Современный урок как основа эффективного и качественного образования
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Урок математики в 3 классе по теме "Числовой луч". Структура урока соответствует требованиям ФГОС. На уроке дети сами определяют тему , цель урока, составляют план.  В течение урока дети работают по составленному плану. Эти же пункты плана находятся в листах самооценивания. Дети сами оценивают свою деятельность на данном уроке. В конце урока дети считают свои баллы и строят луч собственных достижений. На уроке дети  определяют признаки числового луча, составляют определение  и алгоритм построения числового луча. Выполняют практические задания  с числовым лучом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislovoy_luch_itogovyy.docx60.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Урок  математики

в 3 классе

по теме

«Числовой луч»

учитель высшей категории: Митрохина Н.Е.

г. Новомосковск, 2016-2017учебный год

Тема: Числовой луч.

Тип урока – урок открытия нового знания.

Цель урока: ознакомление с понятием числового луча.

Задачи:

  • дать понятие числового луча;
  • составить алгоритм построения числового луча, научиться строить числовой луч;
  • научить отмечать на числовом луче точки, соответствующие заданным числам и определять числа, соответствующие данным точкам

Метапредметные УУД
Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу
  • читать, слушать, извлекать информацию, критически её оценивать
  • понимать информацию в разных формах (схемы, модели, рисунки), переводить её в словесную форму
  • проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение
  • устанавливать причинно - следственные связи, подводить под понятие, доказывать и т.д.

Регулятивные УУД:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу
  • действовать по плану и планировать
  • понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике

Коммуникативные УУД:

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ общения людей
  • участвовать в диалоге, в беседе, выполнять нормы речевого поведения, культуры речи
  • строить свои высказывания и слушать другого
  • вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками
  • допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение

Оборудование урока: учебник  для 3 класса « Математика» И. И. Аргинская, 2013г; мультимедийная система, карточки  со словами «числовой ряд», «числовой луч», «начало», «бесконечность», « условная мерка»,  «последовательность натуральных чисел»; карточки с заданиями; тесты; карточки с алгоритмом построения  числового луча.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 УУД

1.Девиз урока.

2.Актуализация  знаний.

3.Постановка проблемы.

4.Цель урока

5.План урока

6.Листы  самооценивания.

7.Тема урока.

8. Сообщение ученика.

9.Признак числового луча – понятие

 « условная мерка»

10.Работа с учебником.

11.Физкультминутка

12.Работа по карточке.

Определение «числовой луч».

13 .Работа в парах. Выведение алгоритма построения «числовой луч».

14.Построение числового луча

15. Тест  с заданиями.

16.Луч достижений.

15. Итог урока.

16.Домашнее задание.

1.Девиз  нашего урока:  

Дорогу осилит  идущий.

-Как вы понимаете эти слова?

-Сегодня  я вам предлагаю отправиться в дорогу за новыми знаниями. А в конце урока наглядно посмотрим, кто  какой путь  из вас  сумел  преодолеть . Согласны?

2.Актуализация знаний.

-Для того , чтобы узнать тему урока, нам надо выполнить следующие задания

а). Перед вами последовательность чисел.

Что вы можете о ней сказать?

1 2 3 4 5 6 7 ….

 б). Добавляю 0. - А теперь? Что изменилось?

0 1 2 3 4 5 6 7…

Карточки:  числовой ряд

начало

последовательность натуральные числа

бесконечность

- Итак, выделим признаки  числового ряда.

-Начало ----?

-Самое маленькое натуральное число? Все остальные числа?

-Самое большое натуральное число ?

-Где мы используем числовой ряд?

-Для чего мы выполняем данное задание?

3.Постановка проблемы

– Посмотрите на слайд.

- Что можете о них  сказать о каждой линии?

 

а

б

в

г

д

е 

4. Цель урока

– Какая проблема  у вас возникла?

 - Следовательно, какая цель  нашего урока?  Чем мы будем заниматься на уроке?

5.-Чтобы ответить на вопрос нашего урока, давайте составим план по первым словам.

План урока  

1. Узнать название неизвестной линии.

2. Определить отличительные признаки линии.

3.Составить определение  неизвестной линии.

4.Вывести алгоритм построения линии.

5.Научиться строить новую линию.

6. Применять новые знания.

В течение урока мы будем работать по  составленному плану.

Эти же пункты плана будут  в листе  самооценивания. На каждом этапе урока вы будете оценивать свои действия по 2-ой шкале.

«2» балла - если вы сами выполняли,

«1» балл – если  выполнили с помощью товарищей,

«0» баллов – если вы не справились.

В конце урока вы подсчитаете  свои баллы.  

6.Листы      самооценивания

Фамилия имя учащегося

Поставьте баллы

0 баллов

(не справился)

1 балл

(с по-

мощью)

2 балла

(сам)

всего

1.Узнал  название неизвестной линии

2.Определил отличительные признаки   линии

3.Составил определение новой линии

4.Вывел  алгоритм  построения  линии

5.Научился  строить

новую линию

6.Применил новые знания

7.Тема урока

Слайд со всеми линиями.

Давайте  попробуем  дать название данной линии?  

- Чем она отличается  она  от остальных?

 Убираю числа.

-Посмотрите на числа, что они вам напомнили?

-Вспомним признаки числового ряда!!!

- Посмотрите на  линию. Определите, есть ли у нее такие же признаки, как у числового ряда: начало…., бесконечность? Объясните!

-Как называется бесконечная линия ,которая имеет  начало ?

Возвращаю числа на луч.

- Как же будет называться эта линия ?

-На что еще  указывает стрелочка на конце линии?

-Какая же тема нашего урока?

ЧИСЛОВОЙ ЛУЧ

-Теперь вы знаете, почему  смогли объединить вместе  числовой ряд и луч? Какие признаки  ?

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛУЧА НА ДОСКЕ

Обратимся к листу самооценивания. 

1.)-Какую цель мы ставили? Справились? Оцените себя.

- А знаете, кто открыл числовой луч?

 8..СОБЩЕНИЕ..Евдокс Книдский древнегреческий математик и астроном. Он известен как автор самых различных открытий. Он составил первый каталог звёзд, описание звёздного неба, занимался врачеванием, философией. В его часть названы кратеры на Луне и Марсе.

Учитель добавляет: Одно из его открытий – числовой луч.

 9.Признаки числового луча.

-Как вы думаете, все ли   отличительные признаки числового луча мы определили ?

Выберите из предложенных вариантов числовой луч, опираясь на его признаки.

-Какое действие для этого мы должны с вами выполнить?

-Назовите признак, по  которому   вы определяете числовой луч?

1слайд

1) •------•------•------•------•------•------•------•------•------•--------

0 4 1 3 2 5 6

2)•------•------•------•------•------•------•------•------•------•---------

1 2 3 4 5 6

3) •------•------•------•------•------•------•------•------•------•--------

0 1235 6

4) •------•------•------•------•------•------•

0 1 2 3 4 5 6

-Какие ошибки вы увидели?

- К какому выводу мы пришли?

2слайд.

-Посмотрите не следующий слайд.

-Сравним их по этим же признакам числового луча.

- Чем они отличаются?

4) •------•------------•------•------------•------------•------•---------

0 1 2 3 4 5 6

5) •------•------•------•------•------•------•------•------•------•--------

0 1 2 3 4 5 6

-Есть у нас с вами такой признак?

10.Работа по учебнику.

-Для того , чтобы выявить отличительный признак, давайте обратимся к учебнику на с. 32. № 316(1)

Рассмотрите рисунок.

-Кого вы видите? Что он делает?

-Какое число нужно поставить в начале луча?

-Что вы можете сказать о его прыжках?

 -Что обозначают на рисунке числа 1,2,3 ?

 - Измерьте  расстояние между каждым прыжком.

Сделайте вывод.

 СРАВНИТЕ С образцом нашего луча.  

-Какой признак числового луча мы с вами еще отметили?

  Расстояние от точки до точки   должно быть одинаковое на луче.  (КАРТОЧКА)  Его называют условной меркой.

-Что из школьных принадлежностей напоминает нам числовой луч?

2) Вернемся к листам самооценивания.

-Какую цель мы ставили? Справились? Какой следующий пункт плана у нас?

11. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Физзарядкой на не лень

Заниматься каждый  день.

Влево , вправо прыг да скок

Отдохнем с тобой ,дружок.

Мы на месте не стоим,

К знаньям двигаться спешим!

12.Определение числового луча.

то мы  с вами будем составлять?

-Для этого возьмите  карточку со стола. Прочитайте определение. Зачеркните лишние понятия, оставьте 1 верное.

-Из каких признаков будет состоять  наше определение числового луча?

 КАРТОЧКА

  Зачеркнуть лишнее   в скобках.

Числовой луч  — это (отрезок, луч,  прямая), на котором точками обозначены (четные, нечетные, натуральные числа). Расстояние между соседними точками (разное, одинаковое) и равно  условной мерке.  В начале луча ставится (число 0, число1).Каждой следующей  точке ставится  соответствующее число.

- Что у вас получилось?

-3. Вернемся к листам самооценивания 

Составили определение числового луча?

Какой пункт плана следующий?

13.Алгоритм построения луча.

-Что мы с вами сейчас будем делать?

В конвертах  у вас лежат карточки.

 Прочитайте каждую карточку.

Разложите их в той последовательности, как бы вы строили числовой луч.

-Важна ли будет последовательность  карточек?

-Как вы думаете, с чего надо начать с построения луча или расстановки чисел?

 Пронумеруйте каждый пункт.

-Кто хочет поработать у доски?

Алгоритм построения числового луча.

1.Поставить точку и провести от нее вправо луч.

2.У  начальной точки поставить число 0.

3.Выбрать мерку и отложить ее от 0 вправо.

4.Поставить у конца отложенной мерки число 1.

5.Продолжить откладывать одинаковые мерки и расставлять числа дальше .

-Посмотрим , что у нас получилось?

 Сравните свой алгоритм с тем, что у нас получилось на доске.

-Теперь я вам хочу раздать   готовый алгоритм, который мы с вами составили  на карточке, чтобы вы его вклеили в тетрадь.

 -А зачем вы с вами вывели алгоритм?

-4. Вернемся к листам самооценивания 

Вывели алгоритм построения числового луча?

Какой  следующий пункт плана?

14. Построение числового луча.

 - Что мы будем с вами сейчас делать?

-Прочитайте задание.

Задание.

Начертите луч. Укажите направление стрелкой вправо. У начала отсчета поставьте число нуль. За мерку примите один сантиметр. Продолжите откладывать одинаковые мерки  и расставлять числа дальше. Отметьте красным карандашом точку, соответствующую числу пять.

_Что необычного вы заметили?

-Для удобства можете надписать числа  сверху записи

5. Вернемся к листам самооценивания 

Научились строить числовой луч?

Какой пункт еще у нас остался?

15.Применение новых знаний.

Теперь разрешите мне предложить вам небольшой тест  с заданиями по теме « Числовой луч»

6. Вернемся к листам самооценивания 

Научились применять новые знания?

А где нам может  пригодиться числовой луч?

Луч достижений.

Мерка1см.hello_html_m72434c9e.gif

- Посчитайте количество баллов на листе самооценивания.

-Постройте  луч собственных достижений, отложив на нем  столько мерок, сколько баллов вы набрали.

-Если в вашем луче достижений 0-6 мерок, то проведите  луч синим карандашом.

-Если в вашем луче будет 6 – 10 мерок  проведите луч зеленым карандашом.

-Если 10-12 мерок проведите луч красным карандашом.

 - Можно сказать, что настолько вы продвинулись вперед  сегодня по  изучению новой темы.

Кому задания показались трудными? Какие именно?

15.Итог урока

Итак, чем на уроке мы сегодня занимались?

1.Вклеить алгоритм построения луча в тетрадь.

2. Придумай своего персонажа и покажи, как он будет прыгать по числовому лучу.

Дорогу можно преодолеть,  если только идти вперед. Не стоять на месте!!

  Это натуральный ряд чисел.

Это  числовой ряд, потому что начинается  с 0,  ноль не относится к натуральным числам.

     

Число 0

1, натуральные

Нет, т.к. нат. ряд бесконечен, нет наибольшего числа.

Применяют для счёта предметов, сравнивать числа.

-Узнать тему урока.

- а) прямая, т.к.  у неё нет начала и нет конца

- б) отрезок, т.к.  прямая с двух сторон ограничена точками

-в)луч, есть начало, но нет конца

-г) кривая

-д) ломаная

е) ?? не знаем как называется

Не знаем . как называется линия под №6.

-Узнать, как называется фигура под буквой е)

На ней расположены цифры.

Числовой ряд.

Начало,  последовательность натуральных чисел, бесконечность.

У этой линии есть начало-точка, бесконечность- стрелочка вправо,

точки - обозначают натуральные числа.

 Луч, есть начало, нет конца.

Числовой луч.

Направление.

ТАБЛИЧКА РЯД-ЛУЧ

Да.

У них есть одинаковые признаки:

Начало

Последовательность натуральных  чисел

Бесконечность

Нет

Да, нет? Не знаем

Действие сравнение.

Последовательность натуральных  чисел

 №1- перепутан порядок чисел

Начало

№2-нет начала 0

Последовательность натуральных  чисел

№3-пропущено

 число 4

Бесконечность

№4-  отрезок с числами, нет бесконечности

Нарушена последовательность чисел, нет начала , нет бесконечности на луче.

Это не числовые лучи.

У них есть все эти признаки.

Расстоянием между точками

№5-на разном расстоянии расположены точки (числа) на луче.

На №6 - числа расположены на одинаковом расстоянии.

Значит, №6 -числовой луч.

Нет.

Тушканчик. Прыгает по числовому ряду.

0

-Они одинаковые.

Количество прыжков

Расстояние между точками  равно 2см .

Расстояние между точками (числами) должно быть одинаковое.

УСЛОВНАЯ МЕРКА

Линейку, метр

Да.

Составить определение числового луча.

Определение «Числового луча»

Из признаков числового ряда.

Да.

Вывести алгоритм построения

Составлять алгоритм построения луча.

Да.

С луча.

Для того, чтобы уметь строить числовой луч.

Да.

Научиться строить

Учиться строить числовой луч.

Числа записаны прописью.

Да.

Применять новые знания .

Да.

При решении задач, составлении графиков. Можем сравнивать числа на луче, вычитать, прибавлять, как и по числовому ряду. Чем правее точка от начала луча, тем большему числу, она соответствует.

  

1. Узнали, что такое числовой луч.

2. Определить  его отличительные признаки.

3.Составить определение  числового луча.

4.Вывли алгоритм построения числового луча.

5.Научились строить числовой луч.

6. Применять новые знания.

Умение принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;

умение допускать существование различных точек зрения;

умение согласовывать различные мнения о математических явлениях, находить общее решение;

умение выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

умение проводить сравнение, понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

умение выделять в явлениях существенные и не существенные, необходимые и достаточные признаки;

Коммуникативныевступать в

  диалог; сотрудничать с

товарищами при выполнении

заданий в паре; участвовать

в коллективном обсуждении

учебной проблемы,

,цели урока;

составлять план действий

коммуникативные УУД:

умение выполнять действия в опоре на заданный ориентир

Регулятивные: организовывать

свое рабочее место под

руководством учителя;

осуществлять контроль в форме

сличения своей работы с

 заданным эталоном.

умение понимать смысл инструкции учителя.

Познавательные УУД:

умение проводить сравнение, понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

умение выделять в явлениях существенные и не существенные, необходимые и достаточные признаки;

Познавательные: научатся

измерять и строить отрезки с

помощью линейки; осуществлять

 поиск необходимой информации

 для выполнения учебных

заданий.

Личностные: внимательно

относиться к собственным

переживаниям и переживаниям

других людей, давать оценку

своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок - как основа эффективного и качественного образования

В презентации описываются особенности современного урока в условиях ФГОС НОО, его отличие от традиционного, критерии эффективности современного урока. Каким должен быть современный учитель? Его роль и...

Педагогический совет по теме: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". Доклад по теме: "Современный учитель"

В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества...

Современный урок как основа эффективного и качественного образования.Участие в РМО

Современный урок как основа эффективного и качественного образования.Участие в РМО...

Доклад на тему "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"

Выступление на педагогическом совете на тему "Современный урок- как основа эффективного и качественного образования"...

Презентация. Современный урок как основа эффективного и качественного образования.

Современный урок  как основа эффективного  и   качественного образования....

Современный урок - ка основа эффективного и качественного образования

Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он ...

Презентация. Современный урок как основа эффективного и качественного образования.

Современный урок         как основа эффективного и   качественного образования. ...