Программа внеурочной деятельности «Волшебный карандаш», 2 класс
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать своё предположение (версию) ;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.
По трудовой (технико-технологической) деятельности учащийся научится:
-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
-анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
-пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. В рисовании на темы и с натуры;
-передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
-применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности
Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, (45 минут). Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
Форма организации внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» – кружок. Программа кружка рассчитана на один год обучения. Периодичность занятий — один раз в неделю. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Практические занятия составляют большую часть программы. Применяемые виды внеурочной деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение).
Содержание программы
Искусство в твоем доме (8 часов).
Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.
Роль художника в создании посуды. Форма и украшение посуды обусловлены ее назначением. Работа мастеров Постройки, Украшения, Изображения по изготовлению посуды : конструкция, форма, украшение, роспись. Посуда из различных материалов. Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков и их разнообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения: праздничный, повседневный. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Роль мастера постройки. Растительный, линейный, геометрический характер узора. Колорит платка как средство выражения.
Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение ее назначения: детская, спальня, гостиная. Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детской книги. Роль обложки, шрифт, буквица.Создание художником поздравительной открытки . Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии.
Искусство на улицах твоего города (7 часов).
Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник-архитектор придумывает дома, определяет, каким им быть.
Архитектура садов и парков. Художник архитектор придумал не только здания, но и парки. Парки для отдыха, парки- музеи, детские парки.
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников.
Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах и в парках. Фонари – украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт-Петербурга и др.городов.
Роль художников в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрин. Реклама на улице.
Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогают создавать художники.
Создание из отдельных работ одного или нескольких панно. Дополнить фигурками людей, деревьями.
Художник и зрелище (9 часов).
Роль художника в цирке. Цирк - образ радостного, искрометного и волшебного зрелища. Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности - веселая тема детского творчества.
Спектакль – вымысел и правда театральной игры. Художник- создатель сценического мира. Декорации и костюм. Процесс создания театрально-сценического оформления.
Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Искусство маски в театре и на празднике.
Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, ее конструкция и костюм.
Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста в плакате. Шрифт.
Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения : панно, транспаранты, декоративно- праздничные сооружения, иллюминация, фейерверк, флаги.
Театрализованное представление или спектакль с использованием, сделанных на занятиях масок, кукол и.т.д.
Художник и музей (10 часов).
Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в организации и экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.
Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И. Левитана, А Саврасова, Н Рериха, А Куинджи, В Ван Гога.
Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета в пейзаже.
Экологическая тема в плакате. Плакат- призыв к действию. Роль шрифта. Цветовое решение.
Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины портреты. Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.
Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в пространстве картины.
Изображение в картинах событий из жизни людей. Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.
Организация выставки лучших работ за год « Искусство вокруг нас». Выставка – это всегда событие и праздник общения. Роль художественных выставок.
Промежуточная аттестация проходит в форме коллективного творческого проекта.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название раздела и темы | Кол-во часов | Дата проведения | Виды учебной деятельности | Формируемые УУД (к разделу) | Примечание (описание причин корректировки) | ||||
по плану | факт. | |||||||||
Раздел 1. Искусство в твоем доме (8 часов) | ||||||||||
1. | Твои игрушки придумал художник. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная |
| ||||||
2. | Посуда у тебя дома. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
3. | Мамин платок. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
4. | Обои и шторы в твоем доме. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
5. | Твои книжки. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
6-7. | Поздравительная открытка. | 2 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
8. | Что сделал художник в нашем доме. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
Раздел 2. Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов) | ||||||||||
9. | Памятники архитектуры и наследие веков. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная |
| ||||||
10. | Парки, скверы, бульвары. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
11. | Ажурные ограды. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
12. | Фонари на улицах и в парках. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
13. | Витрины магазинов. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
14. | Транспорт в городе. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
15. | Что сделал художник на улицах моего города. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
Раздел 3. Художник и зрелище (9 часов) | ||||||||||
16. | Художник в цирке. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная |
| ||||||
17. | Художник в театре. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
18. | Маски. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
19-20. | Театр кукол. | 2 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
21. | Афиша и плакат. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
22-23. | Праздник в городе. | 2 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
24. | Школьный праздник-карнавал. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
Как говорит искусство? (9 часов) | ||||||||||
25. | Музеи в жизни города. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная |
| ||||||
26-27. | Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. | 2 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
28. | Защита природы в искусстве. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
29-30. | Картина-портрет. | 2 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
31. | Картина-натюрморт. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
32. | Промежуточная аттестация в форме творческого проекта. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
33. | Картины исторические и бытовые. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная | |||||||
34. | Скульптура в музее и на улице. | 1 | Индивидуальная, групповая, коллективная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 1 класс
Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" (1-4 класс) Тематическое планирование внеурочного курса "Волшебный карандаш" (для 1 класса)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100...
Программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"
Программа внеурочной деятельности по УМК "Начальная школа 21 века"....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 2-4 кл
Программа «Волшебный карандаш» предназначена для детей в возрасте от 7до10 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельностии направлена на обеспеч...
Программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш в гостях у сказки"
Работа клуба направлена на достижение следующих целей: • раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами. • развитие у учащихся эстетического воспр...