Программа наставничества "Первые шаги в профессию"
рабочая программа

Ткаченко Ольга Владимировна

Наименование:  программа наставничества «Первые шаги в профессию».

Направленность: материалы по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Уровень разработки: рабочая программа наставничества.

Ключевые слова: наставничество, «учитель-ученик», наставник, наставляемый, профессиональное самоопределение, и самореализация, личность, ориентация на успех, гибкие навыки, лидерские качества, любовь к детям, воспитание.

Цель: раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое  для успешного личного профессионального самоопределения.

Задачи:

1.   Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей.

2. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по выбранному направлению.

3. Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории.

4.  Развитие гибких навыков, лидерских качеств, в том числе посредством участия в проектной и исследовательской деятельности.

5. Формирование жизненных ценностей и активной гражданской позиции наставляемого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс методических разработок

 «Мастерская профессионала»

Материала по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью

Номинация

Программа наставничества

«Первые шаги в профессию»

Тема методической разработки

Автор: Ткаченко Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

 МБОУ СОШ № 6 г. Балтийска

2023 год

Пояснительная записка

"Возрождение традиций наставничества-

                                                                                               это актуальная задача»

В.В.Путин

Наименование:  программа наставничества «Первые шаги в профессию».

Направленность: материалы по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Уровень разработки: рабочая программа наставничества.

Ключевые слова: наставничество, «учитель-ученик», наставник, наставляемый, профессиональное самоопределение, и самореализация, личность, ориентация на успех, гибкие навыки, лидерские качества, любовь к детям, воспитание.

Цель: раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое  для успешного личного профессионального самоопределения.

Задачи:

1.   Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей.

2. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по выбранному направлению.

3. Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории.

4.  Развитие гибких навыков, лидерских качеств, в том числе посредством участия в проектной и исследовательской деятельности.

5. Формирование жизненных ценностей и активной гражданской позиции наставляемого.

                Принципы наставничества

- Принцип уважения и доверия к человеку.

- Принцип воспитывающего обучения.

- Принцип ориентации на успех.

- Принцип ориентации на зону ближайшего развития.

Методы работы и педагогические технологии:

Технологии реализации воспитательной практики:

-  технология педагогического сопровождения:

- проектно-исследовательская деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии;

- педагогика сотрудничества;

- анкетирование;

- совместная деятельность.

Методы реализации:

  • диагностические;
  • организационные;
  • коммуникативные
  • координационно-коррекционные;
  • планирование.

Целевая аудитория: социально активный обучающийся с особыми образовательными потребностями, мотивированный к расширению круга общения, самосовершенствованию, получению профессиональных навыков.

Содержание

«Знаешь, что такое вера? Это начало всех начал в человеке, – сказал Шалва Амонашвили. - Чтобы ребенок поверил в тебя, ты должен быть наполнен морем света, нравственностью, духовностью, знанием и всем самым лучшим».

 Стать наставником – задача не простая. Поэтому, когда ко мне обратилась девочка из 9 класса с просьбой помочь ей в осознании правильности выбора своей будущей профессии, я задумалась. А смогу ли я помочь этой ученице поверить в свою мечту? Мечту - стать учителем начальных классов? Ведь когда-то я тоже мечтала об этом, но пришла к своей мечте только через двадцать лет. Нет, нельзя дать потухнуть искорке в душе! Учитель с горящим сердцем – учитель от Бога! И помочь этой девчушке стать таким учителем, постараться приобщить к своей любимой профессии, стало моей целью.

Актуальность: мы живем в такое время, когда сама жизнь нам подсказывает необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей. Полное раскрытие потенциала личности, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, создание условий для работы системы эффективной поддержки, самоопределения, делает систему наставничества очень эффективной моделью. Как отмечает Президент России В. Путин: «Эффективное наставничество – это передача опыта и конкретных навыков. Возрождение традиций наставничества – это актуальная задача». Каждый человек талантлив, и задача общества – помочь ему открыть в себе этот талант и предоставить возможности для его развития, реализации. Это полезно для всей страны.

Научная обоснованность:  наставничество - невероятно мощная форма психолого-педагогического сопровождения, оказывающая непосредственное влияние на личное развитие, которая может привести к реальным сдвигам в формировании жизненных целей и расстановке приоритетов у подростков.

Условия реализации: индивидуальная программа реализовывается в средней общеобразовательной школе в течение 9-12 месяцев. Субъект реализации – старшеклассник (9-10 класс), профессионально ориентированный.

Планируемые результаты:  наставляемый  получит необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций. Будут созданы  условия для осознанного выбора профессии и формирования потенциала для построения успешной карьеры.

Применяемые формы наставничества: основной формой наставничества данной программы является «Учитель - ученик». Данная форма предполагает взаимодействие опытного педагога с обучающимися, демонстрирующими высокие образовательные результаты, принимающих активное участие в жизни школы и города, социально адаптированные, профессионально ориентированные.

Содержание программы

Портрет участников

Наставник: опытный педагог, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем.

Наставляемый:  обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, лидер класса, принимающий активное участие в жизни МБОУ СОШ № 6. Ученик, профессионально определившийся, желающий попробовать себя в будущей профессии.

                 Область применения в образовательной организации

        Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме урочной, внеурочной деятельности. Возможна интеграция  в классные часы, проектную и  общественно-полезную   деятельность.

                         Ожидаемые результаты

Наставляемый  получит необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций. Будут созданы  условия для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры.

Реализация программы наставничества

Индивидуальный план мероприятий

Ф.И.О.  должность наставника:  Ткаченко Ольга Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

Ф.И.О. наставляемого  ученика: Петропавловская Анастасия Алексеевна, ученица 9-а класса МБОУ СОШ № 6. Увлекается изучением культуры других стран, пишет фантастические рассказы. С детства мечтает работать с детьми, поэтому решила поступать после 9 класса в педагогический колледж г. Черняховска

Срок осуществления плана: с «01» сентября 2022 г. по «31» мая 2023 г.

Название мероприятия

Содержание мероприятий

Сроки

Планируемый результат по итогам взаимодействия

1

Проведение педагогической диагностики, использование метода наблюдения и беседы.

Анкетирование участника программы. Составление характеристики наставляемого (Приложение 1)

Сентябрь

2022

В результате мониторинга будет выявлена сформированность   «гибких» навыков, компетенций,  обеспечивающих самоидентификацию личности наставляемого.

2

Разработка индивидуальной программы наставничества.

Определяется  круг обязанностей и полномочий наставляемого, а так же выявляет недостатки в его умениях и навыках

Октябрь

2022

Разработана индивидуальная образовательная траектория, направленная на формирование профессиональных навыков. Создан комплекс условий, для успешной самореализации. Создано  методическое сопровождение процессов формирования у наставляемого программы ценностных и жизненных позиций и ориентиров личности.

3

Знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определенным темам.

Составление списка литературы и интернет- ресурсов, которые помогут провести продуктивные уроки, сократить время на выполнение повседневных задач, расширить возможности для творчества и проектной деятельности.

В течение года

Углубление, расширение и систематизация знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности.

4

Проведение индивидуальных бесед и консультаций

«Нормативно-правовая база школы».

«Конспект и технологическая карта урока».

«Типы и формы уроков».

«Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке».

«Организация проектной деятельности в начальной школе. Основные направления работы».

«Внеурочная деятельность учителя: секреты успеха».

«Составление плана воспитательной работы в классе».

«Организация взаимодействия с родителями».

В течение года и по мере необходимости

Обогащение информацией о   работе с детьми младшего школьного возраста. Возникнут взаимообогащающие   и доверительные отношения между участниками программы.

5

Участие в тематических классных часах, внеклассных мероприятиях.

Работа по программе «Орлята», проведение классных часов

Классные часы:

«Права и обязанности школьника».

«Что значит быть ответственным»

«История моей дружбы».

Мероприятия в рамках программы «Орлята России»:

«Лидер – это…»

«Как стать лидером»

«Я –эрудит, а это значит…».

«Развиваемся, играя»

В течение года

(по мере прохождения треков)

Развитие личности наставляемого, его познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сфер. Развитие навыков самообразования и самопроектирования. Появится опыт подготовки и планирования внеклассного мероприятия. Обогатиться  опытом  работы с детьми младших классов.

6

Участие в Дне самоуправления в школе.

Проведение уроков во 2-а классе

(Математика, русский язык, литературное чтение). Выполнение обязанностей классного руководителя.

Март

2023

Возможность самовыражения, приобретения навыков ответственной общественной  деятельности,  развитие творческих способностей, коммуникативных навыков общения  воспитание чувства ответственности, корректного отношения друг к другу, делового стиля взаимоотношений.

7

Участие в кружковой деятельности

Работа по программе кружка «Родное слово» (по особому плану). Цель программы «Развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры. Работа с текстами и заданиями по развитию читательской грамотности на платформе «Яндекс учебник» с помощью средств ИКТ.

В течение года

Сформируется навык работы по программе развития функциональной читательской грамотности у учащихся начальной школы с помощью средств ИКТ. Появится опыт планирования мероприятия. Будет задействован собственный образовательный ресурс, опыт по формированию функциональной читательской грамотности. Взаимообогащение опытом   работы с детьми.

8

Участие в проектной деятельности.

Коллективный исследовательский проект «Путешествие в историю городского парка». Цель:  изучить историю городского парка им. А. Головко, в том числе историю создания скульптурных групп, а также повысить интерес к историческому и природному наследию. Работа ведется по группам. Создается  отдельный план работы,  составляется заключительное мероприятие.

Апрель

2023

Под руководством педагога наставляемый научится оказывать консультационную помощь в процессе создания проектов с учащимися,  контролировать   этапы  их реализации.  У участника программы сформируются организационные  умения, учебное сотрудничество «учитель-ученик-руководитель», информационная компетентность. Научится решать творческие задачи, приобретет опыт социально значимого действия.

9

Проведение

мониторинга личной удовлетворенности

участием в программе наставничества.

Анкетирование по итогам работы по программе (Приложение 2).

В течение года

Отчет оформленный наставниками с положительными и отрицательными сторонами. Предложения по улучшению работы программы. Внедрение опыта работы наставников в педагогический  коллектив.

10

Результативный этап: завершение реализации программы наставничества.  

Подведение итогов работы.

Отчет о проделанной работе (письменный отчет в свободной форме, фотоотчет Приложение 4).

Выявление слабых и сильных сторон программы (Приложение 3)

Май

Развитие у наставляемого коммуникативных компетенций, повышение уровня гражданского, личностного и профессионального самоопределения.

Использованная литература

1. Распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

2.  Наставничество в системе образования России : практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. – Москва : Рыбаков Фонд, 2016

3.  Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников М.: Вентана - Граф, 2002

4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Нач.школа. – 2004. - №2

5. Национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ. – URL: https://mentori.ru/new.

Приложение 1

Первый этап опроса для мониторинга программы (до начала работы).

Макеты  опросных анкет для участников форм наставничества

Анкета наставляемого

  1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
  2. Если да, то где?          

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3. Ожидаемая        эффективность        программы

наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцените ожидаемый уровень комфорта при

участии в программе наставничества?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Ожидаемое качество организационных мероприятий (знакомство с детьми,  обязанностями)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Ожидаемая        полезность        программы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Ожидаемая польза организованных для Вас мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (проведение уроков, участие в проектной деятельности, проведение занятий кружка, участие в программе («Орлята»)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Ожидаемое качество передачи Вам

необходимых  теоретических  знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9. Ожидаемое качество передачи Вам

необходимых практических навыков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10. Насколько        Вам        важно        ощущение

поддержки от наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11. Насколько Вам важно, чтобы Вы остались

довольны совместной работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12.Что Вы ожидаете от программы и своей роли?

  1. Что особенно ценно для Вас в программе?

       14. Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]

Приложение 2

Второй этап опроса для мониторинга программы (после окончания работы).

Макеты  опросных анкет для участников форм наставничества

Анкета наставляемого

      1. Понравилось ли Вам работать по программе наставничества? [да/нет]

      2. Если да, то почему?          

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3. Чаще всего, с каким настроением Вы шли  в класс, в котором реализовывалась программа?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцените уровень комфорта при

участии в программе наставничества?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Оцените  качество  организационных мероприятий (знакомство с детьми,  обязанностями)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Оцените        полезность        программы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Оцените пользу организованных для Вас мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (проведение уроков, участие в проектной деятельности, проведение занятий кружка, участие в программе («Орлята»)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Оцените качество переданных Вам

необходимых теоретических знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9. Оцените  качество переданных Вам

необходимых практических навыков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10. Насколько        Вам         было важно ощущение поддержки наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11. Насколько Вы остались

довольны  совместной работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12. Сбылись Ваши ожидания  от программы и своей роли?

13. Что особенно Вам запомнилось в работе по  программе?

       14. Рады ли Вы были участвовать в программе? [да/нет]

                     Приложение 3

Выявление слабых и сильных сторон программы.

В данном документе необходимо отразить сильные и слабые стороны, возможности, которые открываются при осуществлении программы, а также риски ее реализации.

На основании данного документа должно быть сформировано полное представление о внедрении проекта в образовательный процесс.

Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны

Возможности

1.

2.

3.

.

.

.

1.

2.

3.

.

.

.

Слабые стороны

Риски

1.

2.

3.

.

.

.

1.

2.

3.

.

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шаги к профессии (творческий проект)

Многие дети плохо ориентируются в мире профессий и совсем не знают, чем занимаютя их родители. Именно поэтому возникла идея разработки проекта "Шаги к профессии"...

Мои первые шаги в профессии

Мои первые шаги в профессии...

Эссе на тему "Мои первые шаги в профессии"

Эссе на тему "Мои первые шаги в профессии"...

Эссе на тему"Мои первые шаги в профессии".

Роль учителя в жизни человека....

Эссе по теме «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»

Эссепо теме «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»...

Эссе "Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала."

В жизни каждого человека появляется вопрос, на который никто кроме него не ответит верно: «Кем я хочу стать по профессии?». Сегодня я учитель. Мне кажется, я верно выбрала свой путь....

Эссе по теме «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрал»

Два года назад я пришла работать в школу по специальности учитель начальных классов. Мне cразу же дали четвёртый класс. Очень волновалась, примут ли меня дети, родители. Ведь они очень  любили св...