Статья
статья

Медведева Людмила Александровна

«Условия формирования творческого мышления младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennoe_ekologicheskoe_obrazovanie.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Л.В. Медведева, С.В. Глазунова, учителя начальных классов,

МБОУ лицей №3 г. Воронежа

В настоящее время в целях предотвращения экологической катастрофы первостепенное внимание уделяется экологическому образованию школьников. Оно становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды - все это создает угрозу существования самой жизни на Земле. В федеральном государственном образовательном стан-

дарте начального общего образования говорится о том, что «программа формирования экологической культуры ... должна обеспечивать формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся».

Только в конце ХХ века человечество осознало всю пагубность своего бездумного «хозяйствования» на Земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли. Экологический кризис на планете в конце концов «победит» не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования

[2]. Важным принципом этой системы является непрерывность экологического образования, что означает взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: детский сад - школа - вуз (колледж, техникум, училище) - послевузовское образование.

В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет второе звено - школа, а в школе - начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического образования

[3]. В Концепции экологического образования под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью п).

Л.П. Симонова в своей статье «Этические беседы по экология с младшими школьниками» в экологическом образовании выделяет следующие аспекты:

- научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младшего школьника к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, связи между ними;

- ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека, развитие цивилизации ориентировано на совершенствование личности, формирование гуманистических идеалов, новой системы ценностей: жизнь во всех ее проявлениях как высшая ценность; человек как компонент сложной системы, которую изучает экология; универсальные ценности природы; ответственность за развитие биосферы и человеческого общества;

- нормативный аспект содержания экологического образования — это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Основы экологической культуры, как любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

- практически - деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. В деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с природой.

Целью экологического образования является становление экологической культуры личности ин общества. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом обучения является начальная школа. Конкретная цель экологического образования младших школьников может быть сформулирована следующим образом: становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практико-деятельностного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека, Эта формулировка опирается на такие психофизиологические особенности младших школьников, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость; стремление овладеть методами изучения природного и социального окружения, правилами и нормами поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным обитателям.

Литература

1. Козина Е.Ф., Степонян Е.Н. Методика преподавания естествознания. — М.; «Академия», 2004.

2. Минаева В М-Н. Экологическое воспитание в начальных классах. - Минск: Нар.асвета, 1987.

3. Моисеев Н.Н. Экология и образование. — М., 1996.

4. Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // Начальная школа. — 1999. - №5.

5. Склярова Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. — 2005. - №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...