Программа наставничества "Первые шаги в профессию"
рабочая программа
Наименование: программа наставничества «Первые шаги в профессию».
Направленность: материалы по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Уровень разработки: рабочая программа наставничества.
Ключевые слова: наставничество, «учитель-ученик», наставник, наставляемый, профессиональное самоопределение, и самореализация, личность, ориентация на успех, гибкие навыки, лидерские качества, любовь к детям, воспитание.
Цель: раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешного личного профессионального самоопределения.
Задачи:
1. Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей.
2. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по выбранному направлению.
3. Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории.
4. Развитие гибких навыков, лидерских качеств, в том числе посредством участия в проектной и исследовательской деятельности.
5. Формирование жизненных ценностей и активной гражданской позиции наставляемого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа наставничества "Первые шаги в профессию" | 51.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс методических разработок
«Мастерская профессионала»
Материала по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью
Номинация
Программа наставничества
«Первые шаги в профессию»
Тема методической разработки
Автор: Ткаченко Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 6 г. Балтийска
2023 год
Пояснительная записка
"Возрождение традиций наставничества-
это актуальная задача»
В.В.Путин
Наименование: программа наставничества «Первые шаги в профессию».
Направленность: материалы по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Уровень разработки: рабочая программа наставничества.
Ключевые слова: наставничество, «учитель-ученик», наставник, наставляемый, профессиональное самоопределение, и самореализация, личность, ориентация на успех, гибкие навыки, лидерские качества, любовь к детям, воспитание.
Цель: раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешного личного профессионального самоопределения.
Задачи:
1. Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей.
2. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по выбранному направлению.
3. Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории.
4. Развитие гибких навыков, лидерских качеств, в том числе посредством участия в проектной и исследовательской деятельности.
5. Формирование жизненных ценностей и активной гражданской позиции наставляемого.
Принципы наставничества
- Принцип уважения и доверия к человеку.
- Принцип воспитывающего обучения.
- Принцип ориентации на успех.
- Принцип ориентации на зону ближайшего развития.
Методы работы и педагогические технологии:
Технологии реализации воспитательной практики:
- технология педагогического сопровождения:
- проектно-исследовательская деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- педагогика сотрудничества;
- анкетирование;
- совместная деятельность.
Методы реализации:
- диагностические;
- организационные;
- коммуникативные
- координационно-коррекционные;
- планирование.
Целевая аудитория: социально активный обучающийся с особыми образовательными потребностями, мотивированный к расширению круга общения, самосовершенствованию, получению профессиональных навыков.
Содержание
«Знаешь, что такое вера? Это начало всех начал в человеке, – сказал Шалва Амонашвили. - Чтобы ребенок поверил в тебя, ты должен быть наполнен морем света, нравственностью, духовностью, знанием и всем самым лучшим».
Стать наставником – задача не простая. Поэтому, когда ко мне обратилась девочка из 9 класса с просьбой помочь ей в осознании правильности выбора своей будущей профессии, я задумалась. А смогу ли я помочь этой ученице поверить в свою мечту? Мечту - стать учителем начальных классов? Ведь когда-то я тоже мечтала об этом, но пришла к своей мечте только через двадцать лет. Нет, нельзя дать потухнуть искорке в душе! Учитель с горящим сердцем – учитель от Бога! И помочь этой девчушке стать таким учителем, постараться приобщить к своей любимой профессии, стало моей целью.
Актуальность: мы живем в такое время, когда сама жизнь нам подсказывает необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей. Полное раскрытие потенциала личности, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, создание условий для работы системы эффективной поддержки, самоопределения, делает систему наставничества очень эффективной моделью. Как отмечает Президент России В. Путин: «Эффективное наставничество – это передача опыта и конкретных навыков. Возрождение традиций наставничества – это актуальная задача». Каждый человек талантлив, и задача общества – помочь ему открыть в себе этот талант и предоставить возможности для его развития, реализации. Это полезно для всей страны.
Научная обоснованность: наставничество - невероятно мощная форма психолого-педагогического сопровождения, оказывающая непосредственное влияние на личное развитие, которая может привести к реальным сдвигам в формировании жизненных целей и расстановке приоритетов у подростков.
Условия реализации: индивидуальная программа реализовывается в средней общеобразовательной школе в течение 9-12 месяцев. Субъект реализации – старшеклассник (9-10 класс), профессионально ориентированный.
Планируемые результаты: наставляемый получит необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций. Будут созданы условия для осознанного выбора профессии и формирования потенциала для построения успешной карьеры.
Применяемые формы наставничества: основной формой наставничества данной программы является «Учитель - ученик». Данная форма предполагает взаимодействие опытного педагога с обучающимися, демонстрирующими высокие образовательные результаты, принимающих активное участие в жизни школы и города, социально адаптированные, профессионально ориентированные.
Содержание программы
Портрет участников
Наставник: опытный педагог, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем.
Наставляемый: обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, лидер класса, принимающий активное участие в жизни МБОУ СОШ № 6. Ученик, профессионально определившийся, желающий попробовать себя в будущей профессии.
Область применения в образовательной организации
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме урочной, внеурочной деятельности. Возможна интеграция в классные часы, проектную и общественно-полезную деятельность.
Ожидаемые результаты
Наставляемый получит необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций. Будут созданы условия для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры.
Реализация программы наставничества
Индивидуальный план мероприятий
Ф.И.О. должность наставника: Ткаченко Ольга Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Ф.И.О. наставляемого ученика: Петропавловская Анастасия Алексеевна, ученица 9-а класса МБОУ СОШ № 6. Увлекается изучением культуры других стран, пишет фантастические рассказы. С детства мечтает работать с детьми, поэтому решила поступать после 9 класса в педагогический колледж г. Черняховска
Срок осуществления плана: с «01» сентября 2022 г. по «31» мая 2023 г.
№ | Название мероприятия | Содержание мероприятий | Сроки | Планируемый результат по итогам взаимодействия |
1 | Проведение педагогической диагностики, использование метода наблюдения и беседы. | Анкетирование участника программы. Составление характеристики наставляемого (Приложение 1) | Сентябрь 2022 | В результате мониторинга будет выявлена сформированность «гибких» навыков, компетенций, обеспечивающих самоидентификацию личности наставляемого. |
2 | Разработка индивидуальной программы наставничества. | Определяется круг обязанностей и полномочий наставляемого, а так же выявляет недостатки в его умениях и навыках | Октябрь 2022 | Разработана индивидуальная образовательная траектория, направленная на формирование профессиональных навыков. Создан комплекс условий, для успешной самореализации. Создано методическое сопровождение процессов формирования у наставляемого программы ценностных и жизненных позиций и ориентиров личности. |
3 | Знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определенным темам. | Составление списка литературы и интернет- ресурсов, которые помогут провести продуктивные уроки, сократить время на выполнение повседневных задач, расширить возможности для творчества и проектной деятельности. | В течение года | Углубление, расширение и систематизация знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности. |
4 | Проведение индивидуальных бесед и консультаций | «Нормативно-правовая база школы». «Конспект и технологическая карта урока». «Типы и формы уроков». «Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке». «Организация проектной деятельности в начальной школе. Основные направления работы». «Внеурочная деятельность учителя: секреты успеха». «Составление плана воспитательной работы в классе». «Организация взаимодействия с родителями». | В течение года и по мере необходимости | Обогащение информацией о работе с детьми младшего школьного возраста. Возникнут взаимообогащающие и доверительные отношения между участниками программы. |
5 | Участие в тематических классных часах, внеклассных мероприятиях. | Работа по программе «Орлята», проведение классных часов Классные часы: «Права и обязанности школьника». «Что значит быть ответственным» «История моей дружбы». Мероприятия в рамках программы «Орлята России»: «Лидер – это…» «Как стать лидером» «Я –эрудит, а это значит…». «Развиваемся, играя» | В течение года (по мере прохождения треков) | Развитие личности наставляемого, его познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сфер. Развитие навыков самообразования и самопроектирования. Появится опыт подготовки и планирования внеклассного мероприятия. Обогатиться опытом работы с детьми младших классов. |
6 | Участие в Дне самоуправления в школе. | Проведение уроков во 2-а классе (Математика, русский язык, литературное чтение). Выполнение обязанностей классного руководителя. | Март 2023 | Возможность самовыражения, приобретения навыков ответственной общественной деятельности, развитие творческих способностей, коммуникативных навыков общения воспитание чувства ответственности, корректного отношения друг к другу, делового стиля взаимоотношений. |
7 | Участие в кружковой деятельности | Работа по программе кружка «Родное слово» (по особому плану). Цель программы «Развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры. Работа с текстами и заданиями по развитию читательской грамотности на платформе «Яндекс учебник» с помощью средств ИКТ. | В течение года | Сформируется навык работы по программе развития функциональной читательской грамотности у учащихся начальной школы с помощью средств ИКТ. Появится опыт планирования мероприятия. Будет задействован собственный образовательный ресурс, опыт по формированию функциональной читательской грамотности. Взаимообогащение опытом работы с детьми. |
8 | Участие в проектной деятельности. | Коллективный исследовательский проект «Путешествие в историю городского парка». Цель: изучить историю городского парка им. А. Головко, в том числе историю создания скульптурных групп, а также повысить интерес к историческому и природному наследию. Работа ведется по группам. Создается отдельный план работы, составляется заключительное мероприятие. | Апрель 2023 | Под руководством педагога наставляемый научится оказывать консультационную помощь в процессе создания проектов с учащимися, контролировать этапы их реализации. У участника программы сформируются организационные умения, учебное сотрудничество «учитель-ученик-руководитель», информационная компетентность. Научится решать творческие задачи, приобретет опыт социально значимого действия. |
9 | Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества. | Анкетирование по итогам работы по программе (Приложение 2). | В течение года | Отчет оформленный наставниками с положительными и отрицательными сторонами. Предложения по улучшению работы программы. Внедрение опыта работы наставников в педагогический коллектив. |
10 | Результативный этап: завершение реализации программы наставничества. | Подведение итогов работы. Отчет о проделанной работе (письменный отчет в свободной форме, фотоотчет Приложение 4). Выявление слабых и сильных сторон программы (Приложение 3) | Май | Развитие у наставляемого коммуникативных компетенций, повышение уровня гражданского, личностного и профессионального самоопределения. |
Использованная литература
1. Распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
2. Наставничество в системе образования России : практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. – Москва : Рыбаков Фонд, 2016
3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников М.: Вентана - Граф, 2002
4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Нач.школа. – 2004. - №2
5. Национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ. – URL: https://mentori.ru/new.
Приложение 1
Первый этап опроса для мониторинга программы (до начала работы).
Макеты опросных анкет для участников форм наставничества
Анкета наставляемого
- Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
- Если да, то где?
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Ожидаемая эффективность программы наставничества | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Оцените ожидаемый уровень комфорта при участии в программе наставничества? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Ожидаемое качество организационных мероприятий (знакомство с детьми, обязанностями) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Ожидаемая полезность программы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Ожидаемая польза организованных для Вас мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (проведение уроков, участие в проектной деятельности, проведение занятий кружка, участие в программе («Орлята») | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых теоретических знаний | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых практических навыков | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Насколько Вам важно ощущение поддержки от наставника? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11. Насколько Вам важно, чтобы Вы остались довольны совместной работой? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12.Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
- Что особенно ценно для Вас в программе?
14. Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]
Приложение 2
Второй этап опроса для мониторинга программы (после окончания работы).
Макеты опросных анкет для участников форм наставничества
Анкета наставляемого
1. Понравилось ли Вам работать по программе наставничества? [да/нет]
2. Если да, то почему?
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Чаще всего, с каким настроением Вы шли в класс, в котором реализовывалась программа? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Оцените уровень комфорта при участии в программе наставничества? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Оцените качество организационных мероприятий (знакомство с детьми, обязанностями) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Оцените полезность программы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Оцените пользу организованных для Вас мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (проведение уроков, участие в проектной деятельности, проведение занятий кружка, участие в программе («Орлята») | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Оцените качество переданных Вам необходимых теоретических знаний | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Оцените качество переданных Вам необходимых практических навыков | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Насколько Вам было важно ощущение поддержки наставника? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11. Насколько Вы остались довольны совместной работой? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12. Сбылись Ваши ожидания от программы и своей роли?
13. Что особенно Вам запомнилось в работе по программе?
14. Рады ли Вы были участвовать в программе? [да/нет]
Приложение 3
Выявление слабых и сильных сторон программы.
В данном документе необходимо отразить сильные и слабые стороны, возможности, которые открываются при осуществлении программы, а также риски ее реализации.
На основании данного документа должно быть сформировано полное представление о внедрении проекта в образовательный процесс.
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Сильные стороны | Возможности |
1. 2. 3. . . . | 1. 2. 3. . . . |
Слабые стороны | Риски |
1. 2. 3. . . . | 1. 2. 3. . . . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шаги к профессии (творческий проект)
Многие дети плохо ориентируются в мире профессий и совсем не знают, чем занимаютя их родители. Именно поэтому возникла идея разработки проекта "Шаги к профессии"...
Мои первые шаги в профессии
Мои первые шаги в профессии...
Эссе на тему "Мои первые шаги в профессии"
Эссе на тему "Мои первые шаги в профессии"...
Эссе на тему"Мои первые шаги в профессии".
Роль учителя в жизни человека....
Эссе по теме «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»
Эссепо теме «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»...
Эссе "Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала."
В жизни каждого человека появляется вопрос, на который никто кроме него не ответит верно: «Кем я хочу стать по профессии?». Сегодня я учитель. Мне кажется, я верно выбрала свой путь....
Эссе по теме «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрал»
Два года назад я пришла работать в школу по специальности учитель начальных классов. Мне cразу же дали четвёртый класс. Очень волновалась, примут ли меня дети, родители. Ведь они очень любили св...