Диагностический материал в 3 классе по программе " Школа России"
тест (3 класс)

Диагностический материал в 3 классе по программе " Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blanki.docx36.07 КБ
Файл matematika.docx118.62 КБ
Файл russkiy_yazyk.docx81.53 КБ

Предварительный просмотр:

Регион ________________________       Школа ________    Класс_______                                                                                                             1

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (3 класс)

Список класса

1 (сентябрь)

Русский язык

Математика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


2

Список класса

2 (декабрь-январь)

Русский язык

Математика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


3

Список класса

3 (конец учебного года)

Русский язык

Математика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Учитель ___________________________________  



Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ В КОНЦЕ 2 КЛАССА
(в начале 3 класса)

Задание 1

Цель: выяснить, умеет ли ученик восстановить ход выполнения действия вычитания и, используя данные, дописать цифру, чтобы вычисление было верным.

Текст задания:

Какую цифру надо поставить в рамочку, чтобы вычисление было проведено верно? Подчеркни правильный вариант ответа.

а) 0;         б) 6;         в) 4;         г) 3.

Оценка выполнения задания:

3 балла – найдено число, соответствующее условию задания – в).

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 2

Цель: выяснить, умеют ли учащиеся анализировать текст представленной арифметической задачи.

Текст задания:

Подчеркните правильное решение задачи.

В бидоне было несколько литров молока. Когда из бидона отлили 5 литров, в нем осталось 12 литров молока. Сколько литров молока было в бидоне?

а) 12 – 5 = 7 (л);

б) 12 + 5 = 17 (л);

в) (12 – 5) + 12 = 19 (л).

Оценка выполнения задания:

3 балла – найдено правильное решение задачи – б).

1 балл – отмечено два решения задачи, среди них одно неверное.

0 баллов – правильное решение не отмечено.

При решении текстовых задач учащиеся часто ориентируются на слова – признаки, переводя их в арифметические действия («отлили» – значит, вычитаем и т. п.). Выполнение этого задания позволяет определить, умеет ли ученик анализировать условие задачи.

Задание 3

Цель: выяснить, умеют ли учащиеся анализировать текст представленной арифметической задачи.

Текст задания:

Таня сделала  пирожков, а Катя – 5. Известно, что Таня сделала пирожков больше, чем Катя.

Подчеркни число, которое можно поставить в .

а) 3;         б) 8;         в) 4;         г) 5.

Оценка выполнения задания:

3 балла – задание  выполнено  верно,  в  пустой  квадрат  поставлено число 8.

0 баллов – нет ответа или отмечен ответ а), в) или г).

Решение задачи требует не выполнения арифметического действия, а только анализа условия и сопоставления его с вариантами ответов.

Задание 4

Цель: выяснить  сформированность  у  учащихся  представлений о направлении  движения  и  умение  представлять  условия  таких задач в виде схемы.

Текст задания:

Обведи кружочком букву около рисунка, на котором дана правильная схема задачи. Длина аллеи 70 метров. Два мальчика пошли на лыжах навстречу друг другу с разных концов аллеи. Один прошел до встречи 27 метров. Сколько метров прошел до встречи другой мальчик?

а)                 б)

в)

Оценка выполнения задания:

3 балла – схема задачи соответствует условию. Отмечен вариант в).

2 балла – отмечена схема а). На схеме неверно отражено одно из условий задачи («Длина аллеи 70 метров»).

1 балл – отмечена схема б). На схеме неверно отражены оба условия задачи, в том числе и условие «Два мальчика пошла навстречу друг другу».

0 баллов – не приступил к выполнению задания.

Умение преобразовать текстовую задачу в схему, на которой отмечаются числовые данные, имеет важное значение для дальнейшего обучения. Учащиеся, владеющие способом преобразования задач в схему-рисунок, смогут представлять условие любой задачи на движение в форме, помогающей определить последовательность выполнения действий и найти верный ответ.

Задание 5

Цель: выяснить, владеют ли учащиеся способом представления однозначного числа в виде суммы двух других чисел.

Текст задания:

Представь однозначное число в виде суммы, удобной для вычисления.

54 + 8 = 54 + ( __ + __ )                42 – 6 = 42 – ( __ + __ )

79 + 9 = 76 + ( __ + __ )                93 – 7 = 93 – ( __ + __ )

Оценка выполнения задания:

3 балла – задание выполнено верно: все однозначные числа заменены соответствующими суммами, например 54 + 8 = 54 + (6 + 2).

2 балла – выполнено верно 2 или 3 пункта задания или учащиеся нашли вариант дополнения двузначного числа до числа, оканчивающегося нулем, но общая сумма не соответствует данному условию, например

54 + 8 = 54 + (6 + 3).

1 балл – 1) выполнен верно только один пункт задания; 2) ученик неверно понял текст задания и записал ответы, но не указал способ решения; 3) ученик правильно представил однозначное число в виде суммы, но эта сумма не является суммой, удобной для вычисления, например

54 + 8 = 54 + (3 + 5).

0 баллов – есть  попытка  выполнения  задания,  но  все  выполнено  неверно.

Задание 6

Цель: выяснить, сформировано ли у учащихся представление о сложении и вычитании двузначных чисел.

Текст задания:

В записи чисел вместо некоторых цифр поставлены условные значки. Запиши ответы с помощью этих значков и цифр.

#8 – 3 = ___         7# + 20 = ___         9# – 40 = ___         #6 + 3 = ___

Оценка выполнения задания:

3 балла – все пункты задания выполнены верно.

2 балла – выполнено верно 2 или 3 пункта задания.

1 балл – выполнен верно только один пункт задания или вместо условных значков поставлены цифры и задание выполнено с использованием дописанных цифр.

0 баллов – есть  попытка  выполнить  задание,  но  все  выполнено
неверно.

Задание 7

Цель: выяснить, насколько усвоен смысл действия умножения, как осознается учащимися связь между арифметическими действиями – сложением и умножением.

Текст задания:

На тарелках лежат орехи. Оказалось, что их удобно сосчитать так:

4 ∙  3.

Подчеркни правильный вариант ответа.

а)

б)

в)

г)

Оценка выполнения задания:

3 балла – отмечен вариант в). Первый множитель (4) обозначает число орехов, а второй множитель (3) – число тарелок.

2 балла – отмечен вариант а). Дети не усвоили, что показывает в записи умножения первый множитель (это число берется слагаемым) и что показывает второй множитель – сколько берется слагаемых; или отмечены одновременно два варианта: а) и в).

1 балл – отмечены одновременно три варианта: а), в) и г). Это показывает, что ученик ориентировался только на результат – 12 орехов.

0 баллов – отмечен  вариант  б),  в  котором  ученик  выполнил  сложение чисел.

Задание 8

Цель: выяснить, насколько усвоен смысл действия умножения, как осознается учащимися связь между арифметическими действиями – сложением и умножением.

Текст задания:

Умножение П ∙  4 = V заменили сложением. Подчеркни правильный ответ.

а) П + 4 = V;           б) П + П + П + П = V;           в) V + V + V + V = П.

Оценка выполнения задания:

3 балла – отмечен вариант б).

1 балл – отмечено два варианта, один из которых верный.

0 баллов – отмечен вариант а) или в).

Задание 9

Цель: выяснить, насколько усвоен смысл действия умножения, как осознается учащимися связь между арифметическими действиями – сложением и умножением.

Текст задания:

Сравни произведения, не вычисляя их значений. На сколько одно произведение больше или меньше другого? Подчеркни правильный ответ.

9 ∙  8 _____________, чем 9 ∙  7, на ___

а) 9 ∙  8 меньше, чем 9 ∙  7, на 9;                в) 9 ∙  8 больше, чем 9 ∙  7, на 7;

б) 9 ∙  8 больше, чем 9 ∙  7, на 8;                г) 9 ∙  8 больше, чем 9 ∙  7, на 9.

Оценка выполнения задания:

3 балла – задание выполнено верно: отмечен вариант г).

1 балл – отмечены  варианты  б) или в), содержащие только часть правильного ответа, или отмечены два других варианта, один из которых правильный.

0 баллов – отмечен вариант а).

Детям предлагается сравнить произведения, не вычисляя их значений, и определить, на сколько одно произведение больше или меньше другого. Учащиеся могут выполнить это задание, опираясь только на анализ множителей одного и другого выражения.

Задание 10

Цель: выяснить осознанность отношений между компонентами действий сложения и вычитания.

Текст задания:

В каждой схеме подчеркни клеточку, в которой должно стоять самое большое число.

 +  =                           –  =

Оценка выполнения задания:

3 балла – оба пункта задания выполнены верно.

2 балла – выполнен верно только один пункт задания, есть попытка выполнить второй пункт, но допущена ошибка.

1 балл – выполнен верно только один пункт задания, нет попытки выполнить второй пункт.

0 баллов – не приступил к выполнению задания.

Задание 11

Цель: выяснить усвоение детьми письменной нумерации чисел в пределах 100, образование этих чисел из десятков и единиц.

Текст задания:

Сравни двузначные числа, в записи которых вместо некоторых цифр поставлены буквы. Обычные цифры подчеркнуты.

АВ _____________ А0                      К3 _____________ К4

4Р _____________ 4Р                        5А _____________ 3А

Допиши слова: «больше», «меньше», «равно».

Оценка выполнения задания:

3 балла – сравнение проведено верно.

2 балла – допущена одна ошибка.

1 балл – допущено 2–3 ошибки.

0 баллов – есть попытка выполнить задание, но сравнение проведено неверно.

Учащиеся понимают, что любое двузначное число может быть составлено с помощью известных им десяти цифр, но одна и та же цифра меняет свое значение в зависимости от того, на каком месте, считая справа налево, она расположена. Предлагаемые задания, в которых использованы буквы, а обычные цифры подчеркнуты, позволяют выявить учащихся, которые не до конца осознали различие между числом и цифрой, не усвоили позиционный принцип построения двузначного числа.

Задание 12

Цель: выяснить уровень сформированности пространственных представлений учащихся.

Текст задания:

Квадрат разрезали на 8 треугольников и сложили из них шестиугольник. Дорисуй карандашом линии, которые покажут, как все эти треугольники разместились в шестиугольнике.

Оценка выполнения задания:

3 балла – дорисованные линии правильно показывают расположение треугольников в новой фигуре.

2 балла – работа выполнена верно, но не завершена.

1 балл – в шестиугольнике дорисованы линии, но они лишь частично показывают его состав из треугольников.

0 баллов – есть  попытка  выполнить  задание,  но  линии  проведены неверно.

Задание 13

Цель: выяснить уровень сформированности пространственных представлений учащихся.

Текст задания:

Часть большого квадрата разбита на маленькие квадраты. На сколько таких маленьких квадратов можно разбить закрашенную часть большого квадрата? Подчеркни правильный ответ.

а) 8;         б) 4;         в) 9;         г) 6.

Оценка выполнения задания:

3 балла – отмечен верный ответ в).

0 баллов – задание не выполнено или отмечены неверные ответы.

Если задания 12 и 13 не выполнены или выполнены с ошибками, следует предложить учащимся выполнить задания, направленные на развитие геометрических и пространственных представлений, аналогичные тем, которые были даны в тетради «Дружим с математикой. 2 класс».

Кроме того,  предложите  учащимся работу с мозаикой, головоломки (например, «Танграм»), в которых требуется составить различные фигуры из определенных частей. Варианты заданий даны в тетради для первого класса «Учись считать».

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
В СЕРЕДИНЕ УЧЕБНОГО ГОДА
(3 класс)

Задание 1

Цель: выяснить, владеют ли учащиеся способом сложения и вычитания двузначных чисел.

Текст задания:

Вставь пропущенные цифры:

                     

Оценка выполнения задания:

3 балла – все цифры вставлены верно.

2 балла – цифры вставлены правильно только в трёх примерах, в четвертом примере они не вписаны, или задание выполнено полностью, но две цифры дописаны неверно.

1 балл – цифры дописаны верно только в одном примере, есть попытка выполнить все задания, но результаты ошибочны.

0 баллов – не приступил к выполнению задания.

Восстановление примеров на сложение (вычитание) является показателем умения воспользоваться обратной операцией для нахождения той или иной пропущенной цифры. Успешное выполнение возможно при тщательной проверке самим учеником выполненной работы. Это позволяет судить о высоком уровне сформированности действия самоконтроля.

Задание 2

Цель: проверить понимание детьми смысла каждого элемента в записи действия умножения.

Текст задания:

Известно, что произведение 25 и 6 равно 150.

Подчеркни  выражение,  которое  показывает,  как  найти  произведение 25 ∙  7, не выполняя умножения.

а) 150 + 6;                б) 150 + 7;                        в) 150 + 25.

Оценка выполнения задания:

3 балла – задание выполнено верно, отмечен пункт в).

0 баллов – отмечен пункт а) или б).

Предлагаемые произведения: 25 ∙  6, 25 ∙  7 на данном этапе обучения не доступны детям для вычислений, поэтому только понимание смысла умножения позволяет им справиться с заданием.

Задание 3

Цель: выяснить, насколько учащиеся овладели способом решения уравнений, как усвоена взаимосвязь между делением и умножением.

Текст задания:

Рассмотри запись: П : 5 = 14. Какое из следующих равенств верно? Подчеркни его.

а) 14 : П = 5;                б) 5 ∙  П = 14;                в) 14 ∙  5 = П.

Оценка выполнения задания:

3 балла – задание выполнено верно, отмечен ответ в).

1 балл – отмечен ответ б). Этот ответ неверен, но он показывает, что часть проведенного ребенком рассуждения верна: «Если выполняется деление неизвестного числа на число 5, то ответ может быть получен с помощью умножения числа 5».

0 баллов – отмечен ответ а).

Задание 4

Цель: выяснить, насколько учащиеся овладели способом решения уравнений, как усвоена взаимосвязь между делением и умножением.

Текст задания:

Рассмотри запись: П ∙  9 = 72. Какое из следующих равенств верно? Подчеркни его.

а) 9 : П = 72;                б) 72 : П = 9;                в) П : 72 = 9.

Оценка выполнения задания:

3 балла – отмечен ответ б).

0 баллов – отмечен ответ а) или в).

От учащихся не требуется получение числового результата. Важно, чтобы они, ориентируясь на понимание взаимосвязи между делением и умножением, выбрали верное равенство. Если выяснится, что дети не справились с заданием, необходимо систематически включать в урок задания на уточнение взаимосвязей между делением и умножением. Детям, у которых решение уравнений вызывает особую трудность, следует предлагать задания в тетради «Дружим с математикой».

Задание 5

Цель: выяснить уровень усвоения детьми правил порядка выполнения действий.

Текст задания:

Подчеркни действие, которое следует выполнить последним, например 42 + 8 ∙  5 : 2.

6 ∙  4 + 3 ∙  7                (7 + 2) ∙  4 – 22                25 + (87 – 67) : 5

Оценка выполнения задания:

3 балла – задание выполнено верно.

2 балла – верно определено последнее действие в двух числовых выражениях.

1 балл – верно определено последнее действие только в одном из числовых выражений.

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 6

Цель: выяснить сформированность у учащихся представлений о направлении движения и умение представлять такие условия задач в виде схемы.

Текст задания:

Обведи кружочком букву около рисунка, на котором дана правильная схема задачи. Два мальчика плыли навстречу друг другу. Один проплыл до встречи 27 метров, а другой в 3 раза меньше. Какое расстояние было между ними сначала?

а)  

б)  

в)  

Оценка выполнения задания:

3 балла – задание выполнено верно, отмечен ответ в).

1 балл – отмечен ответ б), который только частично соответствует условию задачи.

0 баллов – отмечен ответ а) или задание не выполнено.

Задание 7

Цель: выяснить,  умеют  ли  дети  представить  условие  задачи в виде схемы.

Текст задания:

Подчеркни верно выполненный чертеж к следующему условию:

С горки на санках катались 18 ребят, а на лыжах в 3 раза меньше.

а)                   б)    

в)  

Оценка выполнения задания:

3 балла – задание выполнено верно, отмечен вариант в).

1 балл – отмечен ответ б). Выбор этого ответа показывает, что ученик усвоил отношение «в несколько раз», но не увидел, не определил, на какой из схем представлено отношение «в 3 раза меньше», а на какой – «в 3 раза больше».

0 баллов – отмечен вариант а). Выбор этого ответа показывает, что ученик не усвоил отношение «в 3 раза», выбрав схему, показывающую отношение «на 3 меньше».

Задание 8

Цель: выяснить умение учащихся анализировать условие задачи, представленное в обобщенном виде.

Текст задания:

Подчеркни правильное решение задачи.

В детский сад привезли апельсины.

После того как ◊ дней расходовали по ○ кг в день, осталось □ кг апельсинов. Сколько килограммов апельсинов привезли в детский сад?

а) (○ ∙  ◊) – □;                б) (○ ∙  ◊) + □;                в) (◊ – ○) – □.

Оценка выполнения задания:

3 балла – задание выполнено верно, отмечен ответ б).

1 балл – отмечен ответ а), к котором правильным является только первый шаг решения: ○ ∙  ◊. Выбор этого ответа определяется недостаточно сформированным умением проводить полный анализ условия задачи. Ученик воспринимает слово «осталось» вне данного контекста, как сигнал к выполнению действия вычитания. Кроме того, выбор этого ответа показывает несовершенство действия самоконтроля.

0 баллов – отмечен вариант в).

Задание 9

Цель: выяснить уровень сформированности у учащихся действия контроля процесса и результата решения задачи.

Текст задания:

Подчеркни правильное решение задачи. На аллее посадили 36 деревьев, из них 27 кленов, а остальные березы. Во сколько раз больше посадили кленов, чем берез?

а) 1) 36 – 27 = 9 (б.)                                б) 1) 36 + 27 = 63 (б.)

    2) 36 : 9 = 4 (в 4 раза)                            2) 63 : 9 = 7 (в 7 раз)

в) 1) 36 – 27 = 9 (б.)

    2) 27 : 9 = 3 (в 3 раза)

Оценка выполнения задания:

3 балла – задание выполнено верно, отмечен вариант в).

2 балла – отмечен вариант а). Выбор этого ответа показывает умение ученика правильно выбрать числовые данные и выполнить верно только первое действие в этой задаче. Второе действие ошибочно: ученик недостаточно внимательно отнесся к выбору делимого для второго действия.

0 баллов – отмечен вариант б).

Результаты  выполнения  задания  позволяют  судить  об  уровне  сформированности у учащихся умения выполнять учебные действия, связанные с  решением  задачи:  определение хода решения задачи; выбор необходимых для решения числовых данных; обоснование каждого этапа решения; объяснение каждого числового результата, полученного в том или ином действии.

Задание 10

Цель: выяснить умение учащихся находить недостающую часть условия для решения задачи.

Текст задания:

Билет на аттракцион «Колесо обозрения» стоит 12 рублей. Все билеты на аттракцион проданы. Подчеркни, что еще надо знать, чтобы найти, сколько стоят все проданные билеты.

а) Никаких данных не нужно.

б) Число мест на «Колесе обозрения».

в) Число мест в одной кабине.

г) Высоту «Колеса обозрения».

Оценка выполнения задания:

3 балла – отмечен вариант б).

0 баллов – отмечен ответ а), в) или г).

Задание 11

Цель: выяснить уровень сформированности пространственных представлений учащихся.

Текст задания:

Квадрат, изображенный на листе клетчатой бумаги, разрезали на 3 части. Эти части изображены правее квадрата. Дорисуй в квадрате линии, показывающие, как был разрезан квадрат.

Оценка выполнения задания:

3 балла – дорисованы  все  линии,  показывающие,  как  был  разрезан квадрат.

2 балла – дорисованы линии, показывающие расположения двух фигур.

1 балл – дорисованы  линии,  показывающие  расположение  одной  фигуры.

0 баллов – линии не проведены.

Задание 12

Цель: выяснить уровень сформированности пространственных представлений учащихся.

Текст задания:

Проследи, как изменяется расположение фигур в данных квадратах. Дорисуй фигуры в пустых квадратах.

Оценка выполнения задания:

3 балла – задание выполнено верно.

2 балла – допущена ошибка в изображении одной из фигур, например треугольник  в  пустых  квадратах  изображен  так  же,  как  во втором квадрате: .

1 балл – в пустых квадратах изображена верно только одна геометрическая фигура.

0 баллов – есть попытка выполнить задание, но фигуры изображены неверно.

Для выполнения задания важно проследить за изменением в расположении фигур относительно стрелки, указывающей направление. После этого следует нарисовать геометрические фигуры так, чтобы они не нарушали указанную закономерность.

Задание 13

Цель: выяснить уровень сформированности пространственных представлений учащихся.

Текст задания:

Квадрат разрезали на 8 треугольников и сложили из них фигуру. Дорисуй карандашом линии, которые покажут, как все эти треугольники разместились в этой фигуре.

Оценка выполнения задания:

3 балла – в обеих фигурах правильно дорисованы линии, показывающие расположение всех восьми треугольников.

2 балла – в одной фигуре правильно дорисованы линии, показывающие расположение всех восьми треугольников, есть попытка расположить треугольники во второй фигуре, но задание выполнено неверно.

1 балл – только в одной фигуре правильно дорисованы линии, показывающие расположение всех восьми треугольников, нет попыток расположить треугольники во второй фигуре.

0 баллов – проведены  отдельные  линии,  но  задание  выполнено неверно.

Выполнение заданий 11, 12, 13 на 3 балла позволяет судить о достаточно высоком уровне сформированности пространственных представлений у учащихся. Тем, кто не справился с этими заданиями, можно предложить различные задания на конструирование, разрезание и составление различных геометрических фигур, работу с «Танграмом».

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ В КОНЦЕ 3 КЛАССА
(в начале 4 класса)

Задание 1

Цель: выяснить уровень овладения учащимися письменной нумерацией чисел в пределах 1000.

Текст задания:

Запишите числа цифрами.

Двести сорок восемь _______.

Шестьсот сорок _______.

Четыреста семь _______.

Оценка выполнения задания:

3 балла – задание выполнено верно.

2 балла – допущена одна ошибка.

1 балл – из трех чисел верно записано только одно.

0 баллов – задание не выполнено.

В задании даны наиболее сложные случаи: следует записать с помощью цифр числа, которые содержат нули. Задания такого вида (с многозначными числами) включены в стандарт начального образования на момент окончания начальной школы. Если при выполнении задания дети допустят ошибки, учитель может предложить им задания в тетради «Дружим с математикой» для индивидуальной работы.

Задание 2

Цель: выяснить, насколько учащиеся овладели способом проверки выполнения действия деления с остатком.

Текст задания:

Подчеркни правильное решение.

а) 64 : 7 = 8 (ост. 8)

б) 51 : 9 = 5 (ост. 6)

в) 57 : 7 = 7 (ост. 1)

Оценка выполнения задания:

3 балла – подчеркнут пункт б).

2 балла – подчеркнуты пункты б) и в), ученик ошибся, подчеркнув ответ в), но выбрал его, заметив, что остаток меньше делителя.

0 баллов – задание не выполнено или подчеркнуты все решения.

Задание 3

Цель: выяснить уровень усвоения детьми правил порядка выполнения действий.

Текст задания:

Подчеркните действие, которое следует выполнять последним.

П – (П + П) ∙  П                    П – П : П + П

Оценка выполнения задания:

3 балла – верно указано последнее действие в двух выражениях.

2 балла – верно указано последнее действие только в одном выражении.

0 баллов – задание выполнено неверно.

Задание 4

Цель: выяснить, владеют ли учащиеся способом сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Текст задания:

Допиши пропущенные числа.

                 

Оценка выполнения задания:

3 балла – все шесть цифр дописаны верно.

2 балла – дописаны все цифры, допущена одна ошибка.

1 балл – дописаны верно пропущенные цифры только в одном примере, нет попытки восстановить второй пример.

0 баллов – дописана верно только одна цифра.

Восстановление примеров на сложение (вычитание) является показателем овладения детьми письменными приёмами выполнения этих действий и умением пользоваться обратной операцией (вычитанием или сложением) для нахождения той или иной пропущенной цифры. Успешное выполнение свидетельствует о сформированности действия самоконтроля.

Задание 5

Цель: выяснить, насколько учащиеся умеют устанавливать связи между компонентами сложения и вычитания, насколько они понимают сам принцип взаимозависимости всех элементов сложения и вычитания.

Текст задания:

Равенство А + В = С верное. Какое из следующих равенств также должно быть верным? Подчеркните его.

а) В – С = А;                        в) С – В = А;

б) В – А = С;                        г) А – С = В.

Оценка выполнения задания:

3 балла – отмечен ответ в).

2 балла – ученик записал свой ответ: С – А = В.

0 баллов – отмечен один из вариантов: а), б) или г).

Два балла дети получают, если они не находят правильного решения в предложенных вариантах, но могут сами составить дополнительный верный вариант. Это значит, что учащиеся уже умеют устанавливать связи между компонентами сложения и вычитания, но это умение еще находится в стадии формирования.

Задание 6

Цель: выяснить уровень овладения способом решения уравнений.

Текст задания:

Напиши под каждым уравнением только способ решения, уравнение решать не нужно.

х – 75 = 15                12 ∙  х = 60                   х : 12 = 24                   85 : х = 17

х = _____                  х = _____                   х = _____                   х = _____

Оценка выполнения задания:

3 балла – способ решения каждого уравнения записан верно.

2 балла – даны верные решения трёх уравнений.

1 балл – дано верное решение одного уравнения.

0 баллов – уравнения решены неверно.

Задание 7

Цель: выяснить уровень овладения способом решения уравнений.

Текст задания:

Напиши под каждым уравнением способ решения.

K + х = П                W – х = П                   K : х = П                   х ∙  W = K

х = _____                  х = _____                   х = _____                   х = _____

Оценка выполнения задания:

3 балла – способ решения каждого уравнения записан верно.

2 балла – даны верные решения трёх уравнений.

1 балл – дано верное решение одного уравнения.

0 баллов – уравнения решены неверно.

Задание 8

Цель: выявить умение учащихся анализировать условия задач.

Текст задания:

В  каждую  из  15  ваз  поставили  по  3  гвоздики  и  2  розы.  Подчеркни выражение, с помощью которого можно узнать, сколько гвоздик поставили в вазы.

а) 15 : 3;                        б) 2 ∙  15;                   в) 3 ∙  5;                  г) 15 + 3 + 2.

Оценка выполнения задания:

3 балла – отмечен ответ в).

0 баллов – отмечен ответ а), б) или г).

Задание 9

Цель: выявить умение учащихся анализировать условия задач.

Текст задания:

Выбери и подчеркни правильное решение задачи.

В магазин привезли 56 кг пряников, по 7 кг в каждой коробке, и столько же коробок печенья, по 4 кг в коробке. Сколько килограммов печенья привезли в магазин?

а) 1) 56 : 7 = 8 (кг)                        б) 1) 7 ∙  56 = 392 (кг)

    2) 8 : 4 = 2 (кг)                            2) 392 : 4 = 98 (кг)

в) 1) 56 : 7 = 8 (к)

    2) 4 ∙  8 = 32 (кг)

Оценка выполнения задания:

3 балла – отмечено  верное  решение  задачи,  вариант  в),  или  отмечен вариант а), но ученик нашел и исправил все допущенные там ошибки: в пояснении к первому действию не (кг), а (к); второе действие не 8 : 4 = 2 (кг), а 4 ∙  8 = 32 (кг).

2 балла – отмечен вариант а), но ученик нашел и исправил не все допущенные там ошибки.

1 балл – отмечен вариант а).

0 баллов – отмечен вариант б).

Задание 10

Цель: выявить умение учащихся анализировать условия задач.

Текст задания:

Подчеркни правильное решение задачи.

С четырех яблонь собрали урожай – по Р килограммов с каждого дерева. Урожай, собранный с первой яблони, унесли в Е корзинах. Сколько килограммов яблок вмещала каждая корзина?

а) Р ∙  4;                        б) Р : Е;                   в) (Р ∙  4) : Е.

Оценка выполнения задания:

3 балла – отмечен ответ б).

1 балл – отмечен вариант в), его отмечают дети, умеющие хорошо решать только стандартные задачи, в которых все числовые данные обычно включены в решение.

0 баллов – отмечен ответ а).

В ходе диагностической работы детям предлагаются задачи 8 и 10 с избыточными данными. Содержание таких задач заставляет учащихся критически оценить условие, проследить взаимосвязи между числовыми данными. В процессе обдумывания такой задачи не допускаются действия по шаблону, учащиеся должны самостоятельно обнаружить избыточные данные, выбрать из предлагаемых решений верное. Учащихся, которые не выполнили эти задания, необходимо специально учить анализу условий задач, привлекать к обсуждению плана их решения.

Задание 11

Цель: выяснить уровень развития топологических представлений учащихся. Кроме того, формулировка задания представляет собой нестандартную задачу, в которой требуется одновременно выполнить несколько условий: «внутри круга и треугольника, но не квадрата».

Текст задания:

Подчеркни, какое число находится внутри круга и треугольника, но не квадрата.

а) 2;                б) 3;                        в) 4;                        г) 5.

Оценка выполнения задания:

3 балла – отмечен ответ а).

1 балл – отмечен ответ в) или одновременно оба ответа – а) и в).

0 баллов – отмечен ответ б) или г).

Задание 12

Цель: выяснить уровень пространственных представлений учащихся.

Текст задания:

Квадрат разрезали на 8 треугольников и сложили из них такие фигуры. Дорисуй карандашом линии, которые покажут, как все треугольники разместились в этих фигурах.

Оценка выполнения задания:

3 балла – в обеих фигурах правильно дорисованы линии, показывающие расположение всех восьми треугольников.

2 балла – в одной фигуре правильно дорисованы линии, показывающие расположение всех восьми треугольников, есть попытка расположить треугольники во второй фигуре, но задание выполнено неверно.

1 балл – только в одной фигуре правильно дорисованы линии, показывающие расположение всех восьми треугольников, нет попыток расположить треугольники во второй фигуре.

0 баллов – проведены  отдельные  линии,  но  задание  выполнено неверно.

Поскольку такое задание было в предыдущих диагностических работах, учитель имеет возможность проследить за развитием пространственных представлений детей.



Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
(начало года, 3 класс)

Вариант 1

1. Прочитай предложения. Поставь + в  рядом с правильными утверждениями.

 В  русском  языке  все  согласные  имеют  пару по звонкости – глухости.

 В русском языке не все согласные имеют пару по звонкости – глухости.

 В русском языке звуки [л], [м], [н], [р], [й’] – глухие, у них нет звонкой пары.

 В русском языке звуки [х], [ц], [ч’], [щ’] – глухие, у них нет звонкой пары.

2. Поставь + в  рядом со словами, в которых все согласные звуки звонкие.

 слой                 арбуз                 заяц                 кошка

 голуби                 сдоба                 злой

3. Прочитай слова. Если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке, получатся другие слова. Запиши их рядом с данными словами.

ток – ____________________

лён – ____________________

ель – ____________________  

        

4. Прочитай предложения. Поставь + в  рядом с правильными утверждениями.

 Корень – это часть предложения.

 Общая часть родственных слов называется корнем.  

 У родственных слов разные корни.

 В корне выражено основное значение слова.

5. Отметь + правильные объяснения.

 Корабль – образовано от слова «кора».

 Каменщик – образовано от слова «камень».

 Дождливый  – образовано от слова «дождь».

 Провод  – образовано от слова «вода».

6. Поставь + в  рядом с группой родственных слов.

 сила, силач, спортсмен, сильный

 полёт, лето, летучая, летательный

 зима, зимний, зимовье, перезимовать

 лес, лесная, лесок, лисёнок

 дождь, под дождем, дождливый, дождевик

7. Отметь + слова, которые соответствуют схеме:

 пригорок                         поход                         подруга

 мальчик                         кафе                         поляна

8. Задумано слово, известно, что в этом слове точно есть корень и окончание. Отметь схемы, которые могут соответствовать этому слову.  

   

   

   

   

9. Укажи с помощью цифр 1, 2, 3, 4 порядок своих действий.

Чтобы не ошибиться в написании слов с безударными гласными в корне нужно:

 Обозначить безударный гласный той же буквой, которой обозначается ударный гласный в этом корне.

 Определить, в какую часть слова входит безударный гласный.

 Для безударного гласного в корне слова подобрать проверочное слово.

 Определить место ударения в слове.

10. Вставь  букву,  обозначающую  безударный  гласный в корне слова. В каждой группе найди и подчеркни проверочные слова.

м__довый, мёд, медовик, медный;

к__рмушка, карман, корм, кормление, кормит, корка;

б__льница, больной, боль, больше, бальный;

св__тлячок, светить, светлый, цвет, ветка;

11. Установи закономерность расположения слов и продолжи ряд.

1) белый – чёрный, длинный – _____________________________

2) ласковый, приветливый, нежный, ________________________

3) кенгуру, метро, пальто,  ________________________________

4) цветок, цветка, к цветку, ________________________________

12. Замени одним словом.

сидеть сложа руки – ________________________________  

воды в рот набрать – _______________________________  

как снег на голову – ________________________________  

делать из мухи слона – ______________________________  

мозолить глаза – ___________________________________

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
(начало учебного года, 3 класс)

Вариант 2

1. Прочитай предложения. Поставь + в  рядом с правильными утверждениями.

 В русском языке нет согласных, парных по звонкости – глухости.

 В русском языке не все согласные имеют пару по звонкости – глухости.

 В русском языке звуки [л], [м], [н], [р], [й’] – звонкие, у них нет глухой пары.

 В русском языке звуки [х], [ц], [ч’], [щ’] – звонкие, у них нет глухой пары.

2. Поставь + в  рядом со словами, в которых все согласные звуки звонкие.

 дорога                  город                  сделал                 каша

 зимуй                 боец                  Си́́мой

3. Прочитай слова. Если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке, получатся другие слова. Запиши их рядом с данными словами.

сон – ____________________

тля – _____________________

краб – ____________________  

        

4. Прочитай предложения. Поставь + в  рядом с правильными утверждениями.

 В корне выражено основное значение слова.

 У родственных слов разные корни.

 Чтобы найти корень, нужно изменить форму слова.

 Корень – это общая часть родственных слов.  

5. Отметь + правильные объяснения.

 Берёзовый  – образовано от слова «берёза».

 Рисовать – образовано от слова «рис».

 Словарь – образовано от слова «слово».

 Полёты  – образовано от слова «лето».

6. Поставь + в  рядом с группой родственных слов.

 тропинка, дорожка, дорожный, дорога

 гора, горький, горка, горный

 свет, светлый, посветлеть, рассвет

 лист, листочек, лес, листик

 море, морской, из-за моря, моряк

7. Отметь + слова, которые соответствуют схеме:

 проводок                         проезд                         посадка

 почтальон                   пони                         пожар

8. Задумано слово, известно, что в этом слове точно есть корень и окончание. Отметь схемы, которые могут соответствовать этому слову.  

   

   

   

   

9. Укажи с помощью цифр 1, 2, 3, 4 порядок своих действий.

Чтобы не ошибиться в написании слов с безударными гласными в корне, нужно:

 Для безударного гласного в корне слова подобрать проверочное слово.

 Обозначить безударный гласный той же буквой, которой обозначается ударный гласный в этом корне.

 Определить место ударения в слове.

 Определить, в какую часть слова входит безударный гласный.

10. Вставь букву, обозначающую безударный гласный в корне слова. В каждой группе найди и подчеркни проверочные слова.

с__сновый, садик, сосны, сосна, соска, сосенка;

р__чной, речка, река, речь, заречный;

сн__жок, снежинка, снег, нежный, снежный, неженка;

тр__ва, тройка, травы, травка, травяной, странный;

11. Установи закономерность расположения слов и продолжи ряд.

1) такси, эскимо, какао,  ____________________________________

2) толстый – тонкий, высокий – ______________________________

3) сказка, сказки, в сказке, ___________________________________

4) торжественный, праздничный, радостный, ____________________

12. Замени одним словом.

считать ворон – _________________________________

как сквозь землю провалился – _____________________  

как курица лапой – _______________________________  

сидеть сложа руки – ______________________________  

водить за нос – __________________________________

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Задание 1.

Цель: проверить прочность усвоения знаний об особенностях фонетической системы русского языка (звонкость – глухость согласных звуков).

Оценка выполнения задания:

0 баллов – выбран один или оба неправильных ответа: 1) и/или 3).

1 балл – выбран один или оба правильных ответа и один неправильный.

2 балла – выбран один из правильных ответов (2 или 4), неправильные ответы не выбраны.

3 балла – выбраны оба правильных ответа: 2), 4).

Задание 2.

Цель: проверить умение применять знания о фонетической системе русского языка при проведении звукового анализа, проверить способность в процессе выполнения задания опираться не на формальные признаки (буквенная запись слов), а на звучание слов.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – выбрано два и более неправильных ответа (слой, арбуз, заяц, кошка).  

1 балл – выбрано только слово голуби или злой или выбраны оба эти слова, но при этом выбрано и одно неправильное.  

2 балла – выбраны 2 правильных слова из 3, ошибок в выборе слов не допущено.

3 балла – задание выполнено правильно: выбраны слова голуби, сдоба, злой.

Задание 3.

Цель: проверить умение применять знания о фонетической системе русского языка в нестандартной ситуации: провести звуковой анализ заданных слов и произнести звуки в обратном порядке.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – ни одно из слов не написано правильно.  

1 балл – правильно записано только первое слово – кот.  

2 балла – правильно записаны два слова.

3 балла – задание  выполнено  правильно:  записаны  слова  кот, ноль, лей.

Задание 4.

Цель: проверить прочность усвоения понятий «родственные слова», «корень слова».  

Оценка выполнения задания:

0 баллов – выбран один или оба неправильных ответа, правильные ответы не выбраны или наряду с правильными ответами выбраны оба неправильных.  

1 балл – выбран один или оба правильных ответа и один неправильный ответ.

2 балла – выбран только один правильный ответ, ошибок в выборе ответов нет.

3 балла – выбраны оба правильных ответа: 2) и 4).

Задание 5.

Цель: проверить умение давать развернутое толкование значения слова, находить верные и неверные объяснения.  

Оценка выполнения задания:

0 баллов – выбран один или оба неправильных ответа, правильные ответы не выбраны или наряду с правильными ответами выбраны оба неправильных.  

1 балл – выбрано одно или оба правильных объяснения и одно неправильное объяснение.  

2 балла – выбрано только одно из правильных объяснений, неправильные объяснения не выбраны.  

3 балла – задание выполнено абсолютно правильно: выбраны 2 и 3 объяснения.

Задание 6.

Цель: проверить умение применять знание признаков родственных слов, различать родственные слова и форму слова.    

Оценка выполнения задания:

0 баллов – выбрана 3 группа и две неправильные группы или одна и более неправильных.  

1 балл – выбраны 3 и 1 или 3 и 2 или 3 и 4 группы.    

2 балла – выбраны 3 и 5 группы слов.  

3 балла – задание выполнено правильно: выбрана 3 группа слов.

Задание 7.

Цель: выяснить уровень умения проводить морфемный анализ слова.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – выбрано одно и более слов, несоответствующих схеме, правильные слова не отмечены или кроме слова, соответствующего схеме, выбрано более двух неправильных.  

1 балл – выбрано одно из слов, соответствующих схеме, и одно слово, которое не соответствует схеме.  

2 балла – отмечено только одно из двух слов, соответствующих схеме (поход или подруга), неправильных выборов нет.  

3 балла – задание  выполнено  правильно:  отмечены  слова  поход,
подруга
.

Задание 8.

Цель: проверить способность применять знания о составе слова в нестандартной ситуации.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – выбраны все схемы или кроме одной или двух правильных выбрана и вторая схема.

1 балл – выбрана только первая схема.    

2 балла – отмечены две из трёх правильных схем.  

3 балла – задание выполнено правильно: отмечены 1, 3 и 4 схемы.

Задание 9.

Цель: проверить знание алгоритма проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание выполнено абсолютно неправильно.  

1 балл – При определении  порядка  действий  допущена одна ошибка (перепутана последовательность действий), например, 4, 3, 2, 1 или 3, 4, 2, 1.    

2 балла – при определении порядка действий один из шагов пропущен, например, не пронумерована вторая строчка.  

3 балла – задание выполнено правильно – выбран следующий порядок: 4, 2, 3, 1.

Задание 10.

Цель: проверить умение применять орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание выполнено полностью неправильно.  

1 балл – буквы вставлены правильно, при выборе проверочных слов допущены 2–3 ошибки.  

2 балла – задание выполнено практически правильно, но во второй группе отмечено только одно проверочное слово.

3 балла – задание выполнено правильно:

медовый, мёд, медовик, медный;

кормушка, карман, корм, кормление, кормит, корка;

больница, больной, боль, больше, бальный;

светлячок, светить, светлый, цвет, ветка.

Задание 11.

Цель: проверить способность определить закономерность расположения слов в ряду, продолжить ряд в соответствии с установленной закономерностью.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание выполнено полностью неправильно.  

1 балл – правильно продолжен один из рядов.

2 балла – правильно продолжено все 2–3 ряда.

3 балла – правильно продолжено все 4 ряда:

1) короткий; 2) добрый (или другой подходящий синоним); 3) любое неизменяемое существительное; 4) любая форма слова цветок (цветком, о цветке, цветки).

Задание 12.

Цель: проверить знание значения фразеологических оборотов.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание выполнено полностью неправильно.  

1 балл – 1 фразеологизм заменен словом правильно.    

2 балла – 2–3 фразеологизма заменены словом правильно.

3 балла – 4–5 фразеологизмов заменены словом правильно:

сидеть сложа руки – бездельничать / бездействовать

воды в рот набрать – молчать  

как снег на голову – неожиданно / внезапно  

делать из мухи слона – преувеличивать

мозолить глаза – надоедать

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
(середина учебного года, 3 класс)

Вариант 1

1. Найди и отметь + правильные утверждения.

 В слове количество звуков и букв всегда совпадает.

 В слове звуков может быть больше, чем букв.

 В слове букв может быть больше, чем звуков.

 В слове букв всегда больше, чем звуков.

2. Отметь + слова, в которых звуков больше, чем букв.

 вьюга                         армия                                 мою

 весна                         крылья                

3. Подбери и запиши по 2 слова, в которых:

3 звука, 4 буквы        _______________________________________

4 звука, 3 буквы        _______________________________________

4 звука, 4 буквы        _______________________________________

3 звука, 6 букв                _______________________________________

4. Найди и отметь + правильные утверждения.

 Слово может состоять из корня и окончания.                      

 Слово может состоять из приставки и суффикса.

 Слово  может  состоять  из  приставки,  корня,  суффикса  и  окон-чания.

 Слово может состоять из приставки, суффикса и окончания.      

5. Укажи слова, которые соответствуют схеме:

 повозка                         полянка                         поход

 подснежник                  портрет

6. В языке «Крокс» есть «слово» тамулюшка.  

Известно, что:

а) «слово»  тамулюшка  изменяется  так:  тамулюшка, тамулюшки, тамулюшке;

б) у этого слова есть родственные «слова»: тамулюшить, мулюша, мулюшок, камулюш;

в) в «словах» тамулюшка, тамяка, тафучка одинаковая приставка;

г) в «словах» тамулюшка, жукочка, сюмярка одинаковый суффикс;

Разбери слово            тамулюшка            по составу.

7. Найди и отметь  неверное утверждение.

 Подлежащее – главный член предложения.                      

 Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

 Предложение может не иметь второстепенных членов.

 Наличие главных членов – основной признак распространённого предложения.

8. Найди и отметь предложения с однородными сказуемыми.

 Снег пропитался водой, отяжелел и осел.                      

 В мае зацветают в лесу душистые ландыши, воздушные одуванчики и пахучая черёмуха.

 Букет состоял из красных, жёлтых и фиолетовых тюльпанов.  

 Подула зима холодом, сорвала листья с деревьев и разметала их по дорогам.  

9. Отметь предложение, которое соответствует данной схеме.

 Женя выстроил снежный домик.                      

 На крылечке дремал рыжий кот.

 Узкая тропинка ведет в лес.

 Внимательно следила хитрая лисица за детьми.

10. Найди и отметь + правильные утверждения.

 Между однородными членами, не соединенными союзами, ставится запятая.  

 Между однородными членами, соединенными союзами а, но, запятая не ставится.

 Между  однородными  членами,  соединенными  повторяющимися союзами  и,  или,  запятая  ставится  перед  вторым  и  последующими
союзами.

 Между однородными членами, соединенными союзами а, но, ставится запятая.

11. Найди и отметь + предложения, в которых правильно поставлены запятые.

 Тонкие  стволы  деревьев  гнулись  от  сильного  ветра,  но  не
ломались.

 Заяц поднял одно ухо, послушал, и сел на задние лапы.

 И зимой, и летом хороша русская берёзка!

 Лес весь лучится сверкает, светится.

12. Рассмотри схемы. Поставь пропущенные запятые.

а)   и

б)  и  и  и

в)   но

13. В каждой группе найди «лишнее» слово.

а) предлог, приставка, суффикс, корень;

б) дополнение,  определение, существительное, сказуемое;

в) прилагательное, подлежащее, существительное, глагол;

г) повествовательное,  вопросительное,  восклицательное, побуди-
тельное.

14. Запиши слова в три столбика в зависимости от типа орфограммы.

поздний, смешной, книжка, тропинка, травка, честный, смотреть, редкий, звёздный

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Задание 1.

0 баллов – выбраны одно или оба неправильных утверждения или выбраны все утверждения.

1 балл – выбраны одно или оба правильных утверждения и одно неправильное.

2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объёме: выбрано 2 или 3 утверждение (два из трёх правильных утверждений).

3 балла – задание выполнено правильно и в полном объёме: выбраны 2 и 3  утверждения.

Задание 2.

0 баллов – выбраны все слова или среди выбранных есть слово весна.

1 балл – выбраны одно или оба нужных слова, но при этом выбраны еще и слова  вьюга и/ или крылья.

2 балла – выбрано только одно из слов (армия или мою), неправильных выборов нет.  

3 балла – задание выполнено правильно – выбраны слова армия, мою.

Задание 3.

0 баллов – дан только один правильный ответ или среди ответов правильных нет.

1 балл – в первых трех случаях в сумме записано 2–3 слова, соответствующих условию, в четвертом случае записано какое-либо слово.

2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объёме: в первых трёх случаях записано по 1–2 слова (в сумме записано не менее 4 правильных слов),  четвертый случай распознан как нерешаемый.

3 балла – задание выполнено правильно и в полном объёме: в первых трех случаях записано по 2 слова, соответствующих условию, четвертый случай распознан как нерешаемый.

Задание 4.

0 баллов – выбраны одно или оба неправильных утверждения или выбраны все утверждения.

1 балл – выбраны одно или оба правильных утверждения и одно неправильное.

2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объёме: выбрано только одно правильное утверждение: 1 или 3.

3 балла – задание выполнено правильно и в полном объёме: выбраны 1 и 3  утверждения.

Задание 5.

0 баллов – выбраны все слова или среди выбранных есть слово портрет.

1 балл – выбраны одно или оба нужных слова, но при этом выбраны еще и слова  полянка и/ или поход.

2 балла – выбрано только одно из слов (повозка или подснежник), неправильных выборов нет.  

3 балла – задание выполнено правильно – выбраны слова повозка, подснежник.

Задание 6. 

0 баллов – выделение  частей  слова  носит  абсолютно  случайный  характер.

1 балл – есть попытки выполнить задание, но при этом правильно выделена только одна часть слова.

2 балла – при выполнении задания использовался правильный алгоритм, но допущена одна ошибка при выделении частей слова.

3 балла – задание выполнено правильно – в слове ТАМУЛЮШКА выделены приставка ТА, корень МУЛЮШ, суффикс К, окончание А.

Задание 7.

0 баллов – выбраны все утверждения или выбрано четвертое и два из первых трёх.  

1 балл – выбрано четвертое утверждение и еще одно из первых трёх.

2 балла – выполнено обратное к предложенному задание – учащийся отметил верные утверждения: отмечены первые три утверждения.

3 балла – задание выполнено правильно: выбрано четвертое утверждение.

Задание 8.

0 баллов – выбраны одно или оба неправильных предложения или выбраны все предложения.

1 балл – выбраны одно или оба нужных предложения и одно неправильное.

2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объёме: выбрано только одно из нужных предложений: 1 или 4.

3 балла – задание выполнено правильно и в полном объеме: выбраны 1 и 4  предложения.

Задание 9.

0 баллов – выбраны 1, 2 и 3 предложения или выбраны все предложения.

1 балл – выбрано 4 и 1 или 3 предложения или выбрано только второе предложение.  

2 балла – выбраны 2 и 4 предложения.

3 балла – задание выполнено правильно: выбрано четвертое предложение.

Задание 10.

0 баллов – выбрано второе утверждение.

1 балл – выбраны 1–2–3 правильных утверждения и неправильное.

2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объёме: выбраны только 1–2 правильных утверждения.

3 балла – задание выполнено правильно и в полном объёме – выбраны все три правильных  утверждения: 1, 3 и 4.

Задание 11.

0 баллов – выбраны одно или оба предложения с неправильной постановкой запятых или выбраны все предложения.

1 балл – выбраны одно или оба правильных предложения и одно предложение с неправильной постановкой запятых.

2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объёме: выбрано только одно правильное предложение: 1 или 3.

3 балла – задание выполнено правильно и в полном объёме: выбраны 1 и 3  предложения.

Задание 12. 

0 баллов – при постановке запятых допущено более трёх ошибок.

1 балл – допущено 2 – 3 ошибки.

2 балла – задание выполнено, но из пяти необходимых запятых одна не поставлена.

3 балла – задание выполнено правильно и в полном объёме:

а)  ,  и

б)  и , и , и

в)  , , но

Задание 13.

0 баллов – не один из выборов не соответствует логике задания

1 балл – при выполнении задания правильно найдены только два «лишних» слова, два других слова выбраны ошибочно, или правильно выбрано только одно слово, но при этом неправильных выборов нет.

2 балла – из четырёх нужных слов подчеркнуты только 3 слова (в одной из групп «лишнее» слово либо не найдено, либо найдено неверно).  

3 балла – задание выполнено правильно, подчеркнуты слова:

а) предлог, приставка, суффикс, корень

б) дополнение,  определение, существительное, сказуемое

в) прилагательное, подлежащее, существительное, глагол

г) повествовательное,  вопросительное,  восклицательное,
побудительное.

Задание 14.

0 баллов – при распределении слов по столбикам допущено больше трёх ошибок.

1 балл – при распределении слов по столбикам допущено 1–3 ошибки.

2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объёме – не все слова (но не менее 7) записаны в таблицу, в распределении слов по столбикам ошибок нет.

3 балла – задание выполнено правильно и в полном объёме:

поздний

смешной

книжка

честный

тропинка

травка

звёздный

смотреть

редкий

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
(конец учебного года, 3 класс)

Вариант 1

1. Поставь + рядом со словами, написание которых не соответствует их произношению.

 рыбка                         пудра                         сделать

 местный                         кончик                         буква  

2. Напиши, какими звуками различаются эти слова.

игра – икра                        __________________________________

примерять – примирять        __________________________________

рысь – рис                        __________________________________

грусть – груздь                __________________________________

3. Найди и отметь + правильные утверждения. Подчеркни слова, которые доказывают твой выбор. Если можешь, запиши свои примеры.

 В слове может быть нулевое окончание.

стена, лес, кино, болото, шарф                ___________________

 В слове может не быть окончания.

городок, ручей, пальто, дно, кенгуру                ___________________

 В слове может не быть приставки.

пень, полёт, ключик, выход                        ___________________

 В слове может не быть корня.

поход, лётчик, клюв, мяукать, льдина        ___________________

4. Запиши слова в четыре столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма.

походы, ключик, (на) даче, полёты, липовый, полевой, (к) земле, (на) горке, (под) горой, орешек

5. Подчеркни выделенные слова как члены предложения.

1) Мама постелила на стол скатерть.

2) С юга потянуло тёплым ветром.

3) Весной начинаются оттепели, капели с крыш.

4) Мелкие лужицы покрыты льдом.

6. Прочитай предложение на языке «Крокс». Разбери его по членам предложения.

Патуранская вронь в закмучке брынзала кринявскую шмявку.

7. Подчеркни правильный ответ.

Имена существительные изменяются:

1) по родам                                4) по склонениям

2) по лицам                                5) по числам

3) по падежам

8. Запиши имена существительные в нужный столбик таблицы.

Россошь, Велиж, Фатеж, Сергач, Неручь, Несвиж

2 скл.

3 скл.

Какое  правило  помогло  тебе  догадаться,  как  нужно  распределить слова?

________________________________________________________

________________________________________________________

9. Подчеркни имена прилагательные.

1) зелень                        4) умнее

2) зелёный                        5) лисий

3) горяч

10. Подчеркни окончания имён прилагательных женского рода. Укажи падеж.

1) -ая        ______________                            4) -ий        ______________

2) -ое        ______________                            5) -яя        ______________

3) -ой        ______________                            6) -ее        ______________

11. Найди и отметь + правильные утверждения.

 Безударные окончания существительных первого склонения можно проверить окончаниями слова зима.

 Безударные окончания существительных третьего склонения можно проверить окончаниями слова сирень.

 Безударные окончания существительных второго склонения можно проверить окончаниями слова стол.

 Безударные окончания существительных первого склонения можно проверить окончаниями слова весна.

12. Найди и отметь + правильные рассуждения.

 о погоде, потому что о столе

 к ветке, потому что к стене

 о кровате, потому что о земле

 на карнавале, потому что на столе

13. Определи род приведенных ниже географических названий и запиши  их  в  нужный  столбик  таблицы.  Тебе  поможет  форма  предложного падежа.

Именительный падеж: Лебедянь, Мезень, Ивдель, Вымь, Коростень, Нежеголь.

Предложный падеж: о Лебедяни, о Мезени, об Ивделе, о Выми, о Коростене, о Нежеголи.

м. р.

ж. р.

14. Допиши окончания имён прилагательных.

болезненн_____ мозоль

красив_____ тюль

сладк_____ карамель

витаминн_____ шампунь

15. Найди и подчеркни в каждой группе «лишнее» с точки зрения грамматических признаков имя существительное. Объясни свой выбор.

1) ёлка, ель, сосна, липа                                ___________________

2) радость, костёр, журавль, успех                ___________________

3) окно, пальто, кресло, зеркало                        ___________________

4) фасоль, тюлень, пароль, тополь                ___________________

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
(конец учебного года, 3 класс)

Вариант 2

1. Поставь + рядом со словами, написание которых не соответствует их произношению.

 устный                         сжать                         кукла

 мудрый                         бантик                         сказка

2. Напиши, какими звуками различаются эти слова.

басня – башня                        __________________________________

(уточка – удочка)                __________________________________

спешите – спишите                __________________________________

пыль – пил                        __________________________________

лесть – лезть                        __________________________________

3. Найди и отметь + правильные утверждения. Подчеркни слова, которые доказывают твой выбор. Если можешь, запиши свои примеры.

 В слове может не быть суффикса.

мудрость, ключик, река, полевой, крокодил          ________________

 В слове может не быть окончания.

жираф, кино, стекло, такси, капель                  ________________

 В слове может быть нулевое окончание.

туман, пальто, лиса, стакан, бревно                  ________________

 В слове может не быть корня.

вылет, ящик, кость, шить, вьюга                        ________________

4. Запиши слова в четыре столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма.

(к) реке, осмотр, подземный, (на) поле, лучик, котик, берёзовый, (на) окне, кирпичик, (за) окнами

5. Подчеркни выделенные слова как члены предложения.

1) Белый снег покрыл крыши домов.

2) Из коридора  пахло малиновым вареньем.

3) Папа купил сегодня Виталику аквариум.

4) Летом в саду созревают фрукты, а в лесу ягоды.

6. Прочитай предложение на языке «Крокс». Разбери его по членам предложения.

На индявке будеятая щецза стрюмукла некузявую тричку.

7. Подчеркни правильный ответ.

Имена существительные изменяются:

1) по склонениям                        4) по родам

2) по лицам                                5) по падежам

3) по числам  

8. Запиши имена существительные в нужный столбик таблицы.

Нарочь, Пучеж, Галич, Трубеж, Морочь, Сенеж

2 скл.

3 скл.

Какое  правило  помогло  тебе  догадаться,  как  нужно  распределить слова?

________________________________________________________

________________________________________________________

9. Подчеркни имена прилагательные.

1) тихий                                4) веселее        

2) тишь                                5) прозрачен

3) рыбий

10. Подчеркни окончания имён  прилагательных среднего рода. Укажи падеж.

1) -ому        ______________                            4) -ой        ______________

2) -ие        ______________                            5) -ий        ______________

3) -ое        ______________                            6) -ом        ______________

11. Найди и отметь + правильные утверждения.

 Безударные окончания существительных второго склонения можно проверить окончаниями слова брат.

 Безударные окончания существительных первого склонения можно проверить окончаниями слова земля.

 Безударные окончания существительных второго склонения можно проверить окончаниями слова весло.

 Безударные окончания существительных третьего склонения можно проверить окончаниями слова рожь.

12. Найди и отметь + правильные рассуждения.

 о синице, потому что о воробье

 к горке, потому что к земле

 о еле, потому что о лисе

 на зеркале, потому что на окне

13. Определи род приведенных ниже географических названий и запиши  их  в  нужный  столбик  таблицы.  Тебе  поможет  форма  предложного падежа.

Именительный падеж: Любань, Костополь, Сухонь, Чердынь, Каргополь, Акколь.

Предложный падеж: о Любани, о Костополе, о Сухоне, о Чердыни, о Каргополе, об Акколе.

м. р.

ж. р.

14. Допиши окончания имён прилагательных.

яблочн_____ повидло

концертн_____ рояль

небесн_____ лазурь

светл_____ вестибюль

15. Найди и подчеркни в каждой группе «лишнее» с точки зрения грамматических признаков имя существительное. Объясни свой выбор.

1) стекло, болото, пианино, ведро                ___________________

2) мама, книга, сестра, дочь                        ___________________

3) гроздь, акварель, календарь, метель                ___________________

4) грусть, вратарь, дворник, букварь                ___________________

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Задание 1.

0 баллов – подчеркнуты все слова или количество ошибочно подчеркнутых больше, чем количество правильно подчеркнутых.

1 балл – подчеркнуто  только  одно  из  возможных  слов  или  подчеркнуты  несколько  правильных  слов, но при этом есть один неправильный выбор.

2 балла – подчеркнуты 2 слова из 4 возможных, неправильных выборов нет.

3 балла – задание выполнено правильно – из четырех нужных: рыбка, местный, сделать, кончик подчеркнуты три слова.

Задание 2.

0 баллов – дан только один правильный ответ или правильных ответов нет.

1 балл – правильно указано различие в первой паре, в третье паре указано только одно отличие, во 2 и/или 4 парах указаны несуществующие отличия.

2 балла – в первой паре правильно указано различие, в третье паре указано не менее двух различий, рядом со второй и четвертой парой ничего не написано.

3 балла – задание выполнено правильно:

игра – икра [г] – [к]  

примерять – примирять ––

рысь – рис   [р] – [р’], [ы] – [и],  [с’] – [с]

грусть – груздь ––

Задание 3.

0 баллов – задание выполнено неправильно.

1 балл – задание менее чем наполовину выполнено правильно: правильно подчеркнуты отдельные слова, правильно дописано 1–2 слова, но при этом есть и многочисленные ошибки.

2 балла – задание выполнено более чем на 50 % правильно: в первых трех случаях слова подчеркнуты правильно, но при этом иногда подчеркнуты не оба слова, а только одно, дописано не три своих слова, а только 1–2, четвертое утверждение не отмечено как правильное, рядом с ним нет подчеркнутых и дописанных слов или в первых трех случаях слова подчеркнуты правильно, но свои слова не написаны, четвертое  утверждение не отмечено как правильное, рядом с ним нет подчеркнутых и дописанных слов.

3 балла – задание выполнено правильно в полном объеме: первые три утверждения отмечены как правильные, в 1) подчеркнуты слова лес, шарф, дописано слово с нулевым окончанием, во 2) подчеркнуты слова пальто, кенгуру, дописано неизменяемое слово, в 3) подчеркнуты слова пень, ключик, дописано слово без приставки, четвертое утверждение не отмечено как правильное, рядом с ним нет подчеркнутых и дописанных слов.

Задание 4.

0 баллов – при распределении слов по столбикам допущено больше трех ошибок.

1 балл – при распределении слов по столбикам допущено 2–3 ошибки.

2 балла – большая часть слов (не менее 7) записана в таблицу, ошибок в распределении слов по столбикам нет, но при этом слова полевой и орешек записаны только в один из столбиков.  

3 балла – задание выполнено правильно, слова полевой и орешек записаны дважды:  во второй и в третий столбики.

походы

полевой

ключик

(на) даче

полёты

(к) земле

липовый

(на) горке

(под) горой

полевой

орешек

орешек

Задание 5.

0 баллов – допущено 3 и более ошибки.

1 балл – правильно определены члены предложения в 3 случаях.

2 балла – одно из выделенных слов не подчеркнуто как член предложения или допущена 1 ошибка: в словах скатертью или ветром.

3 балла – задание выполнено правильно и в полном объёме: выделенные слова правильно определены как члены предложения: скатертью – дополнение, с юга – обстоятельство, ветром – дополнение, весной – обстоятельство, мелкие – определение.

Задание 6. 

0 баллов – правильно подчеркнуто меньше 3 слов.

1 балл – правильно найдены подлежащее и сказуемое и 1–2 второстепенных члена.

2 балла – правильно найдены подлежащее и сказуемое и 3 второстепенных члена.

3 балла – задание выполнено правильно и в полном объёме:

Патуранская вронь в закмучке брынзала кринявскую шмявку.

Задание 7.

0 баллов – допущено более одной ошибки.

1 балл – выбран ответ 3 и/или 5, допущена одна ошибка.

2 балла – задание выполнено частично: выбран 3 или 5 ответ, ошибочных выборов нет.

3 балла – задание выполнено правильно: выбраны 3 и 5 ответы.

Задание 8.

0 баллов – правильно распределено по столбикам только 1 слово или при распределении слов допущено более 2 ошибок.

1 балл – правильно распределены по столбикам не все слова, а только 2–3 слова или при распределении слов допущено 2 ошибки.

2 балла – не менее 5 слов правильно распределены, но нет указания на правило или есть указание на правило, но при распределении допущена 1 ошибка.

3 балла – задание выполнено в полном объеме: предложенные слова правильно распределены по столбикам, приведено указание на правило «Мягкий знак после шипящих в именах существительных.

2 скл.

3 скл.

Велиж

Россошь

Фатеж

Неручь

Сергач

Несвиж

Задание 9. 

0 баллов – среди подчеркнутых слов есть слово зелень.

1 балл – подчеркнуто только одно имя прилагательное.

2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объеме: из 4 слов подчеркнуты 2–3 слова.

3 балла – задание выполнено правильно, подчеркнуты слова зелёный, горяч, умнее, лисий.

Задание 10.

0 баллов – подчеркнуты все случаи или правильных ответов нет или подчеркнут только один случай и при этом нет указания на число и падеж.

1 балл – подчеркнуты только 2 случая из 3, при этом на падеж может быть указано, а может и не быть или подчеркнут только один случай и при этом указано на число и падеж.

2 балла – задание выполнено правильно но не в полном объёме: подчеркнуты 1, 3 и 5 случаи, но для 3-го случая указан только один вариант.

3 балла – задание выполнено правильно и в полном объеме: подчеркнуты 1, 3 и 5 случаи, указан падеж (может быть указано и число) 1) -ая ед. ч., И. п.; 3) -ой указано не менее двух вариантов: ед. ч. Р. п., ед. ч. Д. п., ед. ч. Т. п., ед. ч. П. п., 5) -яя ед. ч., И. п.;

Обратите внимание: если учащийся подчеркнул и -ее, указав на сравнительную степень (не разграничив при этом формообразующий суффикс и окончание),  этот ответ ошибочным не считается.

Задание 11.

0 баллов – выбрано только второе  утверждение.

1 балл – выбрано только одно правильное утверждение или выбрано 2–3 правильных и одно неправильное.

2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объёме: выбрано два из трех правильных утверждений.

3 балла – задание выполнено правильно и в полном объёме: выбраны 1, 3 и 4  утверждения.

Задание 12. 

0 баллов – отмечены все рассуждения или только 1 и/или 3.

1 балл – отмечено 2 и/или 4 рассуждение и еще одно из неверных отмечено как верное.

2 балла – задание выполнено частично: отмечено 2 или 4 рассуждение.

3 балла – задание выполнено полностью: как правильные отмечены 2 и 4 рассуждения.

Задание 13.

0 баллов – распределение  слов  по  столбикам  носит  случайный  характер.

1 балл – в каждом из столбиков хотя бы одно имя существительное записано в соответствии с его родом.

2 балла – не все слова записаны в таблицу или  все слова записаны, но есть одна ошибка при распределении слов по столбикам.

3 балла – задание выполнено правильно: все имена существительные правильно распределены по столбикам:

м. р.

ж. р.

Ивдель

Лебедянь

Коростень

Мезень

Вымь

Нежеголь

Задание 14.

0 баллов – правильно дописанных окончаний нет или правильно дописано окончание только в одном случае.

1 балл – в  2  случаях  окончания  имен  прилагательных дописаны правильно.

2 балла – в  3  случаях  окончания имен прилагательных дописаны правильно.

3 балла – во всех 4 случаях правильно дописаны окончания имен прилагательных:

болезненная мозоль

красивый тюль

сладкая карамель

витаминный шампунь

Задание 15.

0 баллов – правильного выбора слов нет.

1 балл – в одном – двух случаях правильно выбрано слово и приведено объяснение или в трёх–четырёх случаях правильно выбрано слово, но нет объяснения выбора.

2 балла – в трёх случаях правильно выбрано слово и приведено правильное объяснение выбора.

3 балла – задание выполнено правильно и в полном объёме: во всех четырёх случаях правильно выбрано «лишнее» слово и есть объяснение этого выбора.

1) ёлка, ель, сосна, липа – так как это сущ. 3 склонения;

2) радость, костёр, журавль, успех – так как это сущ 3 склонения (или так как это сущ. женского рода или так как в этом слове есть суффикс);

3) окно, пальто, кресло, зеркало – так как это неизменяемое сущ. (или так как у этого сущ. нет окончания);

4) фасоль, тюлень, пароль, тополь так как это сущ. 3 склонения (или так как это сущ. женского рода).

Обратите внимание: выбор в первом случае слова «липа» и объяснение «хвойные и нехвойные» деревья правильным не считается, так как не связан с грамматическими признаками имен существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование учебного материала для 1 класса по программе "Школа России" по ФГОС

Тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, ИЗО, окружающему миру, технологии для 1 класса по программе "Школа России" по ФГОС....

Конспект урока математики в 1 классе по программе «Школа России» Закрепление пройденного материала по теме: «Числа от 1 до 10».

Конспект урока математики в 1 классе по программе «Школа России» Закрепление пройденного материала по теме: «Числа от 1 до 10».На уроке учащиеся закрепляют знания состава чисел, формируются...

Диагностический материал в 3 классе по программе " Школа России"

В данном материале можно найти диагностический материал по русскому языку и математике в 3 классе по программе "Школа России"....

Дидактический материал (карточки) по математике для индивидуальной и групповой работы учащихся 1 класса по программе "Школа России"

Дидактический материал по математике может быть использован для индивидуальной и групповой работы в урочной и внеурочной деятельности....

Дидактический материал по математике для индивидуальной работы учащихся 1 класса по программе "Школа России"

Дидактичкский материал (тренажер) по математике для индивидуальной работы учащихся 1 класса при изучении состава чисел от 1-5 по программе "Школа России"....

Итоговая диагностическая работа 3 класс по программе "Школа России"

Данная работа включает в себя задания по всем изученным темам по математике в 3 классе....