тест по функциональной грамотности
методическая разработка (4 класс)
В материале даны примерные варианты тестов для определения уровня навыков работы с текстом: (ориентация в тексте, выборочное чтение, понимание смысла, главной мысли).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_po_funktsionalnoy_gramotnosti_uchashchihsya.docx | 19.71 КБ |
test_po_funktsionalnoy_gramotnosti_uchashchihsya.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест по функциональной грамотности учащихся.
Читательская грамотность, 4 класс
Прочитайте текст
Русак
Заяц-русак жил зимою подле деревни. Когда пришла ночь, он поднял одно ухо, послушал; потом поднял другое, поводил усами, понюхал и сел на задние лапы. Потом он прыгнул раз-другой по глубокому снегу и опять сел на задние лапы и стал оглядываться. Со всех сторон ничего не было видно, кроме снега. Снег лежал волнами и блестел, как сахар. Над головой зайца стоял морозный пар, и сквозь этот пар виднелись большие яркие звезды.
Зайцу нужно было перейти через большую дорогу, чтобы прийти на знакомое гумно*. На большой дороге слышно было, как визжали полозья, фыркали лошади, скрипели кресла в санях.
Заяц опять остановился подле дороги. Мужики шли подле саней с поднятыми воротниками кафтанов*. Лица их были чуть видны. Бороды, усы, ресницы их были белые. Изо ртов и носов их шел пар. Лошади их были потные, и к поту пристал иней. Лошади толкались в хомутах, ныряли, выныривали в ухабах. Мужики догоняли, обгоняли, били кнутами лошадей. Два старика шли рядом, и один рассказывал другому, как у него украли лошадь.
Когда обоз проехал, заяц перескочил дорогу и полегоньку пошел к гумну. Собачонка от обоза увидала зайца. Она залаяла и бросилась за ним. Заяц поскакал к гумну по сугробам; зайца держали субои*, а собака на десятом прыжке завязла в снегу и остановилась. Тогда заяц тоже остановился, посидел на задних лапах и потихоньку пошел к гумну. По дороге он, на зеленях, встретил двух зайцев. Они кормились и играли. Заяц поиграл с товарищами, покопал с ними морозный снег, поел озими и пошел дальше. На деревне было все тихо, огни были потушены. Только слышался плач ребенка в избе через стены да треск мороза в бревнах изб. Заяц прошел на гумно и там нашел товарищей. Он поиграл с ними на расчищенном току*, поел овса из начатой кладушки*, взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин и через плетень пошел назад к своему оврагу. На востоке светилась заря, звезд стало меньше, и еще гуще морозный пар подымался над землею. В ближней деревне проснулись бабы и шли за водой; мужики несли корм с гумен, дети кричали и плакали. По дороге еще больше шло обозов*, и мужики громче разговаривали.
Заяц перескочил через дорогу, подошел к своей старой норе, выбрал местечко повыше, раскопал снег, лег задом в новую нору, уложил на спине уши и заснул с открытыми глазами.
Л.Н.Толстой
Словарь
* Субои – снежные сугробы
* Кладушка - лукошко
* Зеленя – молодые всходы
* Гумно, ток – место для обмолота и хранения зерна
* Обоз – группа повозок
* Кафтан – верхняя одежда мужчин
Выполните задания
1. К какому жанру можно отнести данное произведение? (подчеркните)
*повесть *рассказ *сказка *быль *небылица
2. Какое это произведение по стилю? (подчеркните)
*художественное *научно-познавательное *историческое
3. Напиши, где жил заяц? ____________________________________________
4. В какое время суток происходили события? __________________________
5. С чем сравнивается снег в рассказе? _________________________________
6. Расставь порядок действий зайца, после того как он пришёл на гумно:
___ через плетень пошел назад к своему оврагу.
___поел овса из начатой кладушки,
___поиграл с товарищами на расчищенном току,
___взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин
7. От чего были белыми усы, бороды и ресницы мужиков? __________________________________________________________________
8. Какой породы был заяц? ___________________________________________
9. Как ты думаешь, какая погода была в этот день?
Докажи примерами из текста(подчеркни в тексте).
10. Запиши главную мысль текста._____________________________________
__________________________________________________________________
11. Прочитай последний абзац. Какой интересный факт сообщается в нём? Запиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест по функциональной грамотности учащихся.
Читательская грамотность, 4 класс
Прочитайте текст
Кнут
– Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! – Дед поднял очки на лоб. – Ишь ты – ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.
Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.
– Ловко. И где же ты его нашёл?
– И ты не знаешь, чей это кнут?
Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:
– День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.
И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал меня:
– Эй, Вовк, я вот всё думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и получается – спрятать его надо.
Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте.
– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде надёжней всего.
Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим – где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца:
– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот спрятать её, так чтобы хозяин не увидел, – тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать говорит – на одни пятёрки учишься.
Красный и потный – не от чая горячего, а от дедовских насмешливых глаз – я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.
Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл заогородной тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута.
В.Волков
Выполните задания
1. Определи героев произведения.
* Дед, внук, дед Егор; * внук, дед, Вовка; *дед, Вовка.
2. Где происходят события, описанные в тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши слова из текста, подтверждающие твой выбор.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?
* утром, днем, вечером; * утром, вечером.
4. Какой находкой внук хвастается перед дедом?_________________________
5. Где Вовка нашел кнут? ____________________________________________
6. В чем была радость обладания кнутом?
*Звучно щелкать; * хвастать перед ребятами; *хранить под подушкой.
7. Какие грехи, по словам деда, совершил внук?
__________________________________________________________________
8. Какое значение в слово согрешить вкладываешь ты?
* Нарушить религиозно-нравственные предписания;
* совершить поступок, достойный осуждения, порицания.
9. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице?
(Подчеркните в тексте)
10. Какой совет дал дед внуку? (Подчеркните в тексте)
11. Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Придумай 1–2 вопроса к тексту.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
13. Какой нравственный урок получил внук?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Тест по функциональной грамотности учащихся.
Читательская грамотность, 4 класс
Прочитайте текст
Русак
Заяц-русак жил зимою подле деревни. Когда пришла ночь, он поднял одно ухо, послушал; потом поднял другое, поводил усами, понюхал и сел на задние лапы. Потом он прыгнул раз-другой по глубокому снегу и опять сел на задние лапы и стал оглядываться. Со всех сторон ничего не было видно, кроме снега. Снег лежал волнами и блестел, как сахар. Над головой зайца стоял морозный пар, и сквозь этот пар виднелись большие яркие звезды.
Зайцу нужно было перейти через большую дорогу, чтобы прийти на знакомое гумно*. На большой дороге слышно было, как визжали полозья, фыркали лошади, скрипели кресла в санях.
Заяц опять остановился подле дороги. Мужики шли подле саней с поднятыми воротниками кафтанов*. Лица их были чуть видны. Бороды, усы, ресницы их были белые. Изо ртов и носов их шел пар. Лошади их были потные, и к поту пристал иней. Лошади толкались в хомутах, ныряли, выныривали в ухабах. Мужики догоняли, обгоняли, били кнутами лошадей. Два старика шли рядом, и один рассказывал другому, как у него украли лошадь.
Когда обоз проехал, заяц перескочил дорогу и полегоньку пошел к гумну. Собачонка от обоза увидала зайца. Она залаяла и бросилась за ним. Заяц поскакал к гумну по сугробам; зайца держали субои*, а собака на десятом прыжке завязла в снегу и остановилась. Тогда заяц тоже остановился, посидел на задних лапах и потихоньку пошел к гумну. По дороге он, на зеленях, встретил двух зайцев. Они кормились и играли. Заяц поиграл с товарищами, покопал с ними морозный снег, поел озими и пошел дальше. На деревне было все тихо, огни были потушены. Только слышался плач ребенка в избе через стены да треск мороза в бревнах изб. Заяц прошел на гумно и там нашел товарищей. Он поиграл с ними на расчищенном току*, поел овса из начатой кладушки*, взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин и через плетень пошел назад к своему оврагу. На востоке светилась заря, звезд стало меньше, и еще гуще морозный пар подымался над землею. В ближней деревне проснулись бабы и шли за водой; мужики несли корм с гумен, дети кричали и плакали. По дороге еще больше шло обозов*, и мужики громче разговаривали.
Заяц перескочил через дорогу, подошел к своей старой норе, выбрал местечко повыше, раскопал снег, лег задом в новую нору, уложил на спине уши и заснул с открытыми глазами.
Л.Н.Толстой
Словарь
* Субои – снежные сугробы
* Кладушка - лукошко
* Зеленя – молодые всходы
* Гумно, ток – место для обмолота и хранения зерна
* Обоз – группа повозок
* Кафтан – верхняя одежда мужчин
Выполните задания
1. К какому жанру можно отнести данное произведение? (подчеркните)
*повесть *рассказ *сказка *быль *небылица
2. Какое это произведение по стилю? (подчеркните)
*художественное *научно-познавательное *историческое
3. Напиши, где жил заяц? ____________________________________________
4. В какое время суток происходили события? __________________________
5. С чем сравнивается снег в рассказе? _________________________________
6. Расставь порядок действий зайца, после того как он пришёл на гумно:
___ через плетень пошел назад к своему оврагу.
___поел овса из начатой кладушки,
___поиграл с товарищами на расчищенном току,
___взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин
7. От чего были белыми усы, бороды и ресницы мужиков? __________________________________________________________________
8. Какой породы был заяц? ___________________________________________
9. Как ты думаешь, какая погода была в этот день?
Докажи примерами из текста(подчеркни в тексте).
10. Запиши главную мысль текста._____________________________________
__________________________________________________________________
11. Прочитай последний абзац. Какой интересный факт сообщается в нём? Запиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест по функциональной грамотности учащихся.
Читательская грамотность, 4 класс
Прочитайте текст
Кнут
– Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! – Дед поднял очки на лоб. – Ишь ты – ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.
Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.
– Ловко. И где же ты его нашёл?
– И ты не знаешь, чей это кнут?
Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:
– День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.
И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал меня:
– Эй, Вовк, я вот всё думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и получается – спрятать его надо.
Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте.
– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде надёжней всего.
Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим – где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца:
– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот спрятать её, так чтобы хозяин не увидел, – тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать говорит – на одни пятёрки учишься.
Красный и потный – не от чая горячего, а от дедовских насмешливых глаз – я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.
Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл заогородной тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута.
В.Волков
Выполните задания
1. Определи героев произведения.
* Дед, внук, дед Егор; * внук, дед, Вовка; *дед, Вовка.
2. Где происходят события, описанные в тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши слова из текста, подтверждающие твой выбор.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?
* утром, днем, вечером; * утром, вечером.
4. Какой находкой внук хвастается перед дедом?_________________________
5. Где Вовка нашел кнут? ____________________________________________
6. В чем была радость обладания кнутом?
*Звучно щелкать; * хвастать перед ребятами; *хранить под подушкой.
7. Какие грехи, по словам деда, совершил внук?
__________________________________________________________________
8. Какое значение в слово согрешить вкладываешь ты?
* Нарушить религиозно-нравственные предписания;
* совершить поступок, достойный осуждения, порицания.
9. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице?
(Подчеркните в тексте)
10. Какой совет дал дед внуку? (Подчеркните в тексте)
11. Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Придумай 1–2 вопроса к тексту.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
13. Какой нравственный урок получил внук?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.
laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...
Статья " Функциональная грамотность или как помочь ребенку стать информационно грамотным».
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...
«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....