развитие логики
материал (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия студентки
Класс: 4
Тема: Развитие логического мышления.
Направление деятельности: научно-познавательная.
Цель: Организация деятельности учащихся по развитию логического мышления.
Задачи:
1 образовательная: Формировать стремление учащихся к размышлению, поиску.
2 развивающая: Развивать память, логическое мышление, познавательные интересы.
3 воспитательная: Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, аккуратность, умение работать в парах.
Планируемые результаты:
- Личностные: высказывают своё мнение; умеют оценивать свою работу.
- метапредметные:
- регулятивные: умеют действовать по образцу, алгоритму.
- познавательные: перерабатывают полученную информацию, наблюдают и делают самостоятельные выводы.
- коммуникативные: оформляют свою мысль в устной и письменной речи; слушают и понимают речь других, вступают в беседу.
- Предметные: извлекают информацию, предложенную в разных формах (текст, иллюстрация).
Используемая литература: Методическое пособие «Умники и умницы» О.Холодова, рабочая тетрадь «Умники и умницы» О.Холодова
Оборудование: Конверты с заданиями, картинки для разминки, колонка, лента, линейка
Этапы занятия | Задачи этапов | Методы, приемы взаимодейств. | Формы взаимодейств. | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Вводная часть | Обеспечение нормальной обстановки для работы на занятии и психологическая подготовка учащихся к общению и предстоящему занятию. | Беседа Беседа | Фронтальная Фронтальная | -Здравствуйте, ребята! -Сегодня ваше занятие «Логика» буду вести я, меня зовут Ульяна Алексеевна. Присаживайтесь. -Сегодня на занятии мы с вами будем развивать ваше воображение, внимание и логическое мышление. -Давайте сразу договоримся ребята, что ответы на вопросы мы не будем выкрикивать с места, а будем поднимать руки, вставать и отвечать. Отвечать нужно громко, чётко, чтобы все в классе вас слышали. -Перед тем как начать работу. Давайте проверим вашу готовность. Я называю предмет, а вы поднимаете его вверх, чтобы я видела, что он у вас есть. У вас должны быть ручка, карандаш, 4 конверта с заданиями и геометрические фигуры. -Замечательно! Вижу, что все готовы. -Все необходимые вещи у нас с вами есть. Но этого для работы мало. Как думаете, что ещё нужно сделать? -Нам ещё нужно подготовить наш организм к работе, чтобы он быстро не устал, и мы с вами плодотворно поработали. А для этого мы с вами проведём мозговую гимнастику. «Мозговая гимнастика» -Первое упражнение «Качания головой». Дышим глубоко, плечи расслабили и уронили голову вперёд. Качаем голову медленно из стороны в сторону. Аккуратно, не делаем резких движений. -Молодцы, ребята. -Дальше мы будем выполнять упражнение «Восьмёрки». Представьте, что взяли в правую руку ручку и пишем в воздухе восьёрку 3 раза, потом берём нашу «ручку» в левую руку. Тоже рисуем 3 восьмёрки в воздухе. А теперь попробуйте нарисовать восьмёрки двумя руками. Также 3 раза. -Замечательно! -И последнее упражнение «Зоркие глазки». Глазами рисуем 6 кругов вправо и 6 кругов влево. -Супер. Прекрасно выполнили все упражнения. | Показывают свою готовность. Высказывают своё мнение. Выполняют гимнастику. |
Основная часть | Обеспечение восприятия обучающимися нового материала. | Беседа, наглядность Беседа Опрос Беседа Опрос Беседа, наглядность Опрос Беседа Опрос Беседа Беседа | Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Парная Парная Фронтальная | -Организм мы с вами подготовили. Теперь можем выполнять задания. А начнём мы с разминки. Я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечаете. -Не забываем, что мы не выкрикиваем ответы, а поднимаем руку. «Разминка» -Из какого полотна нельзя сшить рубашку? -Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок – остался стебелёк. Что это? -Из какой сказки «Карабас-Барабас»? -Четыре человека обменялись рукопожатиями. Сколько всего было человек? -Как называется знак вычитания в математике? -Как называется сторона света, где заходит солнце? -Какие вы ребята умные. «Выполнение упражнений» -А сейчас находим у себя на столе конверт с номером 1. Все нашли? -Открываем его и смотрим на первое задание. -Прочитайте что нам нужно сделать: -Давайте рассмотрим первый ряд. -Какие есть вазы? Какой они формы? -Как закрашены? -Какой формы цветы? -А посмотрите ещё внимательно на то в какие стороны повёрнуты стебли. -В какую сторону повёрнут стебель первого цветка? -У второго цветка? -У третьего? -Верно. -А теперь посмотрим второй ряд. Присутствует ли такая же окраска(штриховка) ваз, как и в первом ряду? -Но что интересного вы заметили? -Да, вазы остались тех же форм, но окраска у них сменилась. -А форма цветов осталась такая же? -Но что тоже с ними произошло? -Верно, они поменялись местами. -А направление стеблей такое же? -В первом ряду было два стебля направленных в право, а один стебель – в лево. -Во втором ряду сколько стеблей, повёрнутых в право? А влево? -Верно. -Заметили ли вы в этих двух рядах какую-нибудь закономерность? -Знаете что такое закономерность? -Закономерность – определённая последовательность каких-либо явлений, предметов, которая может меняться местами, но признаки её останутся неизменными. -Так какую закономерность вы увидели, рассматривая два этих ряда? (Что остаётся таким же, а что меняется?) -Верно. Повторяются формы ваз, но меняется их окраска. Форма цветов остаётся та же самая, но меняется ваза, в которой они находятся. Так же меняется направление стеблей, но их количество остаётся таким же: два вправо, один влево. -И как вы видите в 3 ряду не хватает одной вазы. -Справа вам предложены варианты ваз, из которых нужно выбрать правильную. -На выполнение даю вам 5 минут. Приступайте. -Кто выполнит задание сядьте ровно, руки на парту, чтобы я видела вашу готовность. -Давайте проверим. Какой вазы не хватает в ряду? Под каким номером? -Почему вы так решили? -Правильно, ребята. В третьем ряду не хватает вазы под номером 1. -Какие вы молодцы! -Давайте продолжим и откроем конверт с номером 2. -Кто хочет прочитать задание? -Давайте посмотрим на пример: кипа (рис) унок -Закроем вторую часть, какое слово первое? -Да. -А теперь закроем первую часть, какое слово получилось? -Правильно. -Теперь попробуйте сами выполнить это упражнение. -Приступайте к работе. -Не забывайте, что кто выполнил работу, показываем свою готовность. -Вижу, что многие уже готовы. -Какие слова у вас получились? -Умнички! -Открываем конверт под номером 3. -Читаем задание. -Задание: -Давайте рассмотрим пример: -Какое слово получилось первым? -Второе? -Ну и последнее слово. -А теперь попробуйте самостоятельно выполнить задание. -Даю вам подсказку, ребята. Сколько точек в скобах, из стольких букв должно состоять слово) -Кто всё выполнил, покажите мне свою готовность. -Какие слова у вас получились? -Хорошая работа, ребята. -Я вижу, что все вы немного подустали. Предлагаю вам встать из-за парт и выполнить физкультминутку. «Физкультминутка» -Молодцы. Присаживайтесь. -Немного отдохнули. И давайте продолжим нашу работу. -Сейчас будем работать с вами в парах. Но перед этим давайте вспомним правила работы в парах. -Замечательно. Не забываем эти правила во время работы. -И сейчас открываем конверты под номером 4. -Что нужно сделать в этом задании? -Верно, вписать слова. Но как вы заметили вместо букв тут цифры. Поэтому, чтобы выполнить это задание, вам нужно вспомнить порядок букв в алфавите. Каждая цифра обозначает букву под этим номером. -Кто выполнил садимся правильно: спинки прямо, руки на парту. -Давайте проверим какие слова у вас получились. -Молодцы ребята. Справились даже с таким трудным заданием. -А теперь открываем наш последний конверт под номером 5. -Какие задания вы обнаружили в этом конверте? -Верно, задачи. -Прочитайте первую задачу. -Продолжаем работать в парах, про правила не забываем. Посовещайтесь как можно решить эту задачу. И через 5 минут проверим. -Кто решил, покажите мне свою готовность. Садимся прямо, руки на парты. -Сколько всё-таки в комнате кошек? -Почему вы так решили? -Правильно. У комнаты четыре угла, а раз в каждом углу сидит по одной кошке, то значит кошек будет 4. Молодцы. -А как же так получилось, что против каждой кошки сидят 3 кошки? -Да, это кошки, которые сидят в других углах. -Давайте перейдём ко второй задаче. -Прочитайте текст задачи (Шнур длиною 32 см. складывают пополам и разрезают в месте сгиба. Полученные куски снова складывают пополам и разрезают. Так делают до тех пор, пока не получают отрезки длиной по 2 см. Сколько раз придётся повторить операцию разрезания? -Совещаемся в парах, решаем. -Кто готов садимся правильно. -Сколько раз придётся повторить операцию разрезания? -Давайте это проверим. -Мне нужно 3 добровольца. Выходите к доске. (двоим учащимся даётся лента 32 см, и они проделывают то, что сказано в задаче) -Правильно решили? -Да, верно. Хорошая работа. | -Железнодорожного -Одуванчик -Буратино -6 -Минус -Запад -Да -Выбери нужную фигуру из шести пронумерованных. -Есть ваза в виде квадрата, четырёхугольника(трапеция), перевёрнутого четырёхугольника (перевёрнутая трапеция) -Первая ваза заштрихована. Вторая закрашена чёрным, а третья белого цвета. Цветы в виде сердца, круга, ромба. -Вправо -Вправо -Влево -Да -Вазы поменялись местами. -Да -Они в других вазах. -Тоже поменялось. -Два, один. -Остаются одинаковыми формы цветов, ваз их окраска, направление стеблей. А меняется их место. Выполняют задание. -Не хватает вазы под номером 1. -Квадратной вазы в черном цвете ещё не было. Цветочка в форме круга тоже нет в это ряду. И направление стебелька вправо. А в каждом ряду 2 стебля, которые смотрят вправо. -Вставь вместо точек слово из трёх букв, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. -Кипарис. -Рисунок. -То (вар) енье, пи (лот) ерея, бой (кот) лета, носо (рог) алик, то (мат) рёшка, на (бор) дюр. -Подберите слово, к которому могут предшествовать любые из букв слева. -Коса -Роса -Полоса -Склад, оклад, уклад, вклад, заклад. -Слушать друг друга, не мешать другим парам, разговаривать шёпотом. -Выписать слова. -Жаба, небо, стул, соты. - Сосчитай, сколько в комнате кошек, если в каждом из четырёх углов комнаты сидит по одной кошке, против каждой кошки сидит по три кошки и на хвосте у каждой кошки сидит по кошке? -4 -В комнате 4 угла и в каждом углу сидит по одной кошке. Значит кошек 4. -Это кошки, которые сидят в других углах. -4 раза -Да |
Заключит.часть | Самооценка обучающимися собственной деятельности. Оценка сотрудничества, результата деятельности. | Беседа | Фронтальная | -Мы с вами очень хорошо сегодня позанимались. Вы большие молодцы. - У вас на краю стола лежат фигуры. Поднимите зелёный круг. Если у вас на занятии всё получалось, не было никаких трудностей. Поднимите желтый квадрат, если у вас возникали трудности, но вы с ними справлялись. И поднимите красный треугольник, если вам показалось всё трудным, и вы ничего не смогли сделать. -Спасибо большое, вам ребята, за урок. До свидания! | Поднимают фигуры. -До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи для развития логики.
Предлагаю задачи для олимпиадных заданий или просто на урок....
Развитие логики на уроках русского языка
Развитие словесно-логического мышления, абстрактно-логического мышления, развитие внимания к слову, анаграммы, ребусы....
Задания на развитие логики
Дидактический материал. Вопросы и задания для развития логики у учащихся 2- 4 классов...
КВН по математике для 4 класса (развитие логики у детей)
Используемые задания способствовуют развитию логического мышления, речи, памяти, внимания; активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках и внеклассных занятиях по математик...
Задачи на развитие логики, внимания...
Материал для внеурочных занятий по математике, для подготовки к олимпиадам....
Развитие логики у первоклассников.
Дистанционное обучение....
Развитие логики (тренажёр 1)
Цель: развитие логического мышления. Новые образовательные программы требуют более эффективного развития словесно-логического мышления младших школьников, отсутствие его необходимого уровня прив...