Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность для формирования личностных результатов:
1. Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
2. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
3. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
4. Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика.
5. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», «Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
6. Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям(определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.). - способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, - совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей. - приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
Формирование коммуникативных УУД:
1. Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
2. Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3. Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
-соблюдения гигиенических правил;
- бережного отношения к природе;
- развития чувства ответственности, самостоятельности;
- формирования стремления быть полезным окружающим;
- стремления к здоровому образу жизни.
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление).
Содержание курса
Я и школа. О культуре поведения в школе.
Я и семья. Под крышей дома моего. Давайте, друзья, потолкуем о маме …
Я и природа. Времена года. Отправляемся в путешествие. Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка. Ох уж этот ветер!.. Школа насекомых. Лето в загадках.
Я и книги. Узнай меня! Во саду ли, в огороде. «Девочка и разбойники». По страницам русской народной сказки «Царевна - лягушка». Для чего нужны нам глазки. И снова сказка! Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты. И снова сказочные фанты.
Я и окружающие. Не надо больше ссориться … Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку. Колечко красоты. Цветик – семицветик. Спешим на помощь бабке Ёжке. День космонавтики.
Я и животные. Белый пес в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках.
Я и здоровье. «Тише, пожалуйста!» Занимательный журнал «Имена». Экскурсия в медицинский кабинет
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Я и школа | 1 |
2 | Я и окружающие | 8 |
3 | Я и семья | 2 |
4 | Я и природа | 9 |
5 | Я и книга | 10 |
6 | Я и здоровье | 3 |
7 | Я и животные | 2 |
| Итого | 35 |
Формы организации и виды деятельности
Используются следующие формы организации работы: коллективная, групповая и индивидуальная.
- беседы;
- классный час;
- просмотр и обсуждение видеоматериала;
- экскурсии.
- викторины;
- интеллектуально-познавательные игры;
- трудовые дела;
- тренинги;
- обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- творческие проекты, презентации.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская.
Промежуточная аттестация проходит в форме творческого проекта.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты УУД | Примечание |
по плану | по факту |
1 | О культуре поведения в школе | 1 |
|
| - Познавательная беседа. - Правила поведения в школе. - Ролевая игра. - Отгадывание ребусов. - Заучивание «мирилок». - Знакомство с басней С. Михалкова «Зеркало». - Знакомство с рассказом В. Осеевой «Рекс и Кекс» | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра |
|
2 | Под крышей дома моего. | 1 |
|
| - Познавательная беседа. - Отгадывание загадок о родственниках. - Игра «Свеча любви». - Изображение с помощью жестов и мимики просьб. - Собирание пословиц. | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра |
|
3 | Времена года. | 1 |
|
| - Беседа «Времена года». - Прослушивание фрагментов из стихотворения, угадывание времен года. - Игра «Согласен, не согласен» - Рисование символов времен года. - Знакомство со стихотворением А. Екимцева «Времена года» | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра |
|
4 | Отправляемся в путешествие. | 1 |
|
| - Разгадывание загадок на тему путешествий. - Разгадывание криптограмм. - Игра «Что возьмем в путешествие?» - Рисование боровичка. - Ролевая игра. - Знакомство с рассказом М. Зощенко «Великие путешественники» | Р: Поиск объекта по описанию П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера К: приём и передача информации |
|
5 | Узнай меня! | 1 |
|
| - Разгадывание ребусов. - Разгадывание загадок о животных. - Знакомство с персонажами книги А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» - Аппликация «Светофор» | Р: группировка и упорядочение объектов П: установление причинно-следственных связей, К: построение рассуждений | . |
6 | Не надо больше ссориться …
| 1 |
|
| - Познавательная беседа. - Знакомство со способами выхода из конфликтных ситуаций. - Анализ ситуаций. - Игра «ветер дует на того…» - Знакомство с рассказом А. Герасимова «Волшебное слово «Стоп» | Р: Выполнение инструкций, в том числе программы или алгоритма. П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения К: приём и передача информации |
|
7 | Учимся дружить.
| 1 |
|
| - Познавательная беседа. - Ответы на вопросы. - Расшифровка пословицы. - Разыгрывание ситуаций. - Выбор и раскрашивание картинок «Настоящие друзья». - Знакомство с притчей «О дружбе» | Р: оценивать потребность в дополнительной информации П:использование знаково-символических средств К: учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности |
|
8 | Белый пѐс в сиреневый цветочек. | 1 |
|
| - Расшифровка пословиц. - Нахождение закономерности. -Разыгрывание ситуаций. - Разгадывание ребусов. - Раскрашивание изображений. - Знакомство со сказкой Н.Абрамцевой «Чудо-хозяюшка». | Р: овладение способами и приёмами поиска П:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели К: преодоление эгоцентризма в личностных отношениях |
|
9 | Учимся обсуждать проблему.
| 1 |
|
| - Пересказ проблемных историй. - Ролевая игра»Что такое хорошо и что такое плохо». - Расшифровка пословиц. - Знакомство с притчей «Два ангела» | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра |
|
10 | Во саду ли, в огороде. | 1 |
|
| -Познавательная беседа. - Игра «Похлопаем- потопаем». - Разгадывание загадок о растениях. - Разгадывание кроссворда. - Чтение пословиц, зашифрованных в криптограмме. - Рисование на тему «Мой любимый фрукт или овощ» | Р: использовать приёмы синтез и анализа П:классификация предметов по нескольким признакам, использование трафарета К:использование речевых средств для решения задачи |
|
11 | Слушаем сказку. | 1 |
|
| - Познавательная беседа. - Рисование по клеточкам листочка. - Аппликация. - Тест. - Знакомство со сказкой Н.Абрамцевой «Самая хорошая вазочка». | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра |
|
12 | Поговорим о собаках.
| 1 |
|
| - Познавательная беседа. - Рисование по клеточкам изображения собаки. - Разгадывание ребусов, кроссворда. - Викторина-тест - Рисование несуществующей собаки. - Знакомство с приметами, связанными с особенностями поведения собак. | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра |
|
13 | «Тише, пожалуйста!» | 1 |
|
| - Познавательная беседа. - Рисование речки. - Установка последовательности действий. - Тренинг по перевоплощению. - Разгадывание клиптограмм. - Обсуждение пословиц. - Знакомство со сказкой Н.Абрамцевой «Тише, пожалуйста». | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра |
|
14 | Занимательный журнал «Имена». | 1 |
|
| - Познавательная беседа. Игры с именами. - Разгадывание загадок. - Знакомство со стихотворением «Восемь Тань». | Р: Поиск объекта по описанию П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера К: приём и передача информации |
|
15 | Колечко красоты. | 1 |
|
| - Познавательная беседа. - Обсуждение пословиц. - Нахождение лишнего слова. - Игра «колечко красоты». - Знакомство с рассказом В. Донниковой «Канавка», В.Осеевой «Вырванный лист». | Р: группировка и упорядочение объектов П: установление причинно-следственных связей, К: построение рассуждений |
|
16 | «Девочка и разбойники». | 1 |
|
| - Познавательная беседа. - Разгадывание ребус. - Разгадывание загадок на тему «Куклы». - Изображение куклы-живули в клеточках. - Знакомство со сказкой Л.Н. Толстого «Девочка и разбойники» | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра |
|
17 | Экскурсия в медицинский кабинет.
| 1 |
|
| -Экскурсия. - Графический диктант. - Угадывание предметов из медицинского кабинета. - Составление фраз на тему «Медицина». - Решение задач про постоянного пациента медицинского кабинета Петю Пяточкина. | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра |
|
18 | Зима в лесу. | 1 |
|
| - Познавательная беседа. - Отгадывание загадок. - Составление образных предложений.для описания зимнего леса. - Слушание текста. - Ответы на вопросы. | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра |
|
19 | По страницам русской народной сказки «Царевна - лягушка».
| 1 |
|
| - Знакомство с русской народной сказкой «Царевна-лягушка» - Рисование по памяти. - Составление узора в прямоугольниках. -Обсуждение крылатых выражений. | Р: Поиск объекта по описанию П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера К: приём и передача информации |
|
20 | Для чего нужны нам глазки. | 1 |
|
| - Познавательная беседа. - Правила гигиены в отношении глаз. - Изображение чувств при помощи жестов и мимики. - Обсуждение фразеологизмов и их значений. | Р: группировка и упорядочение объектов П: установление причинно-следственных связей, К: построение рассуждений |
|
21 | И снова сказка! | 1 |
|
| -Викторина по сказкам. - Отгадывание ребуса. - Графический диктант. - Знакомство с литовской народной сказкой. | Р: Выполнение инструкций, в том числе программы или алгоритма. П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения К: приём и передача информации |
|
22 | Лепим снеговика. | 1 |
|
| - Аппликация. - Обсуждение пословиц.- Разгадывание кроссворда. - Игра «Согласен, не согласен». -Отгадывание сказок по опорным словам. - Изображение действий с помощью жестов и мимики. | Р: оценивать потребность в дополнительной информации П:использование знаково-символических средств К: учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности |
|
23 | Давайте, друзья, потолкуем о маме… | 1 |
|
| - Игра «Мама милая моя». - Рисование рисунка «Рука помощи». - Ответы на вопрос: «Что было бы, если бы…» - Рисование цветка по клеточкам. - Знакомство со сказкой В. Сухомлинского «Семь дочерей». | Р: овладение способами и приёмами поиска П:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели К: преодоление эгоцентризма в личностных отношениях |
|
24 | Цветик – семицветик. | 1 |
|
| - Познавательная беседа. - Аппликация- Разгадывание ребусов. - Тест. - Слушание стихотворения А.Барто «Весенняя прогулка». - Ответы на вопросы. - Обсуждения понятий и их символов. -Знакомство со сказкой В.П. Катаевой « Цветик – семицветик» | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра |
|
25 | Волшебники и волшебные предметы.
| 1 |
|
| - Познавательная беседа. - Разгадывание ребусов. - Выкладывание изображения золотой рыбки из деталей танграма. - Раскрашивание волшебного зонтика Оле-Лукойе. - Составление высказывания: «Если бы у меня была волшебная лампа…» | Р: использовать приёмы синтез и анализа П:классификация предметов по нескольким признакам, использование трафарета К:использование речевых средств для решения задачи |
|
26 | Животные с книжных страниц. | 1 |
|
| - Отгадывание загадок. - Узнавание названий сказок по нескольким слова, относящимся к ней. -Ответ на вопрос «Правда ли?» - Графический диктант | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра |
|
27 | Спешим на помощь бабке Ёжке. | 1 |
|
| - Разгадывание ребуса. - Графический диктант. - Рисование кикиморы болотной. - Выкладывание изображения кота из деталей танграма. | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра |
|
28 | День космонавтики. | 1 |
|
| - Познавательная беседа. - Разгадывание кроссворда. - Знакомство со схемой строения ракеты. - Аппликация «Звездное небо» | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра |
|
29 | Тропинка. | 1 |
|
| - Знакомство с рассказом И.Соколова-Микитова «Тропинка». - Обсуждение пословиц. - Аппликация «Первые весенние цветы». - Отгадывание ребус. - Тест. | Р: Поиск объекта по описанию П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера К: приём и передача информации |
|
30 | Ох уж этот ветер! | 1 |
|
| -Знакомство со «Сказкой об осеннем ветре» Н.Абрамцевой. - Разгадывание ребусов. - Выкладывание кораблика из деталей танграма. - Игра «Да, нет». - Рисование домика. - Разгадывание загадок. | Р: группировка и упорядочение объектов П: установление причинно-следственных связей, К: построение рассуждений |
|
31 | Сказочные фанты. | 1 |
|
| - Игра «Сказочные фанты». - Разгадывание загадок с-толку-сбивалок. - Тест. - Рисование золотого ключика по клеточкам. - Разгадывание ребусов. Составление рассказа о себе по заданной сюжетной линии. Придумывание конца стихотворной строке. | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра |
|
32 | Школа насекомых. | 1 |
|
| - Познавательная беседа. - Чтение по ролям. - Решение логических задач. - Разгадывание ребусов. | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра |
|
33 | Промежуточная аттестация (творческий проект) | 1 |
|
|
| Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра |
|
34 | Лето в загадках. | 1 |
|
| - Разгадывание загадок о растениях. - Рисование отгадок. - Беседа о пользе лекарственных растений. - Разгадывание ребусов. - Придумывание загадки о лете. | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра |
|