О некоторых особенностях обучения на дому учащихся с ОВЗ
учебно-методический материал (2 класс)

Побойня Наталья Владимировна

О некоторых  особенностях  обучения на дому учащихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob_osobennostyah_obucheniya_detey_na_domuovz.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:


-Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствую вас!

1 слайд

Можно из аудитории пригласить мне помощников - добровольцев 7 человек. Спасибо. (Буквально на минуту)

Я попрошу вас выйти всех ко мне и встать в два ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки.…

Это - берега горной реки. По реке сейчас поплывет щепка. Вы сейчас должны показать, как щепка проплывает по бурной реке. Один, который без пары, должен «проплыть» по этой реке.     Спасибо!

Все мы участники образовательного процесса.  Река, ее берега, по-вашему, что это? (программа, школа, занятия). А щепка? Это кто? (ребенок). Поделитесь своими впечатлениями(обращаясь к щепке) Легко ли вам было, комфортно?

Вот так и детям порой бывает трудно, неспокойно в школе. А если это еще и ребенок с ограниченными возможностями здоровья!

Наша с вами задача и состоит в том, что бы всем детям было комфортно и они не чувствовали себя беспомощной щепкой в бурлящей воде.

Сегодня одним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки РФ является работа по обеспечению доступного качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей- инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей. В связи с этим возникла необходимость реализации Федеральных образовательных стандартов в условиях инклюзивного и интегрированного образования.

2 слайд

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание специальной образовательной среды., обеспечивающей условия и равные возможности для получения качественного образования в пределах образовательных стандартов, а так же развитие их индивидуальных способностей.

Обучение на дому - это одна и форм индивидуального обучения и организации учебных занятий, при которой осуществляется педагогическое воздействие учителя на обучающегося, находящегося вне коллектива.

Основными задачами индивидуального обучения детей на дому является:

         - реализация общеобразовательных программ, с учетом состояния здоровья обучающегося, его потребностей и рекомендаций ТПМПК (выполнение  минимума содержания образования в соответствии с учебным планом класса, в котором обучается ребенок);

        - обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса на дому;

        - социализация ребенка с ОВЗ, обучающегося на дому(инклюзивное образование).

3 слайд

Сегодня хочу рассказать   вам о своей  работе с ребенком-инвалидом, у которого диагноз ДЦП. Девочка обучается на дому, в первом классе.

Очень часто нарушение опорно-двигательного аппарата являются следствием ДЦП. Прежде чем обучать  детей с таким диагнозом, учителю нужно знать, что же такое ДЦП. 

ДЦП – заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественного положения тела. Оно возникает в результате поражения мозга до рождения ребенка, во время родов или в младенческом возрасте. Поражается не весь мозг, а главным образом отделы, управляющие движением. Нарушенные функции мозга не восстанавливаются, но и не ухудшаются.

Примерно половина детей с ДЦП, умственно отсталые. Однако нельзя торопиться с выводами. Дети с последствиями ДЦП двигаются неуклюже – либо слишком медленно, либо слишком быстро. Их лица перекашиваются из-за слабости лицевых мышц или затруднения с глотанием, на них появляются гримасы. Поэтому ребенок, обладающий нормальным умственным развитием, может показаться умственно отсталым.

Такой ребенок нуждается в особой помощи при обучении. Ведь очень часто он понимает гораздо больше, чем может сказать или показать.

Благодаря интенсивным занятиям в дошкольном возрасте ребенок, достигший школьного возраста, оказывается, вполне нормальным в умственном отношении и практически обучаем.

4 слайд

   Главными постулатами жизни ребенка должны быть:

           -  уверенность в себе и умение нравиться себе;

           - умение общаться с людьми;

           - навыки самообслуживания.

Одной из основных трудностей, с которой я столкнулась в своей работе при обучении ребенка с ДЦП, является овладение навыками письма. Как показывает теория и практика, в основе нарушений письма лежат разнообразные механизмы, среди которых значительное место занимают нарушения устной речи., а так же моторных функций. Недостаточность моторного развития ребенка с ДЦП отрицательно сказывается на овладении ими процессом письма. Не буду говорить о физиологических особенностях двигательных нарушений письма у ребенка с ДЦП, о них и так много написано в медицинской и педагогической литературе. Хочу поделиться тем, как  я пытаюсь справиться с этими проблемами. И все же научила свою ученицу писать.

При выполнении графических проб  у Лиды наблюдается напряжение руки, частый отрыв ручки от бумаги. Ей трудно попасть в строку или клетку, не соблюдает линейность письма. Для этого характерны частые остановки в процессе записи, трудности соблюдения размеров графических элементов и их последовательности замены элементов, невозможность плавного перехода от одного элемента к другому, медленный темп записи, отсутствие самоконтроля.

Нарушение такого рода требуют специального организованного коррекционного воздействия. Однако если коррекционные педагогические методики по устранению у детей языковой недостаточности хорошо описаны в литературе, то методик по преодолению у детей неполноценности моторного компонента письма практически нет или они малоизвестны. Возьмите любую методику обучения письму и попробуйте обнаружить чего такого особенного должен освоить ребенок с ДЦП по с равнению с нормой.

А теперь найдите методику обучения письму ребенка с ДЦП. Честно говоря, я такую методику найти не смогла. Но ведь учить девочку надо, хотя в век компьютерных технологий многие считают, что таким детям это вовсе не нужно. Я же с этим не согласна! Я думаю, если у ребенка есть шанс научиться писать(не  обязательно красиво и ровно) хотя бы печатными буквами или со своеобразным наклоном, его надо использовать.

Притом, что трудности в обучении всегда индивидуальны, детям с ДЦП, которые отличаются друг от друга значительно сильнее, чем норма, индивидуальный подход совершенно необходим.

5 слайд

При обучении письму в самом начале мы вместе с мамой Лиды создали комфортное рабочее место. Подобрали для нее стул и стол. Все это необходимо потому, что ребенок не умеет держать таз в правильном положении, а удобная поза имеет для ребенка огромное значение, ведь при не удобной и не правильной позе, дети с ДЦП,  быстро утомляются.

6 слайд

Следующим этапом был подбор ручки и карандаша. Начинали мы с простого мягкого карандаша. Не смотря на то, что сейчас много выпускают трехгранных карандашей, я все же использую круглые. Так на моем опыте могу сказать, что пальцы ложатся не на грани, а на ребра. От этого пальцы напрягаются и устают, что конечно не желательно для ребенка.  Затем перешли на ручки. Ручку мы выбирали очень долго. Подобрали ручку для левши. У таких ручек специальный кончик стержней. Обычно они закруглены и обеспечивают легкий выход чернил под любым углом.

7 слайд

 Далее выбирали на чем будет удобнее писать ребенку. Сделать это не просто. Методом подбора. Испробовали все, что можно.  Остановились на распечатке листов в линии и клетку таких размеров, которые удобны для ребенка.

Осталось рассказать о том, как я учу ребенка держать ручку и вести линии на поверхности. Захват зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Пробовали использовать двух сторонний скотч. Обматывали ручку или карандаш и давали девочке. Я не требую от Лиды, что бы она держала ручку тремя пальцами, как это делают обычные дети. Она держит так, как ей удобно, только  слежу за тем, что бы ручка не выскальзывала,  и не напрягала мышцы. Но для того, что бы писать надо не только вести линию, но и вовремя ее прерывать. Оторвать руку от поверхности ребенку  часто не просто. Но благодаря усердию и тренировкам успешно овладела этим. Часто помогает психологический настрой. Лида регулярно говорила своей руке, что она должна ее слушаться. Что она не позволит руке вести себя как попало. И это срабатывало. Она вела линию и в нужный момент говорила: «УБРАТЬ!» и быстро отрывала руку от листа. Затем писала следующий элемент и так далее….

8 слайд

В данный момент она довольно не плохо научилась писать(правда только печатными буквами) слова, списывать предложения, а так же под диктовку.

9 слайд

Для формирования математических умений и навыков я больше использую устные вычисления, обсуждаем готовые решения, Использую правила в виде схем, рисунков и таблиц, многократно повторяем правила и свойства. Для контроля знаний использую задачи на готовых чертежах, задачи, в которых уже напечатано условие и начало решения, а ребенку только остается закончить, тестовые задания. Так же пользуюсь готовыми шаблонами разных геометрических фигур. Ребенок устно описывает свойства определенной фигуры.  Я считаю, что в основном математический материал ребенку- инвалиду вполне доступен, но не которые темы приходится  адаптировать к особенностям его здоровья.

 В рамках реализации требований ФГОС я использую приемы и методы организации деятельности учителя на уроке в рамках системно-деятельного подхода.

10 Слайд

Как нам всем известно, таких приемов много. В своей работе я использую:

       -  установка сходства и различия. (Учитель формирует установку на работу с элементами анализа учебных объектов:

       а.   Рассмотри каждый объект и назови его признаки.

       б.   Выбери те признаки, по которым будем проводить сравнение.

       в.   Найди сходные признаки.

       г.   Найди признаки различия.

       д.   Сделай вывод о сходстве и различии двух объектов.

И так далее…

        -      инсерт  ( анализ учебного материала: «Прочти текст и сделай в нем пометки, в соответствии со своими знаниями и пониманием:

       «+»  если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

       «-»   если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете это;

       «V» если то, что вы читаете, является новым;

      «?»если то, что вы читаете, является непонятным или  хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.);

       - виртуальные экскурсии

        -  оценивание. (Учитель актуализирует необходимость участия обучающихся в оценке собственной деятельности по её результатам: «Как оцените свою работу?»).

11 слайд

Оценивание у нас проходит в два этапа:

     Первый после каждого урока, ребенок выбирает тот шаблон, который, по его мнению, актуален:

             - Я работал в полную силу.

             - Я работал хорошо.

             - Я мог работать лучше.

Второй этап. Оценивание всей учебной деятельности за день. У нас есть гора и любимый персонаж мультика. По горе ребенок определяет, на какую точку горы я сегодня смог взобраться.

12 слайд

Так как у Лидии сохранен интеллект, и она обучается по ООП НОО, то ей разрешается посещение кружков в рамках внеурочной деятельности.  Для нее это настоящий праздник, т.к. она очень общительная девочка.

В заключение своего выступления хочу показать вам маленький фильм про необыкновенную девочку. Внимание на экран.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение. Тест по русскому языку для учащегося, обучающегося на дому.

Проверка знаний, умений и навыков по русскому языку по теме "Склонение имен существительных"....

Классный час с родителями и учащимися на тему "Тепло дома твоего"

Классный час был проведён на семинаре директоров совместно с детьми и родителями. Мероприятие способствовало укреплению взаимоотношений учащихся и их родителей, формировало у детей чу...

Акт посещения учащегося на дому.

Поможет классному руководителю при посещении семьи....

Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.

Методы и приемы развития памяти ребенка....

"Коррекционная работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья обучающимися на дому"

Статья посвящена поискам решения коррекционных проблем, актуальных в наши дни для коррекционного воздействия, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов в его разви...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ УЧАЩЕГОСЯ с ОВЗ 4 КЛАССА

РАБОЧИЕ   ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ  УЧАЩЕГОСЯ с ОВЗ  4 КЛАССА...