ИСПОЛЬЗОВАНИЕ BYOD-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
материал по технологии (1, 2, 3, 4 класс)

Долженко Марина Ивановна

Смысл концепции BYOD состоит в том, что не следует запрещать, а, наоборот, разрешить использование мобильных устройств в процессе обучения, что всячески мотивирует обучающихся на то, чтобы они приносили на занятия свои ноутбуки, планшеты и смартфоны. Одним из аспектов концепции BYOD является изменение представления обучающихся о потенциале их электронных устройств и предоставление возможности пользоваться ими в процессе обучения, что долгое время было запрещено. Конечно, мобильные устройства могут использоваться ненадлежащим образом, но их запрещение не реши проблему, так как из инструмента дляобщенияи конфиденциальных мероприятий, планшеты из смартфоны превратились в мощные средства связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.2

М.И.Долженко

МБОУ «СОШ №41» г. Братск

Л.В.Гойман

МБОУ «СОШ №34» г. Братск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ BYOD-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 Ключевые слова: BYOD-технология, мобильные устройства, процесс обучения, цифровое оборудование.

Смысл концепции BYOD состоит в том, что не следует запрещать, а, наоборот, разрешить использование мобильных устройств в процессе обучения, что всячески мотивирует обучающихся на то, чтобы они приносили на занятия свои ноутбуки, планшеты и смартфоны. Одним из аспектов концепции BYOD является изменение представления обучающихся о потенциале их электронных устройств и предоставление возможности пользоваться ими в процессе обучения, что долгое время было запрещено. Конечно, мобильные устройства могут использоваться ненадлежащим образом, но их запрещение не реши проблему, так как из инструмента дляобщенияи конфиденциальных мероприятий, планшеты из смартфоны превратились в мощные средства связи.

M.I.Dolzhenko

MBOU "SOSH No. 41" Bratsk

L.V.Goyman

MBOU "SOSH No. 34" Bratsk

THE USE OF BYOD TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Key words: BYOD-technology, mobile devices, learning process, digital equipment.

The essence of the BYOD concept is that you should not prohibit, but, on the contrary, allow the use of mobile devices in the learning process, which in every possible way motivates students to bring their laptops, tablets and smartphones to their classes. One aspect of the BYOD concept is to change the students' perception of their electronic devices potential and to provide them with the opportunity to use them in the learning process that was forbidden for a long time. Of course, mobile devices can be used improperly, but their prohibition will not solve the problem, because now tablets and smartphones are not only tools for communication but also powerful communication tools.

         Трудно представить себе современный  мир без гаджетов.  В переводе с английского гаджет (англ. Gadget) — штуковина, приспособление, устройство, безделушка, прибор, небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. Это  небольшие электрон-ные устройства, которые за последние несколько лет проникли чуть ли не во все сферы нашей жизни. Они слышат, видят, поют, рассказывают. Новейшие гаджеты  служат как для решения деловых вопросов, так и в целях развлечения, они дают возможность быстро найти любую информацию, кроме того, гаджеты многофункциональны. Например, телефон способен заменить очень много вещей: будильник, часы, календарь, игры. Кроме того, современные телефоны, планшеты, ноутбуки можно использовать для улучшения качества образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  говорится о том, что к концу четвертого класса ребенок должен обладать большим набором ИКТ-компетенций. И хотя сейчас у многих детей к окончанию начальной школы есть телефон с большим количеством возможностей, они не умеют даже «гуглить» и не знают о Википедии или, например, таком сервисе, как гугл-документы. Чтобы это изменить, нужно менять подход к образованию. Все чаще появляются педагогические технологии, связанные с использованием гаджетов. Одна из них – технология BYOD.

 BYOD в переводе на русский язык означает «Принеси своё собственное устройство». Т.е. для повышения качества образования ребенок приносит на урок и использует в учебных целях свой собственный сотовый телефон, планшет или ноутбук.    

         Впервые этот термин прозвучал в 2005 году в университетской работе американца Рафаэля Баллагаса. Идея достигла популярности в 2009 году, после ее внедрения компанией INTEL. И все чаще мы начали слышать о необходимости использования современных гаджетов в образовательных целях.  По данным последних социологических опросов 60% подростков признают, что они пользуются во время уроков своими мобильными телефонами для отправки sms сообщений, несмотря на запреты своих учителей. Понятно, что чем дальше, тем меньше по размерам и мощнее по возможностям будут мобильные устройства. Технология BYOD – это путь к их «легализации» и превращению из врагов в союзников.

 Цель технологии BYOD – перевернуть представление  обучающихся о возможностях их электронных устройств. Использование этой технологии позволит ученикам работать онлайн, не тратить время на работу с разными методическими материалами, создавать собственные закладки, входить в личный кабинет без логина и пароля. Использование технологии BYOD в образовании дает возможность решить  проблему обеспечения каждого школьника собственным мобильным устройством.

          Благодаря технологии  BYOD  обучение становится личностно-ориентированным, а программное обеспечение и технологии - доступными в любое время. Учащиеся смогут проходить тестирование по предмету удаленно, находясь у себя дома. Проверить результат тестирования также поможет гаджет, что значительно сэкономит время преподавателя. Отпадет необходимость в печатных вариантах заданий, что позволит сократить расход бумаги.   Мобильные устройства  подойдут для организации совместной работы группы пользователей. Достаточно подобрать ресурс, который способен предоставить возможность одновременного редактирования какого-либо объекта нескольким людям. При использовании технологии BYOD открываются новые возможности для повышения у учащихся мотивации к изучению предмета, а также увеличению интерактивность процесса обучения. Но просто переход к электронному виду учебных материалов урока не будет достаточным, и может привести к потере интереса и плохому запоминанию. Чтобы этого избежать, нужно организовывать учебный процесс так, что мобильное устройство обучаемых стало инструментом, помогающим раздобыть дополнительную информацию, которую преподаватель не может включить в урок из-за соблюдения временных рамок. Например, можно воспользоваться необычным способом предоставления ссылок в виде QR-кодов, распознать которые помогут девайсы учащихся. Таким образом, каждый ученик сможет ознакомиться с дополнительной информацией по вопросу, которая может содержать как текст, так и видео, аудио или графические материалы. Дополнительно можно выделить еще одну область применения мобильных девайсов, связанную с разного вида уведомлениями. При необходимости оперативно сообщить какую-либо информацию учащимся мобильное устройство окажется очень эффективным.  Кроме того использование технологии BYOD расширить границы учебного процесса, ученики могут получить доступ к учебным материалам из любой удобного для них места. При желании занятие можно провести вне аудитории, а также учитель и ученик перестают зависеть от временных рамок. Без особых проблем можно  организовать обучение людей с ограниченными возможностями. Благодаря беспроводным сетям легко и быстро будут распространяться учебные материалы, улучшить усвоение и запоминание материалов урока, а также повысить интерес к предмету благодаря мультимедийному формату. Все эти  возможности свидетельствуют о целесообразности, использования современных мобильных устройств для коммуникации в образовании.

         У данной технологии есть как существенные достоинства, так и недостатки. К недостаткам данной технологии  относится возникновение неравенства между учащимися, которые имеют мобильное устройства и учащимися, у которых его нет. Кроме того, мобильные устройства могут иметь значительные различия в технических характеристиках.. Соблюдение принципа здоровьесбережения становится весьма актуальной проблемой. Угроза возникновения неравноправия при использовании личных мобильных устройств. Не у каждой семьи есть возможность приобрести дорогое многофункциональное устройство для ребенка. Кроме того, ученик может забыть своё  устройство дома или не зарядит аккумулятор. В этом случае выйти из положения будет проблематично. Использование технологии BYOD порождает риск того, что ученик отвлечется от урока, будет использовать устройство не для учебных целей. Решение данной проблемы требует от педагога усилий по обеспечению высокого темпа урока, смены форм работы, четкого формулирования целей, тщательного подбора ресурсов для занятия. Различные технические характеристики мобильных устройств учеников могут создать трудности учителю при планировании занятия. И, конечно, не следует забывать о таких понятиях как конфиденциальность и безопасность. Использование любых гаджетов требует предварительного инструктажа по вопросам построения этических и безопасных взаимоотношений с другими пользователями. К сожалению, пока не изобретено универсального способа, который помог бы предотвратить кражи личных данных, преследования и запугивания.

Технология BYOD актуальна и очень перспективна для внедрения в образовательную среду, ее достоинства позволят изменить образовательный процесс в лучшую сторону, увлечь школьников и создать для них прочную мотивацию, дополнить его современными средствами представления и обработки информации. Отрицательные моменты возможно обойти благодаря мастерству педагога, который должен умело использовать BYOD на благо обучения детей. Важно понимать, данная технология  носит не столько технический, сколько общепедагогический характер, так как меняет механизмы получения учащимися информации, использования ими инструментов и средств обучения.

Конечно, использование мобильных устройств не решит всех проблем. Преподаватели совсем не обязаны использовать BYOD постоянно, на каждом уроке. Но одной из целей обучения в школе является подготовка ученика к жизни в условиях современного общества, что вполне обосновывает использование возможностей актуальных мобильных устройств в процессе обучения.

По данным организации Cisco, которая занимается популяризацией идеи        BYOD         и  обеспечением        учебных учрежденийнеобходимым оборудованием, потребность в этой технологии возникла тогда, когда внимание обучающихся устремилось в разнообразные уголки Интернета. Задача образовательных учреждений сейчас – не пытаться вытащить молодое поколение из Сети, а направить этот интерес в нужное русло. И концепция BYOD как нельзя кстати подходит для таких целей.

Кроме того, учитывать, что мобильное устройство - инструмент, а как известно само по себе его наличие не гарантирует результат, нужен профессионал, который расскажет, покажет и научит как с его помощью получать знания.

Литература

1.  . Информатика. Учебник для 9 класса. ФГОС. / . – М., Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с.

2.  Горбушин мобильных технологий (технологии BYOD) в образовательном процессе / // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография / под ред. – Уфа : Аэтерна, 2014, – С. 31-37.

3.  , Половникова обучение как новая технология в образовании [Текст]. //Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество». – 2011. – V.14. − №1. – C. 241-252.

4.  Иванченко образовательной среды вуза в условиях информатизации: проблемы и перспективы [Текст] / , // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. - М., 2012. — С. 280-284.

5.  Камалов. таксономии Б. Блума как основы технологии мобильного обучения в начальной школе / . //Учительская кухня-2013-С.67-70.

6.  М-Learning – новая реальность образования / С. Кувшинов // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 75–79.

7.  Мобильное обучение: от теории к практике / // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 88–95.

8.  Куклев системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании / // Школьные технологии. 2010. № 4. С. 45–52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Это статья знакомит читателей с характеристикой здоровьесберегающих технологий и их использованием в образовательном процессе....

использование ЭОР в учебно-образовательном процессе начальной школы

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства....

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Наше будущее – это наши дети. Цель современной школы- подготовка детей к жизни… К жизни в мире , полном огромного объёма информации. Наша задача – помочь детям овладеть не только багажом интелле...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Выступление на Педагогическом совете по теме " Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"...

Использование ИКТ в учебно-образовательном процессе.

"Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, - я смогу запомнить.Позволь мне это сделать самому,и это станет моим навсегда". ...

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе

Выступление на МО "Использование компьютерных технологий в образовательном процессе"...