Взаимодействие учителя и тьютора в пространстве урока
статья
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя и тьютора в пространстве урока
Елена Александровна Шевелева
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Светлана Юрьевна Двоеглазова
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Радужный, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются способы взаимодействия тьютора и учителя при обучении ребёнка с РАС. Определяются и разграничиваются роли учителя и тьютора в пространстве урока. Представлены основные этапы построения педагогического процесса, и организация урока. Анализируются пути преодоления трудностей, возникающих при усвоении учебного материала у обучающегося с РАС.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, тьюторство, педагогическое взаимодействие, модель взаимодействия «Учитель-Тьютор-Ученик», командная работа, адаптация образовательной среды
В системе начального общего образования в последнее десятилетие произошли значительные изменения, повлиявшие на содержание деятельности педагогов образовательных учреждений. Это и процесс модернизации содержания образования, и новые приоритеты в образовательной политике, и изменение концептуальных ориентиров - все это потребовало создания гибкой структуры методической службы и новых подходов к методической деятельности учителя.
В непрерывном педагогическом образовании, одной из значительных является методическая работа, немаловажную роль играет тьюторство. В педагогике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. Если говорить простым языком, то тьютор – это педагог, который помогает, направляет своего подопечного. В современной школе из-за включения в образовательный процесс обучающихся с РАС возникла острая потребность в индивидуальной поддержке такого ученика тьютором, на протяжении всего периода обучения. Роль тьютора в школе строится на четком определении его компетенций, с учетом изменения роли учителя в учебном процессе.
Опыт показал, что сопровождение обучающегося с РАС тьютором в школе является одной из самых эффективных при формировании основ учебной деятельности, так как осуществляется постоянное педагогическое сопровождение. Тьюторское сопровождение ребенку с РАС указывается в рекомендациях Психолого-медико-педагогической комиссии.
Учитель и тьютор работают в одной команде. Их взаимодействие осуществляется в трех основных направлениях:
1) в процессе обучения;
2) в процессе социализации;
3) в процессе работы с родителями (законными представителями) «ребенка с РАС».
Проанализируем, результативность взаимодействия учителя и тьютора в процессе обучения ребенка с РАС на уроке.
Основные этапы взаимодействия учителя и тьютора в образовательном процессе – это:
- Обсуждение целей и задач совместной работы;
- Совместное планирование урока с учетом соотношения цели и задач урока в соответствии с предполагаемым уровнем освоения ребенком с РАС данной темы и запланированными результатами.
- Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий, включение ребенка в различные формы активности на уроке, в различные формы учебного взаимодействия (индивидуальная работа, работа в парах, мини-группах, фронтальная работа).
- Обсуждение вероятных затруднений в образовательной деятельности обучающегося с РАС и путей их преодоления;
- Ежедневная фиксация наблюдений за поведением обучающегося в школьной среде, с целью совместного планирования работы по преодолению возникших трудностей. И учитель, и тьютор записывают в дневнике наблюдения индивидуальные особенности поведенческих проявлений ребенка в образовательном процессе. Анализируя зафиксированные наблюдения, учитель и тьютор планируют наиболее эффективное построение взаимодействия в тройке: ребенок - учитель – тьютор.
Тьютор — это помощник учителя. Цель работы тьютора при организации учебной деятельности ребенка с РАС, это:
- адаптация образовательной среды
обучающийся с РАС из-за своих особенностей не может находиться на равных условиях с другими детьми класса, так как темп, способ и эффективность восприятия информации им всегда индивидуальны, поэтому тьютор помогает учителю тем, что обеспечивает успешное решение задач прогрессивного личностного развития ребенка с РАС. Помогает создавать комфортные условия для успешного включения ребенка в процессе урока, организует рабочее место для ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
- оказание помощи тьютором учителю в адаптации учебного материала
Реализует поиск способов эффективного усвоения материала обучающимся, осуществляет подбор наглядного материала, компьютерных программ, специальных дидактических пособий и канцтоваров и др.
Тьютор помогает облегчить процесс восприятия и обработки ребенком с РАС получаемого учебного материала и выступает в качестве посредника между учителем и учеником.
Учитель и ученик взаимодействуют через непосредственное участие в образовательном процессе тьютора. Например: учитель на уроке дает всем детям учебное задание, но ребенок с РАС зачастую не может самостоятельно обработать полученную информацию, тьютор в этом случае помогает ребенку, индивидуально адаптируя инструкцию учителя. Тьютор открыто не вмешивается в учебный процесс, он «тень» и учителя, и ребенка.
На уроке взаимодействие учителя и тьютора является односторонним. Учитель непосредственно обращается к ребенку, но опосредованно к тьютору. Тьютор всегда сосредоточен и внимателен, готов помочь обучающемуся в любую минуту.
Каждый ребенок с РАС имеет индивидуальные особенности и неповторим, поэтому нет определенных шаблонов для педагога в образовании обучающихся данной категории. А значит, во время урока тьютор самостоятельно определяет, какой вид помощи или подсказки использовать, учитывая уровень знаний ребенка, его индивидуальные особенности, настроение и другие факторы.
Рассмотрим некоторые виды подсказок, которые используются на уроках, как эффективное средство обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
1.Полная физическая подсказка или «рука в руке».
Обучающемуся дается учителем учебная задача, тьютор стоит позади ребенка и и придерживает его руки в своих. Тьютор молча делает все сам, используя руки ребенка. Тем самым направляет действия обучающегося на протяжении всей целевой деятельности. При этом говорит и хвалит ребенка учитель.
2. Частичная физическая подсказка.
Учитель дает задание, тьютор предоставляет обучающемуся некоторую помощь, управляя действиями обучающегося на протяжении части целевой деятельности.
Важно помнить, что целью обучения является самостоятельность ребенка, навыки должны быть автоматизированы и выполняться ребенком без поддержки. Поэтому педагог планирует постепенное снижение уровня физической поддержки.
Физическая подсказка может использоваться при обучении имитации, игровым навыкам и навыкам письма, при формировании поведения слушателя (понимание речи/инструкций), при выполнении заданий на визуальное восприятие (соотнесение, последовательность).
3. Жестовая подсказка.
Включает в себя указание, кивание или любой другой вид действия, которое обучающийся может наблюдать у педагога.
Ребенок во время выполнения задания следит за жестами учителя и тьютора, и понимает продолжать задание или закончить. Например, начало движения по хлопку или окончание игры после движения педагога в виде скрещенных перед собой рук. Существует целая система жестов-подсказок, которые люди используют в повседневной жизни. Например, жесты, символизирующие движения (бег, ходьбу, бросок), действия (пить, есть, писать) или предметы (шапка, руль). Жест одобрения, подбадривания ребенка – это может быть просто улыбка, кивание головой, движение руки, приглашающее ребенка войти или продолжить действие. Учителю и тьютору необходимо показывать ребенку свое одобрение и радость от совместной с ним деятельности, не только от его успехов и от его готовности продолжать делать то, что пока не очень хорошо получается. Этот вид подсказки возможен во всех областях обучения.
4. Моделирование учебной ситуации.
Учитель и тьютор моделируют правильное поведение обучающегося при выполнении учебного задания. Например, если учитель просит ученика взять учебные принадлежности, то тьютор может сам выполнить это действие в качестве подсказки. Одним словом, педагог демонстрирует обучающемуся модель учебных действий.
5.Визуальная подсказка.
Данная подсказка предполагает использование картинок, знаков, текста, видео, рисунков, схем, инструкций на бумажном или электронном носителе. В ходе выполнения учебных заданий детям с РАС также могут понадобиться дополнительные визуальные подсказки, заложенные в самих материалах для занятий. Например, педагог просит ребенка показать карточку, то есть выбрать её из трех или четырех. При этом нужная карточка должна быть крупнее по размеру.
6. Позиционная подсказка.
Эту подсказку лучше использовать, при работе за столом (партой). Педагог располагает учебный объект ближе к ученику, выстраивает на столе нужную последовательность для того, чтобы ребенок правильно выполнил задание. Например: учитель показывает ребенку три объекта – мячик, ботинок и яблоко – а затем просит ребенка: «Покажи, что из этого фрукт». Тьютор размещает яблоко ближе всего к ребенку, и он сразу его заметит.
Этот вид подсказки в основном применяется при формировании навыков визуального восприятия и поведения ученика. Удаление позиционной подсказки происходит за счет постепенного изменения объема и способа предоставления материалов.
7. Вербальная подсказка.
Это применение слов и подсказок. Вербальная подсказка используется при обучении умению просить приемлемым способом, комментировать (называть и описывать объекты без намерения их получить), для обучения спонтанному произнесению звуков (вербальная имитация, заполнение пробелов в стихах/песнях/фразах), при формировании и развитии социальных и коммуникативных навыков (приветствие, определение социальной ситуации).
Полная вербальная подсказка – тьютор дает обучающемуся полный устный ответ (произнесение всей фразы или слова) на заданный учителем вопрос, ребенок повторяет за тьютором.
Частичная вербальная подсказка – тьютор дает ответ на заданный учителем вопрос ученику частично или же просто произносит первую «фонему или звук» и др.
Важные советы по использованию подсказок:
Подсказку необходимо использовать сразу же после инструкции учителя. При подаче нового учебного материала, формировании нового навыка, умения, подсказки должны быть самыми сильными. На следующем этапе подсказки рациональнее встраивать в обучающую ситуацию, только в том случае, если ученику сложно самостоятельно выполнить учебное задание. А потом стараться полностью избавляться от них, чтобы ребёнок выполнял инструкции без подсказок. Это важно для того, чтобы ребенок не стал зависимым от подсказок, то есть, излишне не полагался на них.
И так, взаимодействие учителя и тьютора в учебном процессе не открытое, их работа по обучению и коррекции ребенка с РАС подразумевает единую направленность педагогического воздействия. Совместно работают над оценкой навыков ребенка, совместно выбирают методы обучения, основные цели коррекции и обучения исходя из индивидуальных особенностей ребенка с РАС, что является залогом эффективности усвоения знаний аутичным ребенком. Так же командная работа учителя и тьютора позволяет в полной мере реализовывать системный подход и повысить эффективность образовательного процесса, обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития ребенка с РАС не только в учебе, но и в формировании ключевых жизненных компетенций.
Список литературы
- Ковалева Т. М., «Профессия «Тьютор» / Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров, М. Ю. Чередилина, М.-Тверь 2012г.: «СФК-офис», 2012
- Семаго Н.Я. Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности. М.: Генезис, 2011.
- Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие / под ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2017
- Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: "Взаимодействие учителя и обучающегося на уроках литературного чтения по ФГОС"
Доклад может быть представлен для учителей начальных классов на методобъед....
Тема самообразования "Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО"
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального ...
Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО.
Тема: Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО Образовательный процесс в соврем...
Статья "Разработка технологической карты урока как условие эффективного проектирования взаимодействия учителя и обучающихся на уроке"
Статья опубликованная в журнале "Наука и практика" в помощь педагогу для разработки своего урока с использованием технологической карты....
Способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке для повышения качества образования.
Способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке....
Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»
Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»...
Конспект урока математики в 1 классе с применением здоровьесбережения. Взаимодействие учителя и логопеда на уроке
Конспект урока математики в 1 классе с применением здоровьесбережения ориентирован на обучающихся с нормой развития и обучающихся с ОВЗ....
- Мне нравится (1)