интегрированный урок
план-конспект

Elena Ziturovna

Интегрированный урок по литературному чтению и музыки: «От сказки к песне»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_skazki_k_pesne_literaturamuzyka_.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по литературному чтению и музыки: «От сказки к песне»

Тип урока: интегрированный (музыка и литературное чтение), урок  открытие новых знаний, обобщения и систематизации.

Цели и задачи:

- углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле;

Образовательные:

- проверка и оценка знаний учащихся о характерных чертах народной музыки;

- повышение интереса к предмету «Музыка»;

- обобщение знаний о жанрах устного народного творчества;

- сопоставление народной и авторской сказки.

Развивающие:

- развитие артистических способностей;

- развитие навыка устной речи, памяти, логического мышления, внимания;

- создание условий для реализации творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной сказки и песни;

- формирование умений работать в команде, паре, прислушиваться к мнению других;

- формирование умений вести дискуссию;

Методы и формы обучения:

- методы наглядности, активного обучения, совместная деятельность учителя и учеников, работа в группах, в коллективе в целом.

Образовательные ресурсы:

- интернет – ресурсы – презентация; музыкальные записи произведений; музыкальное сопровождение учителем.

Оборудование: мультимедийный проектор; экран; магнитофон; музыкальные записи произведений – русская народная

Используемые технологии: личностно – ориентированный подход требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использование системного, деятельного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения; здоровье – сберегающие технологии; роль учителя, как координатора для стимулирования и направления процесса самостоятельного поиска информации учащимися; организацию самостоятельной работы учащихся; совместная учебно-познавательная деятельность учащихся в группе.

ХОД УРОКА:

- Здравствуйте, ребята!

 В школе прозвенел звонок

И пора нам начинать!

Необычный наш урок

Поможет многое узнать!

Чтобы было веселее

Нам науки постигать,

Очень нужно настроенье

Всем немножечко поднять:

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

Пожелаем всем с утра

Мы здоровья и добра:

-ЗДРАВСТВУЙТЕ! (хором)

- Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

- Тема сегодняшнего урока «От сказки к песне».

Как вы думаете, какие учебные задачи нам предстоит сегодня решить?

- Ответы учащихся (Вспомним народные сказки, инструменты, народные песни)

- Правильно.  

На сегодняшнем уроке мы обобщим знания  о русских народных  сказках, как можно связать сказку и песню.

Известны сказки с давних пор.

Не верь тому, кто скажет,

Что это выдумки и вздор,

Его не слушай даже.

Скорее сказки почитай,

Запомни их получше

И мудрость древнюю узнай –

Они всему научат.

Мы сказки знаем назубок,

Ведь с детства их читаем,

Но что-то новое, дружок,

Сейчас о них узнаем.

Прочитайте медленно, с ускорением; грустно, весело; выразительно.

Как бы вы объяснили:  что такое сказка?

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических персонажей и существ. (по С. И. Ожегову)

Сказка рассказывается сказителем. У каждого народа есть свои сказки. Подражая народным сказкам, писатели тоже могут сочинить сказки.

Самым первым творцом сказок был народ. Люди жили трудно: пахали пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли, ткали, ловили рыбу и надеялись

на лучшую долю. И в сказках они изображали то же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий.

Сказки учили быть твердым в бедах, советовали не мириться со злом, а бороться с ним.

Виды сказок.

Давайте поиграем в игру, надо угадать героя сказки.

ФИЗМИНУТКА

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.

(Повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова!

(Вращение головой в стороны.)

 Для начала мы с тобой крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем! (Повороты туловища вправо и влево.)

А теперь мы приседаем! Мы прекрасно понимаем: Нужно ноги укреплять! Раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)       

Приседания у нас, приседает целый класс! Раз-два-три-четыре-пять! Ноги надо нам размять!  (Приседания.)

Напоследок потянулись вверх и в стороны прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись и за парты снова сели.  (Учащиеся садятся за парты.)

Все вы помните сказку «Репка»

Взаимопомощь – это первое что приходит на ум, когда пытаешься раскрыть смысл сказки.  Наталкивает на это цепочное построение сказки: когда герои друг за другом, просят помощи у последующего и в итоге вместе вытягивают репку. В русском варианте поучительный смысл в том, что любую работу, которая кажется непосильной, можно сделать, собравшись вместе. Нужно только попросить помощи (позвал дед бабку, позвала бабка внучку и т.д).

Репка – это центральный предмет сказки. Все связано с ней. Тема взаимопомощи и примирения закручена вокруг неё. Репка символизирует главную цель для человека, настолько главную, что вокруг неё сплотились и люди и звери.

Возникает  вопрос: «Какое значение имеет этот овощ для русских людей. Ведь не случайно он попал в сказку!

Репа – древняя овощная культура, история которой насчитывает около 4 тысяч лет. Её широко разделывали в Древнем Египте, Риме и Греции наравне с зерновыми культурами и виноградом.

На Руси до появления картофеля репа была одним из основных огородных культур.   Она неприхотливая и урожайная культура. Корнеплоды небольшие, со средней массой от 300 – 500 г. Русские крестьяне выращивали корнеплод на специальных участках – репищах.

Репа – продукт низкокалорийный, богатый витаминами. Кстати, в репе витамина С содержится вдвое больше, чем в апельсинах, лимонах и капусте.

 Пословицы и загадки про репу.

Пословицы и поговорки:

- Проще пареной репы.

- Хороша девка, как мытая репка.

- Репу есть – невелика честь.

- Без заботы и репу не вырастишь.

Кругла, а не пышка,

С хвостом, а не мышка,

Желта. А не пшено,

С корой, а не бревно.

Круга да гладка,

Откусишь – сладка,

Засела крепко на грядке…

- А теперь разыграем сказку «Репка» (песня «Репка» группа кукутики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Конспект интегрированного урока математики + окружающий мир Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Тип урока: Урок - закрепление знаний.

Предлагаю вам конспект интегрированного урока - путешествия в математический лес "Сложение и вычитание в пределах 10". Данный материал будет полезен учителям начальной школы.Урок разработан ...