Статья
статья
В данном разделе представлена статья "Современные образовательные технологии, применяемые по ФГОС в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные образовательные технологии, применяемые по ФГОС в начальной школе | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПО ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Валеева Юлия Алексеевна
Студентка колледжа ЮУрГГПУ,
г. Челябинск
Аннотация: В статье раскрывается технологии, применяемые по ФГОС, по которым успешно работают учителя младших классов. Раскрываются преимущества этих технологий над другими. Говорится об их значение, сущность и задачи.
Ключевые слова: современные педагогические технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии, групповые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологии формирования творческой личности, ФГОС.
Педагогическая наука и практика характеризует современную отечественную систему образования как кризисную, связанную с кризисом общества и его переходом из сферы политики и экономики в область культуры и образования. изменения, происходящие в политической и социально-экономической сферах развития общества, неизбежно отражаются и на развитие системы профессиональной подготовки специалистов различного профиля.
Современный период развития педагогического знания характеризуется крайней степенью противоречивости. С одной стороны, накоплено огромное масса педагогических сведений, как теоретико-методологического, так и прикладного характера, касается практически всех сторон и сфер педагогической деятельности, с другой стороны, эта масса рискует стать критической, вследствие невозможности ее продуктивного использования из-за разнородности и противоречивости многих педагогических идей, положений, концепций, категорий, терминов, технологий и методик.
Сущность образовательных технологий выражается в том, что меняется характер образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, то есть сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании (они выступают, как равноправные участники учебного процесса).
В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся технологии:
1. Личностно-ориентированные технологии обучения:
- технология разноуровневого обучения;
- технология обучения как учебного исследования;
- технология обучения в сотрудничестве;
- технология эвристического обучения;
- метод проектов;
- развивающее обучение - (Занков, В. Давыдов, Д. Эльконин).
2. Предметно-ориентированные технологии обучения:
- технология постановки целей;
- технология полного усвоения (М. Кларин)
- технология педагогического процесса;
- технология концентрированного обучения;
- модульное обучение.
3. Информационные технологии:
- ИКТ (информационно-коммуникационные технологии);
- технологии дистанционного обучения.
4. Технологии оценивания достижений учащихся:
- технология «Портфолио»;
- безоценочное обучения;
- рейтинговые технологии.
5. Интерактивные технологии:
- технология «Развитие критического мышления
через чтение и письмо »;
- технология проведения дискуссий;
- технология «Дебаты»;
- тренинговые технологии.
Любой учитель ищет свои пути, с годами производит и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. У каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.
Следовательно, для повышения эффективности образовательного процесса во время проведения уроков в начальной школе, необходимо использовать современные педагогические технологии. Наша задача - не давать готовые знания ученику, а компетентно организовать самостоятельный познавательный процесс. Следовательно, нужно использовать в своей педагогической практике технологии, которые реализуют личностно-ориентированное обучение, которые обеспечивают привлечения каждого ученика в активный познавательный процесс.
Рассмотрим несколько технологий, которые применяются в школе по ФГОС. Некоторые из них я наблюдала на практике в школе.
Технология проблемного обучения.
Технология проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые предоставляют обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, становится возможным при условии решения возникающих противоречий, создание проблемных ситуаций на уроке. В преодоления посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников. Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Следовательно, такая технология привлекает к новым возможностям построения любого урока, где младшие школьники не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой, дети лучше усваивают не то, получившие в готовом виде и «зазубрили»,а то, что открыли сами и выразили по-своему.
Исследовательская работа.
Такой подход позволяет перевести ученика слушателя в активного участника процесса обучения. Исследования - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по своей природе исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей младшего школьного возраста наблюдать, сравнивать, ставить вопросы, а также выработать желание найти ответы. Следовательно, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.
Здоровьесберегающие технологии.
Знания, владение и применение здоровьесберегающих технологий является важной составляющей профессиональной компетентности современного педагога. Отметим, что понятие «Здоровьесберегающие» можно отнести к любой педагогической технологии, в процессе реализации создает необходимые условия для сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - учащихся и учителей. А главное, что любая педагогическая технология должно быть здоровьесберегающей [3].
Выдающийся педагог К. Ушинский сформулировал основной закон детской природы: «Ребенок требует деятельности, непрестанно и устает не деятельность, а ее однообразием. Заставьте ребенка сидеть, и она очень быстро устанет; лежать - то же; идти она долго не может, не может ни говорить, ни петь, ни читать и меньше - долго думать; но она пустует и движется целый день, меняет и заставляет все эти деятельности и не устает ни на минуту, чем младше возраст, тем разнообразнее должна быть деятельность » [7].
Как-то учитель на практике сказал мне: «Дайте ребенку немного подвигаться, и она подарит вам снова десять минут оживленной внимания, если вы сумели их использовать, они дадут вам в результате больше, чем целую неделю полусонных занятий ». И я полностью согласна с её словами.
Игровые технологии.
Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая помощью игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а детям удобно и естественно его взять.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к ученикам, привлекать каждого ученика в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть различными по своему назначению, содержанию, средствами организации и проведения. С их помощью можно решать какое-либо одно задание (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т.п.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и др.
Информационно-коммуникативные технологии.
Информационно-коммуникационные технологии обучения (ИКТ) - это совокупность методов и технических средств реализации информационных технологий на основе компьютерных сетей и средств обеспечения эффективного процесса обучения.
Использование информационных технологий открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.
Уроки с использованием ИКТ является одним из наиболее важных результатов инновационной деятельности в начальной школе. ИКТ существенно помогают педагогу в его работе - это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание арточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранения личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов. Все это позволяет с более короткое время получить более высокий результат в обучении детей.
Технологии формирования творческой личности.
Основная задача данной технологии - создать максимально благоприятные условия для творческого развития детей младшего школьного возраста. Придя в школу, дети должны углубляться в атмосферу творчества, поиска нового, подвергать сомнениям стали истины. Эта технология тесно переплетается с другими технологиями, однако она имеет и свои индивидуальные черты: деятельность ученика не должна регламентироваться, нужно постоянно вызывать интерес ребенка к обучения. Важную роль в стимуляции у школьников интереса к труду играют задачи: подбор учителем задач, требующих творческого переработки, обобщения, систематизации, умений и навыков сравнивать и анализировать, поиска; использование игровых моментов, стимулирующих проявления самостоятельности учащихся, их творческих возможностей; решения творческих задач.
Технология формирования творческого ученика ориентирована на личность. Это означает максимальную индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса. Учитель, который формирует творческую личность, должен быть новатором по сути своей. Только тогда новые идеи, прогрессивные принципы и приемы помогут ему создавать новые педагогические технологии, внедрять различные инновации в учебно-воспитательный процесс. И только тогда будет перестроено всю систему воспитания и обучения в сторону повышения ее эффективности [2].
Таким образом, педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в котором все входящие у него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий, применяемых по ФГОС, заключаются не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтроля и самооценки результатов обучения. Приоритетом обучения должно стать не усвоение учащимися определенного объема знаний, умений и навыков, но и умение младших школьников учиться самостоятельно, приобретать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужно, крепко их запоминать и связывать с другими. Внедрение современных педагогических технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации младших школьников.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи / В.П. Беспалько. - Москва: Педагогика, 1990. - 184 с.
2. Дичкивская И.М. Инновационные педагогические технологии: учебник / И.М. Дичкивская. - 2-е изд. - Киев: Академвидав, 2012. - 352 с.
3. Образовательные технологии: учеб. посибн. / А.Н. Пехота, А.З. Киктенко, А.Н. Любарская и др .; Под общ. ред. А.Н. Пехоты. - Киев: А.С.К., 2001. - 256 с.
4. Подготовка будущего учителя к внедрению педагогических технологий / под ред. И. Зязюн, А. Пехоты. - Киев: Изд-во А.С.К., 2003. - 240 с.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / К. Селевко. - Москва: Народное образование, 1998. - 256 с.
6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: [в 2-х т.] / К.Д Ушинский. - Киев: Радянська школа, 1983. -Т. 1. - 488 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...