«Аленький цветочек»
проект
Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей (экологическое направление)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Аленький цветочек» | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тихоновская основная общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДАЮ» Согласовано Рассмотрено
Директор МБОУ «Тихоновская ООШ» Зам. Директора по ВР руководитель ШМО
_________ Т.К.Евлампьева Г.М.Закирова нач. классов
Приказ № ____ от __________ 2017 г. М,В. Наумова
Программа
пришкольного летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
(экологическое направление)
«Аленький цветочек»
Альметьевского муниципального района
Республики Татарстан.
Начальник пришкольного лагеря
Наумова Марина Владиславовна.
2019г
Альметьевск.
Оглавление
Информационная карта программы……………………………………………стр. 3
Пояснительная записка………………………………………………………… стр.4
Содержание программы……………………………………………………… стр. 6
Условия реализации программы……………………………………………… стр. 10
Мониторинг эффективности программы…………………………………… стр. 13
Ожидаемый результат…………………………………………………………. стр .15
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «Тихоновская ООШ» «Аленький цветочек» |
2 | Направление деятельности |
|
3 | Содержание программы |
|
4 | Автор программы | Учитель начальных классов Бешанова М.В. |
5 | Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тихоновская основная общеобразовательная школа» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.
|
6 | Адрес, телефон | 423454, Альметьевский муниципальный район, село Тихоновка, ул. Терешковой, 72 Рабочий телефон – 8(553) 36-19-01; |
7 | Место реализации | Пришкольный летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при МБОУ «Тихоновская ООШ»; |
8 | Количество детей | 15 человек |
Пояснительная записка.
Каникулы для детей – это всегда зарядка новой энергией, приобретение новых знаний, продолжение освоения окружающего мира, время открытий и побед.
С наступлением летних каникул перед большинством родителей встаёт вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей.
Село Тихоновка находится в живописном месте, где замечательная природа, что создаёт целенаправленную работу для развития и оздоровления ребёнка в летний период. Открытие летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «Тихоновская ООШ» - наилучшая пора для общения ребят с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными загадками природы, здоровье. В школе разработана программа организации летнего отдыха детей под названием «Аленький цветочек», где одной из главных задач является воспитание и формирование экологической культуры. А мероприятия реализуются через учебно-опытный участок. Это проведение экологических праздников, творческих мастерских по изготовлению поделок из природного и бросового материала, организация экскурсий на пришкольный участок и ближайшее природное окружение. Данная программа пришкольного лагеря «Аленький цветочек» экологической направленности является логическим продолжением образовательного процесса.
Новизна данной программы заключается в том, что ребята сами создают учебно-опытный участок «Зелёная лаборатория под открытым небом», наблюдают за ростом лекарственных растений, фиксируют результаты наблюдений один раз в неделю на бумажном сказочном аленьком цветочке. Работа экологического лагеря позволяет осуществить переход от учебной деятельности к этапу детской исследовательской работы. Пришкольный лагерь экологического направления «Аленький цветочек» помогает организовать каникулярное время, неторопливо и бережно вводит ребёнка в мир природы, учит быть здоровым, применяя навыки и умения в согласии с законами природы. В этом и состоит актуальность программы.
Цель – создать благоприятные условия для полноценного летнего отдыха, оздоровления детей и одновременного формирования экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой.
Задачи:
•приобрести элементарные практические навыки по способам выращивания и ухода лекарственных растений в открытом грунте;
•сформировать представления о роли лекарственных растений через беседы, наблюдения за ростом зелёных насаждений в «лаборатории под открытым небом»;
• привлечь каждого ребенка к осознанному выбору здорового образа жизни через спортивные мероприятия, беседы и игровую деятельность, посещение городского бассейна «Дельфин»;
•развить творческие и коммуникативные способности обучающихся в рамках посещения культурных объектов города, проведения праздников, конкурсов;
• Дать возможность раскрыть детям свое «Я», включить в план-сетку мероприятия для подготовки защиты мини-докладов, презентаций в день закрытия лагеря;
Программа рассчитана на детей 7-11 лет.
Срок реализации: 21 день, одна смена, в июне месяце.
Нормативно-правовые условия:
- Закон «Об образовании РФ»;
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;
- Положение о лагере дневного пребывания;
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
- Инструкции по организации и проведению экскурсий;
- Приказы УО;
- Должностные инструкции работников;
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
- Заявления от родителей;
Содержание программы.
2017 год в России объявлен годом экологии. Наша школа расположена в сельской местности, поэтому значительное место в воспитании детей занимают вопросы экологического образования. При школе есть участок земли, где совместно с ребятами мы высаживаем картофель, на грядках высевается морковь, свёкла, кабачки, лук. Работа по экологическому направлению даёт возможность каждому ребёнку проявить все свои способности в полной мере.
При составлении программы учитывалась природа детских интересов, принимались во внимание потребности и желания самого ребёнка, его индивидуальное развитие. Проведение различных экскурсий, виртуальные путешествия по заповедным местам, разработка мини-докладов, конкурсы плакатов, рисунков, стихов о природе.
Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения экологических экскурсий, с учётом возрастных особенностей. Программа предполагает создание на пришкольном участке «лаборатории под открытым небом», где ребята сами под руководством воспитателя, придумывают дизайн участка, ухаживают, наблюдают за ростом лекарственных растений, отмечают это в листке наблюдений раз в неделю. Ухаживая за растениями, школьники с малых лет учатся познавать, ценить, любить природу, усваивать основы экологии. Наблюдают за природной зоной отдыха на территории пришкольного участка. Деревья: ель, кедр, рябина. Кустарники: смородина, вишня, малина. С этой же целью в школе создана коллекция комнатных лекарственных растений, за которыми дети учатся ухаживать.
Программой предусмотрены включение ребёнка в разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. Составление программы «Аленький цветочек», позволяет эффективно использовать ресурсы и возможности пришкольного летнего лагеря, учитывать интересы детей, запросы родителей. Педагогический коллектив лагеря продумал все возможности для раскрытия и потенциала каждого воспитанника.
Режим дня лагеря.
8.30 - 9.00
Сбор детей. Зарядка.
Солнышко встает - спать ребятам не дает.
Чтобы день твой был в порядке, ты начни его с зарядки!
9.00 - 9.15
Организационная линейка.
Пора - пора на линейку, детвора!
9.15
Завтрак
Даже пасмурное утро не испортит завтрак нам,
Любим мы молочный супчик, и "спасибо" поварам!
10.00 - 12.00 Спортивно-оздоровительный час. Опытно-экспериментальная работа.
Лето, воздух и вода-
Наши лучшие друзья!
12.00 - 13.00
"Вместе мы одна семья" (общелагерное дело).
Вместе всем нам весело,
Правда, детвора?
Настроенье бодрое,
Крикнем мы "УРА"!
13.00
Обед.
Подкрепиться всем нам нужно!
На обед идем мы дружно!
Нас покормят, повара,
Прокричим мы им: "Ура!"
14.00 - 14.30
Час в отряде.
Лучше отряда нет на свете,
Знают воспитатели, знают дети.
Если ты час посвятишь сей отряду,
Будет всем весело, будут все рады.
14.30
Уход домой
Вот и кончилась игра,
Расставаться нам пора!
Дома мы поспим чуть-чуть,
Утром снова в лагерь! В путь!
План-сетка программы
№ | Дата | Мероприятие |
1. | 5 июня День дружбы | Торжественная линейка. Проведение инструктажа по ТБ. Конкурсная программа «В кругу друзей». Конкурс рисунков и плакатов «Солнечному миру – Да! Да! Да!» |
2. | 6 июня. День сказок. Пушкинский день в России. | «Путешествие по станциям жизни и творчества поэта» а) Золотая рыбка, Балда и другие». Викторина по сказкам. б) конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина; в) кинопросмотр сказок А.С.Пушкина; |
3. | 7 июня День Земли | Беседа: «Эта хрупкая планета» Наблюдение за лекарственными растениями на пришкольном участке. Дизайн опытного участка: «Зелёная лаборатория». |
4. | 8 июня Всемирный День океанов. | Посещение бассейна «Дельфин». Беседа о реках родного края, их обитателях. Игра-викторина «Экологический светофор». |
5. | 9 июня День России | Конкурс рисунков: «Государственные символы России» Просмотр видеосюжета «Россия-родина моя». Исследовательская деятельность « Геральдика моего села». |
6. | 10 июня День актёрского мастерства | «Как вести себя в театре?». Ситуации поведения. Инсценирование народных сказок. Минутка здоровья «Первая помощь при укусах насекомых». |
7. | 13 июня День наблюдений. | Посещение бассейна «Дельфин». Легенды о лекарственных растениях. Наблюдение, уход за растениями на грядке, подоконнике. Беседа фельдшера о здоровье: «Чем опасны клещи». |
8. | 14 июня В гостях у Светофорика. | Игра по ПДД: «Школа светофорных наук». Презентация по ПДД: «Правила велосипедиста». Отрядное дело на опытном участке. |
9. | 15 июня День птиц. | Посещение бассейна «Дельфин». Союз охраны птиц в России. Презентация. Видеоролик "Голоса весенних птиц".« |
10. | 16 июня День игры. | Путешествие в страну Витаминию». Театрализованная игра. Минутка здоровья «Уроки Мойдодыра» (уход за кожей рук и лица). Шоу «Мыльных пузырей». |
11. | 17 июня День девочек | Отрядные дела творческой мастерской…КТД. «Банты». Конкурс:«Коса-девичья краса». Минутка здоровья «Советы бабушки Агафьи». |
12 | 19 июня День индейца. | Спортивная игра «Турнир индейцев». Шутливые конкурсы. Минутка здоровья «Красивая осанка» |
13. | 20 июня День мастера. | Посещение бассейна «Дельфин». Дымка. Гжель и Хохлома. Народные промыслы русских мастеров. «Дело мастера боится».Конкурс поделок. |
14. | 21июня Международный день цветка | Фотоконкурс «Мой цветочек». Праздник цветов. «Наш ковер - цветочная поляна». Музыкальная гостиная. Отрядное дело на опытном участке. |
15. | 22 июня День Памяти. | Линейка. Зарядка. Линейка, посвященная Дню памяти и скорби «Памятная дата 22 июня 1941 года». Возложение цветов к памятнику павшим воинам. Просмотр видеофильма «Первые четыре часа войны». |
16. | 23 июня В гостях у Любознайки. | Линейка. Зарядка. Экологическая викторина «Зелёный мир». Экскурсия в школьный музей им. М.П.Девятаева. Творческая мастерская. Поделки из природного материала. |
17. | 24 июня День Моды | Отрядное дело на опытном участке. Конкурсная программа «Мистер и Миссис Лето 2017». Минутка здоровья «Опасные наушники» |
18. | 26 июня Праздник Нептуна. | Танец русалок. Викторина «Подводный мир». Шутливые конкурсы рыбака. Правила личной гигиены спортсмена. |
19. | 27 июня День животных. | Экскурсия в зоопарк. Городской парк имени 60-летия нефти Татарстана. Минутка здоровья «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице». |
20. | 28 июня Малый Сабантуй. | Весёлая праздничная программа. Отрядные дела творческой мастерской. Минутка безопасности «Советы при пожаре». |
21. | 29 июня «День сюрпризов» | Подведение итогов работы лагеря. Защита мини-докладов, презентаций о выращенном лекарственном растении. Концерт «До свидания, лагерь!». |
Условия реализации программы.
Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей работает на базе МБОУ «Тихоновская ООШ», где созданы необходимые условия для функционирования лагеря. Директор школы издаёт приказ об открытии лагеря, о назначении должностей и их обязанностях лагеря. На основе этого формируется педагогический коллектив.
Необходимо оборудовать стенд для размещения плана работы, отражающего жизнь лагеря по дням и ход мероприятий с результатами.
Для полной реализации программы педагоги ведут подготовительную работу по организации летнего отдыха детей в оздоровительном лагере. Готовится методическое обеспечение воспитательного процесса:
- изучается научная и методическая литература;
- разрабатываются теоретические и практические занятия;
- подбираются воспитательные мероприятия на разную тематику.
Спортивные мероприятия планируется проводить на спортивной площадке около школы. В плохую погоду будет задействован спортивный зал. Для фиксирования проводимой работы в наличии имеется цифровой фотоаппарат. Питание детей будет осуществляться в столовой МБОУ «Тихоновская ООШ ».
Непременным условием результативности работы лагеря является правильное использование его материальной базы.
Отрядное место (кабинет)
спортзал
столовая
школьный музей
школьная библиотека
актовый зал
спортивная и игровая площадка
Кадровое обеспечение:
Начальник лагеря руководит деятельностью лагеря, ведёт документацию, отвечает за организацию питания воспитанников.
Воспитатель осуществляет воспитательную деятельность по плану работы лагеря: организуют отрядную деятельность, проводят досуговые мероприятия, следит за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной и антитеррористической безопасности.
В реализации программы участвуют:
1. Начальник пришкольного лагеря – Бешанова Марина Владиславовна
2.Воспитатель пришкольного лагеря – Морозенко Розалия Флёровна.
3. Воспитатель пришкольного лагеря – Кизурова Наталья Фаридовна.
3. Руководителем работы лагеря по экологическому направлению является учитель-биолог – Ахметшина Маргарита Баяновна.
4. Повар – Кашапова Надежда Ивановна.
5. Тех.персонал – Валиева Альфира Акрамутдиновна.
Материально – техническое обеспечение:
- Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей.
- Видеотехника и аудиоматериалы.
- Призы и награды для стимулирования.
- Спортивный инвентарь для игр на школьной площадке.
Социальное партнёрство, сотрудничество
Мониторинг эффективности программы.
Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность; материалы по рефлексии мероприятий, отзывы детей и родителей. Дети становятся исследователями загадок природы. Они обсуждают проект дизайна опытнического участка «Зелёная лаборатория под открытым небом», наблюдают за ростом лекарственных растений, фиксируют результаты наблюдений один раз в неделю на бумажном сказочном аленьком цветочке. В ходе работы ребятами спроектирован пробный огород лекарственных растений в условиях пришкольного участка школы. Вся информация о наблюдениях, участии в творческом деле представлена на информационном стенде. Практическая часть предусматривает разработку экологических мини-проектов, конкурсы рисунков, стихов о природе. В течение лагерной смены каждый ребёнок проводит экспериментальную работу по выращиванию лекарственного растения, наблюдает за ростом и развитием растения, изучает его лечебные свойства, пользу для здоровья человека. В конце смены проходит защита мини- доклада перед ребятами отряда.
Педагогами разработана система стимулирования успешности и личностного роста.
Каждый ребёнок может ежедневно получать «волшебный аленький цветочек» за активное участие в жизни лагеря. В конце лагерной смены ребята подсчитывают количество цветочков. По итогам победители получают награды и призы.
Законы лагеря.
- Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зелёным;
- Без разрешения воспитателей (вожатых) не покидай лагерь;
- Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу;
- Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают;
- Время дорого у нас: берегите каждый час, каждую минуту, каждую секунду – не опаздывайте;
- Долой скуку;
- Один за всех и все за одного! За друзей стой горой;
- Будь вынослив и терпелив;
- Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
Ожидаемый и достигнутый результат.
- Созданы максимально комфортные условия для укрепления физического и психического здоровья детей, ребята укрепили своё здоровье в рамках посещения городского бассейна, подвижных игр, спортивных мероприятий.
- У воспитанников сформирована потребность в общении с природой, расширились знания о лекарственных растениях, об окружающем мире.
- Приобретены практические навыки по выращиванию лекарственных растений в открытом грунте и в огороде на подоконнике.
- Развиты творческие и коммуникативные способности ребёнка путём проведения праздников, творческих мастерских, посещения культурных объектов города.
- Научились наблюдать за жизнью растений, фиксировать результаты наблюдений, анализировать опытные данные и представили защиту мини-доклада.
- получение удовлетворения и удовольствия от своего труда и чувства гордости за цветущий пришкольный участок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина С. Аксаков "Аленький цветочек"
Литературная викторина....
Презентация С.Т. Аксаков "Аленький цветочек"
Презентация может использоваться при изучении сказки Акксакова "Аленький цветочек"...
Урок литературного чтения по произведению Аксакова "Аленький цветочек"
В материале представлена методическа разработка и презентация первого урока по творчеству Аксакова "Аленький цветочек" (УМК "Школа России", учебник Климановой). В приложениях - карточки для индивидуал...
Кроссворд по произведению Аксакова С.Т. «Аленький цветочек»
Крссворд для внеклассного чтения 2 класс...
Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
1. Познакомить с творчеством С.Т. Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек». Учить работать с детской книгой.2. Развивать:а) умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, с...
Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
1. Познакомить с творчеством С.Т. Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек». Учить работать с детской книгой.2. Развивать:а) умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, с...
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек
1. Познакомить с творчеством С.Т. Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек». Учить работать с детской книгой.2. Развивать:а) умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, с...