Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Уроки нравственности"
рабочая программа

Внеурочка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti_2b.docx559.37 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Лена Лавренова\Desktop\Мартынова\внеурочка аттестация Мартынова\Внеурочка 2 Б\титульники\Рисунок (3).jpg

Планируемые результаты освоения курса

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность для формирования личностных результатов:

1. Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

2. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

3. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

4. Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика.

5. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», «Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

6. Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям(определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.). - способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, - совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей. - приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Формирование коммуникативных УУД:

1. Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.

2. Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

3. Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

4. Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения гигиенических правил;

- бережного отношения к природе;

- развития чувства ответственности, самостоятельности;

- формирования стремления быть полезным окружающим;

- стремления к здоровому образу жизни.

Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление).

Содержание курса

Я и школа. О культуре поведения в школе.

Я и семья. Под крышей дома моего. Давайте, друзья, потолкуем о маме …

Я и природа. Времена года. Отправляемся в путешествие. Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка. Ох уж этот ветер!.. Школа насекомых. Лето в загадках.

Я и книги. Узнай меня! Во саду ли, в огороде. «Девочка и разбойники». По страницам русской народной сказки «Царевна - лягушка». Для чего нужны нам глазки. И снова сказка! Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты. И снова сказочные фанты.

Я и окружающие. Не надо больше ссориться … Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку. Колечко красоты. Цветик – семицветик. Спешим на помощь бабке Ёжке. День космонавтики.

Я и животные. Белый пес в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках.

Я и здоровье. «Тише, пожалуйста!» Занимательный журнал «Имена». Экскурсия в медицинский кабинет

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Я и школа

1

2

Я и окружающие

8

3

Я и семья

2

4

Я и природа

9

5

Я и книга

10

6

Я и здоровье

3

7

Я и животные

2

Итого

35

Формы организации и виды деятельности

Используются следующие формы организации работы: коллективная, групповая и индивидуальная.

  • беседы;
  • классный час;
  • просмотр и обсуждение видеоматериала;
  • экскурсии.
  • викторины;
  • интеллектуально-познавательные игры;
  • трудовые дела;
  • тренинги;
  • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
  • творческие проекты, презентации.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская.

Промежуточная аттестация проходит в форме творческого проекта.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты УУД

Примечание

по плану

по факту

1

О культуре поведения в школе

1

- Познавательная беседа.

 - Правила поведения в школе.

 - Ролевая игра.

 - Отгадывание ребусов.

 - Заучивание «мирилок».

 - Знакомство с басней С. Михалкова «Зеркало».

 - Знакомство с рассказом В. Осеевой «Рекс и Кекс»

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

2

Под крышей дома моего.

1

- Познавательная беседа.

 - Отгадывание загадок о родственниках.

 -  Игра «Свеча любви».

 - Изображение с помощью жестов и мимики просьб.

- Собирание пословиц.

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

3

Времена года.

1

- Беседа «Времена года».

- Прослушивание фрагментов из стихотворения, угадывание времен    года.

- Игра «Согласен, не согласен»

 - Рисование символов времен года.

 - Знакомство со стихотворением А. Екимцева «Времена года»

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

4

Отправляемся в путешествие.

1

- Разгадывание загадок на тему путешествий.

- Разгадывание криптограмм.

-  Игра «Что возьмем в путешествие?»

- Рисование боровичка.

- Ролевая игра.

- Знакомство с рассказом М. Зощенко «Великие  путешественники»

Р: Поиск объекта по описанию

П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

К: приём и передача информации

5

Узнай меня!

1

- Разгадывание ребусов.

- Разгадывание  загадок о животных.

 - Знакомство с персонажами книги А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

 - Аппликация «Светофор»

Р: группировка и упорядочение объектов

П: установление причинно-следственных связей,

К: построение рассуждений

.

6

Не надо больше ссориться …

1

- Познавательная беседа.

- Знакомство со способами выхода из конфликтных ситуаций.

- Анализ ситуаций.

- Игра «ветер дует на того…»

- Знакомство с рассказом А. Герасимова «Волшебное слово «Стоп»

Р: Выполнение инструкций, в том числе программы или алгоритма.

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения

К: приём и передача информации

7

Учимся дружить.

1

- Познавательная беседа.

- Ответы на вопросы.

- Расшифровка  пословицы.

-  Разыгрывание ситуаций.

- Выбор и раскрашивание картинок «Настоящие друзья».

- Знакомство с притчей «О дружбе»

Р: оценивать потребность в дополнительной информации

П:использование знаково-символических средств

К: учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности

8

Белый пѐс в сиреневый цветочек.

1

- Расшифровка пословиц.

- Нахождение закономерности.

 -Разыгрывание ситуаций.

- Разгадывание ребусов.

- Раскрашивание изображений.

- Знакомство со сказкой Н.Абрамцевой «Чудо-хозяюшка».

Р: овладение способами и приёмами поиска

П:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

К: преодоление эгоцентризма в личностных отношениях

9

Учимся обсуждать проблему.

1

- Пересказ проблемных историй.

- Ролевая игра»Что такое хорошо и что такое плохо».

 - Расшифровка  пословиц.

- Знакомство с притчей «Два ангела»

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

10

Во саду ли, в огороде.

1

-Познавательная беседа.

- Игра «Похлопаем- потопаем».

- Разгадывание загадок о растениях.

- Разгадывание кроссворда.

- Чтение пословиц, зашифрованных в криптограмме.

- Рисование на тему «Мой любимый фрукт или овощ»

Р: использовать приёмы синтез и анализа

П:классификация предметов по нескольким признакам, использование трафарета

К:использование речевых средств для решения задачи

11

Слушаем сказку.

1

- Познавательная беседа.

- Рисование по клеточкам листочка.

- Аппликация.

- Тест.

- Знакомство со сказкой  Н.Абрамцевой «Самая хорошая вазочка».

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

12

Поговорим о собаках.

1

- Познавательная беседа.

- Рисование по клеточкам изображения собаки.

- Разгадывание  ребусов, кроссворда.

- Викторина-тест

- Рисование несуществующей собаки.

- Знакомство с приметами, связанными с особенностями поведения собак.

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

13

«Тише, пожалуйста!»

1

-  Познавательная беседа.

- Рисование речки.

- Установка последовательности действий.

- Тренинг по перевоплощению.

- Разгадывание клиптограмм.

- Обсуждение пословиц.

- Знакомство со сказкой Н.Абрамцевой «Тише, пожалуйста».

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

14

Занимательный журнал «Имена».

1

- Познавательная беседа.

  Игры с именами.

- Разгадывание загадок.

- Знакомство со стихотворением «Восемь Тань».

Р: Поиск объекта по описанию

П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

К: приём и передача информации

15

Колечко красоты.

1

- Познавательная беседа.

- Обсуждение пословиц.

- Нахождение лишнего слова.

- Игра «колечко красоты».

- Знакомство с рассказом В. Донниковой «Канавка», В.Осеевой «Вырванный лист».

Р: группировка и упорядочение объектов

П: установление причинно-следственных связей,

К: построение рассуждений

16

«Девочка и разбойники».

1

- Познавательная беседа.

- Разгадывание  ребус.

- Разгадывание загадок на тему «Куклы».

- Изображение куклы-живули  в клеточках.

- Знакомство со сказкой Л.Н. Толстого «Девочка и разбойники»

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

17

Экскурсия в медицинский

кабинет.

1

-Экскурсия.

- Графический диктант.

- Угадывание предметов из медицинского кабинета.

- Составление фраз на тему «Медицина».

- Решение задач про постоянного пациента медицинского кабинета     Петю Пяточкина.

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

18

Зима в лесу.

1

- Познавательная беседа.

- Отгадывание загадок.

- Составление образных предложений.для описания зимнего леса.

- Слушание текста.

- Ответы на вопросы.

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

19

По страницам русской народной

сказки «Царевна - лягушка».

1

- Знакомство с русской народной сказкой «Царевна-лягушка»

- Рисование по памяти.

- Составление узора в прямоугольниках.

-Обсуждение крылатых выражений.

Р: Поиск объекта по описанию

П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

К: приём и передача информации

20

Для чего нужны нам глазки.

1

- Познавательная беседа.

- Правила гигиены в отношении глаз.

- Изображение чувств  при помощи жестов и мимики.

- Обсуждение фразеологизмов и их значений.

Р: группировка и упорядочение объектов

П: установление причинно-следственных связей,

К: построение рассуждений

21

И снова сказка!

1

-Викторина по сказкам.

- Отгадывание ребуса.

- Графический диктант.

- Знакомство с литовской народной сказкой.

Р: Выполнение инструкций, в том числе программы или алгоритма.

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения

К: приём и передача информации

22

Лепим снеговика.

1

- Аппликация.

- Обсуждение пословиц.- Разгадывание кроссворда.

- Игра «Согласен, не согласен».

-Отгадывание сказок по опорным словам.

- Изображение действий с помощью жестов и мимики.

Р: оценивать потребность в дополнительной информации

П:использование знаково-символических средств

К: учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности

23

Давайте, друзья, потолкуем о

маме…

1

- Игра «Мама милая  моя».

- Рисование рисунка «Рука помощи».

- Ответы на вопрос: «Что было бы, если бы…»

- Рисование цветка по клеточкам.

- Знакомство со сказкой В. Сухомлинского «Семь дочерей».

Р: овладение способами и приёмами поиска

П:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

К: преодоление эгоцентризма в личностных отношениях

24

Цветик – семицветик.

1

- Познавательная беседа.

- Аппликация- Разгадывание ребусов.

- Тест.

- Слушание стихотворения А.Барто «Весенняя прогулка».

- Ответы на вопросы.

- Обсуждения понятий и их символов.

-Знакомство со сказкой В.П. Катаевой « Цветик – семицветик»

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

25

Волшебники и волшебные

предметы.

1

- Познавательная беседа.

- Разгадывание ребусов.

- Выкладывание изображения золотой рыбки из деталей танграма.

- Раскрашивание волшебного зонтика Оле-Лукойе.

- Составление высказывания: «Если бы у меня была волшебная лампа…»

Р: использовать приёмы синтез и анализа

П:классификация предметов по нескольким признакам, использование трафарета

К:использование речевых средств для решения задачи

26

Животные с книжных страниц.

1

- Отгадывание загадок.

- Узнавание названий  сказок по нескольким слова, относящимся к ней.

-Ответ на вопрос «Правда ли?»

- Графический диктант

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

27

Спешим на помощь бабке Ёжке.

1

- Разгадывание ребуса.

- Графический диктант.

- Рисование кикиморы болотной.

- Выкладывание изображения кота из деталей танграма.

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

28

День космонавтики.

1

- Познавательная беседа.

- Разгадывание кроссворда.

- Знакомство со схемой строения ракеты.

- Аппликация «Звездное небо»

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

29

Тропинка.

1

- Знакомство с рассказом И.Соколова-Микитова «Тропинка».

- Обсуждение пословиц.

- Аппликация «Первые весенние цветы».

- Отгадывание ребус.

- Тест.

Р: Поиск объекта по описанию

П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

К: приём и передача информации

30

Ох уж этот ветер!

1

-Знакомство со «Сказкой об осеннем ветре» Н.Абрамцевой.

- Разгадывание ребусов.

- Выкладывание кораблика из деталей танграма.

- Игра «Да, нет».

- Рисование домика.

- Разгадывание загадок.

Р: группировка и упорядочение объектов

П: установление причинно-следственных связей,

К: построение рассуждений

31

Сказочные фанты.

1

- Игра «Сказочные фанты».

- Разгадывание загадок с-толку-сбивалок.

- Тест.

- Рисование золотого ключика по клеточкам.

- Разгадывание ребусов.

 Составление рассказа о себе по заданной    сюжетной линии.

Придумывание конца стихотворной строке.

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

32

Школа насекомых.

1

- Познавательная беседа.

- Чтение по ролям.

- Решение  логических задач.

- Разгадывание ребусов.

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

33

Промежуточная аттестация (творческий проект)

1

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

34

Лето в загадках.

1

- Разгадывание загадок о растениях.

- Рисование отгадок.

- Беседа о пользе лекарственных растений.

- Разгадывание  ребусов.

- Придумывание загадки о лете.

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .

       «Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлению: духовно-нравственное «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» (духовно-нравственное направление) 1 – 4 классы

Рабочая программа  внеурочной деятельности«Азбука нравственности»(духовно-нравственное направление)1 – 4 классы...