Использования притч в курсе внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» как один из приёмов формирования читательской грамотности.
статья (2 класс)
Роль учителя в преподавании предметов духовно-нравственного содержания очень велика. Деятельность педагога предполагает его высокий духовно-нравственный уровень развития, личную ориентацию на базовые духовно-нравственные ценности. На занятиях должна быть создана доброжелательная атмосфера. Учитель при любых обстоятельствах должен стать для ребёнка тем человеком, который утвердит в юном сердце отвращение к злу, неправде, педагогу важно заботиться о том, чтобы детская совесть была чиста как капля утренней росы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Использования притч в курсе внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» как один из приёмов формирования читательской грамотности.
Починкова О.Н.,
учитель начальных классов
СОШ № 2 г. Белоярский
Роль учителя в преподавании предметов духовно-нравственного содержания очень велика. Деятельность педагога предполагает его высокий духовно-нравственный уровень развития, личную ориентацию на базовые духовно-нравственные ценности. На занятиях должна быть создана доброжелательная атмосфера. Учитель при любых обстоятельствах должен стать для ребёнка тем человеком, который утвердит в юном сердце отвращение к злу, неправде, педагогу важно заботиться о том, чтобы детская совесть была чиста как капля утренней росы.
Каждое занятие по истокам начинается с ресурсного круга, мы с вами не будем вставать в круг, но поприветствуем друг друга.
- Светлой удачи, доброго дня всем кто присутствует! С радостным настроением мы снова отправляемся к нашим истокам!
Сегодня вашему вниманию я представлю один из способов питания детской души – использование притч на занятиях по Истокам. Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.
Древние притчи учат нас самому главному: смирению, мудрости, доброте и терпению, но без назидания, а как-то иначе.
Суть притч заключается в том, что «в них резюмируется мораль либо прямым текстом, либо очевидным намёком». Притчи лечат душу и духовно обогащают её. Каждая притча построена на мудром изречении.
Рассказав или прочитав историю, нужно суметь воздержаться от высказывания собственной интерпретации. Не стоит спрашивать учащихся: «Вы поняли, о чём эта притча?». Нельзя сомневаться в интеллектуальных способностях своих подопечных и оскорблять их недоверием. Если ваши ученики совсем не поняли смысла (морали) повествования, то это скорее ваша недоработка: либо притча слишком сложная для данного возраста, либо педагог плохой рассказчик. Главное помнить, слушатель из любого повествования будет извлекать собственный смысл. Подобрать притчу несложно, но важно отобрать среди них близкую и значимую для конкретного случая, чтобы её рассказ помог состояться разговору с ребятами «по душам».
1. При работе с одной притчей можно использовать несколько приёмов. Первый приём «Облака Мыслей». Автор этого приёма Шалва Александрович Амонашвили, дети слышат название притчи, обдумывают и записывают всё, что приходит им в голову в связи с этой темой. Итак, название притчи «О Добре и Зле».
Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.
- О чём вы подумали, услышав название притчи? Запишите. (в конце занятия можно спросить, чьи мысли были близки к теме притчи)
2. Следующий приём притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться. Основной приём – это незавершённость повествования.
На экране «О Добре и Зле».
- Как вы думаете, почему Добро дало деньги Злу?
- Как Зло встречало Добро?
- Как вы думаете, что может произойти дальше?
3.«Одно целое». Он интересен тем, что позволяет во время его выполнения передвигаться по классу, формирует коммуникативные умения. Суть приёма в том, что учитель подготавливает два вида карточек. На карточках №1- вопросы к притче, на карточках №2 – ответы. Ученики, получив карточки, передвигаются по классу в поисках нужной пары.
Карточки №1
а) Почему Зло положило соль в чай вместо сахара?
б) Что сделало Добро , попробовав соленый чай?
в) Как расплатилось Добро со Злом?
Карточки №2
а) Потому что Зло вредное и негостеприимное.
б) Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение .
в) Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю»
4. Работа с пословицами «Путаница». Собрать пословицу, объяснить её смысл.
«Чем больше мы делаем добра, тем больше его становиться в мире»
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
5. Инсценировка притчи
Таким образом, притча может стать важным опорным материалом в ходе преподавания предмета ОРКиСЭ и на занятиях по Истокам. В них заложен глубокий смысл и большой аспект. Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие. В них показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.
Притча имеет творческую основу и может служить хорошим материалом для развития грамотности на занятиях по Истокам и уроках ОРКиСЭ.
В заключении хочу показать видеоролик, созданный совместно с детьми ко Дню Матери. В нем мы использовали притчу. А так же я подготовила список притч по темам, которые могут быть полезны в нашей работе.
Примерный перечень использования притч по темам:
О добре и зле;
О добрых и плохих поступках людей;
О милосердии и сострадании
«Окно», «Брошенный камень», «Про кота», «Два волка»,«Две подруги»,«Город Ангелов»,«Девять медалей»,«Морские звёзды», «Добрые дела»,«О слепце»,«Человек в яме»,«Про собаку»,«Про мост»,«Сердце»,«Донор»,«На мосту»,«Странная женщина и темнокожий мужчина», «Богадельня».
Воспитай себя сам
«Гвозди»,«Начни с себя»,«Всё познаётся в сравнении»,«Урок бабочки», «Позитивное видение», «Борьба двух начал», «Богатый и бедный», «Всё в твоих руках», «Жизнь в клетке», «О художнике», «Семь чудес света», «Об общественном мнении», «Хитрец», «Три Я», «Притча о ярости».
О мужестве и героизме
«Город Ангелов», «Калека», «Донор», «Бирюзовый платок», «Девять медалей», «Сердце», «Про мост».
Любовь и уважение к родителям и близким людям
«Воробей»,«Ангел-хранитель. Мама», «Близнецы», «О блудном сыне», «Отец и сын», «Записка», «Забери меня, мама», «Мамочка», «Разговор с мамой», «Корзину- то возьми»
О жизненных ценностях
«Русская земля»,«Богатый и бедный»,«Семь чудес света»,«О надежде», «О жизни», «О смысле жизни», «О ценности жизни», «Калека», «О художнике», «Как изменить мир», «Предназначение», «То, что можно изменить», «Содержание важнее внешнего вида»
О любви и влюблённости
«Роза», «Бирюзовый платок», «О любви ветра и цветка», «Хрупкая мечта», «Венчальная»,«Куда уходит любовь»,«Любовь жила», «Любовь и сумасшествие», «Любовь и счастье», «Разум и чувства», «Про любовь и влюблённость», «Сам слепи своё счастье», «Улыбка»
Об отношениях к братьям нашим меньшим
«Морские звёзды», «Про кота», «Про собаку», «Про бабочку», «Светлячок»
Для бесед с родителями
«Наши дети»,«Семь чудес света»,«Ангел-хранитель. Мама», «Богатый и бедный», «За день до своего рождения», «Близнецы», «Притча о гвоздях», «Корзину – то возьми», «Хрупкий подарок», «Записка»,«Забери меня, мама»,«Почему меня ты, мама, не родила», «Цепочка хромосомная», «Ювенальная юстиция»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы формирования читательской грамотности
Материал рекомендован учителям начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-147320-1415210587.jpg)
«Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения»
laquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/26/picture-1310775-1643190915.jpg)
Приёмы формирование читательской грамотности учащихся начальных классов
Доклад на МО учителей начальных классов Приёмы формирования читательской грамотности учащихся начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/14/picture-1082275-1665749946.jpg)
Копилка приёмов формирования читательской грамотности
Чтобы научить ребёнка понимать и находить для себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в ос...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/23/picture-172455-1466678893.jpg)
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. Рабочий лист к русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Рабочий лист поможет ребенку быть вдумчивым читателем, рассуждать о том, чему может научить сказка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/07/picture-1090601-1544181261.jpg)
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...