3. Методическое обеспечение образовательного процесса
материал

Парагульгова Луиза Магомедовна

3.1. Технологическая карта урока, структура, методические рекомендации по ее заполнению.

3.2. Образовательные технологии в области начального общего образования (перечень+краткая характеристика), можно ссылкой на документы, электронную книгу.

3.3. Алгоритм деятельности педагога по самообразованию.

3.4. Организация исследовательской деятельности в области начального общего образования.

3.5. Создание предметно-развивающей среды учебного кабинета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по разработке технологической карты

Технологическая карта урока — это графическое отображение сценария урока, план проведения урока, в котором заложены   методы   индивидуальной работы и   возможности вариативного развития урока.  Здесь описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие. В технологической карте может быть четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • основные понятия темы;
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

        Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;
  • обеспечить повышение качества образования.

        Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС. 

1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты. Например:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?

Тип урока: урок открытия нового знания.

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

  • вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;
  • дать уточненное определение термина «корень»;
  • учить находить корень слова;
  • учить подбирать родственные слова разных частей речи.

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.

2.Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который будет включать такие разделы:

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

3.При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.

4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

6.Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».

7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.

8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты. 

Технологическая карта урока по ФГОС — современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке.



Предварительный просмотр:

 «Педагогическая технология – это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс» (Б.Т. Лихачев).

«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).

Само слово «технология» происходит от греческих techne – искусство, мастерство и logos – наука, закон. Следовательно, дословно «технология» – наука о мастерстве. Основные характерные признаки любой технологии: является процессуальной категорией; может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов. Таким образом, технологию отличает наличие жестко определенной системы предписаний, гарантированно ведущих к цели; воспроизводимость технологии; измеримость и гарантированность результата.

Признаки, присущие педагогической технологии:

Концептуальность (научная база): каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, научное обоснование достижения образовательных целей.

Системность: педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса; взаимосвязью всех его частей; целостностью. Диагностическое целеобразование и результативность – гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения.

Управляемость: возможность диагностичного целеполагания; планирования; проектирования процесса обучения; поэтапной диагностики; варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность по результатам и оптимальность по затратам, гарантированность достижения запланированных результатов обучения в сжатые сроки.

Воспроизводимость (алгоритмируемость, проектируемостъ, целостность, управляемость) – возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Корректируемостъ – возможность постоянной оперативной обратной связи.

Принципиально иной подход использует В.П. Беспалько, отмечая, что «любые процессы, протекающие в определенных условиях, в совокупности с этими условиями называются системами… Системы, в которых осуществляются педагогические процессы, называются педагогическими системами». При этом структура педагогической системы представляется им как две взаимосвязанные между собой группы: группа элементов, формулирующих педагогическую задачу (учащиеся, цели образования, содержание образования), и группа элементов, образующих педагогическую технологию (процессы обучения, организация обучения, учитель или средства обучения)

В современной педагогике утвердилось представление о единстве компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. Содержание образования, являясь сущностной частью образовательной технологии, во многом определяет и ее процессуальную часть (совокупность методов и средств). При изменении содержания образования в конкретной предметной области, как правило, изменяются цели обучения, а изменение целей обучения влечет за собой изменение методик, технологий обучения.

Классификация педагогических технологий

Педагогические технологии можно классифицировать по разным критериям Критерии классификации педагогических технологий

Характер содержания образования− светские и религиозные, обучающие и воспитывающие, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические

Категория обучающихся −массовая школа; продвинутый уровень (лицеи, гимназии и т.д.); компенсирующее обучение (классы коррекции, поддержки, выравнивания); работа с трудными и одаренными детьми в рамках массовой школы

Длительность применения −дисциплина, тема, модуль, урок

Организация учебной деятельности Классно-урочная система (дидахография); современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами; групповые и дифференцированные способы обучения и др.

Отношение к ребенку− авторитарная; личностно-ориентированная; технология сотрудничества и т.д.

Научная концепция усвоения знаний теория формирования понятий (Богоявленская, Менчинская и др.); теория гештальта; теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, Талызина); суггестивная теория (обучение на основе эмоционального внушения, приводящее к сверхзапоминанию); теория содержательного обобщения В.В. Давыдова и т.д. Из наиболее распространенных в российской педагогической практике можно выделить следующие технологии:

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии.

Современные образовательные технологии способствуют повышению, качества образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.

В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

 Информационно – коммуникационная технология

 Проектная технология

 Технология развивающего обучения

 Здоровьесберегающие технологии

 Игровые технологии

 Модульная технология

 Технология мастерских

 Кейс – технология

 Технология интегрированного обучения

 Педагогика сотрудничества.

 Технологии уровневой дифференциации

 Групповые технологии.

 Традиционные технологии (классно-урочная система)

1) Информационные и коммуникационные технологии

Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.

Образовательная деятельность на основе ИКТ:

 открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,

 инструменты «взрослой» информационной деятельности,

 среда информационной поддержки учебного процесса,

 гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,

 современные системы управления учебным процессом.

В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени обучения, как правило, выступают следующие:

 формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска, обработки и хранения;

 освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с электронными ресурасами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами); различными мультимедийными источниками; некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом).

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

Урок с использованием информационных технологий становится более наглядным для учащихся, появляется мотивация к изучению предмета. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде). Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

Технология развития критического мышления.

Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

Организация работы учащихся с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.) позволяет развивать критическое мышление – самостоятельное целеполагание, рефлексия, коллективная, парная и индивидуальная работа на уроке. Цель урока: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.

Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).

Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в приобретении знания, а также сам процесс, методы и приемы.

Основные методические приемы развития критического мышления

1. Прием «Кластер»

2. Таблица

3. Учебно- мозговой штурм

4. Интеллектуальная разминка

5. Зигзаг, зигзаг -2

6. Прием «Инсерт»

7. Эссе

8. Приём «Корзина идей»

9. Приём «Составление синквейнов»

10. Метод контрольных вопросов

11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

12. Круги по воде

13. Ролевой проект

14. Да - нет

15. Приём «Чтение с остановками»

16. Приём « Взаимоопрос»

17. Приём «Перепутанные логические цепочки»

18. Приём « Перекрёстная дискуссия»

Технология проектного обучения – педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, творческая, познавательная работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, выполненная под руководством педагога.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия , при которых учащиеся:

1.самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2.учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3.приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

4.развивают у себя исследовательские умения;

5.развивают системное мышление.

Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация- продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:

1. Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).

2. Формулирование цели и задач деятельности.

3. Составление плана и программы.

4. Выполнение плана.

5. Презентация готового продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Технология развивающего обучения.

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.

Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития. Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых разрешить ситуации, снять возникшее противоречие. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.

-строят гипотезу,

-намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

-аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

Здоровьесберегающие технологии.

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

· место и длительность применения ТСО;

· включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

· профилактика стрессов:

работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Применение таких технологий помогает сохранению и укреплению здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках, улучшению психологического климата в детских коллективах; приобщению родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышению концентрации внимания, снижению показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Игровые технологии.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в социуме которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе», А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе» и О.А.Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей».

В игровой деятельности учебный процесс познания становится доступным и увлекательным для школьникови усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Классификация педагогических игр

1. По области применения:

—физические

—интеллектуальные

—трудовые

—социальные

—психологические

2. По (характеристике) характеру педагогического процесса:

—обучающие

—тренинговые

—контролирующие

—обобщающие

—познавательные

—творческие

—развивающие

3. По игровой технологии:

—предметные

—сюжетные

—ролевые

—деловые

—имитационные

—драматизация

4. По предметной области:

—математические, химические, биологические, физические, экологические

—музыкальные

—трудовые

—спортивные

—экономически

5. По игровой среде:

—без предметов

—с предметами

—настольные

—комнатные

—уличные

—компьютерные

—телевизионные

—циклические, со средствами передвижения

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Обучение в игре позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

-стимулируется познавательная деятельность

-активизируется мыслительная деятельность

- самопроизвольно запоминаются сведения

- формируется ассоциативное запоминание

-усиливается мотивация к изучению предмета

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью.

Таким образом, используя современные образовательные технологии, можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.

3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.

Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

• мне интересно то, чему меня учат;

• мне интересен тот, кто меня учит;

• мне интересно как меня учат.

         Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса.  

Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности обучающихся.



Предварительный просмотр:

Организация самообразования педагогов. Алгоритм работы

На современном этапе качественным можно  считать такое  образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться,  саморазвиваться.

Самообразование только тогда считается законченным, когда человек становится способным к дальнейшему саморазвитию. Различные формы образовательной деятельности (курсы, семинары, педсоветы и т.д.) лишь тогда можно считать эффективными, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой для дальнейшей самостоятельной работы педагога.

Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот учитель, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной деятельности и владеет необходимыми навыками, сможет осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме педагогического обучения, то есть, организовать образовательное пространство с субъект-субъектными отношениями. (К.Д.Ушинский)

Как показывает практика, далеко не все учителя способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Педагоги часто задаются вопросами:

Что обеспечивает успех моей деятельности?

Что влияет на ее результат?

Какова цель моего педагогического труда? Каков должен быть результат? Как его измерить?

Как перевести педагогические идеи, задачи на практический уровень? И другие.

Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что в учреждении образования необходимо создать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний.

Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе.

Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию.

Роль методической службы на первом этапе заключается в том, чтобы на основе материалов диагностики помочь учителям сформулировать, откорректировать темы по самообразованию, грамотно спланировать работу. После выбора тем составляется реестр. Самообразование каждого будет значимым в том случае, если оно определяется проблемным полем учреждения образования. Учителю предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства. (См. Кухарев Н.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества)

С целью повышения эффективности самообразования в ходе работы различных формирований необходимо знакомить педагогов с такими видами работы, как прогнозирование, проектирование, конструирование, программирование. Немаловажно учитывать такие факторы, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации и другое.

Способствовать успеху будет дифференцированный подход в работе с педагогами, умело выстроенные этапы процесса самообразования (ситуативное, ситуативно-инициативное, инициативное).

Плановый характер этого процесса придаст деятельности педагога стройность, ясность. Сам план может состоять из четырех разделов:

  1. Основные вопросы для изучения
  2. Этапы работы над материалом по определенным вопросам
  3. Практический выход (доклад, урок, методическая разработка)
  4. Где, когда и как реализуется

Завершается самообразовательный процесс по определенной проблеме анализом, самооценкой эффективности выполненной работы, а в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности.

Алгоритм работы учителя по самообразованию может быть следующим:

  1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям
  2. Разработка плана по самообразованию
  3. Определение источников информации
  4. Изучение теоретических источников
  5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, мероприятий)
  6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов
  7. Подготовка отчета по теме самообразования
  8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности

Методическая служба района, учреждения образования может придерживаться следующего алгоритма работы:

  1. Содержание деятельности
  2. Субъект выполнения
  3. Сроки выполнения

Методическим советам необходимо коллегиально разработать критерии эффективности самообразования. В них может быть учтено следующее:

  1. Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер
  2. Качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент)
  3. Имеет место научная обоснованность плана
  4. Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении
  5. Прослеживается значимость и перспективность педагогического труда
  6. Наблюдается положительная динамика результатов деятельности учащихся
  7. Очевиден интерес учителя к продолжению самообразования
  8. Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета
  9. Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач
  10. Формируется социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования) компетентности
  11. Развивается способность использования в своей работе информационных технологий

Коллегиальный принцип может быть учтен и при разработке алгоритма стимулирования (морального и материального) самообразования.

В рамках деятельности методической службы возможна разработка системного подхода к организации самообразования педагогов на основе принципов добровольности, аналитичности, преемственности.

С целью совершенствования методической работы по организации самообразования педагогов предлагается ознакомиться со следующими материалами.



Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности в области начального общего образования.

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников.

В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированности мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности в начальной школе, однако мы начинаем вовлекать младших школьников в проектную деятельность с первого класса.

Начальная школа – это важнейший этап образования каждого человека. В настоящее время главными задачами современной школы, является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Таким образом, на первый план выходит личность школьника, способность его к самостоятельному целеполаганию, самоорганизации, самостоятельному решению проблемы и рефлексивному анализу своей деятельности. Все начинается в начальной школе через организацию познавательной деятельности исследовательского характера на уроках, внеурочное время.

Участие в работе над коллективными или индивидуальными проектами способствует формированию у младших школьников умение отбирать и анализировать информацию, работать с энциклопедиями, справочниками, специальной литературой, посвященной различным формам жизни и деятельности человека, отраслям техники, научным открытием. Использовать возможности информационных технологий. Ученики младшей школы учатся проводить наблюдения, брать интервью, систематизировать и обобщать полученную информацию, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы.

При организации исследовательской деятельности учителю необходимо учитывать и степень самостоятельности учащихся, которая зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта исследовательской деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в классе или группе. Необходимо учитывать и тот факт, что у учащихся младших классов ещё недостаточно знаний, умений и навыков для правильного оформления продукта своих исследований. У них ещё не очень хорошо развиты навыки письменной речи: они не умеют грамотно составлять тексты (особенно научные), допускают орфографические и стилистические ошибки. Поэтому учителю нужно организовать не только исследовательскую деятельность ребят, но и помощь взрослых (учителей, родителей, старших братьев и сестёр, старшеклассников) в этой деятельности. Наряду с этими недостатками младшие школьники обладают рядом особенностей, которые способствуют успешному проведению исследовательской деятельности. Одна из самых главных особенностей – наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимание взгляд взрослого человека. Другая особенность – это аккуратность и исполнительность. И, наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение.

Результаты поисков широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности, приносящей еще больше удовольствия младшим школьникам.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на новые стандарты второго поколения, где на смену ведущему лозунгу прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В арсенале инновационных педагогических идей, особое место занимает исследовательская деятельность, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему.

Проблема организации исследовательской деятельности продиктована временем и изменениями в обществе, когда вырастает потребность в самостоятельных людях способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем, способных самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать свои действии, эффективно сотрудничать, быть открытым для новых контактов и связей. Раскрытие этих свойств личности школьника в полной мере происходит при осуществлении проектной и исследовательской деятельности. Стаж моей педагогической деятельности составляет 39 лет, 5 из них я занимаюсь организацией ученического исследования. Ученическая исследовательская деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Какие же они, эти маленькие исследователи? Одной из главных их особенностей является наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимание «умудрённый опытом» взрослый человек.

Нужно постоянно мотивировать продуктивную деятельность учащихся, задавая универсальный вопрос: «Что интересного (необычного) вы заметили?» Другой особенностью маленьких исследователей являются особая скрупулезность, аккуратность и исполнительность. При постановке научного эксперимента они не признают никаких погрешностей, ни на полшага не отступают от намеченного плана, исключают любую возможность искажения результатов. И, наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследования проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они способны перечитать множество книг на интересующую их тему, напечатать на компьютере большие по размеру тексты, нарисовать схемы, рисунки.

Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели

Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе регулярно, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, окружающего мира, русского языка с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность.

Необходимо научить учащихся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, как инструмент реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда.

Наставник исследователя должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к данной работе.

Психологический комфорт.

Одна из задач учителя — поощрять творческие проявления учащихся, их стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя — не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для грамотной организации исследовательской деятельности школьников.

Учёт возрастных особенностей.

Так как речь идёт об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учёте их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование – быть посильным, интересным и полезным.

Ни для кого не секрет, склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Наша задача не оттолкнуть ребёнка равнодушием, не погасить горящие любознательностью глаза, а помочь в проведении своих первых исследований.

С чего начать работу по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников? Учебная исследовательская деятельность ребёнка, так же, как и исследование, проводимое взрослым учёным, включает следующие основные этапы:

  • выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • выдвижение гипотез;
  • сбор материала;
  • обобщение полученных данных;
  • подготовка проекта (сообщение, доклад, макет , презентация и др.);
  • защита проекта.

Рассмотрим последовательно каждый из этих этапов.

Как выбрать тему исследования.

Согласитесь, что новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.

Сегодня каждый современный педагог задает себе вопросы. Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои мысли?

Предмет учебная исследовательская деятельность появляется в школе в рамках программы лишь в старших классах, и современная методика ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались.

А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе закладываются те умения, которые позволят учащимся стать субъектом своей деятельности, развиться способности самостоятельно получать информацию из разных источников, организовывать свою деятельность, успешно общаться со сверстниками и взрослыми.

Дорога к истине берет начало из детства светлого,

Ведь ум детей пытлив и гибок.

И пусть им уготовано немало в жизни нового,

А также трудностей, ошибок…

Пусть первые шаги еще неловки-

Склоняются над книгами их детские головки.

Глаза блестят, и душу греет созвучных мыслей перезвон-

Ведь на пороге нового открытия: и ты, и вы, и он!

Дети уже рождаются с врожденным поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? У любого ребенка есть свои сильные стороны, свой дар, свое исследовательское поведение: неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление к наблюдению и экспериментам, самостоятельный поиск новых сведений о мире. Дети в младшем школьном возрасте с удовольствием фантазируют, делают свои маленькие необычные открытия. Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация учебной исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. От правильного выбора в значительной степени зависит результат работы. Работу по организации исследовательской деятельности следует начинать с диагностики по изучению склонностей и интересов детей. На слайде представлены примерные вопросы для диагностики интересов и склонностей детей. Итак, все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

  • фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
  • эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;         
  • теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.

Правила выбора темы. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе… Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст.

Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

В одних случаях учитель может подвести детей к выбору темы, связанной с учебным содержанием предмета, который изучается. В других - темы могут быть предложены самими учащимися. А чаще всего тема проекта - коллективный выбор учителя и учащихся.

Большого внимания от учителя требует процесс осмысления целей и задач проекта, приобретения и применения обучающимися знаний, необходимых в том или ином проекте. Учитель должен суметь направить учеников на самостоятельный поиск, поддерживать мотивацию и обеспечить необходимую помощь и поддержку. Очень важно включить в работу родителей, которые смогли бы помочь советом, информацией, проявили заинтересованность и понимание значимости метода проектов для развития личности ребенка.

Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – задача сложная, но без её решения эта работа теряет смысл. Искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал «своим выбором»

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Работа по формированию исследовательской деятельности предполагает:

1 этап: 1 класс

В 1 полугодии - творческие работы учащихся - поиск стихов, пословиц, загадок по темам (рисунки) и их сочинение , устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. В результате,возникает исследовательское поведение уже в обыденной жизни : интерес к рассматриванию, к экспериментированию с игрушками, картинками и даже с едой за столом.

Во 2 полугодии расширяем рамки работы и включаем сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

2 этап : 2 класс

Учимся собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, могут оформлять некоторые записи самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя.

3 этап: 3 – 4 классы

В 3 классе дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию самостоятельно преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

В 4 классе работа выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить исследование самостоятельно.

Итак, источники зависят от того какая была выбрана тема:

  1. ПОДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
  2. ПРОСМОТРЕТЬ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, ЛИТЕРАТУРУ
  3. ИНТЕРНЕТ
  4. СПРОСИТЬ У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
  5. ПОНАБЛЮДАТЬ
  6. ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Но следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования – добыть знания самостоятельно. Иначе, работа будет носить характер реферата. Наиболее ценным источником информации следует считать саму природу в различных её проявлениях. Это может быть прилёт птиц, листопад, таяние снега, погодные явления, поведение людей, животных и многое другое…

Обобщение полученных данных. Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела – весело и приятно. Так и должно быть. А вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднения. Она действительно значительно сложнее.

Как проанализировать полученное? Как затем обобщить материал? Выделить главное и исключить второстепенное? Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Во многом упрощает эту задачу предварительное решение о том, как будут представлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект.

Результатом исследовательской работы чаще всего становилось «сообщение», прообраз «доклада». Но это может быть и макет, выполненный из самых разных материалов, со словесным описанием действия представляемого им объекта; это может быть самостоятельно написанная и проиллюстрированная книга, сборник рекомендаций и т.п.

Защита проекта. «Обучая других, обучаешься сам…» – эта точная мысль пришла к нам из глубины веков. Поэтому «этап защиты проекта» пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя.

О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть «публичной». В ходе защиты ребёнок учится чётко излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

Значение исследовательской работы для младших школьников.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе:

  • формирует исследовательские умения;
  • способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого предмета из других областей: истории, биологии, химии, художественной литературы;
  • объединяет детей и родителей в активной поисковой деятельности;
  • способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и запросов времени.

Я считаю, что если ученик сумеет провести самостоятельное исследование, справится с работой, то можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т. е. адаптироваться к современным условиям. Очевидно, что нужно учить именно тому, что может пригодиться.

Работа выполнена, прошла защиту, но это лишь первый этап самостоятельной исследовательской деятельности учащегося. Главная задача, которую решает подготовка ученической исследовательской работы – это раскрытие творческого, интеллектуального потенциала ученика. Непременным качеством современного образованного человека является способность к приобретению навыка познания мира с помощью исследования. Если желание исследовать не пропало, если ученик, достигнув определённой вершины, связанной с защитой работы, смог увидеть новые горизонты своих исследований, если есть стремление двигаться дальше по пути научных изысканий, значит, главная цель исследовательской работы в школе достигнута. В добрый путь, юный учёный! Новых тебе высот и открытий!

В заключение хочется процитировать слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

  • Пусть исследуют!
  • Пусть открывают!

«Открытие мира» - главная задача учителя начальных классов, что и является актуальным в современной школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2011. - №3. - С.21-26.

2. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С.68-80

3. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н. Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8

4. Логинова Н.А. Феномен учительства: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2009

5. Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2013. – 48с.



Предварительный просмотр:

Создание предметно-развивающей среды учебного кабинета.

Развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды в учебном кабинете. Роль педагога заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Предметно-развивающая среда – это комплекс психолого-педагогических и санитарных условий, служащих для всестороннего развития и осуществление образовательного процесса.

Роль предметно-развивающей среды

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность школьнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. 

Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – школьника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в школьном учреждении является учебная деятельность. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей; формированию культуры взаимоотношений.

В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода: - многофункциональность помещения; -рациональность использования пространства; -взаимосвязь цветовой отделки и освещения; -целесообразность озеленения интерьера. 

Предполагаемые зоны:

1.Учебная зона;

2.Информационная зона;

3.Игровая зона;

4.Зелёная зона;

5.Санитарно-гигиеническая зона.

Учебная зона

Цель: мотивация учебной деятельности и развитие познавательного интереса с помощью нестандартных приемов и способов обучения.

В учебной зоне должны быть расположены: парты, учительский стол, учебная доска, интерактивная доска, компьютер, шкафы, они будут отделять учебное пространство от игрового. В них будут помещены книги для чтения во внеурочное время, игрушки, рабочие тетради, принадлежности для уроков ИЗО и технологии. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений.

Информационная зона

Цель: создание определенной конкретности и образности в абстрактном мышлении обучающихся, повышение познавательного интереса к предмету, а также для расширения кругозора.

Информационная зона должна содержать следующую информацию: для родителей, о здоровом образе жизни, о правилах дорожного движения, об основе безопасности жизнедеятельности, о данном классе (список класса, актив класса, дни рождения детей и т.д.), символика страны, области, района и т.д.

Игровая зона

Цель: способствует рациональному использованию свободного времени обучающихся, а также их отдыху.

В игровой зоне должны быть расположены: мягкая мебель, журнальный столик, детские игрушки и игры. Данная зона специально предназначена для отдыха детей и ощущения ими домашнего комфорта. Оформление игровой зоны должно соответствовать общему оформлению кабинета.

Зеленая зона

Цель: создание эстетически приятной и психологически комфортной искусственной среды для учащихся.

Зеленая зона должна содержать: многообразие декоративных цветов. Зеленая зона должна быть оснащена информационной картой о цветах (название, семейство и т.д.). Так же зеленая зона может содержать аквариум, но при этом условии и должна быть информационная карта о рыбах (название, семейство и т.д.)

Санитарно-гигиеническая зона

Цель: формирование общей культуры, развитие навыков самообслуживания, а также развитие мотивации к взаимопомощи.

Санитарно-гигиеническая зона должна содержать: раковину для мытья рук, санитарно-гигиенические средства (жидкое мыло), туалетная бумага, полотенце, предметы для влажной уборки кабинета (ведра, половые тряпки, веники, мусорные ведра и т.д.), место для питья детей.

Требования к кабинету начальных классов

 Кабинет начальных классов должен отвечать санитарногигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям:

- Освещенность, состояние мебели;

 - размеры проходов, расстояния между предметами: между рядами двухместных столов – не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4- 2,7 м, наибольшая удаленность последнего места, учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом–80-90 см.

- обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.

-потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и 16 допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, 4.29.

- полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжения. Полы должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

- в помещениях начальных классов, устанавливаются умывальные раковины. Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом роста-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины. Раковину следует устанавливать в зоне правого переднего угла кабинета. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

В оформлении предметно развивающей среды кабинета нужно стремиться:

- к максимальному пространству и незагроможденности, четкости линий, цветовому и стилевому соответствию.

 - к предметной направленности кабинета: соответствующее оформление не только способствует формированию интереса 17 учеников к предмету, но и является частью «методической копилки» учителя. Дизайн кабинета и методические материалы не должны отвлекать внимание школьников от содержания уроков. Использование умеренно ярких, пастельных тонов (рекомендуются зеленый, желтый, оранжевый, розовый) и отсутствие слишком мелких, резких деталей не будет перенапрягать зрение ребят;

-Оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, простота формы, комфорт, продуманным и выполненным в едином стиле;

 -Желательно при оформлении кабинетов начальных классов уделить внимание государственной символике и здоровому образу жизни и правил ПДД. В кабинете необходимо создать условия для комфортного обучения школьников, где ребенок не только усваивает материал, но и отдыхает, играет.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

 Таким образом, зонирования учебного кабинета представляет собой особую развивающую здоровье сберегающую среду, которая позволяет реализовывать ценности, цели и принципы личностно ориентированного образования. Зонирование учебного кабинета на рабочие пространства способствует развитию личности учащегося на основе освоения способов деятельности, адаптации к условиям обучения, раскрытию и развитию способностей обучающихся начальных классов, повышению их уровня культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

В данном разделе представлены рабочие программы по всем предметам на 2015-2021 учебный год с указанием ЭОР для каждого учебного задания....

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

В данном разделе представлены рабочие программы, разработанные учителем....

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

В данном разделе представлены рабочие программы по всем предметам на 2016-2017 учебный год....

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

В данном разделе представлены рабочие программы по предметам, разработанные учителем...

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

В разделе представлены рабочие программы по предметам. Так как рабочие программы являются разработкой учителя, то КТП рабочих программ представлено фрагметарно, что не мешает создать впечатление об ур...

Блок 3. Методическое обеспечение образовательного процесса

1. Технологическая карта урока, методические рекомендации к ее заплнению.2.Образовательные техноогии в области начального общего образования3. Алгоритм деятельности педагога по самообразованию4. Орган...

3.Методические обеспечение образовательного процессе

3.1. Технологическая карта урока, структура, методическиерекомендации по ее заполнению. 3.2. Образовательные технологии в области начального общегообразования3.3. Алгоритм деятельности педагога п...