Задания для коррекции школьно-значимых функций у младших школьников с нарушениями интеллекта
статья
Данная статья знакомит сзаданиями по развитию школьно-значимых функций у младших школьников с нарушениями интеллекта. Окажет помощь учителям начальных классов и психологам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_dlya_korrektsii_shkolno-znachimyh_funktsiy.docx | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания для коррекции школьно-значимых функций у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Задание 1. Изучение анализирующего наблюдения.
Выявление полноты, разносторонности, тонкости наблюдения
- Описание внешнего вида объектов (ветка дерева, чучело или детальное красочное изображение птицы или животного). Задание ученику: "Внимательно рассмотри объект и расскажи, какой он по виду".
- Определение недостающих деталей на рисунках. Задание ученику: "Посмотри, все ли правильно на этих рисунках? Если неправильно, дорисуй их".
- Обнаружение малозаметных компонентов. Для сравнения предлагаются два рисунка, отличающиеся незначительными деталями. Вопрос: "Одинаковы ли рисунки или чем-нибудь отличаются?" Подсчитывается количество найденных отличий.
- Задание "Запутанный рисунок": на бумаге на одно и то же место наносятся контуры нескольких предметов (10- 15). Задание ученику: " Назови предметы, которые ты здесь видишь". Подсчитывается количество выделенных предметов.
- Узнавание объектов. Ученику показываются контурные изображения птиц, листьев различных деревьев и предлагается узнать и на звать их. Выявляется степень полноты выделения свойств, дифференцированность и тонкость различения признаков.
Задание 2. Изучение процессов произвольного внимания
Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССА-НЕССАС ДАТАЛАТТА
2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЪТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР
3. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА
4. ГРУММОПД ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ
Задание 3. "Найди красивые" (зрительный анализ) Ученику предлагается выбрать красивый дом:
Задание 4. Задания на зрительный анализ
А. Сколько треугольников в данной фигуре?
Б. Ученика просят внимательно рассмотреть какой-либо узор, составленный из геометрических фигур и нарисованный на доске или листе бумаги учителем, и точно так же воспроизвести его в тетради.
Задание 5. "Найди слово " (зрительный анализ букв, выделение их в слове)
Выбрать и подчеркнуть тс буквосочетания и слова, которые написаны до черты:
СЕ СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ОС ЕС СЕ
ОБ БО БИ ОБ ОВ БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО
ГДЕ ДЕГ ГЕД ГЛО.ГЕД ЕГД ГЛЕ ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ
КОТ ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО
СЛОН НОСЛ ЛОСН СМОН СЛОЛ ЛОСМ СЛОН ЛОСМ СЛОМ
ВОДА ОДАВ ВАЛОВ АДА ДДВО ВОДА БАДА ДРВА ВОДА
КАКОЙ КОКОЙ КОКАЙ КОКАТ КАЙОК КАЙОК КАКОЙ КАКОЙ
ЧАШКА ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧА ЧАШКА ЧАЩКА
Задание 6. "Разноцветные точки" (однонаправленность считывания слева направо и сверху вниз)
Для выполнения задания необходима рабочая карточка, представляющая собой лист плотной бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги "точки". Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Сначала определяется, умеет ли ученик правильно устанавливать связь между цветом и его названием. Затем дается инструкция: " Называй эти точки по порядку, читай их". Ученик называет точки в том порядке, который он сам себе устанавливает.
Задание 7. Диагностика трудностей в выполнении пространственных учебных требований
Ученику предлагается скопировать несколько групп точек, расположенных на строчках, и нарисовать их на свободном месте справа от образца.
Образец задания Место для копирования образца
Задание 8, Особенности зрительно-двигательной координации
"Змейка". На стандартном листе бумаги представлен рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ученику предлагается как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их.
Задание 9. "Палочки" (особенности саморегуляции интеллектуальной деятельности)
На листе бумаги в широкую линейку (поля обязательно справа) ученику предлагается писать палочки и черточки между ними следующим образом: I - II - III -1 - II - III - ...
Выполняя задание, ученик должен соблюдать следующие правила:
1) писать палочки и черточки в заданной последовательности;
2) правильно переносить системы знаков с одной строки на другую (не начинать обязательно каждую новую строку с одной палочки и не разрывая системы из двух и трех палочек при переходе на новую строку);
3) не писать на полях;
4) писать палочки и черточки не на каждой строке, а через строку. Время выполнения задания -10-15 минут.
Задание 10. "Найди ошибки" (изучение сформированности процессов контроля над написанием)
Ученику предлагается найти ошибки в тексте.
«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На новогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетай. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».
Задание 11. "Графический диктант" (умение выполнять последовательные указания взрослого, вычленять и самостоятельно воспроизводить заданный графический ритм)
На листе бумаги в клетку ученик рисует под диктовку учителя узор, проводя линии требуемой длины и заданного направления (направо, налево, вверх, вниз). Затем ученик продолжает узор самостоятельно.
Задание ученику:
"Будем учиться рисовать узоры. Они должны быть красивыми и аккуратными. Для этого меня нужно внимательно слушать - я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Говорю один раз, без повторений. Карандаш от бумаги не отрывать".
Узор. Задание: "Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз. Дальше до конца строки продолжай самостоятельно".
Задание 12. "Запомни картинки" (непосредственная произвольная зрительная память)
Ученику предлагают рассмотреть и запомнить предметы, изображенные по одному на 4 - 5 картинках. Через 1 минуту картинки убирают, а ученика просят назвать их по памяти. Затем ученик должен отыскать эти картинки среди 10-12 похожих, беспорядочно разбросанных картинок.
Задание 13. "10 слов" (произвольное слуховое запоминание)
Ученику предлагается внимательно выслушать и постараться с первого же раза запомнить 10 не связанных по смыслу слов, которые учитель произносит с интервалом 2 - 3 с.
Слова воспроизводятся учеником сразу после их запоминания.
Примерный набор слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.
Задание 14. "Продажа слова с аукциона" (гибкость мыслительной деятельности)
Ученикам предлагается рассмотреть какой-либо объект с разных точек зрения и назвать как можно больше его свойств, качеств, признаков. Например, рассмотреть заданное слово как часть речи, член предложения, с точки зрения морфологической структуры, количества букв, слогов, звуков и т.д. Тот ученик, который последним называет какое-либо качество данного объекта, получает карточку с соответствующим словом и становится его "хозяином".
Задание 15. "Картинки-помощники " (умение находить и устанавливать смысловые связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении)
Перед учеником раскладываются 15-20 карточек с изображениями отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т. д.).
Задание ученику:
«Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону». Затем читается первое слово. После того как ученик отложит картинку, читается второе слово и т. д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему называли. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов. Примерный набор слов: пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т. д.
Задание 16. «Четвертый лишний» (выделение существенных признаков и обобщение)
А. Приготовить 10 листов с наклеенными на них картинками отдельных предметов. Ученика просят рассмотреть группы картинок и определить, какая «лишняя», т. е. не подходит к остальным. Дать объяснение. Назвать остальные три предмета одним (обобщающим) словом.
Примерный набор картинок:
мак, ромашка, роза, лук
чашка, блюдце, суп, тарелка
яблоко, персик, огурец, груша и т.п.
Б. Ученику зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Предлагается найти это «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее». За правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.
Примерный набор слов:
- Книга, портфель, чемодан, кошелек;
- Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;
- Часы, очки, весы, термометр и т.п.
Задание 17. "Свяжи слова " (смысловая память)
Даны два ряда слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Учитель зачитывает пару слов, а ученик запоминает второе слово пары, стараясь для этого установить какую-либо смысловую связь между словами данной пары (интервал между парами слов 3-5 с.). После прочтения всех пар через 10 мин. учитель читает левые слова каждой пары, а ученик воспроизводит слова правой половины ряда. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов. Чем больше слов воспроизводит ученик, тем лучше у него развито умение, устанавливать смысловые связи.
Слова для предъявления:
слива - лампа гребень - земля
синица - сестра компас - клей
лейка - трамвай кит - сигарета
мухомор - диван спички - овца
ботинки - самовар терка - море
графин - брат шляпа - пчела
жук - кресло рыба - пожар
Задание 18. Выбор родственных слов (способность к обобщению) Назвать слова, близкие друг к другу по существу:
- заморский, ношу, носить, нос, морилка, морской, носилки, переносица, уморить, приморский, разносчик, носовой, моряк, море;
- соль, солонка, посолить, солнечный, солонина, слоеный, соленый, стол;
Задание 19. Выявление недостатков фонематического анализа.
Различить заданный звук среди других речевых звуков (исследуемый звук предъявляется среди других звуков, как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам).
Опознать изолированный звук в ряду звуков и слогов: например, поднять руку на звук «ш» в ряду б, к, ш, т, р, ш, г, ш, д; ба, ка, ша, та (с максимальной контрастностью), в ряду п, ш, х, ф, ш, к, т, ш,; па, ба, ша, ха, фа (со средней контрастностью), в ряду с, ш, ж, ш, з, ш, х, ж, ш; СА, ша, жа, за, ша, ща (со слабой контрастностью).
Опознать звук в слове: например, для звука «ш» в ряду «дом, школа, мешок, рыбак, шалаш» (с максимальной контрастностью), в ряду «санки, шапка, жук, нож» (со средней контрастностью), в ряду «сумка, сушка, машина, снежки, чайник, ножка, щетка, чашка, зайчишка» (со слабой контрастностью).
Задание 20. «Конфликтные картинки» (фонематический анализ)
Ученику предлагаются пары «конфликтных картинок». Одно слово, обозначающее предмет, пишется на отдельной карточке, и ученик, прочитав, указывает соответствующую картинку.
Слова Картинки
Молоток молоко
Ворона ворота
и т. д.
Задание 21. Выявление недостатков звукобуквенного анализа.
А. Определить количество звуков в словах " мак", "шуба", "карточка", "гвоздь" и др. Преобразовать слова путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов (например, заменить гласный звук: "сок" - "сук", переставить буквы в слоге и назвать полученное слово: "марки" - "рамки", придумать слова, состоящие из трех звуков, в которых- второй и третий звуки известны ("..ом - дом, ком, сом, лом" и др.).
Б. Расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки.
Выделить звуки из слова вразбивку (назвать второй, третий, пятый и другие звуки в слове; назвать слово, где определенный звук стоял бы на втором, четвертом, седьмом и т.д. месте; определить количество гласных и согласных звуков в анализируемом слове).
Задание 22. "Произнеси чисто"
Учитель произносит по одному разу каждое двустишие, содержащее наиболее часто смешиваемые артикуляционно сложные согласные (А), и фразы со сложной слоговой структурой (Б). Ученик быстро их повторяет. Добиваться четкого произнесения каждого звука.
А) 1. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
2. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
3. Стоит воз овса, возле воза - овца.
4. Клала Клава лук на полку.
5. Зоя - зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.
6. Клара у Вали играла на рояле.
Б) 7. Рыбки в аквариуме (повторить два раза).
8. Милиционер остановил велосипедиста,
9. Сыворотка из-под простокваши.
10. Полполдника проболтали.
Задание 23. "Произнеси быстро " (коррекция сбоя в артикулировании)
Дается предложение или строфа стихотворения, и просят 10 раз подряд произнести ее вслух без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень четко. Выполнять задание ежедневно.
Задание 24. "Найди двух одинаковых" (зрительный анализ и сравнение)
На данном рисунке нужно найти двух одинаковых мальчишек.
(№№ 3 и 5).
Задание 25. "Склеенное"слово, "склеенные"предложения (выделение отдельных слов из квазислова или предложения)
А. Нужно отделить слова друг от друга вертикальной черточкой: ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКА КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙКАРАНДАШИГРАОКНО
Б. Аналогично выполняется задание на отделение "склеенных" слов в предложении и "склеенных" предложений:
БЫЛАЗИМАМОРОЗТРЕЩАЛВЫПАЛО
МНОГОСНЕГАДЕТИЛЕПИЛИСНЕГУРОЧКУОТСНЕГАРУКИЗЯБЛИ
НОЗАТОСНЕГУРОЧКАВЫШЛАХОРОША.
Задание 26. "Найди слова " (зрительный вербальный анализ) В нижеприведенных рядах букв ученика просят найти «спрятавшиеся» там слова:
ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ (газета, дом) ШАОНСРВИКЕЬМОЧКИВЛГУШГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет)
Задание 27. "Объедини слова" (вербальный синтез)
Составить предложения с данными словами: - ветер, капуста, осина;
- ваза, чашка, хлеб, солнце;
- очки, лимон, книга, звонок, тепло.
Задание 28. Сравнение слов,
"Будем сравнивать с тобой слова. Я назову два слова, а ты ответь мне, какое из этих слов длиннее, какое короче: какое больше, какое меньше.
- Сравни слова "карандаш" и "карандашик". Какое из этих слов короче? Почему?
- Сравни слова "кот" и "кит". Какое из этих слов больше? Почему?
- Какое из двух слов длиннее: слово "удав" или слово "червячок"?
- Какое слово длиннее: слово "минута" или слово "час"? Почему?
Отсутствие устойчивого различения предметной отнесенности и звуковой оболочки слов свидетельствуют о неразвитости умения вычленять элементы звуковой формы.
Задание 29. "Мягкие буквы " (запоминание формы буквы и соотношения ее частей и пропорций)
Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная). То же в отношении цифр.
Задание 30. Развитие пространственных представлений.
1. Отработка понятий "правый" и "левый".
2. Выполнение упражнений на усвоение пространственных соотношений с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи. Например, предложить ученику положить книгу на стол, под стол, в стол, около стола, за стол, над столом и др.
3. Выполнение заданий: нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом видах; рассматривать картинки в прямом и перевернутом видах.
4. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.
5. Использование игр с постройками из кубиков.
6. Составление узоров из геометрической мозаики по рисунку и по памяти, работа с конструктором, склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д.
7. Написание слов справа налево: яблоко, петух, брюки, вагон, зеркало, школа, семечко, попугай, книга, тетрадь, телефон, ваза, машина.
Задание 31. "Диктант пространственных действий " (пространственные представления)
На листе бумаги, разделенном на 16 одинаковых частей (каждая участь нумеруется слева направо, в каждой части в центре поставлена точка), под диктовку ученик изображает задаваемое направление с помощью прямой стрелки или стрелки с поворотом:
1. От исходной точки (и.т.) провести стрелку вверх.
2. От и.т. провести стрелку вправо.
3. От и.т. провести стрелку вниз.
4. От и.т. провести стрелку в левый верхний угол.
5. От и.т. провести стрелку в левый нижний угол.
6. От и.т. провести стрелку в правый верхний угол.
7. От и.т. провести стрелку в правый нижний угол.
8. От и.т. провести стрелку вверх, потом по кругу влево.
9. От и.т. провести стрелку вниз, потом по кругу вправо.
10. От и.т. провести стрелку вверх, потом по кругу вправо.
11. От и.т. провести стрелку вниз, потом по кругу в правый верхний угол.
12. От и.т. провести стрелку в левый верхний угол и от него вправо.
13. От и.т. провести стрелку в правый нижний угол и от него вверх.
14. От и.т. провести стрелку влево, затем вверх.
15. От и.т. провести стрелку вверх, потом в правый нижний угол.
16. От и.т. провести стрелку в правый нижний угол, потом влево. За каждое неправильно выполненное задание начисляется один штрафной балл.
Задание 32. Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений
1. Вырезание ножницами по контуру изображений разной степени сложности.
2. Складывание рисунков-узоров из мелких предметов в ячейки.
3. Рисование кругов, овала и других фигур.
4. Выполнение гимнастических упражнений.
5. Использование подвижных игр.
6. Выполнение упражнений на прием мяча на коротком расстоянии.
7. Выполнение гимнастики пальцев рук.
8. Нанизывание бусинок на длинную нитку.
9. Раскрашивание картинок карандашом с разной степенью нажима.
Задание 33. Зрительный диктант на вербальном материале (зрительный анализ слов, развивает орфографическую зоркость)
Предлагаемый материал учитель заранее пишет на классной доске. Материал подвергается необходимому разбору, чтобы прочно запечатлеться в зрительной памяти. Ученик анализирует графический образ слова или предложения, данного на доске. Списывание по буквам не допускается. Учитель предупреждает, что слова сейчас будут стерты с доски (или занавешены).
Примерный вариант зрительного диктанта.
Летом.
Рады дети лету. Каждое утро мчатся они к реке. Днем собирают щавель. Потом идут гулять в рощу. Там поют чижи, стучат дятлы, трещат сойки. Хорошо летом!
Задание 34. "Запомни написание" (орфографическая зоркость)
В течение 6-8 с. учащиеся читают текст, предложенный учителем. Затем текст закрывается, и ученики записывают его по памяти. Выделенные жирным шрифтом буквы записываются зеленым цветом.
В лесу сосна. Ежи живут в лесу.
У сосны лиса. Ерши живут в реке.
В лесу осины. Щука - речная рыба.
У осины заяц. Наша дача у речки.
Ребята пришли в школу. К нам пришла морозная зима.
Задание 35. Поиск в тексте заданных слов (перевод из слуховой формы в зрительную)
Задаются одно - три слова, которые ученик должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Отыскав слова, ученик их подчеркивает или обводит кружком.
Задание 36. "Сосчитай слова " (слуховой вербальный анализ)
Учитель зачитывает по одному предложения текста. Ученика просят ответить, сколько слов в каждом предложении.
Примерный текст для предъявления:
Наши котята еще очень маленькие. Они еще слепые. Они постоянно ищут мать. Им кушать хочется. Кошка кормит их своим молоком. Когда они наедятся, они засыпают. Мать убегает тогда искать себе пищу. Когда котята подрастут, глазки их откроются. Кошка будет им носить мышей. Она будет приучать их ловить мышей. Когда они совсем вырастут, они сами будут находить себе пищу.
Задание 37. "Прочитай быстро" (на зрительный анализ и сравнение слов)
Для быстрого восприятия даются пары слов, различающиеся одной или несколькими буквами:
Близкий - ближний, пуховый - пушной,
дедушка - девушка, соседний - соседский,
редкий - резкий, ворота - ворона и др.
Задание 38. "Повтори слова " (развитие смыслового анализа)
Ученика просят при чтении некоторые слова произносить вслух дважды (сначала каждое второе слово, затем каждое третье, потом -только слова, несущие основную смысловую нагрузку в предложении, например: "И тогда Саша быстро побежал к лагерю, а Вова, растерявшись, оставался на месте").
Задание 39. Поиск смысловых несуразностей (анализ смыслового содержания текста)
Подготовить текст или набор отдельных предложений, в которых наряду с правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой. Задача ученика - найти такие смысловые ошибки. Примерные тексты для предъявления:
Зима
На дворе зима. На мягкой травке резвятся мальчишки в теплых шубах. На рябинах еще висят прошлогодние желуди. В маленьком пруду много диких уток. Голуби" и воробьи плещутся в дорожной пыли. Вокруг зимняя сказка! Деревья усыпаны тополиным пухом. Повсюду пахнет зимой.
Задание 40. "Заполни пропуски" (смысловой анализ текста, антиципация содержания текста)
Дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. Например, "Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он__________________маленькую перекосившуюся избушку
«на курьих ножках»
Возможны пропуски двух видов:
а) заполнение на основе сложившихся целостных речевых штампов («избушка на курьих ножках");
б) заполнение с учетом более или менее широкого смыслового контекста.
Примерный текст для предъявления:
«Когда Гулливер____________________(проснулся), было уже совсем ___________(светло). Он лежал на спине, и _______(солнце) светило прямо ему в__________(лицо). Он хотел было протереть___(глаза), но не мог поднять________(руку); хотел сесть, но не мог _____________(пошевелиться). И т.д.
Задание 41. «Заполни пропуски букв в словах» (способность схватывать слово целиком, умение учитывать контекст каждого слова)
Пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими. Например, "Никогда еще королева так не кричала, не была такой се-д-т-й";
"И туг мальчик неожиданно о - - я- - - ся" (остановился, оглянулся, оступился).
Задание 42. "Найди слова " (побуквенный анализ слов)
Ученику дают 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, "машина- малина", "автобус -абрикос", "Маша - Миша", "Тоня - Толя" и др.
Задание 43. "Раздели на группы " (побуквенный анализ)
Подготовить 12-15 карточек, на каждой из которых написано одно из следующих трех псевдослов, мало отличающихся друг от друга: заркунсебул, зархулгебул, заркунчебул. Каждое из них встречается от трех до шести раз. Задача ученика - как можно быстрее разложить их на группы так, чтобы в каждую группу попали лишь тождественные по написанию псевдослова.
Задание 44. "Найди эталон " (произвольное внимание и побуквенный анализ)
В качестве эталона предлагается какое-либо длинное слово или псевдослово. Затем дается набор из 10- 15 карточек, на которых написаны как это слово-эталон, так и другие слова, отличающиеся от него лишь на одну - две буквы. Например, в качестве эталона выбрано слово " фломенидия". На карточках встречаются слова: фламанидия, фломенадия, флонемидия и т.п. Задача ученика - быстро разложить карточки на две группы: со словами, совпадающими с эталоном, и со словами, отличающимися от него.
Задание 45. «Посмотри вокруг» (операция абстрагирования)
Ученика просят посмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одной и той же формы, одного цвета, из одного материала, предметы, названия которых начинаются с одной и той же буквы.
Задание 46. Зрительный диктант на невербальном материале (точность непосредственного зрительного запоминания)
В течение 1 минуты ученикам показывается ряд фигур, которые изображены двумя разными цветами. Школьников просят точно запомнить их, а затем воспроизвести в тетради с сохранением порядка фигур, особенностей их конфигурации и раскраски.
Постепенно время показа сокращается, а задание усложняется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта"
В статье прдставлен тематический план и описание средств технологии, с помощью которых формировали и развивали социальную компетентность у младших школьников с нарушением интеллекта. Доказ...
Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...
Задания для коррекциии школьно-значимых функций в коррекционой школе VIII вида.
В данной работе предлагаются задания для диагностики и коррекции школьно-значимых функций:памяти, внимания, речи, зрительно-моторной координации. Данный материал окажет помощь в работе учителю, ...
Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате
Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате...
Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта...
«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта».
«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта»....
Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »
Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....