Учебный исследовательский проект "Посадский хоровод. Почему павловопосадские платки позволяют нам почувствовать себя частью русского народа, любимой Родины, России?"
проект

Киселева Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Учебный исследовательский проект

Тема:

«Посадский хоровод. Почему павловопосадские платки позволяют нам  почувствовать себя частью русского народа, любимой Родины, России?»

Автор: Киселева О.А..,

 учитель начальных классов

Введение

«Искусства изобразительные и прикладные

 таят в себе огромные

возможности для развития творческого потенциала,

фантазии и интуиции,

для ощущения ребенком радости ручного труда

 как творчества».

Б. М. Немецкий

Актуальность

Наша страна богата народно - декоративными промыслами (Городец, Хохлома, Жостово, Палехская шкатулка, Павлопосадские шали и др.). Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты.

Народное декоративное искусство учит любить и ценить то, что признано народом. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства пробуждает  яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Мы решили изучить один из видов народного промысла  -  Павлово Посадский платок и найти ответы на вопросы:

- В чём уникальность промысла?

-  Какова технология изготовления платков и шалей?

- Кто являлся основателем этого промысла?

Цель проекта: формирование познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом (Павловопосадские платки)

Задачи проекта:

• формирование  представлений о Павловопосадских платках, как об одном из видов декоративно - прикладного искусства;

• формирование  знаний об истории промысла, об особенности цветочных узоров;

• развитие  устойчивого интереса к знакомству с различными видами декоративно-прикладного искусства; развитие чувства цвета, композиционных умений;

• воспитание  патриотических чувств.

развитие устойчиво – позитивного отношение к ценности «культура».

Объект исследования: народные промыслы

Предмет исследования:  павловопосадские платки

Гипотеза:   если знакомиться с народными промыслами России, мастерством русских умельцев, то это позволит почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями, обогатит их творческий опыт.

Методы:

-сравнение и анализ;

- обобщение;

- анкетирование;

- изучение литературы

-тестирование

-мониторинг личностного роста

Знакомство с историей развития промыслов в родном городе, присоединение к культурным ценностям и традициям родной земли позволит не только повысить у обучающихся интерес к местным промыслам, в т.ч. Павлово- Посадским платкам, но и развить их ценностное отношение к культуре и искусству вообще. На начальном этапе работы над проектом нами совместно с педагогом- психологом было проведено исследование ценностного отношения обучающихся к таким ценностям как Отечество и Культура. На слайде мы видим его результаты. Количество обучающихся, имеющих устойчиво- позитивное отношение к ценности «Отечество» составило ….%, к ценности «Культура»….%. Общий по классу средний балл по отношению к ценности «Отечество» составил …., «Культура» …

Сроки работы над проектом  01.09.16- 01.02.17. По окончании работы нами будет проведено повторное исследование по той же методике (Дывыдова-Степанова), которое покажет эффективность нашего эксперимента.  

Теоретическая часть

Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость России, особое место занимают платки и шали из нашего родного города Павловский Посад. 

  Расходились они по всей России. Да разве можно не купить такую красоту?! Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры, и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом… Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем павловские платки и шали к лицу!

История промысла производства Павлово- Посадских платков

  История современного платка создавалась на протяжении не одной сотни лет. 

     Павловские платки получили своё название от имени небольшого города Павловский Посад, расположенного в Московской области. Район Павловского Посада – один из старейших российских текстильных центров. Местные мастерицы изготавливали себе из ткани, как правило, однотонные платки: теплые, мягкие, удобные, но не радостные.

 Одной из женщин захотелось украсить платок, сделать его ярким и праздничным. Она взяла краски и украсила свой платок диковинными цветами, да так искусно, что женщины городка тоже захотели носить яркие, красивые платки. Постепенно складывалась традиция, которая вобрала в себя лучшие фантазии женщин, и слава о мастерицах распространилась по всей Руси. Изящный яркий платок согревал и украшал  женщин всех сословий, от крестьянки до царицы.

Впервые промысел производства павловопосадских платков был документально зарегистрирован на имя крестьянина Ивана Дмитриевича Лабзина, который дал подписку исправнику о том, что будет платить налог на производство платков. Это было в 1795 году. С тех пор эта дата и считается датой начала производства великолепных произведений искусства – павловопосадских платков. Основой будущей промышленности стали крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками.

     В середине XIX  Яков Иванович Лабзин - правнук Ивана Лабзина -основателя производства - начал производство шерстяных платков с красочным набивным рисунком. Его партнёром стал человек очень высокой духовности Василий Иванович Грязнов. За это время производство набрало обороты и прославилось за пределами России. Село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производства. Русский текстиль стал завоёвывать высокие награды на международных выставках, пришла слава к русским платкам и шалям. 

Позднее в производство стали внедрять паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль стал завоёвывать высокие награды на международных выставках, пришла слава к русским платкам и шалям.

Техника создания павловопосадского платка

Работа над павловопосадским платком начинается с авторского рисунка. Его создают здесь же, на фабрике, в специальных художественных мастерских, с учетом лучших традиций ткацкого промысла. Обычно мастер создает один повторяющийся фрагмент.

Затем к работе подключается колорист, главная задача которого – правильно подобрать цвет.  Именно этому человеку обязаны павловопосадские шали своей пышностью и красочностью.

     Ткань для платков также изготавливают в стенах фабрики из отборной шерсти овец. Ее отбеливают в течение двух суток сначала в отбеливающей машине, а затем она отлеживается в специальной тележке. Далее полотно кипятят и промывают. Промытая ткань высушивается и пропитывается раствором для умягчения шерстяного материала. В  специальной вакуумной камере через материал пропускают электрический заряд, с целью лучшего нанесения краски на ткань. Печать рисунка обеспечивают несколько печатников, осуществляющих контроль за автоматической печатью на машине. Каждый из них в свою очередь контролирует несколько шаблонов. После нанесения рисунка шали попадают в сушильный цех, а оттуда на прилавки магазинов.

Визитная карточка павловопосадского платка

Визитная карточка павловопосадского платка – расположение на ткани узора. Рисунок, крупный по краям, к центру становится мельче, а углы украшают броские цветы. Композиция чаще всего строится с акцентами на углы. По кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками. Есть также композиции, состоящие из цветочных гирлянд, которые замкнуты в пространстве и увеличиваются к центру. Часто кайма украшена плотным узором из садовых цветов. В платках ярко проявлялось композиционное мастерство народных художников, умение вписать узор в квадрат, строить угол, находить бесчисленное количество вариантов одного и того же узора. 

В узорах павловского платка преобладают букеты и цветочные гирлянды. Популярны турецкий “огурец”, “медальоны”, овалы, звёзды. На платке можно увидеть античные вазы, лотосы, ромашки, птиц и древние символы. Но главным символом стала роза, играющая всеми цветами радуги.  Георгины – второй по частоте изображения цветок на павловопосадских платках. Часто в “букете” павловопосадского платка художниками используются лилия, тюльпан и пион. Простор для творчества мастеров-художников дают разнообразные полевые цветы. Весеннее русское поле пестрит цветами разных расцветок, они все дополняют друг друга и подчеркивают яркость каждого. 

Значение платка

Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на плечи праздничный платок девушка, посмотрит в зеркало и улыбнётся. Красавица! Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах, иногда даже сложенным на руке, как украшение.

Платки на голове или на плечах придают женщине красоту, величавость, защищают от холода, сохраняя тепло и здоровье. Красивый, яркий платок носила и царица, и крестьянка.

Сейчас нет уголка в России, где бы не носили такие красивые платки. Он хранит тепло, дарит здоровье и хорошее настроение.

Уникальность павловопосадского платка в его актуальности: узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них молоденькие девушки и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком.

Много воды утекло с тех пор, как русская женщина впервые повязала голову нарядным павловопосадским платком, но и до сегодняшнего дня он остается одним из самых популярных украшений женского костюма. На предприятии над созданием рисунка для платка трудится коллектив талантливых художников, из поколения в поколение передавая древние традиции и создавая новые композиционные решения.

    О высоком качестве и художественной ценности продукции фабрики свидетельствует тот факт, что, начиная с 1865 года, павловопосадские шали получали высокие оценки многих Всероссийских и Международных выставок, среди которых:

1.        1896 год - Большой Государственный Герб на Всероссийской художественно-промышленной выставке (Нижний Новгород)

2.        1937 год - "Гран-при" Международной выставки (Париж)

3.        1958 год - Золотая медаль Всемирной выставки (Брюссель)

4.        1961 год - Приз Международной выставки (Лейпциг)

5.        1997 год - лауреат Российской национальной премии "Лучшая работа года в области дизайна "Виктория".

Наши любимые расписные платки часто используют в качестве художественных приемов, чтобы сполна  охарактеризовать то время, когда платки являлись неизменным атрибутом костюма. И в наибольшей мере это видно в наших художественных фильмах.

Представляем Вам небольшую подборку фильмов, где ярко представлены наши любимые расписные платки.

Организация и методики исследования

Основным местом работы над проектом был кабинет  МОУ лицей 2 им. В.В. Тихонова г. Павловского Посада. Под руководством нашего классного руководителя, мы изучили литературу по теме «Павловопосадские платки», провели социологический опрос среди учащихся 6а класса. Детям 6а класса были заданы вопросы:

Что вы знаете о павловопосадких платках?

Есть ли в вашей семье павловопосадские платки?

Носят ли ваши мамы, бабушки, знакомые павловопосадские платки?

В результате мы собрали богатый материал по данной теме.

                                    Результаты исследования

Мы посмотрели на платок другими глазами: увидели красоту и практичность этого предмета. В классе был проведён  мастер-класс  по изготовлению  эскизов, изделий из павловопосадских платков.

В результате исследования мы пришли к выводу, что наш проект действительно будет полезен для учащихся 1-11 класса и даже для взрослых людей.

 В результате исследования мы расширили свои знания о павловопосадских платках.

Вывод

Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Павловопосадский платок позволяет нам  почувствовать себя частью русского народа, любимой Родины, России.

Мода приходит и уходит,  но шали остаются художественной ценностью, которая не зависит от капризов моды. Сегодня мы с гордостью говорим, что Павловопосадская шаль - загадочный образ России.

Платков очень много. Каждый - индивидуальность. Цвета и рисунки неповторимы. Есть огромные трехметровые шали. Их по особому носили на плечах, обматывая свободным концом руку. У дворяночек даже особая наука была среди прочих - "танец с шалью". Пока не выучишь - замуж не возьмут.

Практические рекомендации

Воспитательная ценность проекта заключается в воспитании патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Продукт этого проекта может быть использован на уроках окружающего мира,  изобразительного искусства, технологии, а также во внеурочной деятельности младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Берёза - любимое дерево русского народа"

Презентация по защите 1 этапа проекта...

Учебно-исследовательская работа "Почему коньки скользят?"

Учебно-исследовательская работа "Почему коньки скользят?" выполнил ученик 1а класса Назаров Илья...

Презентация "Павловопосадские платки".

Презентация "Павловопосадские платки" к уроку изобразительного искусства  "Павловские платки". 3 класс....

Презентация к уроку в 3 классе "Павловопосадские платки "

Показаны стадии рисования цветка на не белом фоне. Все рисунки авторские....

Учебно-исследовательская работа " Как найти клад внутри себя?"

В данной работе раскрывается значение слова «талант», даются ответы на вопросы.  Кто такие талантливые люди?  Откуда берутся таланты? Что означает фраза, которую мы часто слышим ...

Муниципальная научно-практическая конференция школьников «Шаг в науку» . Учебно-исследовательская работа " Образ печки в русском фольклоре и в жизни русского народа " (литературное чтение)

Мы все очень любим читать сказки. В данной работе вы сможете найти ответ на вопрос: «Почему русский народ в сказках постоянно упоминает печку». Познакомитесь со строением русской печки и о...