждый из вас открыл для себя что – то новое, интересное. -О чём мы с вами поговорим, вы скажите позже. -Посмотрите на экран. О чём эти строчки? «Поэтом можешь и не быть, а гражданином быть обязан.» Н.А. Некрасов -Как вы понимаете эти строчки? -Подумайте, о чем мы будем говорить на занятии? -Тема нашего занятия: «Я – гражданин России!» -Какой будет цель нашего занятия? (познакомимся с правами и обязанностями гражданина РФ и вспомним символы России) -На уроке будем работать по следующему плану. -Но пункты планы перепутаны. Расставим их по порядку. План: 1.Права и обязанности гражданина РФ. 2.Символы России. -Хлопните в ладоши, если все согласны. -А кто такой гражданин России? России?» Знаете, что такое КАЛЕЙДОСКОП? (Детская игрушка в виде Знаете, что такое КАЛЕЙДОСКОП? (Детская игрушка в виде
|
Прослушивают стихотворение. Анализируют, отвечают на вопрос. Формулируют тему, цель и план урока.
|
Основной этап | 1.Права и обязанности гражданина РФ. Беседа. -Иначе говоря, гражданин – это житель страны, который признает ее законы, он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости. Гражданин старается сделать свою страну сильной и богатой. У него есть обязанности. А Родина защищает его права. -Вы постоянно живёте в России? Вы её любите, гордитесь? -Значит вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. А раз вы являетесь гражданами России, у вас есть права и обязанности. -Сейчас посмотрю, как вы их помните. Работа в группах с карточками. (учитель раздает карточки с заданиями группам (по рядам)) Перед вами различные права. Ваша задача убрать лишнее, по вашему мнению. Право на образование. Право на безопасность и защиту. Право на драки. Право на отдых. Право обратиться к учителю за помощью. Право на разговоры на уроке. Право на удовлетворение своих потребностей по физической культуре и спорту. Право на участие в школьных мероприятиях. Право на наказание. -Ребята, скажите, а человек только правами обладает? А какими обязанностями обладают школьники? (Прилежно учиться Выполнять правила школьников Бережно относиться к школьному имуществу. Уважать права других) Беседа. -С давних времён люди гордятся своей страной, защищали её в своё время. А как вы думаете, а в настоящее время остались граждане России? -Посмотрите на экран. Вы знаете этого человека? Я хочу вам о нём немного рассказать. Это Леонид Рошаль ()– известный детский врач, не только в России, но и в других странах. Он создал группу врачей, которые помогают детям в России и в других странах. -Можно его назвать гражданином России? Почему? -А можно сказать, что его добрые дела прославляет Россию? -А теперь давайте самостоятельно определим, что должен каждый гражданин. Работа на карточках в парах. -Соедините слова правого столбика со словами левого столбика по смыслу. ГРАЖДАНИН ДОЛЖЕН знать | культурой, языком | выполнять | природу | любить | свою Родину | беречь | территорию | защищать | богатство | приумножать | обязанности | гордиться | права |
-Вы справились с заданием. А вы, соблюдаете эти правила? Игра «Угадай право». -Двум командам я даю карточку с перечнем прав. Звучит отрывок из песни, вы должны выбрать подходящее по смыслу право, выходите с карточкой вперед, называете его. 1-я команда: 1.Право на отдых (Песенка льва и черепахи) 2.Право на неприкосновенность, жизни. ( В траве сидел кузнечик) 3.Право на распространение информации (По секрету - всему свету) | 2-я команда: 1.Право на учебу (Буквы разные писать) 2.Право на собственное мнение (А может быть ворона) 3.Право на творческое самовыражение (Песенка про « хорошо») |
-Итак, ребята, вы как полноправные члены нашего государства имеете право на отдых, досуг и культурную жизнь. Многие из вас реализуют это право, занимаясь в различных кружках. Физминутка. «Наша Родина – Россия» Собрались мы здесь сегодня Тему важную узнать (шагаем на месте) - Мы живём в стране огромной! (широко разводим руки) Как нам гражданами стать? (разводим руки на наклоняемся) Гражданин страны России Кто же это? Подскажи! (хлопаем в ладоши) - Мы узнаем всё сегодня (прыжки на месте) Ты садись и не спеши. (садятся за парты) 2.Символы России. -Много на свете, и кроме России, государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Эта наша страна – Россия. -У каждой страны свои государственные символы? Что мы называем государственными символами? (флаг, герб, гимн) -Вспомним про флаг России, ответив на вопросы теста. Тест. 1)Как чередуются цвета на флаге России? 2)Соотнесите цвета с их значениями. Синий | честность, верность, безупречность, постоянство | Красный | сила, смелость, кровь, пролитая за Отечество | Белый | мир, чистота, непорочность, совершенство |
3)Когда бело-сине-красный флаг стал государственным? а)1896 год б) 1917 год в) 1991 год 4)Как очень часто называют бело-сине-красный флаг? а)цветной б)триколор в)трёхцветный 5)Назовите дату – День государственного флага России. а)1 мая б)12 июня в)22 августа -А что вы можете сказать про герб? Тест. 1)Сколько щитов на гербе России? (2) 2)Сколько корон на гербе России? (3) 3)Когда был принят герб с двуглавым орлом? а)19 век б)15 век в)21 век 4)Почему на груди орла изображён всадник? Кто он? а)Георгий Победоносец б)Пётр Первый в)Просто воин 5)Что держит орёл в своих лапах? (В правой – скипетр, в левой – державу). -А где можно увидеть эти символы? -Третьим государственным символом является гимн. А что это такое? -Когда его исполняют? -Как нужно себя вести, когда вы слышите гимн страны? Тест. 1)«Гимн» в переводе с греческого – это: а)торжественная песня б)государственная песня в)главная песня 2)Заполните пропуски в тексте гимна РФ. Россия - ________ ______держава, (священная наша) Россия - любимая наша страна. Могучая воля, _______слава - (великая) Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная _________народная! (мудрость) Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая - Хранимая Богом родная земля! Творческая работа. -Сейчас наша Родина – Россия – большая, великая страна. Откуда произошло слово Родина? -С чего начинается Родина? -Что нас объединяет? (общая земля, общая история, общие законы, общий язык…) -Что ещё? (духовные традиции и ценности) -Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Какие пословицы о Родине вам известны? 1)Одна у человека мать, одна у него и Родина. 2)Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. 3)Родина – мать, умей за неё постоять. 4)Человек без Родины – что птица без крыльев. 5)Нет ничего краше, чем родина наша. 6)Человек без Родины – соловей без песни. 7)Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. 8)Родная сторона – мать, чужая – мачеха. 9)Как дверь ни открывай, она возвращается к своему порогу. 10)Где кто родится, там и пригодится. |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют работу в группе. Отвечают на вопросы учителя.
Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют работу в парах. Слушают отрывки, анализируют, делают правильные выводы.
Выполняют физминутку. Повторяют движения за учителем. Слушают учителя. Отвечают на вопросы.
Решают тесты. Отвечают на вопросы. Вспоминают известные им пословицы.
|