Современный урок в начальной к школе
статья

Кравченко Галина Борисовна

В статье рассмотрены требования современного урока в начальной школе. По мнению авторов, на современном уроке необходимо применять проблемно-поисковый метод. Изучение материала должно проводиться не на основе монолога учителя, а на основе эвристических бесед, дискуссий, диспутов, исследований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_urok_v_sovremennoy_shkole.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

ГБОУ гимназии №586 Василеостровского района

Кравченко Галина Борисовна

Современный урок в начальной к школе

       Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

       В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму. Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, обладающий явно выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом. Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.

      Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть уже более 350 лет [13]. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе.

      В современной педагогической литературе встречается различные определения понятия «урок». Но самое полное и верное по-нашему мнению определение предложенное В.А. Сластёниным: Урок – это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

       Обратимся теперь к определению понятия «современный урок». В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Н.Е. Щуркова даёт такое определение: современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает, и никто никого не боится.

Выделяет три постулата современного урока:

 урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

 урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

 человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Требования к структуре говорят о необходимости:

 правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);

 определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);

 связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;

 отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;

 обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

 продумать систему повторения и закрепления изученного материала;  найти оптимальное место домашнему заданию.

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:

 обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);

 начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме;

 своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал;

  обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме;

 создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

Требования к содержанию урока и процессу учения:

 урок должен быть воспитывающим;

 выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;  на уроке следует воспитывать любовь к природе;

 процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска;

 в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.

Требования к технике проведения урока:

  урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;

 темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учеников завершенными;  необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;

  создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;

 менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;

  управлять учебным процессом на уроке, большую часть урока активно работают учащиеся.

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока: логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике; используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам; соблюдены нормы педагогической этики; темп урока оптимален для данного коллектива детей; в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности; соблюдены гигиенические условия учебного труда; созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей; дидактическая задача урока решена.

       Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока. П.И. Пидкасистый считает, что цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств её достижения и её переводом в конкретные дидактические задачи [4].

       Каждый урок имеет внутреннее строение – структуру, под которой подразумевается последовательность отдельных этапов. Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.

        От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.

Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.

      Для достижения современных целей образования, воспитания и развития школьников в учебно-воспитательном процессе применяются новые методы обучения:

 по виду передачи и восприятия учебной информации (методы словесной передачи и слухового восприятия; методы наглядной передачи и зрительного восприятия; практические методы обучения);

 по характеру учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования (репродуктивные методы обучения; проблемно-поисковые (продуктивные) методы);

 по степени педагогического управления дельностью учащихся со стороны учитель (методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации);

 по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе учебного занятия (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности);

  по логике изложения и усвоения учебного материала (индуктивные методы обучения; дедуктивные методы обучения

       Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главная задача современного учителя.

Г.Ю. Ксензова предлагает характеристику основных компонентов деятельности учителя- «профессионала».

Организация внутренне мотивированной учебной деятельности учителем-«профессионалом» Компоненты деятельности. Установки и действия педагога.

  1. Цель.

 Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.

 2. Мотив.

 Опора на внутренние мотивы.

  1. Средства.

Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.

  1. Действия.

Вариативность действий; выбор действия в соответствии с возможностями школьника.

  1. Результат.

       Достижение учениками личностно-значимого результата; в центре внимания учителя – внутренние позитивные изменения в личности школьника.

  1. Оценка.

  Обеспечение возможности произвести самооценку полученного результата. Главной идеей процесса развивающего обучения становится активизация внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности. Главная задача педагога в этом случае – помочь ребёнку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала. Школа, функционирующая в режиме развивающего обучения, не ставит перед собой цель научить ребёнка всему и на всю жизнь, что в принципе невозможно, а пытается научить ученика учиться всю жизнь.

        Для сравнения Г.Ю. Ксензова даёт характеристику режима обучения в традиционной школе, ещё не вышедшей из плена авторитарной педагогики.

          Организация внешне мотивированной учебной деятельности учителем «традиционным»

Компоненты деятельности.

Действия учителя в традиционной школе.

  1. Цель.

Цель на уроке ставит сам.

  1. Мотив.

Мотивирует сам, чаще за счёт внешних стимулов.

  1. Средства.

Средства выбирает сам.

  1. Действия.

Организует и регламентирует действие.

  1. Результат.

 Подводит весь класс к результату, который наметил сам.

  1. Оценка.

Оценивает сам.

       В данном случае все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, и они не затрагивают внутренних струн в душах обучающихся. Ученики попадают в капкан пассивности. Ещё К.Д. Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». Ученик на традиционном уроке выполняет в основном репродуктивные действия (до 90% всего учебного времени), рекомендуемые и контролируемые учителем с помощью отметок, которые в обычном их использовании, бесспорно, являются внешним принудителем. После длительного пребывания в режиме принуждения возродить самостоятельность в человеке нелегко. Главный недостаток традиционного обучения – ограниченные возможности для реализации и развития потенциальных способностей ребёнка [8]

      Таким образом, в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности – уровень умений и навыков учащихся [6]

       Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

    Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие [8].

      Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

      Мы считаем, что современный урок, в отличие от традиционного, должен быть продуктивным. На современном уроке необходимо применять проблемно-поисковый метод. Изучение материала должно проводиться не на основе монолога учителя, а на основе эвристических бесед, дискуссий, диспутов, исследований.

Литература:

1. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 288 с.

2. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1980. – 174 с.

3.. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 126 с.

 4. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособ. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.

5. Махмутов М.И. Современный урок: монография. – М.: Педагогика, 1985. – 183 с.

6. Примерные программы начального общего образования: стандарты второго поколения / ред. совет: Л.И. Льняной [и др.]. – В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2008. – 317 с. – ISBN 9785090190565.

17.  Сластёнин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2004. – 576 с.

 8. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига, 2009. – 112 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальной школе по программе " Школа России".

Современный урок в начальной школе в связи с деятельностным подходом обозначает следующие структуры, которые описаны в статье....

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Выступление на ШМО учителей начальных классов на тему: «Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД»

Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В их основе лежит системно-деятельностный подход, предп...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...

Выступление на заседании районного методического объединения начальных классов по теме "Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС"

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.     Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Ме...

Современный урок в начальной к школе

     Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать...

Выступление на методическом совете школы "Современный урок в начальной школе"

Урок – это работа души и чем усерднее эта работа, тем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности....