Копилка приёмов формирования читательской грамотности
презентация к уроку
Чтобы научить ребёнка понимать и находить для себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Чтение по частям» « Реклама книги » « Создание диафильма » « Драматизация » « Крестики-нолики » «Ромашка вопросов» « Синквейн » «Работа с вопросником» «Знаю, узнал, хочу узнать» «Мозговой штурм» «Уголки» «Написание творческих работ» «Создание викторины» «Логическая цепочка» «Тонкие и толстые вопросы» «Шапка вопросов» «Кубик Блума» «Метод Эдигея»
«ЧТЕНИЕ ПО ЧАСТЯМ» Для этого приема предлагается использовать повествовательный текст. Сначала обучающимся по названию текста и по иллюстрации (при ее наличии) предлагается определить, о чём пойдёт речь в произведении. Затем текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента, обучающиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
«РЕКЛАМА КНИГИ» Представить книгу так, чтобы ее захотелось купить и прочитать. Эту работу можно провести иным образом. Предложить ребятам сделать закладку для книги, на которой нарисовать иллюстрацию из этой книги и написать несколько предложений, рекламирующих данное произведение.
«Создание диафильма». На уроках литературного чтения используются иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Также учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Данный вид работы хорошо подходит для работы в группах.
«Драматизация» Прием предполагает изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, которого нужно отгадать детям.
«Крестики-нолики» Этот прием предполагает два вида работы: Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков. 2) У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен – «0».
«Ромашка вопросов» Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов: 1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию. 2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему». 3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов «Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то.».. 4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» 5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. 6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
«Синквейн» В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
«Работа с вопросником» Приём применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
«Знаю, узнал, хочу узнать» Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например , при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
«Мозговой штурм» Приём позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Так, например , после чтения первой части сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей, учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.
«Уголки» Приём можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Например , работая над рассказом М. Зощенко «Золотые слова». Среди положительных качеств главных героев (Лѐльки и Миньки) дети назвали послушание, исполнительность, дисциплинированность, ответственность. Из отрицательных – неумение вести себя за столом, неуважение к взрослым в разговоре и поступках, необдуманное выполнение требований родителей. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.
«Написание творческих работ» Приём хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например , детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
«Создание викторины» После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).
«Логическая цепочка» Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
«Тонкие и толстые вопросы»
«Шапка вопросов» Этот вид работы, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом, можно попробовать применять по любому учебному тексту на любом уроке. Каждый участвующий бросает в «шапку» три записки, на каждой из которых им был записан вопрос по тексту. На каждой записке свой тип вопроса: 1. Вопрос, проверяющий знание текста. 2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту). 3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим. Некоторые педагоги используют три «шапки», в каждую из шапок идёт соответствующий вопрос, и ребенок может выбрать сам, из какой шапки вытянет вопрос.
«Кубик Блума» Приём "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Назови . Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Почему . Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Объясни . Это вопросы уточняющие. Предложи . Ученик должен предложить свои идеи. Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
«Метод Эдигея» Основная идея предлагаемого метода – использование принципа решения анаграмм. Анаграммы – это набор букв, составляющих слово, переставленных в произвольном порядке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы формирования читательской грамотности
Материал рекомендован учителям начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/05/picture-491440-1667655963.jpg)
Использования притч в курсе внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» как один из приёмов формирования читательской грамотности.
Роль учителя в преподавании предметов духовно-нравственного содержания очень велика. Деятельность педагога предполагает его высокий духовно-нравственный уровень развития, личную ориентацию на базовые ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-147320-1415210587.jpg)
«Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения»
laquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/26/picture-1310775-1643190915.jpg)
Приёмы формирование читательской грамотности учащихся начальных классов
Доклад на МО учителей начальных классов Приёмы формирования читательской грамотности учащихся начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/23/picture-172455-1466678893.jpg)
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. Рабочий лист к русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Рабочий лист поможет ребенку быть вдумчивым читателем, рассуждать о том, чему может научить сказка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/07/picture-1090601-1544181261.jpg)
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...