Внеклассное мероприятие по русскому языку "День русского языка"
рабочая программа

Татьяна Ивановна Рожкова
 Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных  на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения  в жизни, которые  являются одним из фрагментов культуры  личной безопасности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dorozhnyy_patrul.docx257.48 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Сосновского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Дорожный патруль»

Уровень освоения -стартовый

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

                                                         Рожкова Татьяна Ивановна

педагог дополнительного образования

р.п. Сосновка 2022г.

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Дорожный патруль»

3. Сведения об авторе:

3.1. Ф.И.О., должность

Рожкова Татьяна Ивановна, педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации»;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам (приказ Министерства просвещения Российской

Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 с изменениями на 30

сентября 2020 г.);

Концепция развития дополнительного образования детей

до 2030 года (распоряжение Правительства от 31.03.2022 г. №

678-р);

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки

России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный

педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт

развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»,

2015г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении

Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

Устав МБОУ Сосновской СОШ № 2

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Социально-гуманитарный

4.4. Тип программы

Модифицированная

4.5. Целевая направленность программы

Общеразвивающая

4.6. Возраст обучающихся по программе

7-11 лет

4.7. Продолжительность обучения

1 год

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы»

Пояснительная записка.

Основная направленность программы - социально-педагогическая. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности она является предметной с упором на специализацию по профилактике безопасности дорожного движения.

Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными документами, регламентирующими деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения:

  1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в последней редакции);
  2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21.05.1999 г.;
  3. Правила дорожного движения РФ (в последней редакции);
  4. Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации.

        Рабочая программа кружка “Дорожный патруль” разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлева, Б.О. Хренникова, М.В. Маслова  (под редакцией П.В.Ижевского); Москва «Просвещение» 2009г. Рабочая программа составлена  в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования и предусматривает развитие у обучающихся способность привычного и естественного соблюдения правил безопасного поведения на дороге.

      Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных  на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения  в жизни, которые  являются одним из фрагментов культуры  личной безопасности.

      Программа кружка «Дорожный патруль» направлена не на механическое заучивание ПДД, а на формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

       Занятия проводятся  в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

      Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

     Программа составлена по трем основным видам деятельности:

  • обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения  и безопасного поведения на улице;
  • творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Новизна программы

Новизна программы в том, что образовательный процесс в ходе реализации системы работы отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) дополнен другими дисциплинами, способствующими личностному развитию ребенка, развитию его творческих способностей, что, в свою очередь, позволяет повышать общую культуру подрастающего поколения, культуру его поведения на дорогах, формировать крепкую базу для становления ребенка как грамотного участника дорожного движения.

Актуальность и практическая значимость

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.

Ребенок – это живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Программа обучения учащихся правилам дорожного движения и профилактики дорожно – транспортных происшествий – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Данная программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях:

  • знакомство с историей ПДД,
  • развитие практических навыков,
  • применение их при решении проблемной ситуации, в реальной жизни.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность состоит в том, что программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте происходит привитие специальных навыков и привычек. Совершаемые детьми ошибки повторяются и являются частыми. Большинством этих ошибок формируются и закрепляются ложные и опасные навыки и привычки. Поэтому большая ответственность в деле формирования у подрастающего поколения знаний по Правилам дорожного движения лежит на семье и учреждениях образования. От родителей учителей общеобразовательных учреждений и педагогов дополнительного образования, во многом зависит сформированность у подрастающего поколения знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге.

Важную роль играют индивидуально-личностное развитие детей на основе их интересов и способностей, психофизиологические способности детей, которые определяют их поведение на дороге. Детская импульсивность, сужение восприятия, рассеянное внимание, отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий обуславливают резкие изменения в поведении ребенка. В этом возрасте большое значение имеет развитие учащихся в коллективе. Для сплочения детей используются коллективно - творческие дела.

Отличительные особенности программы от ранее существующих:

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных, психологических, индивидуальных

особенностей учащихся. Программа «Дорожный патруль» является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания форм занятий, времени прохождения материала. Она составлена по принципу постепенного нарастания степени сложности материала с учётом реальных возможностей и пожеланий обучающихся. В программе учитывается физическое, умственное развитие детей. Особенностью данной программы является то, что она включает в себя теоретические и практические занятия, экскурсии, конкурсы, проведение культурно-массовых мероприятий.

Адресат программы

Программа «Дорожный патруль» адресована детям 7-11 лет.

Условия набора учащихся

Наличие специальной подготовки не требуется, принимаются все желающие дети младшего школьного возраста.

Количество учащихся

Для обучения формируются группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий 7-11 лет, являющиеся основным составом объединения. Наполняемость группы: 12-15 человек. Состав группы постоянный

Объем и срок освоения программы

Программа «Дорожный патруль» рассчитана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 72 часа.  

Формы и режим занятий

Основной формой учебной работы является групповое занятие. Занятия проводятся два раза в неделю, по одному учебному часу с перерывом между занятиями 10 минут. Длительность занятия – 45 минут.

1.2. Цель  и задачи программы

Цель: Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

Задачи:

развивающие:

-привитие умения пользоваться общественным транспортом;

-формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

-развитие культуры безопасного поведения на дорогах

обучающие:

-сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;

-обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;

-ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;

-обучить правилам пользования общественным транспортом

воспитательные:

-воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;

-воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения

-привлечение школьников к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах

-формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации.

1.2 Содержание программы

Учебный план

№ п\п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по Т\Б.

1

1

2

Общие положения. Основные понятия и термины, принятые в Правилах дорожного движения

5

2

3

3

Дорога. Элементы улиц и дорог

7

3

4

4

Средства агитации и пропаганды

10

2

8

5

Средства и методы регулирования дорожного движения

7

4

3

6

Правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов

5

2

3

7

Азбука на дороге: дорожные знаки и разметка

13

6

7

8

Нарушение ПДД

8

4

4

9

Устройство и вождение велосипеда

11

5

6

10

История служб ОГИБДД

3

2

1

11

Итоговое занятие

2

-

2

Итого:

72

31

41

Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие.

Теория. Техника безопасности и противопожарной безопасности. Игровая программа «А знаешь ли ты?»

Практика.

Оформление уголка по безопасности ПДД. Изготовление плана-карты безопасного маршрута из дома в школу и обратно. Просмотр фото- и видеоматериалов.

  1. Общие положения. Основные понятия и термины, принятые в Правилах дорожного движения.

Теория. Правила дорожного движения. История появления и развития правил дорожного движения. Общие положения. Основные понятия и термины, принятые в Правилах дорожного движения.

Практика.

Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. Работа по макету, анализ дорожных ситуаций вблизи территории школы.

  1. Дорога. Элементы улиц и дорог.

Теория. Основные элементы дорог. Перекресток. Железнодорожный переезд.

Практика:

Работа с макетом дорожных ситуаций. Выпуск плаката. Проведение интеллектуальной игры «Дорожная азбука».

  1. Средства агитации и пропаганды.

Теория. Пропаганда Правил дорожного движении. Виды агитации. Агитбригада, ее роль в деле пропаганды. Разработка сценария агитбригады. Изготовление наглядности. Участие в конкурсе театрализованных представлений по профилактике ДДТТ (конкурс агитбригад).

Практика.

Выступление с агитбригадой на интеллектуальной игре «Красный, желтый, зеленый» для мл.школьников.

  1. Средства и методы регулирования дорожного движения.

Теория. Средства и методы регулирования дорожного движения. Светофор. История создания светофора. Регулировщик на дороге. Положения регулировщика

Предупредительные сигналы. Аварийная световая сигнализация.

Практика.

Выпуск плаката

  1. Правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов.

Теория. История появления и развития правил дорожного движения. Общие правила движения пешеходов. Правила движения для велосипедистов.

Практика.

Тестирование. Работа над ошибками.

  1. Азбука на дороге: дорожные знаки и разметка.

Теория. Дорожные знаки – друзья водителей пешеходов. Откуда взялись дорожные знаки. Оформление творческих работ для участия в конкурсе рисованных комиксов и рисунков «Безопасная дорога глазами детей». Дорожная разметка

Выпуск плаката. Тестирование знаний ПДД. Работа над ошибками

Практика:

Решение ситуационных задач. Работа с макетом дорожных ситуаций. Дорожные знаки по пути в школу.

  1. Нарушение ПДД.

Теория. Дорожно-транспортные происшествия. Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Первая медицинская помощь при ДТП. Дорожная аптечка. Тестирование знаний по оказанию первой доврачебной помощи. Работа над ошибками.

Практика.

Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.

Наложение  различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.

  1. Устройство и вождение велосипеда.

Теория. История создания и устройство велосипеда. Дорожная азбука велосипедиста. Сигналы, подаваемые рукой. Вождение велосипеда по прямой, с поворотами, на скорость, по «восьмерке», со скачком, с перестановкой предмета, между кеглями, «змейкой» между воротами, по коридору из коротких и длинных досок.

Практика.

Составление памятки: «Юному велосипедисту».

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда.

Преодоление на велосипеде естественных препятствий

Препятствия (прохождение трассы):

- змейка;

- восьмерка;

- качели;

- перестановка предмета

- рельсы «Желоб»;

- ворота с подвижными стойками;

- скачок;

- коридор из коротких досок.

История служб ГИБДД.

Теория. История милиции. История служб ГИБДД. Текущая работа. Встреча с инспектором.

Практика.Патрулирование по улицам и дорогам рп Сосновка.

  1. Итоговое занятие.

Подведение итогов.

1.3 Планируемые результаты

К концу обучения учащиеся должны:

Знать:

  • историю возникновения дорожного движения ГИБДД
  • отличительные черты улицы как дорожной среды;
  • участников дорожного движения;
  • первые правила поведения на дороге;
  • типологию и особенности транспортных средств;
  • что такое ДТП;
  • основные законы дорожного движения;
  • что такое светофор: история появления и т д.;
  • особенности наземного пешеходного перехода по зебре;
  • как действует регулировщик;
  • каким бывает общественный транспорт и каковы правила поведения в нем;
  • обязанности пешехода, правила его передвижения;
  • что такое транспортный этикет, признаки транспортной культуры;
  • правила движения велосипедистов.

Уметь:

  • определять особенности автотранспортных средств;
  • правильно оценивать ситуацию на улице в зоне дорожного движения;
  • вести себя в общественном транспорте в соответствии с принятыми нормами;
  • переходить дорогу строго в соответствии с действующими правиламидорожного движения;
  • выполнять элементарные фигуры за рулем велосипеда во время фигурного вождения.

Учащийся может:

  • выполнять задания с элементами творчества и на творческом уровне;
  • участвовать в конкурсах по безопасности дорожного движения различного уровня;
  • активно участвовать в жизни отряда через систему чередующихся творческих поручений.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

  • оценивание жизненных ситуаций (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как  поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Младшие школьники получат возможность научиться:

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  •  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.  Младшие школьники получат возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач.

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Младшие школьники получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36.

Дата  начала и окончания учебных периодов

Начало занятий обучения с 10 сентября, окончание занятий 31 мая. Продолжительность каникул с 1 июня по 31 августа.

2.2. Условия реализации программы

Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажуработы.

  1. 2.3. Форма аттестации.

 Оценка качества реализации программы включает в себя вводный, текущий и итоговый контроль учащихся.

Вводный контроль (начальная диагностика) осуществляется в начале обучения в виде собеседования.

Текущий контроль осуществляется в течении всего обучения по программе в ходе беседыипрактических работ на занятиях (конкурсы, выставки).

Итоговый контроль (итоговая диагностика): Определение результатов работы и степени усвоения знаний, умений и навыков, сформированности личностных качеств.Итоговый контроль проводится по результатам всего обучения в виде собеседований, выставок и практических работ, тестов, анкетирования, зачетных занятий.

2.4. Оценочны материалы

Вид контроля

Диагностическая методика

Цель диагностики

Вводный контроль (начальная диагностика)

Тест "Дорожная история".

Определение уровень знаний и умений

Текущий контроль

Тест "Подбери слово" Выставка, конкурс, викторина

Выявление мотивов учащихся в деятельности. Определение уровня освоения материала.

Итоговый контроль (итоговая диагностика)

Тест "Проверь себя"

анкетирование

Определение результативности процесса обучения учащихся. Определение уровня освоения программы.

2.5. Методические материалы

Данная программа опирается на те знания, умения и навыки детей как участников дорожного движения, которые они получили вовне: в семье, в дошкольном образовательном учреждении, в начальной школе. Содержательная ее часть состоит из теории и практики безопасного поведения человека на улицах, дорогах и в общественном транспорте. Систематизированность информации по изучаемой проблематике позволяет обучающемуся получить комплексное представление об опасных ситуациях на дороге и возможность их прогнозирования, оценить влияние последствий ДТП на дальнейшую жизнь человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом индивидуальных особенностей.

По форме проведения занятий программа предполагает индивидуальную и групповую работу, проведение массовых мероприятий. В отряде активно используется система чередующихся творческих поручений: такая форма самореализации членов отряда помогает определить и более предметно развивать творческие способности ребенка, что, в свою очередь, будет способствовать и развитию его поведенческой культуры на дороге. Для полноценной реализации данного направления образовательного процесса в программе предусмотрено использование таких форм занятий, как тренинги, агитбригады, театрализованные представления, КВН, встречи за круглым столом с представителями ГИБДД, конкурсы, викторины, игры.

В связи с необходимостью усовершенствования профилактической работы, с поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, формирования грамотного участника и пропагандиста правил дорожного движения в программе делается акцент на построение новой системы работы детского объединения юных инспекторов движения. Игровые технологии, метод КТД (коллективное творческое дело), применяемые в программе, дают ребенку возможность через ситуации, которые воссоздают опыт безопасного поведения на дорогах и улицах, включиться     в     практическую    деятельность     и,     тем     самым, совершенствовать собственное поведение

Методическое обеспечение программы.

Материально-техническое обеспечение

Методическое обеспечение

  • Учебный кабинет, учебные столы, стулья;
  • Оборудование и инструменты:диск с мультфильмами,схемы
  • Канцтовары: бумага писчая, карандаши простые и цветные, фломастеры, булавки, картон, ватман, клей (ПВА, «Момент».
  • Информационно-методические материалы по темам:игровые конкурсные программы, новые педагогические технологии в образовательном процессе и т.д.
  • Диагностические методики.
  • Дидактическое обеспечение: наглядные пособия (в соответствии с разделами программы),тесты, анкеты, кроссворды и т.д.

  1. Вводное занятие.

Формы и методы работы: вступительная беседа, рассказ

Диагностика усвоения материала: опрос

Учебно-методический материал: инструкции по ТБ и ПБ.

Общие положения. Основные понятия и термины, принятые в Правилах дорожного движения.

Формы и методы работы: рассказ, беседа, практическая работа

Диагностика усвоения материала: сочинение законов «Правила дорожного движения для детей»

Учебно-методический материал: литература

  1. Дорога. Элементы улиц и дорог.

Формы и методы работы: беседа, рассказ, КТД

Диагностика усвоения материала: выпуск плаката, проведение интеллектуальной игры

Учебно-методический материал: плакаты, литература

  1. Средства агитации и пропаганды.

Формы и методы работы: рассказ, беседа

Диагностика усвоения материала: участие в конкурсе агитбригад, проведение мероприятия

Учебно-методический материал: литература, плакаты

  1. Средства и методы регулирования дорожного движения.

Формы и методы работы: рассказ, практическая работа, беседа, просмотр мультфильмов

Диагностика усвоения материала: выпуск плаката, опрос, изготовление макета светофора

Учебно-методический материал: плакаты, диск с мультфильмом

  1. Правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов.

Формы и методы работы: беседа, рассказ, практическая работа, КТД

Диагностика усвоения материала: тестирование, схема безопасного пути ребенка от дома до школы

Учебно-методический материал: литература, плакаты, тексты тестов

  1. Азбука на дороге: дорожные знаки и разметка.

Формы и методы работы: рассказ, беседа, практическая работа, КТД

Диагностика усвоения материала: участие в конкурсе рисованных комиксов и рисунков, тестирование, выпуск плаката

Учебно-методический материал: литература, плакаты, дорожные знаки

  1. Нарушение Правил дорожного движения.

Формы и методы работы: рассказ, беседа, практическая работа

Диагностика усвоения материала: выпуск буклета, тестирование, опрос

Учебно-методический материал: фотографии, литература, плакат

  1. Устройство и вождение велосипеда.

Формы и методы работы: рассказ, беседа, практическая работа

Диагностика усвоения материала: участие в соревнованиях, выпуск плаката

Учебно-методический материал: плакаты, литература

  1. История служб ГИБДД.

Формы и методы работы: рассказ, встреча с инспектором по пропаганде.

Диагностика усвоения материала: опрос, патрулирование

Учебно-методический материал: литература

  1. Итоговое занятие.

Формы и методы работы: беседа, тестирование

Учебно-методический материал: тесты.

Алгоритм учебного занятия

1.Постановка цели для каждого занятия в соответствии с программой.

2.Постановка задач, подбор необходимой литературы и материалов, в зависимости от темы занятия.

3.Выбор оптимальной формыработы с детьми в зависимости от темы занятия.

4.Использование различных методов и приемов работы с детьми.

5.Осуществление контроля на занятии и соблюдение правил техники безопасности.

Приложение к программе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙГРАФИК

№ п\п

Число, месяц

Время прове-дения занятия по расписа-нию

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место прове-дения

Форма контроля

(на каждое занятие)

1

12.09

Групповая

1

Вводное занятие.

Техника безопасности и противопожарной безопасности.

Игровая программа «А знаешь ли ты?»

беседа, рассказ,

опрос

Общие положения правил дорожного движения. Основные понятия и термины, принятые в Правилах дорожного движения – 5 часов

2

14.09

Среда 14.45-15.30

Пятница 14.45-15.30

Групповая

1

Правила дорожного движения. История появления и развития правил дорожного движения.

опрос, беседа

3

19.09

Групповая

1

Что вы знаете о  Правилах дорожного движения?

опрос, беседа

4

21.09

Групповая

1

Что должен знать пассажир?

опрос, беседа

5

26.09

Групповая

1

Сочинение законов «Правила дорожного движение для детей».

опрос, беседа

6

28.09

Групповая

1

Выпуск стенгазеты «ПДД».

Практическая работа

Дорога. Элементы улиц и дорог – 7 часов

7

3.10

Групповая

1

Основные элементы дорог. Перекресток. Регулируемый и нерегулируемый.

опрос, беседа

8

5.10

Групповая

1

Типы перекрестков. Очередность проезда перекрестков.

опрос, беседа

9

10.10

Групповая

1

Изготовление макета перекрестка.

КТД

10

12.10

Групповая

1

Железнодорожный переезд.

опрос, беседа

11

17.10

Групповая

1

Правила проезда и перехода железной дороги.

опрос, беседа

12

19.10

Групповая

1

Выпуск стенгазеты  «Безопасность на дороге».

Практическая работа

13

24.10

Групповая

1

Проведение интеллектуальной игры «Дорожная азбука»

Игра

Средства агитации и пропаганды– 10 часов

14

26.10

Групповая

1

Пропаганда Правил дорожного движении. Виды агитации. Агитбригада, ее роль в деле пропаганды.

опрос, беседа

15

31.10

Групповая

1

Придумывание сюжета агитбригады.

Репети-ции

16

2.11

Групповая

1

Разработка сценария агитбригады: сочинение стихотворений и песен.

Репети-ции

17

7.11

Групповая

1

Распределение ролей в агитбригаде. Изготовление наглядности.

Репети-ции

18

9.11

Групповая

1

Репетиция чтения стихов и пения песен

Репети-ции

19

14.11

Групповая

1

Костюмированная репетиция агитбригады

Репети-ции

20

16.11

Групповая

1

Репетиция агитбригады на сцене районного ДК.

Генеральная репити-ция

21

21.11

Групповая

1

Участие в школьном мероприятии  театрализованных представлений по профилактике ДДТТ (конкурс агитбригад)

Выступление

22

23.11

Групповая

1

Выступление с агитбригадой на интеллектуальной игре «Красный, желтый, зеленый» для мл.школьников.

Выступление

23

28.11

Групповая

1

Просмотр фотофильма, анализ выступлений агитбригады.

опрос, беседа

Средства и методы регулирования дорожного движения– 7 часов

24

30.11

Групповая

1

Средства и методы регулирования дорожного движения. Светофор. История создания светофора.

опрос, беседа

25

5.12

Групповая

1

Просмотр мультфильмов «Смешарики о ПДД». Транспортные и пешеходные светофоры.

опрос, беседа

26

7.12

Групповая

1

Изготовление макета светофора.

КТД

27

12.12

Групповая

1

Регулировщик на дороге. Положения регулировщика.

опрос, беседа

28

14.12

Групповая

1

Практическое задание «Проезд перекрестка, регулируемого регулировщиком».

Практическая работа

29

19.12

Групповая

1

Предупредительные сигналы. Аварийная световая сигнализация

опрос, беседа

30

21.12

Групповая

1

Выпуск стенгазеты.

КТД

Правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов – 5 часов

31

26.12

Групповая

1

История появления и развития правил дорожного движения

опрос, беседа

32

28.12

Групповая

1

Общие правила движения пешеходов. Как перейти дорогу

опрос, беседа

33

4.01

Групповая

1

Разработка безопасного пути ребенка от дома до школы

Практическая работа

34

9.01

Групповая

1

Правила движения для велосипедистов

опрос, беседа

35

11.02

Групповая

1

Тестирование. Работа над ошибками

Тестирование

Азбука на дороге: дорожные знаки и разметка – 13 часов

36

16.01

Групповая

1

Дорожные знаки – друзья водителей пешеходов. Откуда взялись дорожные знаки?

опрос, беседа

37

18.01

Групповая

1

Подбор материала к конкурсу рисунков «Дорога глазами детей».

КТД

38

23.01

Групповая

1

Изготовление творческих работ для участия в конкурсе рисунков «Дорога глазами детей».

КТД

39

25.01

Групповая

1

Оформление творческих работ для участия в конкурсе рисунков «Дорога глазами детей».

КТД

40

30.01

Групповая

1

Предупреждающие знаки.

опрос, беседа

41

1.02

Групповая

1

Знаки приоритета.

опрос, беседа

42

6.02

Групповая

1

Запрещающие знаки.

опрос, беседа

43

8.02

Групповая

1

Предписывающие знаки.

опрос, беседа

44

13.02

Групповая

1

Информационно-указательные.

опрос, беседа

45

15.02

Групповая

1

Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

опрос, беседа

46

20.02

Групповая

1

Дорожная разметка.

опрос, беседа

47

22.02

Групповая

1

Выпуск стенгазеты.

КТД

48

27.02

Групповая

1

Тестирование знаний ПДД. Работа над ошибками.

Тестирование.

Нарушение ПДД – 8 часов

49

1.03

Групповая

1

Дорожно-транспортные происшествия. Причины. Мероприятия, проводимые по их предупреждению.

опрос, беседа

50

6.03

Групповая

1

Ответственность за нарушение правил дорожного движения.

опрос, беседа

51

8.03

Групповая

1

Первая медицинская помощь при ДТП. Дорожная аптечка.

опрос, беседа

52

13.03

Групповая

1

Понятие «рана». Виды повязок. Способы наложения повязок.

опрос, беседа

п\р

53

15.03

Групповая

1

Понятие «ушиб», «перелом». Способы наложения шины.

опрос, беседа

п\р

54

20.03

Групповая

1

Тестирование знаний по оказанию первой доврачебной помощи. Работа над ошибками.

опрос, беседа

п\р

55

22.03

Групповая

1

Разработка буклета по оказанию первой доврачебной помощи.

КТД

56

27.03

Групповая

1

Выпуск буклета по оказанию первой доврачебной помощи.

КТД

Устройство и вождение велосипеда – 11 часов

57

29.03

Групповая

1

История создания и устройство велосипеда. Дорожная азбука велосипедиста. Сигналы, подаваемые рукой.

опрос, беседа

58

3.04

Групповая

1

Проверка знаний правил движения для велосипедистов. Работа над ошибками

опрос, беседа

59

5.04

Групповая

1

Вождение велосипеда по прямой, с поворотами, на скорость.

п\р

60

10.04

Групповая

1

Вождение велосипеда по «восьмерке»

п\р

61

12.04

Групповая

1

Вождение велосипеда со скачком, с перестановкой предмета.

п\р

62

17.04

Групповая

1

Вождение велосипеда между кеглями.

п\р

63

19.04

Групповая

1

Вождение велосипеда «змейкой» между воротами.

п\р

64

24.04

Групповая

1

Вождение велосипеда по коридору из коротких и длинных досок.

п\р

65

26.04

Групповая

1

Самостоятельная работа по подготовке к соревнованиям.

п\р

66

1.05

Групповая

1

Соревнования «Мини Безопасное колесо».

п\р

67

3.05

Групповая

1

Выпуск стенгазеты.

КТД

История служб ГИБДД – 3 часа.

68

8.05

Групповая

1

История милиции. История служб ОГИБДД. Текущая работа

опрос, беседа

69

10.05

Групповая

1

Встреча с инспектором по безопасности дорожного движения ГИБДД Саяпиным И.С.

опрос, беседа

70

15.05

Индивидуально-групповая

1

Патрулирование по улицам и дорогам рп Сосновка.

п\р

Итоговое занятие – 2 часа.

71

17.05

Групповая

1

Подведение итогов.

опрос, беседа

72

22.05

Групповая

1

Тестирование (итоговая диагностика).

Итоговое тестирование.

2.6. Список литературы

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА.

  1. Карманная книга автолюбителя. – СПб.: Лениздат, «Ленинград», 2006.
  2. Методическое пособие для инспектора по пропаганде. – Самара, 2002.
  3. Методические рекомендации по организации в школе отрядов юных инспекторов движения. – Самара, 1998.
  4. Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения: Учеб.пособие для 4-6 кл. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Рублях В.Э. Правила дорожного движения: Учеб.пособие для учащихся 7 и 8 кл. М.: Просвещение, 1979.
  6. Методические рекомендации по организации работы отрядов юных инспекторов движения в г. Ростове-на-Дону. – Ростов-на-Дону, 1992.
  7. В помощь участнику соревнований «Безопасное колесо». – Самара: Типография ГУВД Самарской области, 2000.
  8. Сборник сценариев агитбригад юных инспекторов движения. – Самара: Типография ГУВД Самарской области, 2003.
  9. Сборник сценариев агитбригад юных инспекторов движения. – Самара: Типография ГУВД Самарской области,.
  10. 2001Правила дорожного движения для детей / Авт.-сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
  11. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников \ В.П.Дмитрук. – Изд. 2-е., испр. – Ростов н\Д: Феникс, 2007.
  12. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения: Пособие для воспитателя дет.сада. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979.
  13. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. – Росгосстрах Авто, 2006.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЮЩИХСЯ

1.        Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов.Москва. “Просвещение”,2009 г.

2.        Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.

3.        Учебная книжка – тетрадь для 1 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.

4.        Учебная книжка – тетрадь для 2 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.

5.        Учебная книжка – тетрадь для 3 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.

6.        Учебная книжка – тетрадь для 4 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.

7.        Учебно – методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.

8.        “Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "В гостях у русской народной сказки"

ЦЕЛИ: познакомить с понятием - устное народное творчество, расширить знания о русских народных сказках, вспомнить известные детям сказки и познакомить с неизвестными; Формировать и развивать по...

Конспект внеклассного мероприятия по математике «Старинные русские меры массы»

Ознакомление детей со старинными русскими мерами массы и перевод старинных мер в общепринятую метрическую систему единиц....

Конспект внеклассного мероприятия "Знай и люби русский язык" 1-4 класс

Мероприятие проводилось в рамках недели русского языка для учащихся 1-4 классов в виде викторины. Задания и упражнения были подобраны в соответствии с программными требованиями 1-4 классов....

Внеклассное мероприятие, приуроченное к неделе русского языка и литера-туры в начальной школе (класс-комплект 2-4).Музыкальная пьеса- сказка «Муха-Цокотуха»

Внеклассное мероприятие, приуроченное к неделе литературного чтения в начальной школе. Музыкальная пьеса- сказка "Муха- Цокотуха...

Внеклассное мероприятие «Традиции и обычаи русского народа»

Занятие направлено на повышение заинтересованности учащихся к изучению традиций и обычаев русского народа, на расширение  исторических знаний и кругозора, развитие творческой активности,восп...

Конспект внеклассного мероприятия «Своя игра по русскому языку» 4 класс

Класс: 4МТема: «Своя игра по русскому языку»Цели:привлечение внимания детей к изучению русского языка, дать учащимся возможность продемонстрировать свои знания, проявить склонности, развив...