3. Методическое обеспечение образовательного процесса
учебно-методический материал

Хамидулина александра Владимировна
3.1. Технологическая карта урока, структура, методические рекомендации по ее заполнению.
3.2. Образовательные технологии в области начального общего образования.
3.3. Алгоритм деятельности педагога по самообразованию.
3.4. Организация исследовательской деятельности в области начального
общего образования.
3.5. Создание предметно-развивающей среды учебного кабинета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технологическая карта урока в начальной общеобразовательной школе как инструмент практической реализации ФГОС НОО»

Термин «технологическая карта» пришёл в педагогику из технических, точных производств. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться; т.е развитие УУД. Технологическая карта - это:

  • современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
  • способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Рассмотрим этапы работы над технологической картой:

Шаг 1:

§ четко определить и сформулировать для себя тему урока;

§ определить место темы в учебном курсе;

§ определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

§ и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Шаг 2:

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Шаг 3:

Спланировать учебный материал

Подобрать учебные задания, целью которых является:

§ узнавание нового материала;

§ воспроизведение;

§ применение знаний в новой ситуации;

§ применение знаний в незнакомой ситуации;

§ творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

§ задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

§ задания, способствующие осмыслению материала учеником;

§ задания, способствующие закреплению материала учеником.

Шаг 4:

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

Шаг 5:

Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Шаг 6:

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

§ что контролировать;

§ как контролировать;

§ как использовать результаты контроля.

Шаг 7:

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Шаг 8:

Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: необходимость описания всего процесса деятельности; указание операций, их составных частей.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:

  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
  • введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.

Структура технологической карты

1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.

2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

3-й этап. “Целеполагание”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения или открытие нового знания”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7-й этап. "Повторение ранее изученного материала"

7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Существует достаточно большое количество разнообразных технологических карт урока, разработанных учителями – практиками. Технологическая карта урока может иметь разную форму, устоявшейся структуры пока не существует. Но очевидно, что она должна зафиксировать не только вид деятельности учителя и ученика на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Я предлагаю рассмотреть технологическую карту одного урока (3 этапа: актуализация опорных знаний, экспериментальная часть, закрепление изученного материала). Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Тела и вещества".

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятель

ность учителя

Деятельность обучаю

щихся

Формирование универсальных учебных действий

2. Актуализация опорных знаний

Кто угадает о чем я говорю, поднимает руку.

1. В его состав входит парафин

2. Он легко размягчается под теплом рук

3. Его используют на уроках труда

(пластилин)

Далее... 1. Это жидкость ... желтоватого цвета… с резким запахом

2. Его получают из нефти

3. Это "еда" для автомобиля

(бензин)

Далее ... 1. эти вкусные полупрозрачные дольки похожи на желе

2. на его изготовление идет много сахара

3. но его считают самым полезной сладостью

(мармелад)

- Из чего состоит первый объект?

ПАРАФИН

Создает положительный эмоциональный настрой учащихся.

Учащиеся отгадывают загадки

Формулировка вопроса побудила детей к активной мыслительной деятельности:

анализу

(Позн.УУД). Активизируется самостоятельность, создаётся

ситуация успеха (Личн.

УУД). Дети вспоминают полученную информацию,

в уме выполняют учебные действия, осуществляют контроль

(Рег. УУД). Формулируют

Вывод

(Позн. УУД)

5. Экспериментальная часть

Учитель ставит вопрос «А все ли вещества одинаковы?»

Прочитайте в учебнике на стр. 72 последний абзац.

Что нового вы узнали? (Вещества могут находится в твердом, жидком и газообразном состоянии)

Проведем эксперимент. Я сейчас возьму кусочек сахара и положу в стакан. а теперь переложу в другой. Что случилось с сахаром? Какое состояние вещества сахара? (твердое)

Тот же опыт я проведу с водой. что изменилось? какое состояние вещества? (жидкое)

Возьмем воздушный шарик и надуем его. Что изменилось? что находится внутри шарика? какое состояние?

Учитель организует

работу

учащихся и уточняет их ответы,

проводит коррекцию выполненного задания, организует самопроверку

по эталону.

Обучающиеся высказывают свои версии решения проблемы, выбирают, кто

сопоставляют

свои версии

ответа с

эталоном, осуществляют

поиск

необходимой информации.

Дети осуществляют поиск необходимой информации, анализируют предметы , устанавливают причинно-следственные связи (Позн. УУД). Осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия и оценивают их

(Рег. УУД). Учитывают разные мнения, контролируют партнёра,

используют речь

для регуляции

своих действий (Ком.УУД). Формируют способность к самооценке, ориентируются

на понимание

причин успеха в учении

(Личн. УУД)

6. Закрепление изученного материала

Настало время подвести итоги. Вместе с учителем вспоминают то, что нового узнали на уроке. Учитель задает вопросы:

Все, что нас окружает, называется….телами

Тела бывают естественные и искусственные.

То. из чего состоят тела, это ... вещества

Вещества бывают ... твердые, жидкие и газообразные.

Задание 1. Самостоятельная работа учащихся. Соедините стрелками слова с кувшинами "тело" или "вещество". Самопроверка

Задание 2. В рабочей тетради на стр. 23 № 4: подчеркни лишнее слово в каждом ряду. Объясни свое решение.

а) древесина, стекло, железо, уксус, глина;

б) кислород, вода, молоко, нефть, квас.

Задание 3. Работа в парах. Обведите в кружочек, в каком состоянии находятся данные вещества. Самопроверка по слайду.

Учитель контролирует работу учащихся

Учащиеся самостоятельно и работая в парах выполняют задания по пройденной теме

Осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия и оценивают их

(Рег. УУД). Учитывают разные мнения, контролируют партнёра,

используют речь

для регуляции

своих действий (Ком.УУД). Формируют способность к самооценке, ориентируются

на понимание

причин успеха в учении

(Личн. УУД)

При конструировании технологической карты урока можно и нужно опираться на следующие позиции:

- в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

- должны быть указаны операции, их составные части.

В чем же достоинства технологической карты урока? Она может использоваться:

- в период адаптации к введению ФГОС;

- как постоянная форма проектирования урока;

- в качестве формы – основы для конспекта при аттестации;

- как основа для разработки форм анализа урока, реализующего требования ФГОС.

Чётко фиксирует не только предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды формируемых у учащихся способов деятельности.

Таким образом, технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.



Предварительный просмотр:

«Современные образовательные технологии в начальной школе

в условиях ФГОС»

 

Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. В условиях ФГОС, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения образование требует инновационных подходов в организации учебного процесса.

В педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии, или технологии обучения (в отличие от традиционно выделяемых педагогической, методической и дидактической систем).

Понятие «технология обучения» в нашей стране появилось в конце 60-х годов, а в 70-е годы завоевало большое число сторонников. В настоящее время оно прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

«Педагогическая технология – это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс» (Б.Т. Лихачев).

«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).

Само слово «технология» происходит от греческих techne – искусство, мастерство и logos – наука, закон. Следовательно, дословно «технология» – наука о мастерстве. Основные характерные признаки любой технологии: является процессуальной категорией; может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов. Таким образом, технологию отличает наличие жестко определенной системы предписаний, гарантированно ведущих к цели; воспроизводимость технологии; измеримость и гарантированность результата.

Признаки, присущие педагогической технологии:

Концептуальность (научная база): каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, научное обоснование достижения образовательных целей.

Системность: педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса; взаимосвязью всех его частей; целостностью. Диагностическое целеобразование и результативность – гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения.

Управляемость: возможность диагностичного целеполагания; планирования; проектирования процесса обучения; поэтапной диагностики; варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность по результатам и оптимальность по затратам, гарантированность достижения запланированных результатов обучения в сжатые сроки.

Воспроизводимость (алгоритмируемость, проектируемостъ, целостность, управляемость) – возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Корректируемостъ – возможность постоянной оперативной обратной связи.

В современной педагогике утвердилось представление о единстве компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения.

Классификация педагогических технологий

Педагогические технологии можно классифицировать по разным критериям Критерии классификации педагогических технологий

Характер содержания образования− светские и религиозные, обучающие и воспитывающие, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические

Категория обучающихся −массовая школа; продвинутый уровень (лицеи, гимназии и т.д.); компенсирующее обучение (классы коррекции, поддержки, выравнивания); работа с трудными и одаренными детьми в рамках массовой школы

Длительность применения −дисциплина, тема, модуль, урок

Организация учебной деятельности Классно-урочная система (дидахография); современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами; групповые и дифференцированные способы обучения и др.

Отношение к ребенку− авторитарная; личностно-ориентированная; технология сотрудничества и т.д.

Научная концепция усвоения знаний теория формирования понятий (Богоявленская, Менчинская и др.); теория гештальта; теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, Талызина); суггестивная теория (обучение на основе эмоционального внушения, приводящее к сверхзапоминанию); теория содержательного обобщения В.В. Давыдова и т.д. Из наиболее распространенных в российской педагогической практике можно выделить следующие технологии:

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии.

Современные образовательные технологии способствуют повышению, качества образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.

В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

 Информационно – коммуникационная технология

 Проектная технология

 Технология развивающего обучения

 Здоровьесберегающие технологии

 Игровые технологии

 Модульная технология

 Технология мастерских

 Кейс – технология

 Технология интегрированного обучения

 Педагогика сотрудничества.

 Технологии уровневой дифференциации

 Групповые технологии.

 Традиционные технологии (классно-урочная система)

Остановлюсь на некоторых из них.

Технология развития критического мышления.

Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

Организация работы учащихся с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.) позволяет развивать критическое мышление – самостоятельное целеполагание, рефлексия, коллективная, парная и индивидуальная работа на уроке. Цель урока: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.

Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).

Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в приобретении знания, а также сам процесс, методы и приемы.

Основные методические приемы развития критического мышления

1. Прием «Кластер»

2. Таблица

3. Учебно- мозговой штурм

4. Интеллектуальная разминка

5. Зигзаг, зигзаг -2

6. Прием «Инсерт»

7. Эссе

8. Приём «Корзина идей»

9. Приём «Составление синквейнов»

10. Метод контрольных вопросов

11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

12. Круги по воде

13. Ролевой проект

14. Да - нет

15. Приём «Чтение с остановками»

16. Приём « Взаимоопрос»

17. Приём «Перепутанные логические цепочки»

18. Приём « Перекрёстная дискуссия»

Технология проектного обучения – педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, творческая, познавательная работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, выполненная под руководством педагога.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

1.самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2.учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3.приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

4.развивают у себя исследовательские умения;

5.развивают системное мышление.

Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация- продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:

1. Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).

2. Формулирование цели и задач деятельности.

3. Составление плана и программы.

4. Выполнение плана.

5. Презентация готового продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Технология развивающего обучения.

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.

Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития. Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых разрешить ситуации, снять возникшее противоречие. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.

 строят гипотезу,

 намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

 аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении : сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного

мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы. Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

Здоровьесберегающие технологии.

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

· место и длительность применения ТСО;

· включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся;

индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

-  профилактика стрессов:

- работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;

- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

- целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Применение таких технологий помогает сохранению и укреплению здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках, улучшению психологического климата в детских коллективах; приобщению родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышению концентрации внимания, снижению показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.



Предварительный просмотр:

   Организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; о применении  новых методов работы на практике, провести творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

ПРИМЕРНЫЙ

Алгоритм выстраивания системы в работе по самообразованию включает в себя:

1). Самодиагностику, проблемный анализ профессиональной деятельности, фиксацию проблем и их причин;

2). Принятие решения о необходимости самосовершенствования (определяется на основе анализа профессиональной деятельности, личностно-профессиональных потребностей, мотивов, целей);

3).  Актуализацию проблемного поля;

4).  Интернализацию информационных потоков;

5). Определение стратегии и тактики саморазвития, выбор темы, разработку программы;

6). Реализацию программы саморазвития;

7). Самоконтроль выполнения запланированного;

8). Корректировку при необходимости хода выполнения программы, содержательной ее составляющей:

9). Самоанализ и самооценку выполнения программы, уровня своего профессионализма;

10). Определение (обновление) перспектив творческого роста: постановку целей, формулировку задач.


ПРИМЕРНАЯ

Программа собственного роста и самосовершенствования педагога

Принципы построения программы:

научность, прогностичиость, актуальность, оптимальность, реалистичность, целостность, контролируемость.

Основные этапы работы над такой программой могут быть следующими:

1.самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей;

2.формирование общей концепции «Я в перспективе. Мои достижения»;

3.выбор стратегии саморазвития, перехода в новое состояние, основных направлений работы над  собой;

4.определение задачи этапов деятельности; конкретизация ближайших целей (ожидаемые результаты);

5.составление плана действий по самосовершенствованию (самообразование, профессиональный рост);

6.самооценка роста;

7.передача опыта коллегам.

ПРИМЕРНЫЙ

Индивидуальный план профессионального роста педагога

  • цели профессионального развития;
  • варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и методической литературы;
  • разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • получение консультаций от администрации учебного заведения, методистов отдела образования, научных работников;
  • обсуждение возникающих проблем с коллегами;
  • взаимопосещение учебных занятий;
  • работа по апробации полученных знаний на практике;
  • участие в системе школьной методической работы;
  • самообобщение результатов работы;
  • передача опыта коллегам.


ПРИМЕРНЫЙ

Индивидуальный план самообразования на______год

Учителя_______________________________

Классного руководителя_________________

Средней школы (гимназии)_______________

Ф.И.О._________________________________

Образование (когда и какое учебное заведение  окончил      

___________________________

Когда обучался на курсах__________________________________________

В каком направлении осуществляется самообразование  ________________

Какие  источники  используете_____________________________

Какую литературу изучаете  в течении года__________________________

Где и когда выступаете  по теме____________________________________

Применение в практической деятельности _______________________

Какие результаты ________________________

ПРИМЕРНЫЙ

План работы  над темой самообразования

1.общешкольная  тема;

2.индивидуальная тема самообразования;

3.когда начата работа над темой;

4.когда предполагается закончить  работу над темой;

5.цели и задачи самообразования по теме;

6.основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала;

7.литература по теме, по годам;

8.чей опыт предполагается изучить по данной теме;

9.творческое сотрудничество по теме самообразования;

10.практические выходы (доклады, рефераты, открытые уроки);

11.изучение передового опыта (сколько посещено уроков, внеклассных мероприятий);

12.когда и где выступал с сообщением о собственном педагогическом опыте;

13.выводы по окончании работы.

                 


          ПРИМЕРНОЕ

Оформление папки по самообразованию (1 вариант)

        1.Титульный лист:

  • Ф.И.О.
  • Дата рождения
  • Должность
  • Образование
  • Учебное заведение, которое окончил учитель
  • Год окончания
  • Специальность по диплому
  • Категория
  • Аттестация
  • Педагогический стаж
  • Стаж работы в данном учебном заведении
  • Курсовая переподготовка
  • Общественные нагрузки в школе
  • Учебная нагрузка
  • Расписание уроков, факультативов
  • Внеклассная работа
  • Награды и поощрения

2.Цели и задачи работы школы на учебный год

3. Документация по теме самообразования

  • Самоанализ  профессиональной деятельности педагога
  • План профессионального роста педагога
  • Личный план самообразования педагога
  • План работы над темой самообразования
  • Теоретическая часть
  • Выступления по теме самообразования
  • Практическая часть: дидактический материал, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки, связанные с темой самообразования и т.д.
  • Мониторинговые исследования
  • Выводы и рекомендации по применению в практической деятельности наработок в результате работы над темой
  • Список литературы по теме самообразования

             


  ПРИМЕРНОЕ  оформление папки (профессиональный портфолио)

                                                          учителя…… по самообразованию

        1.Титульный лист:

  • Ф.И.О.
  • Дата рождения
  • Должность
  • Образование
  • Учебное заведение, которое окончил учитель
  • Год окончания
  • Специальность по диплому
  • Категория
  • Аттестация
  • Педагогический стаж
  • Стаж работы в данном учебном заведении
  • Курсовая переподготовка
  • Общественные нагрузки в школе
  • Учебная нагрузка
  • Расписание уроков, факультативов
  • Внеклассная работа
  • Награды и поощрения

2.Цели и задачи работы школы на учебный год

3.Нормативные документы

  • Методические рекомендации МО РБ
  • Инструктивно-методические письма по предмету
  • Шкала оценки результатов учебной деятельности по предмету
  • Программа наблюдения урока
  • Карта самооценки урока
  • Критерии оценки эффективности урока
  • Положения о конкурсах, выставках и т.п.
  • И т.д.

4.Документация по теме самообразования

  • План работы по теме самообразования
  • Теоретическая часть
  • Выступления по теме самообразования
  • Практическая часть: дидактический материал, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки, связанные с темой самообразования и т.д.
  • Мониторинговые исследования
  • Выводы и рекомендации по применению в практической деятельности наработок в результате работы над темой
  • Список литературы по теме самообразования

5.Учебные программы

  • Указать источник, год утверждения Министерством образования РБ

6.Календарно-тематическое  планирование

7.График проведения открытых уроков

8.График посещенных уроков

9.Мониторинг знаний учащихся

  • Сводная ведомость
  • Мониторинг на каждый класс
  • Диаграммы

Результаты и выводы, рекомендации по изменению и повышению качества обучения


ПРИМЕРНЫЙ

Личный план самообразования педагога

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

План  самообразования педагога может выглядеть так:

1.Тема по самообразованию (определяется на основании самодиагностики, рекомендаций администрации, руководителя МО с учетом общешкольной педагогической проблемы).

2.Цель и задачи личностно-профессионального саморазвития.

3.Структура плана:

  • Задачи деятельности по каждому направлению.
  • Содержание деятельности.
  • Сроки реализации запланированного.
  • Форма представления результатов работы.
  • Итоги работы по данному направлению (где, кем, когда заслушиваются).
  • Пути дальнейшей работы по данному направлению.

4.Направления деятельности:

  • Изучение литературы по теме самообразования.
  • Ознакомление и изучение опыта работы коллег по данной теме.
  • Проектирование педагогом деятельности по избранной теме самообразования.
  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса с учетом избранной темы.
  • Формирование авторской дидактической системы.
  • Проведение открытых учебных заданий.
  • Самоанализ работы.

ПРИМЕРНЫЙ  план работы педагога над темой самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

Форма представления

1.

Диагностический

  1. Анализ затруднений
  2. Постановка проблемы
  3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта

I год работы над темой

Собеседование с руковод. МО, зам.директора по УР, МР

2.
Прогностический

  1. Определение цели и задач работы над темой.
  2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
  3. Прогнозирование результатов.

I год работы над темой

Выступление на МО

сроки

3.
Практический

  1. Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.
  2. Формирование методического комплекса.
  3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
  4. Корректировка работы.

II год

(III,  IV)

Открытые уроки, выступления на МО, выставка практических наработок (дидакт. материала) и т.д.

4.
Обобщающий

  1. Подведение итогов.
  2. Оформление результатов работы по теме.
  3. Представление материалов.

III год

(IV, V)

Выступления на МС, на педагогическом совете

5.
Внедренческий

  1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
  2. Распространение.

В ходе даль-нейшей педаго-гич. деятель-ности

Реферат, инд.творческий проект и др.

Каждому этапу соответствует конкретное содержание работы, сроки, форма представления итогов работы. Такое планирование предупреждает поверхностный подход к самообразованию. Заместители  директора по УР ведут учет тем самообразования, курируют деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь. Отслеживание этапов работы над темами самообразования можно проводить  по следующей форме.

№ п\п

ФИО учителя

Тема по самообразованию

Сроки

Год работы над темой

Отслеживание результатов реализации темы по самообразованию

Форма отчета

Место проведения отчета

Графа «год работы над темой» помогает отследить, на каком этапе работы над темой находится педагог и, если требуется, оказать методическую помощь. Форму отчета выбирает учитель, место проведения отчета рекомендует руководитель МО. Изменения в таблицу вносятся ежегодно. Такая система работы позволяет  выявить передовой педагогический опыт, обобщить его и выбрать формы распространения. Таким образом, всё будет подчинено решению задач, поставленных перед образовательным учреждением.


ПРИМЕРНЫЙ

Алгоритм самоанализа профессиональной деятельности педагога.

  1. Формальные показатели: преподаваемые учебные дисциплины; классы, в которых педагог работает; профессиональная категория; педагогический стаж.
  2. Общая характеристика выполнения плана по самообразованию за прошедший период (полнота реализации содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели).
  3. Профессионально-педагогическая результативность:

- личностно-профессиональные достижения (повышение категории, участие в инновационной деятельности, методических декадах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, обобщение опыта работы, прохождение курсов повышения квалификации, публикации из опыта работы и др.);

-  достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, уровень личностного развития, сплоченность ученического коллектива, сформированность мотивации достижения успеха и др.).

4. Профессионально-педагогическая подготовка:

- прохождение курсового повышения квалификации и его  влияние на личностно-профессиональное развитие;

-   участие в межкурсовой работе (в работе МО, обще- и внешкольных мероприятиях) и ее значимость в профессиональном самообразовании;

-  реализация темы по самообразованию;

- знакомство с адресами ППО и изучение опыта работы коллег по актуальным для педагога проблемам;

- работа с научно-методической и справочной литературой;

- значимость взаимодействия с коллегами, внешнее сотрудничество;

-влияние условий, созданных в учреждении образования на самосовершенствование профессионализма педагога (наличие методического кабинета, справочно-методической литературы, учебно-предметного кабинета, положительный морально-психологический климат в коллективе; уровень управленческой культуры членов администрации и др.);

- влияние личностно-профессионального развития на качество образовательного процесса.

5. Профессионально-педагогическая деятельность:

- осуществление педагогического процесса (используемые технологии, методики, методы, приемы, средства);

- дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми и др.);

- участие в организации дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы);

- участие в обще- и внешкольных учебно-методических мероприятиях;

- совершенствование работы учебно-предметного кабинета;

- участие в процессе межкурсового повышения квалификации коллег (наставничество, ведение мастер-класс, работа в творческих, проблемных групп и др.).

6. Вывод: какие результаты достигнуты и что этому способствовало.

7. Определение перспектив дальнейшего саморазвития (цели, задачи, направления и содержание деятельности).

   

 



Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности в области начального общего образования.

Актуальность учебной исследовательской деятельности.

Ускорение темпа развития общества… Смена ценностных ориентиров… Стремительное возрастание объема научной информации…(Количество информации удваивается каждые 10 лет). Выпускник сегодня окажется беспомощным в жизни перед «лавиной» обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться и изменять самого себя. Очевидно, что современному обществу нужны образованные, конкурентноспособные люди , которые смогут :

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельностишкольников

В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированности мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной  деятельности  в начальной школе, однако мы начинаем вовлекать младших школьников в проектную деятельность  с первого класса.

Начальная школа - это важнейший этап образования каждого человека. В настоящее время  главными задачами современной школы, является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Таким образом, на первый план выходит личность школьника, способность его к самостоятельному целеполаганию, самоорганизации, самостоятельному решению проблемы и рефлексивному анализу своей деятельности. Все начинается в начальной школе через организацию познавательной деятельности исследовательского характера на уроках, внеурочное время.

Участие в работе над коллективными или индивидуальными проектами способствует формированию у младших школьников умение отбирать и анализировать информацию, работать с энциклопедиями, справочниками, специальной литературой, посвященной различным формам жизни и деятельности человека, отраслям техники, научным открытием, Использовать возможности информационных технологий. Ученики младшей школы учатся проводить наблюдения, брать интервью, систематизировать и обобщать полученную информацию, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы.

При организации исследовательской деятельности учителю необходимо учитывать и степень самостоятельности учащихся, которая зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта исследовательской деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в классе или группе. Необходимо учитывать и тот факт, что у учащихся младших классов ещё недостаточно знаний, умений и навыков для правильного оформления продукта своих исследований. У них ещё не очень хорошо развиты навыки письменной речи: они не умеют грамотно составлять тексты (особенно научные), допускают орфографические и стилистические ошибки. Поэтому учителю нужно организовать не только исследовательскую деятельность ребят, но и помощь взрослых (учителей, родителей, старших братьев и сестёр, старшеклассников) в этой деятельности. Наряду с этими недостатками младшие школьники обладают рядом особенностей, которые способствуют успешному проведению исследовательской деятельности. Одна из самых главных особенностей – наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимание взгляд взрослого человека. Другая особенность – это аккуратность и исполнительность. И, наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение.

Результаты поисков широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности, приносящей еще больше удовольствия младшим школьникам.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на новые стандарты второго поколения, где на смену ведущему лозунгу прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В арсенале инновационных педагогических идей , особое место занимает исследовательская деятельность, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему.

Проблема организации исследовательской деятельности продиктована временем и изменениями в обществе, когда вырастает потребность в самостоятельных людях способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем, способных самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать свои действии, эффективно сотрудничать, быть открытым для новых контактов и связей. Раскрытие этих свойств личности школьника в полной мере происходит при осуществлении проектной и исследовательской деятельности. Стаж моей педагогической деятельности составляет 39 лет, 5 из них я занимаюсь организацией ученического исследования. Ученическая исследовательская деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Какие же они, эти маленькие исследователи? Одной из главных их особенностей является наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимание «умудрённый опытом» взрослый человек.

Нужно постоянно мотивировать продуктивную деятельность учащихся, задавая универсальный вопрос: «Что интересного (необычного) вы заметили?» Другой особенностью маленьких исследователей являются особая скрупулезность, аккуратность и исполнительность. При постановке научного эксперимента они не признают никаких погрешностей, ни на полшага не отступают от намеченного плана, исключают любую возможность искажения результатов. И, наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследования проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они способны перечитать множество книг на интересующую их тему, напечатать на компьютере большие по размеру тексты, нарисовать схемы, рисунки.

Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели

Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе регулярно, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, окружающего мира, русского языка с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность.

Необходимо научить учащихся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, как инструмент реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда.

Наставник исследователя должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к данной работе.

Психологический комфорт.

Одна из задач учителя — поощрять творческие проявления учащихся, их стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя — не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для грамотной организации исследовательской деятельности школьников.

Учёт возрастных особенностей.

Так как речь идёт об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учёте их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование – быть посильным, интересным и полезным.

Ни для кого не секрет, склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Наша задача не оттолкнуть ребёнка равнодушием, не погасить горящие любознательностью глаза, а помочь в проведении своих первых исследований.

С чего начать работу по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников? Учебная исследовательская деятельность ребёнка, так же, как и исследование, проводимое взрослым учёным, включает следующие основные этапы:

  • выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • выдвижение гипотез;
  • сбор материала;
  • обобщение полученных данных;
  • подготовка проекта (сообщение, доклад, макет , презентация и др.);
  • защита проекта.

Рассмотрим последовательно каждый из этих этапов.

Как выбрать тему исследования.

Согласитесь, что новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.

Сегодня каждый современный педагог задает себе вопросы. Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои мысли?

Предмет учебная исследовательская деятельность появляется в школе в рамках программы лишь в старших классах, и современная методика ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались.

А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе закладываются те умения, которые позволят учащимся стать субъектом своей деятельности, развиться способности самостоятельно получать информацию из разных источников, организовывать свою деятельность, успешно общаться со сверстниками и взрослыми.

Дорога к истине берет начало из детства светлого,

Ведь ум детей пытлив и гибок.

И пусть им уготовано немало в жизни нового,

А также трудностей, ошибок…

Пусть первые шаги еще неловки-

Склоняются над книгами их детские головки.

Глаза блестят, и душу греет созвучных мыслей перезвон-

Ведь на пороге нового открытия: и ты, и вы, и он!

Дети уже рождаются с врожденным поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? У любого ребенка есть свои сильные стороны, свой дар, свое исследовательское поведение: неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление к наблюдению и экспериментам, самостоятельный поиск новых сведений о мире. Дети в младшем школьном возрасте с удовольствием фантазируют, делают свои маленькие необычные открытия. Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация учебной исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. От правильного выбора в значительной степени зависит результат работы. Работу по организации исследовательской деятельности следует начинать с диагностики по изучению склонностей и интересов детей. На слайде представлены примерные вопросы для диагностики интересов и склонностей детей. Итак, все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

  • фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
  • эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;         
  • теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.

Правила выбора темы. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе… Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст.

Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

В одних случаях учитель может подвести детей к выбору темы, связанной с учебным содержанием предмета, который изучается. В других - темы могут быть предложены самими учащимися. А чаще всего тема проекта - коллективный выбор учителя и учащихся.

Большого внимания от учителя требует процесс осмысления целей и задач проекта, приобретения и применения обучающимися знаний, необходимых в том или ином проекте. Учитель должен суметь направить учеников на самостоятельный поиск, поддерживать мотивацию и обеспечить необходимую помощь и поддержку. Очень важно включить в работу родителей, которые смогли бы помочь советом, информацией, проявили заинтересованность и понимание значимости метода проектов для развития личности ребенка.

Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – задача сложная, но без её решения эта работа теряет смысл. Искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал «своим выбором»

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Хочу рассказать о некоторых проектах, выполненных вместе с ребятами начальной школы.

Проект на тему «Все работы хороши». Выполняя работу, ученики узнали много интересного о профессиях. Ребята учились работать с литературой, добывать информацию самостоятельно (картинки, стихи, загадки). В итоге выполнили следующее: собрали материал о профессиях, оформили сообщения о профессиях, организовали выставку книг «Все работы хороши», написали сочинение «Моя будущая профессия, нарисовали рисунки «Профессии», собрали стихотворения, загадки и картинки о профессиях, сделали альбом «Все работы хороши», провели итоговый урок на тему «Профессии людей».

В проекте на основе проведённых исследований (сбор информации), учащиеся знакомились с популярными профессиями. Выполняя творческий отчёт, совершенствовали представление о мире профессий.

Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, ограничена у младшего школьника.

После определения проблемы (темы) формулируется цель исследования.

Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершение своей работы. Она формулируется кратко и предельно точно и может звучать так: выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать…

Задачи конкретизируют и уточняют цель (не путать с планом).

Следующий этап: выдвижение гипотезы

Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: «Давайте вместе подумаем: почему поют птицы?» (Почему появляются почки на деревьях? Почему дует ветер?).

Какими могут быть гипотезы: птицы тренируют свой голос, они отпугивают хищников, они разговаривают со своими соседями, они учат своих птенцов, они предупреждают о чем-то людей и животных? А может быть, у них это желание возникает от избытка жизненных сил?

Бывают неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными идеями». В нашем случае это может быть, например, такая: «Птицы поют потому, что они подают, таким образом, сигналы внеземным цивилизациям».

Следующий этап: сбор материала.

Один из важнейших вопросов этой части работы – где добыть нужную информацию. Какие источники для этого могут быть использованы, какими методами мы можем пользоваться?

Работа по формированию исследовательской деятельности предполагает:

1 этап: 1 класс

В 1 полугодии - творческие работы учащихся - поиск стихов, пословиц, загадок по темам (рисунки) и их сочинение , устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. В результате,возникает исследовательское поведение уже в обыденной жизни : интерес к рассматриванию, к экспериментированию с игрушками, картинками и даже с едой за столом.

Во 2 полугодии расширяем рамки работы и включаем сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

2 этап : 2 класс

Учимся собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, могут оформлять некоторые записи самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя.

3 этап: 3 – 4 классы

В 3 классе дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию самостоятельно преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

В 4 классе работа выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить исследование самостоятельно.

Итак, источники зависят от того какая была выбрана тема:

  1. ПОДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
  2. ПРОСМОТРЕТЬ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, ЛИТЕРАТУРУ
  3. ИНТЕРНЕТ
  4. СПРОСИТЬ У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
  5. ПОНАБЛЮДАТЬ
  6. ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Но следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования – добыть знания самостоятельно. Иначе, работа будет носить характер реферата. Наиболее ценным источником информации следует считать саму природу в различных её проявлениях. Это может быть прилёт птиц, листопад, таяние снега, погодные явления, поведение людей, животных и многое другое…

Обобщение полученных данных. Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела – весело и приятно. Так и должно быть. А вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднения. Она действительно значительно сложнее.

Как проанализировать полученное? Как затем обобщить материал? Выделить главное и исключить второстепенное? Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Во многом упрощает эту задачу предварительное решение о том, как будут представлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект.

Результатом исследовательской работы чаще всего становилось «сообщение», прообраз «доклада». Но это может быть и макет, выполненный из самых разных материалов, со словесным описанием действия представляемого им объекта; это может быть самостоятельно написанная и проиллюстрированная книга, сборник рекомендаций и т.п.

Защита проекта. «Обучая других, обучаешься сам…» – эта точная мысль пришла к нам из глубины веков. Поэтому «этап защиты проекта» пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя.

О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть «публичной». В ходе защиты ребёнок учится чётко излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

Значение исследовательской работы для младших школьников.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе:

  • формирует исследовательские умения;
  • способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого предмета из других областей: истории, биологии, химии, художественной литературы;
  • объединяет детей и родителей в активной поисковой деятельности;
  • способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и запросов времени.

Я считаю, что если ученик сумеет провести самостоятельное исследование, справится с работой, то можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т. е. адаптироваться к современным условиям. Очевидно, что нужно учить именно тому, что может пригодиться.

Работа выполнена, прошла защиту, но это лишь первый этап самостоятельной исследовательской деятельности учащегося. Главная задача, которую решает подготовка ученической исследовательской работы – это раскрытие творческого, интеллектуального потенциала ученика. Непременным качеством современного образованного человека является способность к приобретению навыка познания мира с помощью исследования. Если желание исследовать не пропало, если ученик, достигнув определённой вершины, связанной с защитой работы, смог увидеть новые горизонты своих исследований, если есть стремление двигаться дальше по пути научных изысканий, значит, главная цель исследовательской работы в школе достигнута. В добрый путь, юный учёный! Новых тебе высот и открытий!

В заключение хочется процитировать слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

  • Пусть исследуют!
  • Пусть открывают!

«Открытие мира» - главная задача учителя начальных классов, что и является актуальным в современной школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2011. - №3. - С.21-26.

2. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С.68-80

3. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н. Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8

4. Логинова Н.А. Феномен учительства: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2009

5. Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2013. – 48с.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проектированию

предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов

Принципы создания предметно-развивающей среды

-вариативности

- полифункциональности

- трансформируемости

- педагогическая целесообразность

- положительный педагогический настрой

- доступности

- многофуннкциональности

Предполагаемые зоны:

  1. Рабочая зона для педагога;
  2. Учебная зона;
  3. Поисково-исследовательская зона;
  4. Информационная зона;
  5. Игровая зона и зона отдыха;
  6. Зелёная зона;
  7. Зона для индивидуальных занятий;
  8. Санитарно-гигиеническая зона.

В оформлении предметно развивающей среды кабинета нужно стремиться:

- к максимальному пространству и незагроможденности, четкости линий, цветовому и стилевому соответствию;

- к предметной направленности кабинета: соответствующее оформление не только способствует формированию интереса учеников к предмету, но и является частью «методической копилки» учителя.

Требования к кабинету начальных классов:

Кабинет начальных классов должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям:

- освещенность, состояние мебели;

- размеры проходов, расстояния между предметами: между рядами двухместных столов – не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места, учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом–80-90 см.  

Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Полы в учебных помещениях и кабинетах, и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. Полы должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

В помещениях начальных классов, устанавливаются умывальные раковины. Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом роста-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины. Раковину следует устанавливать в зоне правого переднего угла кабинета. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

В кабинете необходимо создать условия для комфортного обучения младших школьников, где ребенок не только усваивает материал, но и отдыхает, играет.

Этому способствует деление кабинета на зоны:

-Рабочая зона учителя: помогает учителю обустроить весь педагогический процесс по стандартам:

1) Мебель для организации рабочего места учителя включает учительский стол и стул;

2) Стол для учителя должен быть удобным для работы за ним учителя, размещения на нем классного журнала, 2-3 стопок ученических тетрадей, учебников, дидактических материалов. На столе допускается установление съемных подставок и столиков для демонстрации объемных моделей. Для размещения аппаратных средств компьютерной техники (компьютер, принтер) необходимо иметь отдельный стол или учительский стол размерами столешницы не менее, чем 1500х630 мм.

3) Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования необходим набор секций различного назначения, из которых компонуются варианты комбинированных шкафов.

-Учебная зона: расположены парты - их легко переставить, объединять или отодвигать; стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся; учебные доски: меловая, интерактивная, компьютер, шкафы. В них будут помещены книги для чтения во внеурочное время, рабочие тетради, принадлежности для уроков ИЗО и технологии. Учебная зона предназначена для образовательного процесса.

-Поисково-исследовательская зона: это творческая познавательная деятельность, направленная на открытие новых знаний. Она является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, чем получать «готовые» знания. Важно учитывать, что поисково-исследовательская деятельность ребенка не направлена на добывание какого-то научно значимого результата, а на развитие его способностей, умений и мышления. Развивается наблюдательность, воображение, фантазию.

 -Информационная зона: располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. Развивает наглядно-образное мышление, познавательные процессы эрудицию. Расширяет кругозор.

-Игровая зона и зона отдыха: расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Наличие позволяет детям ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Организация игровой зоны является необходимыми условиями для сохранения здоровья ребёнка. Создаёт положительный настрой и снимает статическое, психоэмоциональное напряжение, развивает коммуникативные навыки.

-Зелёная зона: многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте. Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.

-Зона для индивидуальных занятий: в этой зоне расположены шкафы с дополнительной литературой, парта. Дети в этой зоне занимаются саморазвитием, прививается интерес к самостоятельной работе, а также проводится рефлексия пройденного материала. При правильной организации данной зоны дети без каких-либо ограничений во времени могут получать дополнительную информацию и делать домашнюю работу. Воспитывает интерес к самостоятельной работе, ответственность.

-Санитарно-гигиеническая зона: в ней располагается раковина, мыло, бумажные полотенца, мусорное ведро. Воспитывает чистоплотность, опрятность, аккуратность. Способствует развитию самостоятельности.

Выбор цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучения.

В классе может быть собрана библиотека детских книги, организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.

Создание предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов позволяет успешно организовать учебно-воспитательный процесс. Такая среда демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и о его здоровье, воспитывает коллективизм,  трудолюбие, ответственность, развивает интересы, способности детей, формирует положительную самооценку каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

В данном разделе представлены рабочие программы по всем предметам на 2015-2021 учебный год с указанием ЭОР для каждого учебного задания....

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

В данном разделе представлены рабочие программы, разработанные учителем....

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

В данном разделе представлены рабочие программы по всем предметам на 2016-2017 учебный год....

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

В данном разделе представлены рабочие программы по предметам, разработанные учителем...

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

В разделе представлены рабочие программы по предметам. Так как рабочие программы являются разработкой учителя, то КТП рабочих программ представлено фрагметарно, что не мешает создать впечатление об ур...

Блок 3. Методическое обеспечение образовательного процесса

1. Технологическая карта урока, методические рекомендации к ее заплнению.2.Образовательные техноогии в области начального общего образования3. Алгоритм деятельности педагога по самообразованию4. Орган...

3.Методические обеспечение образовательного процессе

3.1. Технологическая карта урока, структура, методическиерекомендации по ее заполнению. 3.2. Образовательные технологии в области начального общегообразования3.3. Алгоритм деятельности педагога п...