Организация эффективной работы с родителями
опыты и эксперименты
Перед каждым учителем стоит цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Организация взаимодействия педагога с родителями обучающихся остается одной из нелёгких, наиболее сложных проблем в настоящее время. Современные родители в большинстве своем считают себя людьми грамотными, осведомленными и, конечно, хорошо знающими, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности, разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_effektivnoy_raboty_s_roditelyami.docx | 38.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация эффективной работы с родителями
Перед каждым учителем стоит цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Организация взаимодействия педагога с родителями обучающихся остается одной из нелёгких, наиболее сложных проблем в настоящее время. Современные родители в большинстве своем считают себя людьми грамотными, осведомленными и, конечно, хорошо знающими, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности, разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь семье.
Для эффективной работы с родителями в новых условиях я начинаю с анализа социального состава семьи. Составляю социальный паспорт семьи. Изучаю семью последовательно, системно. Я пользуюсь наиболее распространёнными методами изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, когда посещаю семью. Все эти действия помогают мне правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Работу с родителями провожу, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью школы, стараюсь повышать культуру педагогической грамотности семьи.
В своём классе активно сотрудничаю с родителями, используя разные формы работы:
- организация родительских собраний,
- мастер-классы,
- дни открытых дверей,
- совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития, экскурсии,
- участие родителей в разных конкурсах, выставках,
- организация совместной трудовой деятельности,
- наглядное оформление стендов,
- консультации,
- анкетирование,
- индивидуальные беседы дома и в школе с родителями и детьми и др.
Применяю разные методы работы с родителями. Но основной формой работы с родителями являются, вне всякого сомнения, родительские собрания, на которых обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Предварительно готовим с детьми приглашения на собрания, оформляем благодарности (иногда на собрании родителей и детей объединяю). Собрания проводим в форме дискуссий. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий, поэтому готовится приходится заранее.
Одним из этапов подготовки к собранию является: проведение микроисследования в сообществе детей и родителей, то есть анкетирование. Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах её решения. Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие меня, как педагога о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в школе и его учёбы, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье, что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает мне правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Важно знать и соблюдать следующие правила:
- Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
- Работа с родителями должна быть целенаправленной, планомерной и систематической.
- Методы этой работы должны быть взаимосвязаны с методами воспитания детей.
- Психолого – педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
Очень важно в индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволяет мне познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, составом семьи (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками и т. д.), с общей атмосферой в доме, с семейным укладом и традициями, опытом семейного воспитания, хобби, интересами и желаниями в отношении воспитания детей в семье и школе. В результате этого посещения я могу дать родителям более обоснованные рекомендации, мы находим вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в школе и дома.
Наблюдение как индивидуальный метод изучения семьи тоже имеет большое значение.
Заранее определяю, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Если внимательно наблюдать -в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к школе.
Для наблюдения полезно использовать специальные ситуации, которые помогают глубже изучить вопрос взаимодействия и общения родителей с детьми:
- совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте класса;
- провожу совместные досуги, развлечения, спортивные мероприятия, экскурсии;
- выявление творческих родителей и детей в классе (приглашаю принять участие в викторинах, конкурсах, акциях);
Таким образом, изучая семью, подбираю наиболее эффективные методы работы с учениками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.
Взаимодействие с родителями по созданию благоприятных условий, содержательной, доступной и безопасной среды помогает мне спланировать и провести многогранную работу с родителями:
Участие в мастер-классах, направленных на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях (родители совместно со своими детьми учатся нетрадиционным техникам рисования, работы с бумажными салфетками и лепке из соленого теста.), а также на организацию игр в вечерние часы и выходные или праздничные дни.
- Совместно с родителями организую выставки. В моей практике-это была фотовыставка на тему «Наш край». Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей.
- Открытые занятия с участием родителей, как носителей новой интересной информации о своей работе, как мастера для передачи своего опыта и умений.
- Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего класса! В нашей школе таким проектом стал проект «Семейный театр». Детей и родителей объединяет одно общее дело. Особенно импонирует и подстёгивает желание родителей помочь своим детям в создании костюмов и декораций. Пусть эта помощь не настолько бывает заметна, но она очень эмоционально ощутима для каждого ребёнка. Ведь дети очень горды тем, что именно их родитель, а не чей-то другой внёс свою лепту в то дело, которое для него в данный момент важнее всего на свете. Не отказываются родители принять и личное участие в постановках. В результате, переживания ребёнка и родителя за общее дело объединяются в единое целое. И теперь родитель для ребёнка становится непросто родителем, а ещё и его другом, и советником, и помощником. Формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Благодаря этому единению результатом данной деятельности становится повышение педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность родителей в формировании предметно – пространственной среды.
- Организация и проведение дней открытых дверей;
- туристические походы, прогулки-экскурсии с родителями;
- в конце года с участием родителей проводим творческий отчет по итогам года.
Выставки – коллекции тоже занимают определённое место в работе с родителями. Дети организовывают их сами, конечно, не без помощи родителей. Учатся рассказывать о предметах выставки. Родители помогают детям из самых обычных вещей создать коллекцию из нетрадиционных предметов.
В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили День здоровья, как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Я приглашаю родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Весёлые старты», приглашаю стать активными участниками прогулки-похода в конце учебного года на реку Сивинь.
Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. У взрослых появляется возможность заинтересовать ребёнка личным примером, рассказать о своих походах или прогулках на природу в детстве, вспомнить и поделиться своими впечатлениями. Из этих походов дети возвращаются с новыми впечатлениями о природе, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала, который собрали (это и интересной формы каряги, и ракушки, найденные на берегу реки). В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание и забота об окружающих и близких им людей. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; приобщаются родители к активному образу жизни и оздоровлению детей. Это и начало патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.
В нашем классе проводятся традиционные акции.
Экологические: «Покормите птиц зимой!», акции по энергосбережению.
Социальные: «Огонь памяти», посвящённый Дню Победы, с Днём защитника Отечества, Дню народного единства.
Безопасность: «Осторожно, тонкий лед!», «Знающий пешеход!», «Осенние, зимние, весенние каникулы» и др.
Сколько воспитательных моментов таят в себе эти маленькие акции! Это бережное отношение к вещам, энергетическим ресурсам; внимательное отношение к людям; заботливое к родному городу. При этом дети учатся не только наблюдать со стороны за действиями взрослых в лице педагога, но и могут стать активными участниками в подготовке (рисовать плакаты, клеить коллажи) – это большой труд, воспитание души.
В педагогической практике мной используются различные виды наглядности:
- уголок для родителей, в котором содержатся материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления;
- разнообразные выставки поделок, поделки для конкурсов совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям
- Информационные листки: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравления с днем рождения и праздниками.
- Памятки для родителей, на интересующие их темы и с целью просвещения: Осторожно, тонкий лёд! Катание на тюбингах и т. д
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Я не забываю хвалить наших родителей, вручаю им грамоты и дипломы за добросовестное выполнение определённых работ, победу в конкурсах, играх с детьми, активное участие в мероприятиях и т.д. И стараюсь это делать прилюдно, на общешкольных линейках, ставя самых активных родителей в пример другим родителям. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня складывается определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы даёт определённые результаты: родители, становятся активными участниками разных мероприятий, создаётся атмосфера взаимоуважения:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с педагогом;
- совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на обучающихся
- размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
- повышение их активности в совместных мероприятиях.
Однако пока еще инициатива больше исходит от меня, но уже хорошо, что родители с удовольствием, по возможности, идут на встречу. Бесспорно, есть и такие родители, которые не принимают никакого участия в жизни своих детей. И это плохо. Но, всё-таки радует и тот момент, когда некоторые отцы приобщаются к школьной жизни своих детей. И с радостью идут на помощь школе.
Анкета №1(для учащихся). Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти».
- Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
- Говорят ли с вами ваши родители по душам, советуются ли с вами по своим личным делам?
- Интересуются ли родители вашей учёбой, проблемами по отдельным предметам, проблемами с учителями и одноклассниками?
- Знают ли родители ваших друзей?
- Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями?
- Проверяют ли постоянно ваши родители, как вы готовите уроки?
- Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?
- Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?
- Хотите ли вы всегда проводить свои праздники без взрослых?
- Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?
- Обсуждаете ли вы с родителями телевизионные передачи, фильмы?
- Бываете ли вы с родителями в кино, театре, музее?
- Бываете ли вы с родителями на прогулках, в походах?
- Нравится ли вам проводить вместе с родителями отпуск?
За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. (Полученный результат записывается, он пригодится для проведения собрания).
Анкета №2 (для родителей). Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти».
- Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
- Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по « личным делам»?
- Интересуются ли они вашей работой?
- Знаете ли вы друзей ваших детей?
- Участвуют дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
- Проверяете ли вы, как они готовят уроки?
- Есть ли у вас и ваших детей общие занятия, увлечения?
- Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
- На «детских праздниках» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?
- Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты?
- Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи, фильмы?
- Бываете ли вместе в кино, театре, музее?
- Бываете ли вместе на прогулках, в походах?
- Предпочитаете ли проводить отпуск вместе или нет?
За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными. От 10 до 20 баллов. Отношения оцениваются как удовлетворительные и недостаточно многосторонние. Менее 10 баллов. Контакты с детьми явно недостаточные. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Анкета № 3. Для изучения семейной атмосферы педагог может предложить своим ученикам разрешить следующие ситуации:
-У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял(а) с собой на представление?
-Твоя семья идёт в гости, но один человек заболел и должен остаться дома. Кто это?
-Ты потерял(а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
Анкета №4 «С другом в путь…». Если мы классом собрались в поездку, то
- Я сяду в автобусе с …
- Если его нет, то с …
- Если и он не поехал, то рядом будет …
Анкета позволяет выявить тех детей, которые остаются в «стороне», одиноки, тех, кому требуется срочная помощь.
Тест №1 для родителей: «Какой вы родитель?». Отметьте те фразы, которые вы часто используете в своей семье.
- Сколько раз тебе повторять!
- Посоветуй мне, пожалуйста.
- Не знаю, чтобы я без тебя делал(а).
- И в кого ты такой(ая) уродился(ась)!
- Какие у тебя занимательные друзья!
- Ну на кого ты похож(а)!
- Вот я в твоё время!
- Ты моя опора и помощник(ца)!
- Ну что за друзья у тебя!
- О чём ты только думаешь!
- Какая ты у меня умница!
- А как ты считаешь, сынок(доченька)?
- У всех дети как дети, а ты?
- Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!
Оцените результаты, поставив себе 2 балла за ответы №1,4,6,7,9, 10, 13. 1 балл за все остальные ответы.
7 – 8 баллов. Живёте душа в душу. Ребёнок любит и уважает вас.
9 – 10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребёнок уважает вас, но не всегда откровенен.
11 -12 баллов. Необходимо быть к ребёнку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.
13 – 14 баллов. Идёте по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребёнком. Уделяйте ему больше времени.
Тест №2: «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребёнка?»
1. Сколько новых учебных предметов у вашего ребёнка добавилось в этом учебном году?
а) 4
б) 3
в) 2
2. Знаете ли вы всех преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребёнок?
а) знаю всех;
б) знаю половину;
в) знаю лишь некоторых
3. Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребёнка ради интереса?
а) постоянно; б) 1 – 2 раза в четверть; в) ни разу.
4. Если вы обнаружили, что ребёнок испытывает трудности пол одному или нескольким предметам, и не способны ему помочь, что вы будете делать?
а) обращусь за помощью к учителям;
б) пойду к завучу;
в) заставлю ребёнка более серьёзно учить предмет
5. Знаете ли вы интересы (увлечения) своего ребёнка?
а) да, знаю;
б) частично;
в) догадываюсь, но точно не знаю
6. Знаете ли вы, где и с кем ребёнок проводит своё свободное время?
а) да;
б) иногда;
в) нет, но догадываюсь.
Посчитайте количество высказываний а,б,в.
Если лидирует ответ а) – Вы знаете, что ребёнок нуждается в вашей помощи, и оказываете эту помощь своевременно.
Если лидирует ответ б) – Вас волнуют проблемы, но неурядицы с учёбой могут привести к дестабилизации всей остальной деятельности ребёнка.
Если лидирует ответ в) – Вы и другие члены вашей семьи должны помочь ребёнку.
Анкета №5. Классному руководителю после данной анкеты становится понятно, в чём каждый из ребят может проявить себя наиболее полно.
- Чем ты любишь заниматься в свободное время?
- Много ли у тебя друзей? Кто они, если не секрет?
- Любишь ли читать? Твои любимые книги.
- Сколько времени проводишь у телевизора? Твои любимые телепередачи.
- Как относишься к спорту? Чем занимаешься?
- Какие кружки (секции) хотел бы посещать?
- Какое поручение хотел бы иметь в классе?
- Какие интересные дела ты предлагаешь провести в этом учебном году?
Анкета № 6 «Взаимоотношения в семье»
- Кто больше внимания уделяет тебе в семье?
- Кому ты рассказываешь о своей школьной жизни, о прожитом дне?
- Слушают ли тебя дома с интересом или говорят, что некогда, потом поговорим?
- Мама для тебя просто мама или ещё подруга?
- Наказывают ли тебя дома? Как?
- Считаешь ли ты своих родителей справедливыми?
Анкета № 7
- Кто занимается воспитанием ребёнка в Вашей семье?
- Ваши мнения по вопросам воспитания в Вашей семье совпадают или же они разные?
- В чём Вы испытываете трудности?
- Как Вы стараетесь разрешить эти трудности?
- Могли бы Вы поделиться своим опытом воспитания в семье?
- В каком вопросе Вы нуждаетесь в помощи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности уроков в начальной школе путем организации групповой работы при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Проблема «умение учиться» у учащихся волнует каждого учителя начальной школы. И решить эту проблему на уроках мне помогает использование групповых форм работы. Известно, что ум...
Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации.
Предоставлены материалы участия учителя начальных классов Демидовой О.Н. в пректировании и реализации инициатив различного уровня...
"Проектная деятельность в системе воспитательной работы образовательной организации при работе с родителями"
Взаимодействие семьи и образовательного учреждения, педагога и родителя.Я искренно рада поделиться с мыслями о самых важных, волнующих проблемах нашего времени, связанных с воспитанием подрастающего п...
Эффективность организации самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях (включая внеурочную деятельность) как фактор повышения качества образования.
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.Начинать следует с учёта возрастных особенностей и возможностей дете...
Повышение эффективности уроков литературного чтения путем организации групповой работы.
Повышение эффективности уроков литературного чтения путем организации групповой работы....
Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации
В данном разделе представлено участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации...
Сборник организаций по работе с родителями
В этом сборнике представлен опыт работы организаций-победителей III Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями, проведённого в 2019 году. Организатор...