Диагностика мелкой моторики рук.
материал (1 класс)
Диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_zadaniya_dlya_opredeleniya_urovnya_melkoy_motoriki.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические задания для определения уровня мелкой моторики
Методика « Домик» (разработана Н. И. Гуткиной).
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики руки.
Инструкция испытуемому: « Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладётся листок с « Домиком»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
По ходу работы ребёнка необходимо зафиксировать следующее:
- какой рукой ребёнок рисует (правой или левой);
- как он работает с образцом, часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком- образцом, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;
- быстро или медленно проводит линии;
- отвлекаемость во время работы;
- высказывания и вопросы во время рисования;
- сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребёнок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, всё ли у него верно. Если он увидит неточности в своём рисунке, он может их исправить, но это должно быть зафиксировано экспериментатором.
Обработка результатов проводится путём подсчёта баллов, начисляемых за ошибки.
Ошибками считаются:
а) Отсутствие какой- либо детали рисунка (4 балла). Могут отсутствовать забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.
б) Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).
в) Неправильно изображённый элемент рисунка (2 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. (2 балла начисляется не за каждую деталь, а за весь неверно скопированный элемент). Правая и левая часть забора оцениваются отдельно: если неправильно скопирована правая часть, а левая скопирована без ошибки ( или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла, если же допущены ошибки и в правой и в левой частях, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой ( левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если часть колечек дыма срисована правильно, а часть - нет, то дым оценивается 1 баллом; если часть штриховки на крыше воспроизведена верно, а часть нет, то вся штриховка оценивается 1 баллом.
г) Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а как бы подвешенным в воздухе или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую- либо сторону от центра; расположение дыма более, чем на 30 градусов, отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его ( на образце крыша нависает над домиком).
д) Отклонение прямых линий более, чем на 30 градусов от заданного направления (1 балл). Сюда относится: перекос вертикальных и горизонтальных линий ( более, чем на 30 градусов), из которых состоят домик и крыша; « заваливание» ( более, чем на 30 градусов) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши ( расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более, чем на 30 градусов, от горизонтальной линии.
е) Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.
№ | Фамилия, имя | Мелкая моторика развита хорошо | Мелкая моторика развита недостаточно хорошо | Мелкая моторика развита плохо |
Определение развития точности движений
Методика « Дорожки» ( по Л. А. Венгеру)
Материал: Рисунок, на котором нарисованы « дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна « проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребёнку. Тип дорожки усложняется от первой к последней.
Инструкция: « Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки».
Выходы за пределы « дорожки» могут учащаться с приближением к « домику»: торопясь к цели, ребёнок забывает о других условиях задачи.
Уровень выполнения высокий, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более двух раз.
Средний, если есть два выхода за пределы дорожки, карандаш отрывается не более трёх раз.
Низкий, если три и более выходов за пределы дорожки, неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту.
№ | Фамилия, имя | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Методика « Графический диктант»
Ребёнок получает лист бумаги в клетку, на котором обозначены четыре точки (опорные), они служат началом выполнения задания. Учитель даёт предварительные объяснения: « Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого надо внимательно слушать - я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону нужно проводить линию. Проводить следует только те линии, которые я буду диктовать. Когда проведёшь линию, жди, пока я не скажу, как проводить следующую. Её надо проводить там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Когда я скажу, что надо провести линию направо на одну клеточку, ты её проведёшь вот так- от левой руки к правой (на своём листе бумаги учитель проводит линию слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу на две клетки вверх. А теперь на одну клетку направо. А теперь на две клетки вниз. На одну клетку направо. (Слова сопровождаются рисованием линий на листе бумаги).
Рисунок показать.
После этого перейти к рисованию тренировочного узора. Учитель говорит: «Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Начали! От точки ведите линию вверх на одну клеточку (пауза), теперь вправо на одну клеточку (пауза), вниз на одну клеточку и т.д.». Следует дать три элемента узора. У ребёнка должен получиться узор.
Во время рисования этого узора учитель исправляет допущенные ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и учитель следит за тем, чтобы ребёнок не поворачивал свой листок и начинал новый узор с нужной точки. При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы ребёнок успевал закончить предыдущую линию.
Следующая инструкция звучит так: «Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо и т. д.».
Продиктовать три элемента следующего узора. «Дальше продолжай узор сам точно так же, как рисовал со мной».
«А теперь будем рисовать следующий узор. Поставь карандаш на следующую точку. Начинаю диктовать. Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо и т. д.».
Оценивание результатов: тренировочный узор не оценивается
Уровни: высокий - диктант выполняет точно и правильно продолжает;
средний - в диктанте допускает ошибки, которые воспроизведены и в самостоятельном продолжении;
низкий– задание не выполняет.
№ | Фамилия, имя | Уровень | ||
высокий | средний | низкий | ||
Зрительное восприятие
Инструкция: « Внимательно рассмотри узоры, которые начаты у тебя на листе. Дорисуй узоры до конца строки».
Оценивание результатов.
Уровни:
Высокий – узоры продолжает правильно.
Средний – продолжая узоры, допускает ошибки в чередовании элементов либо в пропуске какого-то из них.
Низкий –продолжить узор не может, выполняет путём прямого копирования заданных элементов.
№ | Фамилия, имя | Уровень | ||
высокий | средний | низкий | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики: - разминать пальцами пластилин; - катать по очереди каждым пальцем камешки; - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу; - махать в воздухе только пальцами; - ...
Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...
Диагностика уровня развития мелкой моторики
Психолого-педагогическая диагностика, направленная на определение уровня развития мелкой моторики рук и координации движения рук, способствующая выявлению группы детей, нуждающихся в коррекционной пом...
Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)
Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...
Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)
Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...
Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...
Диагностика мелкой моторики обучающихся 3-4 кл, по Программе 7.2
По материалам методики Соснина С.П. Кострома • 10-06-2011.Результат обрабатывается путем выставления баллов за каждый выполненный пункт от 1 до 3 б, где выполнение без ошибок 3 б., а не выпо...