Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "«Умники и умницы» ""
рабочая программа
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Результаты освоения курса (личностные, метапредметные)
В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных),позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов».
Личностные результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности:
- развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирования мотивов достижения и социального признания.
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличатьверно, выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание изучаемого курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления ихматематического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания на развитие памяти
В рабочие тетради включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания на развитие логического мышления
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений выполнять алгоритмические предписания(шаговое выполнение задания).
Виды деятельности
- Познавательная
- Игровая
- Проблемно-ценностное общение
Формы работы с обучающимися
- Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия..
- Час общения
- Олимпиады
- Турниры
- Интеллектуальные и творческие марафоны
Содержание изучаемого курса
3 класс
Выявление уровня развития познавательных процессов. 2 ч.
Развитие концентрации внимания. 10 ч. Тренировка внимания.10 ч.
Материал, включённый в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти. 10 ч. Тренировка зрительной памяти. 10 ч.
Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включён зрительный диктант.
Совершенствование воображения. 8 ч.
Развитие воображения, слуховых, осязательных ощущений. Формирование и
развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Предлагаются задания по перекладыванию спичек.
Развитие логического мышления. 16 ч.
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. 2 ч.
Календарно -- тематическое планирование
№ | Раздел, тема занятий | Количество Часов | Дата проведения | Примечание |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Решение тестовых заданий | 2 | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | 2 | ||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 2 | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 2 | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Решение тестовых заданий. | 2 | ||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 2 | ||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 2 | ||
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 2 | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Решение тестовых заданий. | 2 | ||
10 | Тренировка внимания. Решение тестовых заданий. | 2 | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. | 2 | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. | 2 | ||
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 2 | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 2 | ||
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 2 | ||
16 | Развитие концентрации внимания. | 2 | ||
17 | Тренировка внимания. | 2 | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. | 2 | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. | 2 | ||
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 2 | ||
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 2 | ||
22 | Развитие быстроты реакции. | 2 | ||
23 | Тренировка концентрации внимания. | 2 | ||
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | 2 | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. | 2 | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. | 2 | ||
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 2 | ||
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 2 | ||
29 | Развитие быстроты реакции, мышления. | 2 | ||
30 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 2 | ||
31 | Тренировка внимания. | 2 | ||
32 | Тренировка слуховой памяти. | 2 | ||
33 | Тренировка зрительной памяти. | 2 | ||
34. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Этот материал поможет учителю при составлении рабочей программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс
Вид программы: модифицированная (адаптированная), составлена на основе программы: Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»Большую роль в процессе учебной деятельности школьн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"2класс
Рабочая программаю...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа для 2 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа внеурочной деятельности Умники и умницы...