Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-исследователь".
рабочая программа (4 класс)
Цель программы развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ya_-_issledovatel_4_klass_2022.docx | 197.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Первый уровень
предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень
предполагает позитивное отношение обучающихся к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень
предполагает получение обучающимися самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставках, конференциях, фестивалях, чемпионатах.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно - следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому - либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи .
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Коммуникативные:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел курса | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Тренинг исследова тельских способнос тей (19 ч.) | Наблюдение и экспериментирование. Что такое наблюдение и экспериментирова ние. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать. Методы исследования. Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Наблюдение и наблюдательность. Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения. Работа с приборами, созданными для наблюдения (бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности. Совершенствование техники экспериментирования. Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе. Практическое занятие «Проведение экспериментов». Интуиция и создание гипотез. Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез. Правильное мышление и логика. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий. Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов. Искусство задавать вопросы и отвечать на них. Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. | Проблемный диалог; беседа с элементами дискуссии; практическая работа; проведение опытов и экспериментов; | Познавательная; проблемно – ценностное общение; исследователь ская и проектная деятельность |
Самостоятельная исследовательская практика (15 ч.) | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная и групповая работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Коллективная игра – исследование. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная работа с обучающимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Семинар «Как подготовиться к защите». Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. Подготовка детских работ к публичной защите. Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. | Работа в группах; индивидуаль ная работа; коллективная игра – исследование; семинар; конференция по итогам исследований и творческих проетов. | Познавательная; проблемно – ценностное общение; исследователь ская, проектная и игровая деятельность |
Тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия |
Тренинг исследовательских способностей (19 ч.) | ||
1 | Наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать. | |
2 | Методы исследования. Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. | |
3 | Наблюдение и наблюдательность. Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения. | |
4 | Практические задания: работа с приборами, созданными для наблюдения. | |
5 | Как спланировать эксперимент. Совершенствование техники экспериментирования. | |
6 | Практическое занятие «Проведение экспериментов». | |
7 | Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов. | |
8 | Интуиция и создание гипотез. Примеры интуитивных решений проблем. | |
9 | Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. | |
10 | Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез. | |
11 | Правильное мышление и логика. Практические задания на анализ и синтез. | |
12 | Практические задания «Как делать обобщения». | |
13 | Правильное мышление и логика. Классифицирование. | |
14 | Практические задания «Как давать определения понятиям». | |
15 | Искусство делать сообщения. | |
16 | Практические задания по структурированию текстов. | |
17 | «Умные и глупые вопросы». Искусство задавать вопросы и отвечать на них. | |
18 | Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. | |
19 | Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. | |
Самостоятельная исследовательская практика (15 ч.) | ||
20 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. | |
21 | Индивидуальная и групповая работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. | |
22 | Индивидуальная и групповая работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. | |
23 | Коллективная игра – исследование. | |
24 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. | |
25 | Индивидуальная работа с обучающимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. | |
26 | Индивидуальная работа с обучающимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. | |
27 | Семинар «Как подготовиться к защите». Анализ полученных материалов. | |
28 | Семинар «Как подготовиться к защите». Подготовка текста доклада. | |
29 | Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей. | |
30 | Подготовка работ к публичной защите. Подготовка к ответам на вопросы. | |
31 | Подготовка работ к публичной защите. | |
32 | Конференция. Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. | |
33 | Конференция. Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. | |
34 | Итоговое занятие. Выбор исследовательского задания на летние каникулы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...
программа внеурочной деятельности "Исследователь"
внеурочная деятельность...