«Современный урок как основа эффективного и качественного образования»
статья (4 класс)
Статья рекомендована учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_kak_osnova_effektivnogo_i_kachestvennogo_obrazovaniya.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ-СОШ с.Золотая Степь Советского района Саратовской области
Городничева Светлана Михайловна
«Современный урок как основа эффективного и качественного образования»
Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Коменским 400 лет назад, остается! Родоначальники педагогики «во главу угла» в обучении и воспитании ученика ставили классно-урочную систему. Откуда пошло слово – урок? Есть разные варианты, но наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) урок – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука.
Каждый учебный день школьный звонок зовет детей на урок, и большая «армия учителей спешит «сеять разумное, доброе, вечное».
Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени.
Урок сегодня - основная форма организации обучения во всех типах учреждений общего среднего образования, и творческое учительство постоянно ведет поиск путей совершенствования классно-урочной системы.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.
Мы все понимаем, что урок не может не меняться.
Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники.
Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный океан знаний и рифы противоречий между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового. И это – нормально. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, учитель – всегда будет главным действующим лицом, всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы на любом уроке.
Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
А где, как не на уроке для учителя огромное поле деятельности для создания условий по повышению качества знаний. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.
Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.
Каждый учитель, планируя свой урок, ставит цели и задачи, которые он хотел бы осуществить вместе с учащимися, рассматривая ту или иную тему.
Во-первых, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок — это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга.
Во-вторых, учитель стремится к тому, чтобы урок был эффективным.
Ученые замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия».
Однако сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса у учащихся, повышение эмоционального настроения обучающихся с нарушением поведения беспокоит наших педагогов постоянно.
Начало урока может быть таким:
Учитель вошел в класс, подошел к своему столу, выдержал паузу, с улыбкой посмотрел каждому в глаза, сказал:
— Сегодня урок будет необычный, — и добавил: — у нас сегодня будет очень интересный урок. Я сейчас каждому раздам листочки бумаги, на которых в конце урока поставите оценку мне, себе и самому уроку. Итак, мы начинаем…
ИЛИ - Учитель вошел, весело поприветствовал детей и заметил:
— Я хочу, чтобы вы запомнили этот урок, сегодня я расскажу вам что-то очень интересное и важное, и пусть чудо тихо постучится в ваши души, я расскажу вам о судьбе одного поэта — о нашей с вами судьбе.
БЫВАЕТ И ТАК – Учитель появился в классе с опозданием. Вошел строгой походкой, собранный, четкий, решительный. Класс в это время шумел и был где угодно, но только не на уроке. Учитель поздоровался, кто-то ответил ему, кто-то — нет. Стараясь перекричать класс, он сказал, что начинает опрос. К доске пойдет Ваня…
Нам, педагогам, очень важно помнить об организационно-психологическом моменте для самих себя. Настрой, с которым учитель приходит в класс, фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха в общении с детьми, степень вовлечения учащихся в урок, дисциплину на уроке, успешность процесса обучения как для обучающихся, так и для самого учителя.
Что мы наверняка знаем о детях, это то, что у них имеется совсем небольшой запас терпения и внимания. В этом отношении именно учителя имеют максимальное количество шансов на то, чтобы мотивировать ребят, так как они всегда стоят на передовой. Дети обычно действуют, предпочитая "сейчас" больше, чем "потом". И как раз учителя могут воздействовать на них такими средствами: здесь, сейчас, сегодня, в этой комнате.
Урок длится 45 минут, и каждую из них может рождаться знание и скука, захватывающая сердца ребят мысль и опасное, разъедающие их безделье. Ценность и значение этих минут, часов, дней, лет в судьбе определяют учителя посредством современного урока.
Как для учеников, так и для Учителя, урок может быть интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу будущего, основу качественного образования, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе. На нём нельзя обойтись без новых технологий, способствующих развитию личности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого и запросами общества в целом.
Что под современным уроком понимают наши ученики? С учащимися 3-4 классов МАОУ-СОШ с.Золотая Степь проведено анкетирование «Современный урок и Я».
Результаты анкетирования показали, что современный урок в первую очередь должен быть интересным, понятным. Ученикам 4 классов в отличие от 3 класса больше нравится высказывать собственную точку зрения, спорить, дискутировать. Заниматься самостоятельно, творчески. По-разному видят ребята и роль учителя на уроке. Но все учащиеся хотят получить хорошие знания, видят учителя как координатора, наставника, человека с богатым жизненным опытом, квалифицированного специалиста, который может подготовить к успешной сдаче ВПР.
А теперь мнение педагогов нашей школы о том, что для них СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. На заседании ШТГ учителей начальных классов было предложено подобрать определение современного урока с позиции современного учителя.
«Для меня такой урок - это, прежде всего, сотрудничество и совместная деятельность учащихся и учителя, взаимодействие в системе «Учитель – ученик» на основе дружеского расположения на пути к общим целям, организованное при поддержке новых технологий.
«На мой взгляд, современный урок - это урок, на котором учитель видит каждого ученика и старается максимально возможно использовать его потенциал, умело организует и управляет учебным процессом, использует все возможности для развития личности ученика.
«На мой взгляд, cовременный урок - урок, на котором происходит живое общение всех участников на основе доверия и взаимопонимания, коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся.
«Современный урок - это использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, передовой педагогической практики.
Хотелось бы еще добавить, что современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.
Одной из составляющих качественного образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация эффективного современного урока это и есть основа качественного образования.
Таким образом, чтобы эффективность урока была «отличной», надо создать увлекательный урок. Чтобы он приносил пользу, надо знать, в какой клеточке урока что уместно, а что — нет, как соединить привычное с непривычным. Необходимы и многие другие умения: демонстрировать детям свое полное к ним доверие, организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога и саморефлексию достигнутого, не нарушать логическую структуру урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и многое другое.
Важной составляющей современного урока, влияющей на качество обученности школьников, является эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке.
Сегодня деятельность учителя направлена не на освоение учениками имеющейся информации, а на новую организацию сознания ребенка, развития коммуникативных способностей каждого, развития мышления, умения высказать свою точку зрения, владея техникой рефлексии.
Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».
Учитель на уроке. Александр Адамский в одной из своих статей отмечал, что «Современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность, а использование новых технологий формирует информационную культуру и коммуникативную компетентность».
От стиля преподавания учителя многое зависит. Культура учителя, его интеллектуальность и нравственный облик является одним из главных условий эффективности урока.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Учитель на уроке это и артист, и психолог, прежде всего навигатор в получении знаний. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого интереса к изучаемому материалу.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок - как основа эффективного и качественного образования
В презентации описываются особенности современного урока в условиях ФГОС НОО, его отличие от традиционного, критерии эффективности современного урока. Каким должен быть современный учитель? Его роль и...
Педагогический совет по теме: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". Доклад по теме: "Современный учитель"
В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества...
Современный урок как основа эффективного и качественного образования
Урок математики в 3 классе по теме "Числовой луч". Структура урока соответствует требованиям ФГОС. На уроке дети сами определяют тему , цель урока, составляют план. В течение урока дети работают...
Современный урок как основа эффективного и качественного образования.Участие в РМО
Современный урок как основа эффективного и качественного образования.Участие в РМО...
Доклад на тему "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"
Выступление на педагогическом совете на тему "Современный урок- как основа эффективного и качественного образования"...
Презентация. Современный урок как основа эффективного и качественного образования.
Современный урок как основа эффективного и качественного образования....
Современный урок - ка основа эффективного и качественного образования
Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он ...