Развитие самостоятельности детей 2й класс
методическая разработка (2 класс)
Учимся самостоятельности и практикуем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnosti_2_klass.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска»
Отчёт по теме самообразования
«Развитие самостоятельности как условия
для самореализации обучающихся с ОВЗ»
Учитель начальных классов
Катасонова Юлия Сергеевна
I квалификационная категория
Смоленск 2022г.
Прежде чем говорить о том, как же развивать в детях самостоятельность и когда необходимо начинать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным в зависимости от возраста и диагноза ребенка.
Обычно самостоятельность понимают примерно так: это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью; это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия. Если говорить о детях с ОВЗ, к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».
Именно ближайшее семейное окружение: мама, папа, бабушка и дедушка - транслируют жизненные принципы и образцы поведения. Очень многое зависит от отношения родителей, от их веры в возможности ребенка и их безусловного принятия. Если не выдвигаются чрезмерные требования, перед ребенком не ставятся «поднебесные» задачи, а планомерно и очень терпеливо развиваются его личность и такие качества, как ответственность, настойчивость, любовь и терпение, можно говорить о начальном этапе становления самостоятельности.
Главный принцип воспитания самостоятельности детей с ОВЗ – идти от самого ребенка и его возможностей. Для этого необходимо присмотреться к нему, что у него получается, что может выполнить с помощью взрослого, а что сам: выбросить мусор, убрать игрушки, застегнуть молнию на куртке, умываться, и т.д.
Задача на начальном этапе – превратить унылое и рутинное действие в праздник и радоваться даже незначительным проблемам ребенка. Не относиться к его деятельности как к чему – то само собой разумеющемуся. «Помоги мне сделать это самому» - вот принцип развития самостоятельности.
Теперь, рассмотрим, как следует формировать «самостоятельность у разных категорий детей с ОВЗ».
Дети с синдромом Дауна могут научиться многому, но процесс их обучения, как правило, занимает больше времени и более труден, чем усвоение аналогичных знаний и умений обычным ребенком.
Навыки самообслуживания и поведения в быту, вот чему в первую очередь необходимо учить ребенка с синдромом Дауна. Они не только обеспечивают самостоятельность и соответствующую возрасту независимость, но и служат развитию личности ребенка, способствуют повышению его самооценки и уверенности в себе.
Практический опыт и анализ научных исследований красноречиво свидетельствуют о том, что трудности в социальной адаптации детей с особенностями развития в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков.
К числу основных навыков, обеспечивающих самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся:
1. навыки самообслуживания, т.е. умения: одеваться и раздеваться; ухаживать за собой (чистить зубы, причесываться); пользоваться туалетом; пить из чашки, есть ложкой и вилкой, намазывать ножом; резать ножом; купаться и умываться, мыть голову.
2. навыки ухода за домом, т.е. умения: накрывать на стол и убирать со стола; мыть посуду; расстилать и застилать кровать; поддерживать порядок и чистоту в доме (подметать и мыть пол, выносить мусор, вытирать пыль, пылесосить); создавать и поддерживать уют в доме (ухаживать за комнатными растениями и др.).
Кроме того, то или иное достижение на пути к самостоятельности способно мгновенно поднять самооценку ребенка, повысить его социальный и психологический статус внутри семьи и детского коллектива, побудить к дальнейшим усилиям и новым достижениям.
Необходимым условием обучения ребенка указанным умениям являются так называемые подготовительные навыки – базовые моторные и психические функции, лежащие в основе любой деятельности, такие как концентрация внимания (ребенок откликается на свое имя и выполняет простые указания, знает предметы быта по их названиям, выполняет действия с предметами по подражанию), общая моторика (ходьба по горизонтальной поверхности и по ступенькам, умение садиться на стул и вставать с него) и тонкая моторика (выполнение простых манипуляций с предметами, умение брать мелкие предметы двумя пальцами, манипуляции с водой). Приступать к обучению тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно владеет включенными в него подготовительными навыками.
Как и почти во всем, при освоении навыков самообслуживания и личной гигиены ребенок с ОВЗ нуждается в создании специальных условий. Важна, даже такая мелочь, как: высота стола и стульчика (при обучении навыкам самостоятельности во время еды), резиновый коврик на дне ванны (при обучении умению мыться и принимать душ), удобная «ступенька» перед раковиной, отодвинутые от стола стулья или табуреты (во время обучения накрывать на стол) и т.д.
Ребенку с синдромом Дауна необходимы именно «уроки» самообслуживания – специально выделенное для отработки навыков время, несколько минут обучения и повторения. При обучении и отработке каждого конкретного навыка необходимо максимально облегчить ребенку первые шаги по его освоению.
Кроме того, серьезной проблемой может стать отличие требований, которые предъявляются к ребенку в семье разными взрослыми. Во избежание подобного рода разногласий и противоречий, способных осложнить путь ребенка к самостоятельности, всем взрослым необходимо четко понимать, какими навыками и умениями ребенок владеет на данный момент, что уже сейчас он способен делать самостоятельно, и придерживаться во взаимоотношениях с ребенком одинаковых требований к нему.
Следующее важное правило обучения особого ребенка бытовым и гигиеническим навыкам состоит в том, что каждое занятие должно завершаться успехом. Неудача, сопровождаемая отрицательными эмоциями, может спровоцировать отказ от дальнейшего участия в обучении или нежелание выполнять уже почти освоенное действие. В качестве поощрения могут использоваться материальные стимулы: любимые ребенком угощения, понравившаяся игрушка, просмотр мультфильма; в более старшем возрасте: жетоны, наклейки или «звездочки» в дневнике успехов ребенка. Вознаграждение необходимо использовать сразу, как только ребенок совершил необходимую операцию.
Впрочем, похвала и награда желанны для любого ребенка, а обучение детей с синдромом Дауна должно также учитывать их индивидуальные типологические особенности. Необходимо делать скидку на определенную инертность психических процессов, существенный латентный период между предъявляемой информацией и ответной реакцией ребенка. Продвигаться в обучении нужно медленно и маленькими шажками, начиная обучение с шага, следующего после тех, которые уже освоены ребенком, и переходить на следующий этап лишь тогда, когда ребенок к этому готов.
При обучении умениям, предполагающим выполнение цепочки отдельных действий и операций, всегда идущих в определенной логически выстроенной последовательности, наибольшую эффективность демонстрирует методика с использованием приема инверсии. Инверсия преследует цель облегчения освоения ребенком того или иного навыка путем сокращения количества звеньев (цепочки операций), предлагаемых ему для усвоения на каждом этапе обучения.
Используя инверсию, взрослый на начальном этапе обучения выполняет практически всю необходимую цепочку операций самостоятельно, оставляя ребенку лишь завершающий шаг и закрепляя его раз за разом. Следующий этап обучения заключается в присоединении к уже освоенной операции той, что предшествует ей в цепочке действий, составляющих данный навык, и закреплении уже двух последних шагов. Постепенно взрослый, делая за ребенка все меньше операций, подводит его к полностью самостоятельному выполнению всей цепочки действий.
Помощь предоставляется в виде указательного жеста или словесной подсказки. Еще одно важнейшее правило, без которого невозможно научить особого ребенка чему бы то ни было, в том числе и выполнению тех или иных действий по самообслуживанию, личной гигиене и ведению быта, – это непрерывность учебного процесса.
Ребенок должен всегда делать то, что он уже умеет, и получать минимальную помощь в том, чему еще не научился в рамках конкретного навыка: например, если ребенок учится самостоятельно одеваться, не стоит делать это за него из-за спешки или нетерпения – это просто собьет его с толку и сформирует ожидание того, что его будут одевать всегда. В таком случае усилия взрослых по формированию данного умения натолкнутся на сопротивление или непонимание со стороны ребенка, а результаты обучения существенно отодвинутся во времени. Настойчивость и терпение – вот главные качества педагога.
Дети с РДА. Состояние психики ребенка, характеризующееся сосредоточенностью на своих переживаниях, уходом от реального внешнего вида. При аутизме часто нарушается ориентировка во времени, проявляется отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом.
Ребенку - аутисту необходимо научиться не только всему тому, чему учат остальных детей, но и иному другому, тому, что дети с нормальным психическим развитием узнают сами в раннем возрасте. Для него важно само введение его в смысл человеческой жизни, социальную жизнь, усвоение этой роли, стереотипа социального поведения, постепенное развитие возможности произвольного взаимодействия с другими людьми. Содержанием обучения может быть и обучение коммуникации и бытовой адаптации, расширении знаний об окружающем мире, других людях. Чем больше таких навыков он усваивает, тем более структурно разработанной, устойчивой становится его социальная роль, разнообразные стереотипы социального поведения.
В основном такая работа должна проводиться дома и ее приемам нужно обучать, прежде всего, близких, т.е. тех, кто все время находится рядом с ним. В то же время ее доля может быть велика и в образовательном учреждении, в группе, которую посещает ребенок - аутист. Особенно это касается обучения навыкам социального поведения, коммуникации со сверстниками и взрослыми: формирование умения обратиться с просьбой, задать вопрос, самому ответить на приветствие, обращение.
С ребенком должна быть специально проговорена последовательность подготовки к учебному дню, если необходимо, составлена наглядная схема организации рабочего пространства, набор учебных материалов, последовательность подготовительных действий.
В самом обучении, так же как и в ситуации обследования, важно дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством.
Следующий момент, который необходимо учесть в работе с аутичным ребенком: его трудности и понимания смысла происходящего вокруг себя.
Среда, в которой живет и общается аутичный ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру и быть адекватной его возможностям к восприятию этих смыслов. Каждое действие должно обсуждаться и проговариваться с точки зрения важности для ребенка и его близких.
Такие дети должны получить помощь в осознании того, что они любят и не любят, что такое хорошо и что такое плохо, чего от них ждут окружающие, где границы их возможностей. Все это они могут усвоить, только подробно проживая все возникающие жизненные ситуации. Для этого очень важен развернутый эмоциональный подробный комментарий взрослого.
Развитие самостоятельности здесь идет по тем же законам, что и в норме, учитывая замедлении темпа и особенности развития конкретного ребенка.
Таким образом, воспитание навыков самостоятельности у детей с ОВЗ – процесс долгий, но закономерный, требующий огромного терпения и настойчивости, как от педагога, так и от родителей.
Приложение
Одним из основных методов развития и коррекции самостоятельности детей с ОВЗ является ролевая игра.
Формирование навыков одевания происходит в играх «Назови предметы», «Я надену...», «Оденься по погоде» и «Надень игрушку». Дети учатся применять разные виды одежды, разграничивать ее по сезону, застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки.
Формирования навыков культуры еды происходит в таких играх, как «Кухня», «Посуда», «Чайная церемония», «Накорми игрушку», «Съедобно-несъедобное». Дети получают правильные представления о столовых приборах; продуктах питания; о том ,что можно, а что нельзя есть; о правилах мытья посуды.
Формирование навыков бережного обращения с вещами происходит в играх «Почистим обувь», «Что я положил(а) в стиральную машину?», «Как ты сложил(а) вещи?». Дети учатся быть аккуратными, следить за одеждой, чистить обувь щеткой.
Формирование культурно гигиенических навыков происходит в играх «Гигиена», «Моем-моем намываем», «Умоем куклу Машу», «Расскажи, что за предметы». Дети получают знания о правилах гигиены, об элементарных гигиенических принадлежностях, как всем этим пользоваться, и в каком порядке.
Формирования поведение в социуме происходит в таких играх, как «Продавец-покупатель», «Идем в гости», «Доктор и больной», «Список продуктов». Дети получают навыки межличностного общения правильного поведения в общественных местах и как правильно составлять список продуктов.
Формирование навыков поддержания чистоты происходит в таких играх, как «Убери за собой», «Постираем вещи», «Расскажи о предметах», «Генеральная уборка». Дети учатся подметать, протирать пыль, протирать со стола, как пользоваться стиральной машинкой, какие вещи в ней стирать, как правильно гладить.
Развитие ребенка с ОВЗ происходит в так называемой «бытовой» деятельности: в процессе умывания, кормления, одевания и раздевания. Для этого создаются специальные условия, которые позволяют успешно формировать у детей социально-бытовые навыки.
Чтобы дети смогли овладеть определенными навыками, педагог сначала осуществляет действия руками ребенка, координируя его усилиями таким образом, чтобы он смог осуществить их с минимальной помощью. Индивидуальная работа с ребенком является опорной формой развития самостоятельности на данном возрастном этапе.
Таким образом, ролевая игра является одним из основных методов развития и коррекции самостоятельности детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие самостоятельности у детей
Можно ли воспитать в ребёнке самостоятельность и как его сделать?...
Доклад "Современные требования к развитию самостоятельности у детей специальных (коррекционных) классов.
Доклад на тему "Самостоятельность"...
Мастер-класс "Развитие самостоятельности у детей с умеренной умственной отсталостью в социально-бытовой деятельности посредством сюжетно-ролевой игры".
Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение сюжетно-ролевой игры в развитии самостоятельности у детей нарушением интеллекта в социально-бытовой деятельности.Задачи мастер-клас...
Развитие мелкой моторики для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, с использованием ...
Развитие артикуляционной моторики и дыхания для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик
Правильное дыхание очень важно для развития речи младших школьников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, ...
Развитие самостоятельности детей
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается....
Комплект интерактивных рабочих листов по разделу «Путешествия» для уроков окружающего мира как средство развития самостоятельности обучающихся 2 класса
Комплект интерактивных рабочих листов по разделу «Путешествия» для уроков окружающего мира как средство развития самостоятельности обучающихся 2 класса / сост. Романова Е.Ф., руков. Лотова...