Работа с одаренными детьми
рабочая программа (4 класс)

Корх Виктория Викторовна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marshrut_raboty_s_odarennymi_4b.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальные образовательные маршруты учащихся 4б класса

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи развития:
• развитие личности одаренных учащихся;
• развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
• развитие позитивной Я-концепции;
• развитие творческой самостоятельности;
• развитие коммуникативных умений;
• развитие рефлексивных умений.

Формы работы с одарёнными детьми:
• групповые занятия с одаренными учащимися;
• предметные кружки;
• кружки по интересам;
• конкурсы;
• участие в олимпиадах;
• исследовательская деятельность .

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
• с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
• в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
• какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; результативность деятельности с одаренными детьми.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
 Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.

           Бытует  мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории уже в начальной школе.

           Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту в начальной школе основана на следующих принципах:

- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;

- программы дополнительного образования, факультативов по предметам, научное общество учащихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;

- качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.

            Главное в построенном таким образом учебном процессе – признание за каждым учеником права на значительную автономию, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями.

Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели.

Цель программы:

  • Развитие у обучающихся интереса к творческой и исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укрепление в них уверенности в своих силах.
  • Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

  • создание условий для углубления предметных знаний по курсу начальной школы;
  • систематизация знаний учащихся по вопросам разделов курса начальной школы;
  • предоставление учащимся возможности соотнести уровень своих знаний с уровнем заданий олимпиад и конкурсов;
  • овладение алгоритмами и приемами решения заданий повышенного уровня сложности;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения заданий повышенного уровня сложности;
  • вовлечение школьников в олимпиадное движение.

Планируемый результат:

1.Успешное усвоение учебных дисциплин, предусмотренном выбранным общим учебном планом.

2. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
3. Повышение результативности участия в творческих, интеллектуальных, социальных конкурсах.

Лист

индивидуального маршрута обучения

ФИО  Сысолятина Арина

ученика (цы) __4__ класса МБОУ СШ №1

на 2022/2023 учебный год

Предметы

ФИО педагога

Кол-во

часов

1

Русский язык

Корх В.В.

34

2

Математика

Корх В.В.

34

3

Окружающий мир

Корх В.В.

34

Итого

102

Лист

индивидуального маршрута обучения

ФИО ученика  4 класса МБОУ СШ №1

на 2022/2023 учебный год

Предметы

ФИО педагога

Кол-во

часов

1

Русский язык

Корх В.В.

34

2

Математика

Корх В.В.

34

Итого

68

План работы с одаренными детьми по предмету  «Математика»

Наименование раздела, темы

Формы работы

Формы отчета

1

Арифметические действия

Решение заданий с несколькими действиями разных ступеней, предметных задач

Тест, диагностические работы

2

Текстовые задачи

Формулировка задач, решаемых способом поразрядного сложения и вычитания с переходом и без перехода через разряд

Тест, диагностические работы

3

Геометрические фигуры

Оригинальное решение геометрических задач

Практические работы

4

Геометрические величины

Составление оригинальных заданий

Тест, диагностические работы

5

Работа с данными

Самостоятельное построение диаграмм к заданиям

Тест, диагностические работы

6

Расчетно-конструкторское бюро

Решение практических задач на метапредметной основе

Самостоятелые работы

План работы с одаренными детьми по предмету  «Русский язык»

Наименование раздела, темы

Формы работы

Формы отчета

1

Фонетика и орфография

Выполнение орфографических заданий, ориентированных на зону ближайшего развития ученика

Тест, диагностические работы

2

Лексика

Пояснение лексического значения слов, словосочетаний

Тест, диагностические работы

3

Морфемика и словообразование

Объяснение значения слов с помощью словообразовательно-го словаря, словаря происхождения слов

Проект, презентация

4

Морфология

Составление оригинальных заданий

Викторина, игра

5

Развитие речи с элементами культуры речи

Выполнение проектных работ. Сотрудничество с научным клубом «Ключ и Заря»: выполнение практико-ориентированных заданий

Проекты

План работы с одаренными детьми по предмету  «Окружающий мир»

Наименование раздела, темы

Формы работы

Формы отчета

1

Человек и природа

Решение практических задач прикладного характера

Тест, диагностическая работа

2

Человек и общество

Выполнение практических заданий и сотрудничество с научным клубом «Мы и окружающий мир»

Презентации, практические работы

3

 Правила безопасного поведения

Проектные работы по созданию экологических знаков

Проекты

Мониторинг эффективности реализации ИОМ:

Основные показатели и объекты исследования эффективности реализации ИОМ: Результативность усвоения учебных дисциплин, участия в олимпиадах и предметных конкурсах.

В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится тьютером и доводится до сведения учащегося и родителей.

Список использованной литературы

  1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.  
  2. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000

       Электронные ресурсы:

- http://educom.su/uploads/files/Individual_educational_route.pdf

- http://uipk.narod.ru/diskons/nach/nach_4doc  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....