Использования притч в курсе внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» как один из приёмов формирования читательской грамотности.
статья (2 класс)

Починкова Ольга Николаевна

Роль учителя в преподавании предметов духовно-нравственного содержания очень велика. Деятельность педагога предполагает его высокий духовно-нравственный уровень развития, личную ориентацию на базовые духовно-нравственные ценности. На занятиях должна быть создана доброжелательная атмосфера. Учитель при любых обстоятельствах должен стать для ребёнка тем человеком, который утвердит в юном сердце отвращение к злу, неправде, педагогу важно заботиться о том, чтобы детская совесть была чиста как капля утренней росы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_pochinkova.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Использования притч в  курсе внеурочной деятельности  «Социокультурные истоки» как один из приёмов формирования читательской грамотности.

Починкова О.Н.,

учитель начальных классов

СОШ № 2 г. Белоярский

Роль учителя в преподавании предметов духовно-нравственного содержания очень велика. Деятельность педагога предполагает его высокий духовно-нравственный уровень развития, личную ориентацию на базовые духовно-нравственные ценности. На занятиях должна быть создана доброжелательная атмосфера. Учитель при любых обстоятельствах должен стать для ребёнка тем человеком, который утвердит в юном сердце отвращение к злу, неправде, педагогу важно заботиться о том, чтобы детская совесть была чиста как капля утренней росы.

Каждое занятие по истокам начинается с ресурсного круга, мы с вами не будем вставать в круг, но поприветствуем друг друга.

- Светлой удачи, доброго дня всем кто присутствует! С радостным настроением мы снова отправляемся к нашим истокам!

Сегодня вашему вниманию я представлю один из способов питания детской души – использование притч на занятиях по Истокам. Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.

Древние притчи учат нас самому главному: смирению, мудрости, доброте и терпению, но без назидания, а как-то иначе.

Суть притч заключается в том, что «в них резюмируется мораль либо прямым текстом, либо очевидным намёком». Притчи лечат душу и духовно обогащают её. Каждая притча построена на мудром изречении.

Рассказав или прочитав историю, нужно суметь воздержаться от высказывания собственной интерпретации. Не стоит спрашивать учащихся: «Вы поняли, о чём эта притча?». Нельзя сомневаться в интеллектуальных способностях своих подопечных и оскорблять их недоверием. Если ваши ученики совсем не поняли смысла (морали) повествования, то это скорее ваша недоработка: либо притча слишком сложная для данного возраста, либо педагог плохой рассказчик. Главное помнить, слушатель из любого повествования будет извлекать собственный смысл. Подобрать притчу несложно, но важно отобрать среди них близкую и значимую для конкретного случая, чтобы её рассказ помог состояться разговору с ребятами «по душам».

1. При работе с одной притчей можно использовать несколько приёмов. Первый приём «Облака Мыслей». Автор этого приёма Шалва Александрович Амонашвили, дети слышат название притчи, обдумывают и записывают всё, что приходит им в голову в связи с этой темой. Итак, название притчи «О Добре и Зле».

Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.

- О чём вы подумали, услышав название притчи? Запишите. (в конце занятия можно спросить, чьи мысли были близки к теме притчи)

2. Следующий приём притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться. Основной приём – это незавершённость повествования.

На экране «О Добре и Зле».

- Как вы думаете, почему Добро дало деньги Злу?

- Как Зло встречало Добро?

- Как вы думаете, что может произойти дальше?

3.«Одно целое». Он интересен тем, что позволяет во время его выполнения передвигаться по классу, формирует коммуникативные умения. Суть приёма в том, что учитель подготавливает два вида карточек. На карточках №1- вопросы к притче, на карточках №2 – ответы. Ученики, получив карточки, передвигаются по классу в поисках нужной пары.

Карточки №1

а) Почему Зло положило соль в чай вместо сахара?

б) Что сделало Добро , попробовав соленый чай?

в) Как расплатилось Добро со Злом?

Карточки №2

а) Потому что Зло вредное и негостеприимное.

б) Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение .

в) Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю»

4. Работа с пословицами «Путаница». Собрать пословицу, объяснить её смысл.

«Чем больше мы делаем добра, тем больше его становиться в мире»

«Добрый  человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

5. Инсценировка притчи

Таким образом, притча может стать важным опорным материалом в ходе преподавания предмета ОРКиСЭ и на занятиях по Истокам. В них заложен глубокий смысл и большой  аспект. Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие. В них показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.

Притча имеет творческую основу и может служить хорошим материалом для развития  грамотности  на занятиях по Истокам и уроках ОРКиСЭ.

В заключении  хочу показать видеоролик, созданный совместно с детьми ко Дню Матери. В нем мы использовали притчу. А так же я подготовила список притч по темам, которые могут быть полезны в нашей работе.

Примерный перечень использования притч по темам:

О добре и зле;

О добрых и плохих поступках людей;

О милосердии и сострадании

«Окно», «Брошенный камень», «Про кота», «Два волка»,«Две подруги»,«Город Ангелов»,«Девять медалей»,«Морские звёзды», «Добрые дела»,«О слепце»,«Человек в яме»,«Про собаку»,«Про мост»,«Сердце»,«Донор»,«На мосту»,«Странная женщина и темнокожий мужчина», «Богадельня».

Воспитай себя сам

«Гвозди»,«Начни с себя»,«Всё познаётся в сравнении»,«Урок бабочки», «Позитивное видение», «Борьба двух начал», «Богатый и бедный», «Всё в твоих руках», «Жизнь в клетке», «О художнике», «Семь чудес света», «Об общественном мнении», «Хитрец», «Три Я», «Притча о ярости».

О мужестве и героизме

«Город Ангелов», «Калека», «Донор», «Бирюзовый платок», «Девять медалей», «Сердце», «Про мост».

Любовь и уважение к родителям и близким людям

«Воробей»,«Ангел-хранитель. Мама», «Близнецы», «О блудном сыне», «Отец и сын», «Записка», «Забери меня, мама»,  «Мамочка», «Разговор с мамой», «Корзину- то возьми»

О жизненных ценностях

«Русская земля»,«Богатый и бедный»,«Семь чудес света»,«О надежде», «О жизни», «О смысле жизни», «О ценности жизни», «Калека», «О художнике», «Как изменить мир», «Предназначение», «То, что можно изменить», «Содержание важнее внешнего вида»

О любви и влюблённости

«Роза», «Бирюзовый платок», «О любви ветра и цветка», «Хрупкая мечта», «Венчальная»,«Куда уходит любовь»,«Любовь жила», «Любовь и сумасшествие», «Любовь и счастье», «Разум и чувства», «Про любовь и влюблённость», «Сам слепи своё счастье», «Улыбка»

Об отношениях к братьям нашим меньшим

«Морские звёзды», «Про кота», «Про собаку», «Про бабочку», «Светлячок»

Для бесед с родителями

«Наши дети»,«Семь чудес света»,«Ангел-хранитель. Мама», «Богатый и бедный», «За день до своего рождения», «Близнецы», «Притча о гвоздях», «Корзину – то возьми», «Хрупкий подарок», «Записка»,«Забери меня, мама»,«Почему меня ты, мама, не родила», «Цепочка хромосомная», «Ювенальная юстиция»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы формирования читательской грамотности

Материал рекомендован  учителям начальных классов....

Приёмы формирования читательской грамотности

Приёмы формирования читательской грамотности...

«Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения»

laquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые ...

Приёмы формирование читательской грамотности учащихся начальных классов

Доклад на МО  учителей начальных классов Приёмы формирования читательской грамотности учащихся начальных классов...

Копилка приёмов формирования читательской грамотности

Чтобы научить ребёнка понимать и находить для себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в ос...

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. Рабочий лист к русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Рабочий лист поможет ребенку быть вдумчивым читателем, рассуждать о том, чему может научить сказка....

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...