Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
консультация
Краткий обзор целей, задач, групп здоровьесберегающих технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_obrazovatelnom_protsesse.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« З доровьесберегающая технология » – это система мер , включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды , направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития .
« Здоровьеформирующие образовательные технологии » - это все те психолого-педагогические технологии , программы , методы , которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья , личностных качеств , способствующих его сохранению и укреплению , формирование представления о здоровье как ценности , мотивацию на ведение здорового образа жизни ( Н.К. Смирнов ). «Здоровьесберегающие технологии» - это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим ( В.Д. Сонькин ). Под здоровьесберегающей образовательной технологией ( Петров О.В ) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Цель технологий – сбережение здоровья учеников в период обучения, усвоение знаний, навыков, привычек сохранения здоровья. В итоге дети должны научиться пользоваться полученными навыками в дальнейшей жизни. Здоровьесберегающая деятельность решает такие задачи
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:
Критерии здоровьесбережения Характеристика Обстановка и гигиенические условия в классе Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, правильно подобранная мебель, регулярная влажная уборка, рассадка учащихся с учётом медицинских показаний и т.п. Количество видов учебной деятельности Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности Ориентировочная норма – 7-10 минут. Количество видов преподавания Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа и т.п. Норма – не менее 3х. Чередование видов преподавания Норма – не позже чем через 10-15 минут. Наличие и место методов, способствующих активизации Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки ) Место и длительность применения ТСО Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения Поза учащегося, чередование позы Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу Психологический климат на уроке Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие) Эмоциональные разрядки на уроке Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие Момент наступления утомления и снижения учебной активности Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности Темп окончания урока Спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель комментировать задание на дом.
П равила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий
П равила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий
П равила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий Часть урока Время Деятельность 1-й этап. Врабатывание 5 мин. Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение 2-й этап. Максимальная работоспособность 20-25 мин. Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом 3-й этап. Конечный порыв 10-15 мин. Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного
П равила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий Существуют разные формы занятий физическими упражнениями на уроке: -- физкультурная пауза -- физкультурная минутка -- физкультурная микропауза Комплексы упражнений выполняются примерно на 10 и 20 минутах урока.
П еречень основных здоровьесберегающих образовательных технологий:
П еречень основных здоровьесберегающих образовательных технологий:
Интеллектуальный массаж (профессор Ауглин ) 1 . Взяться за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушей, оттянуть их вверх. Взявшись за середину (не за мочки) ушей, оттянуть их вперед, затем назад и в стороны. 2. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массировать круговыми движениями) по контуру щек.(от глазницы до ушей опускаясь к нижней челюсти и подниматься обратно через углы рта к крыльям носа и выше вдоль носа до глазницы). 3.Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза должны быть открыты). Движения пальцев следуют от медиальных концов бровей по глазнице до внутренних углов глаз. 4. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять обеими руками одновременно, но в противоположном направлении (т.е. Правая рука массирует лоб по часовой стрелке, а левая рука в этот момент выполняет массирующие движения на подбородке против часовой стрелки). 5. Подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на следующие точки на каждую по очереди по 10 раз, точки парные находятся симметрично относительно переносицы: - точка 1 находится на переносице, на уровне внутренних углав глаз; - точка 2 - на середине носовой кости; - точка 3 - у края носовой кости (над крыльями носа) - точка 4 - поставит указательные пальцы на кончик носа и спускаться вниз по крыльям носа попадете в точку.
Таким образом , очень важно , чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность , а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни , полноценное и неосложненное развитие .
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Данный материал позволит учителю разнообразить методы и приёмы здоровьесбережения в рамках урочной и внеурочной деятельности...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Это статья знакомит читателей с характеристикой здоровьесберегающих технологий и их использованием в образовательном процессе....
Элементы здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе.
Использование элементов данной технологии дает положительные результаты в обучении, воспитании и, конечно же, в здоровьесбережении....
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Наше будущее – это наши дети. Цель современной школы- подготовка детей к жизни… К жизни в мире , полном огромного объёма информации. Наша задача – помочь детям овладеть не только багажом интелле...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Выступление на Педагогическом совете по теме " Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"...
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики...
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики...